Рабочая программа курса "Литературное наследие Сибири" 6 кл. 16 часов (1)
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Ротькина Мария Олеговна

Рабочая программа по курсу "Литературное наследие Сибири", включающая следующие разделы: "Пояснительная записка", "Предполагаемые результаты обучения", "Содержание программы", "Календарно-тематическое планирование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prog_lns.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дубровская основная общеобразовательная школа» Зырянского района

 

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

 

_________/____________/

                            ФИО

 

 «___» ___________20__ г

Утверждаю

Директор школы

 

 

__________/_____________/

                            ФИО

 

Приказ №______
от «___» __________20__ г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

_______по курсу «Литературное наследие Сибири»______

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

ДЛЯ  ___6____КЛАСС

Количество часов: _______16_______

 

НА 2018 /2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

                                                                                     

    Составитель программы:

учитель русского языка и литературы

Ротькина Мария Олеговна


2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Литературное наследие Сибири» является региональным компонентом, введённым в учебные программы школ Томской области. Региональный компонент образования расширяет, углубляет и конкретизирует знания, предусмотренные федеральным компонентом содержания образования и строится в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Он введён в соответствии с Приказом № 537 от 31.04. 2004 года Департамента общего образования «Об утверждении регионального базисного учебного плана в учреждениях Томской области».

Цель курса «Литературное наследие Сибири» - приобщение обучающихся к литературному наследию Сибири; знакомство авторами-сибиряками и литературно-краеведческим материалом.

Задачи изучения курса:

  • знакомство с авторами-сибиряками;
  • знакомство с литературно-краеведческим материалом;
  • обогащение опыта творческой деятельности ребёнка;
  • формирование грамотного читателя, любящего свой край;
  • развитие чувства гражданской ответственности и достоинства, гордости за свою «малую родину».

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

  1. Формирование навыков осознанного чтения художественных текстов.
  2. Выразительное чтение текстов сибирской литературы и фольклора с передачей собственного отношения к категориям и событиям.
  3. Умение видеть в изучаемых текстах эстетическую и художественную ценность.
  4. Выявление функциональной роли компонентов художественного произведения (сюжета, композиции, геройного мира, пейзажа, интерьера, описаний, диалогов и монологов).
  5. Выявление авторского отношения к изображаемому и основных способов его выражения.
  6. Наблюдение над образностью и выразительностью языка художественного произведения, его стилевыми особенностями.
  7. Формирование умений и навыков написания сочинений на основе жизненных впечатлений и литературных произведений.
  8. Развитие у учащихся навыков литературно-творческой деятельности.
  9. Формирование навыков оценки художественного произведения (осмысления тематики и проблематики текста, его художественной образованности, характеристика героев, выявление особенности сюжета и композиции произведения, роль рассказчика, выражения собственной точки зрения).
  10. Умение сопоставлять произведения о родном крае с изучаемыми произведениями основного литературного курса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение. Сибирь – наш край родной (1ч.)

        Сибирь: от Урала до Камчатки. Самые разные карты. Народы Сибири.

Тема 2. Малый жанр фольклора народов Сибири. Загадки (1ч.)

Загадки о происхождении мира. Небо и звёзды. В сибирской тайге. Загадки о растениях и животных (коми-пермяцкие, русские, эвенские, хакасские, марийские, ненецкие, шорцкие, коми, нанайские).

Тема 3. Сказки и мифы народов Сибири (5 ч.)

Сказки и мифы селькупов: «Соколиный костёр», «Как собака хозяина себе нашла», «Богатырь-соболь», «Верность», «Дочь Земли», «Лесная хозяйка», «Сотворение мира», «Богатырь-медведь», «Почему у остяков нет своей грамоты». Сказки и мифы манси: «Отчего ворон чёрный», «Отчего у зайца длинные уши», «Сказка о медведе и бурундуке». Сказки и мифы ханты: «На привале в пути», «Почему река называется Васюган», «Как кулик землю достал». Сказки и мифы эвенков: «Откуда комар, мошка и овод взялись», «Почему карась стал плоским», «Глухарь и тетерев», «Откуда у птиц, рыб мясо белое появилось», «Лебедь и ворон», «Отчего медведи зимой в берлогу залягают», «Отчего у лося морда вытянутая».

Тема 4. Героические сказания (4ч.)

Расширение знаний о культуре Сибири. Сообщение о географическом положении Бурятии, Горного Алтая, Хакасии, мифологии и культуре народов. Бурятский героический эпос «Гэсэр». Сибирские сказки: «Как старуха у чёрта жила», «Чайки и красавица Ангара», В.С. Галкин «Чудные зёрна: сибирские сказы», отрывок из романа С.Т. Алексеева «Материк». Русские былины Сибири: Илья Муромец, Сурович Иванович, Пурга-Царь. Фёдор сын количевский. Томские сказания в обработке Н.В. Татаурова, С. Заплавного, Т.Е. Мейко: «Богатырь Эушт», «Дух Тайги», «Предание о княжне Томе и Ушае», «Басандай», «Откуда пошло племя эуштинцев». Как Сибирь заселяли народы. Основание Томска.

Тема 5. От мифа к литературе (3ч.)

        Сказки Татьяны Мейко: «Человек», «Ромашки», «Зёрнышко», «Клоунада». Астафьев «Зачем я убил коростеля?». В.М. Шукшин «Дядя Ермолай».

Тема 6. Красота родного края (4ч.)

        Стихотворения сибирских поэтов В.И. Михеева, В. Колыхалова, С. Заплавного, Г. Вяткина, Б. Климычева, В. Казанцева о красоте родного края. Моя малая родина. Стихотворения и песни о зырянском районе.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во уроков

Дата

1

Введение. Сибирь – наш край родной.

1

2

Малый жанр фольклора народов Сибири. Загадки.

1

Сказки и мифы народов Сибири

        4

3

Сказки и мифы селькупов

1

4

Сказки и мифы народов ханты и манси

1

5

Сказки и мифы эвенков

1

Героические сказания

        4

6

Бурятский героический эпос «Гэсэр»

1

7

Русские былины Сибири

1

8

Сибирские сказки

1

9

Томские сказания

1

От мифа к литературе

        3

10

Сказки Татьяны Мейко

1

11

В. Астафьев «Зачем я убил коростеля»

1

12

В. Шукшин «Дядя Ермолай»

1

Красота родного края

        3

13

Стихотворения сибирских поэтов В.М. Михеева, В. Колыхалова, С. Заплавного о красоте родного края.

1

14

Стихотворения Г. Вяткина, Б. Климычева, В. Казанцева

1

15

Моя малая родина. Стихотворения и песни о Зырянском районе.

1

16

Подведение итогов. Выставка творческих работ.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)

программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...

Рабочая программа для 10 класса 6 часов в неделю

Календарно-тематическое планирование для 10 класса по физике 6 часов в неделю...

Рабочая программа 11 клас (1,5 часа)

Рабочая программа используется для обучения детей в ЦДО...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводим...