Приемы развития критического мышления на уроках литературы
статья по литературе (8 класс)
Статья "Приемы развития критического мышления на уроках литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 11.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы развития критического мышления
на уроке литературы.
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Каждый учитель ищет наиболее эффективные методы и технологии обучения, которые бы давали стабильный результат в освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой активности.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Методика развития критического мышления включает три этапа или три стадии.
Это «Вызов - Осмысление - Рефлексия». Каждый этап имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.
- этап - вызов.
На этапе вызова учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), высказывают свою точку зрения по поводу изучаемой темы. Все их высказывания (правильные и неправильные) фиксируются. Обмен мнениями способствует возникновению вопросов у учащихся, которые будут мотивировать их на поиск ответов и изучение нового материала.
- Приём "Ассоциации".
Прочитайте название произведения. Поразмышляйте над ним. Какие ассоциации у вас возникли после прочтения названия произведения?
- Приём "Корзина идей".
Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). На доске прикрепляется значок корзины. Ученики называют сведения по данной теме, которые условно собираются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
- Приём "Верите ли вы..."
Учитель предлагает детям на карточках вопросы. Если учащиеся согласны с высказыванием, то рядом напишите слово "да", если не согласны, то пишут слово "нет".
- Приём «Верные и неверные утверждения».
Учитель предлагает детям ряд утверждений по теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. Если учащиеся согласны с утверждением, ставят знак если вы не согласны с утверждением, то ставят знак " -".
На этапе рефлексии возвращаемся к этим приёмам, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
- этап - осмысление.
На этапе осмысления учащиеся работают с новой информацией. Дети читают (слушают) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.
1. Приём "Тонкие и толстые вопросы".
Работа проводится обычно в группах. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах. Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа
Тонкие ? Толстые ?
Объясните: почему...?
Почему вы думаете...?
Почему вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите: что будет, если...? Что, если...?
2. Приём "Ромашка Блума" или "Ромашка вопросов"
Класс можно разделить на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:
- лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
- лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
- лепесток -уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов « Верно ли, что...», «Если я правильно понял, то ...». .
- лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
- лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
- лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Что бы изменилось, если бы...», « Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»
- этап - рефлексия.
На этапе рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. В процессе этой работы происходит отбор учащимися наиболее значимой информации.
- Приём "Синквейн"
Синквейн - это стихотворная форма, состоящая из 5 строк, характеризующая предмет (тему), которая пишется по определённому правилу.
Правила написания синквейна:
- строка - одно слово - название стихотворения, тема, обычно имя существительное;
- строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
- строка - три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
- строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
- строка - одно ключевое слово, синоним к 1 строке.
Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу. Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. Приём «Синквейн» обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом, так как получается у всех.
- Приём "Шесть шляп".
На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп». Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос. Сначала дети знакомятся со значением каждого цвета шляпы. Затем выбирают любую шляпу и готовят сообщения.
- Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст,
- Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история геря?
2. Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая это
произведение ?
4. Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках героев. Какие трагические события могли произойти с ним?
5.3елёная шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.
6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?
Технология развития критического мышления через чтение и письмо - получает всё большее распространение, за ней - возможность воспитания самостоятельной, творческой личности. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517643-1415285369.jpg)
Использование приемов развития критического мышления на уроках биологии
Употребление технологии критического мышления на уроках биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-682274-1444241483.jpg)
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы
Творческий отчет о применении ТРКМЧП на примере рассказа И.С. Тургенева "Муму"....
Некоторые приемы развития критического мышления на уроках биологии
Некоторые приемы развития критического мышленияна уроках биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/02/picture-730644-1451739624.jpg)
Стптья. Использования приемов развития критического мышления на уроке биологии и химии
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/16/picture-900660-1518814296.jpg)
Синквейн, как один из приемов развития критического мышления на уроках технологии
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активиру...
Мастер-класс "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках литературы"
Материал содержит описание приемов ТРКМ на примере урока современной литературы в 11 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/11/picture-1270628-1673454978.jpg)
Эффективные приемы развития критического мышления на уроках литературы
Эффективные приемы развития критического мышления на уроках литературы...