Пословицы и поговорки
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Ондар Чаяна Чыргал-ооловна

презентация по теме: "Пословицы и поговорки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki.pptx820.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бора- Тайгинская средняя общеобразовательная школа Сут-Хольского кожууна Республики Тыва Исследовательская работа: « Какова роль пословиц и поговорок в жизни современного человека?» Выполнила: Ондар Чайынды , ученица 5 класса Руководитель: Ондар Чаяна Чыргал-ооловна , учитель русского языка и литературы с. Бора-Тайга, 2019г .

Слайд 2

Актуальность работы С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, сладные выражения, так похожие на стишки, «семь раз отмерь – один раз отрежь» ( чеди катап хемчээгеш , чангыс катап кес .), «ученье – свет, а не ученье – тьма» ( эртем чокта , эртен база дун ), «не имей сто рублей, а имей сто друзей» ( чус акшанын орнунга , чус эштиг бол). Придя в школу, на уроках русского языка и литературы, родного языка и литературы мы узнали, что это пословицы и поговорки. Мы захотели подробнее узнать, что такое пословицы и поговорки? Какие бывают пословицы и поговорки, какой смысл содержат в себе, нужны ли они в современное время, употребляют ли их сейчас. Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследование на тему: «Какова роль пословиц и поговорок в жизни современного человека?».

Слайд 3

Объект исследования: Пословицы и поговорки Предмет исследования: Роль пословиц и поговорок в жизни человека Цель исследования: определение роли пословиц и поговорок в жизни современного человека, интереса к данному жанру фольклора. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по теме исследования. 2. Провести анкетирование, опрос учеников и взрослых по теме. 3. Провести анализ и сделать выводы. Приготовить презентацию работы. 4. Составить собственный сборник русско-тувинских пословиц и поговорок для 1-4 классов.

Слайд 4

Гипотеза: Пословицы и поговорки нужны и употребляются в современной жизни. Они содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов современности. Ожидаемые результаты: В результате изучения литературы и проведенного исследования мы узнаем, нужны ли пословицы и поговорки в современное время, употребляют ли их сейчас, предполагаем, что нужны, их употребляют и сейчас. Методы, которыми мы пользовались: - теоретическое исследование; - анкетирование учащихся; -анализ и синтез, обобщение; - интервьюирование; - опрос учеников, взрослых; - моделирование.

Слайд 5

Самый известный, непревзойденный собиратель пословиц и поговорок - В.И . Даль Родился: 10 ноября 1801 г. Луганск, Екатеринославская губерния. Умер: 22 сентября 1872 г. Москва Русский писатель, этнограф и лексикограф, собиратель фольклора, военный врач. Автор «Толкового словаря»

Слайд 6

Пословица Поговорка - это целое законченное выражение - меткое красноречивое предложение с моралью и глубоким смыслом; (словосочетание) - это заповедь, которой должны следовать все - не составляет законченного высказывания; - это коротенькая притча - она как реплика, которую (учит, наставляет); - не содержит поучений и выводов; - может состоять из двух частей. или высказыванием, не делима на части, содержит иронию. Она как реплика, которую можно заменить другим словом

Слайд 7

Пословицы Ученье – свет, а неученье – тьма. (Призывает учиться) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Не делай несколько дел сразу, не получишь хороших результатов)

Слайд 8

Поговорки Семеро одного не ждут . (Группа людей не должна ждать опаздывающего)

Слайд 9

О труде Хорош садовник – хорош и крыжовник. (Будешь хорошо ухаживать – вырастет и ягода хорошая) Маленькое дело лучше большого безделья. (Лучше сделать немного, чем совсем ничего)

Слайд 10

О Родине С родной земли умри – не сходи. (Защищай Родину до конца)

Слайд 11

Об учении и уме Ум хорошо, а два лучше . (При выработке решения полезно знать мнение и других людей)

Слайд 12

Поговорки создают яркие портреты людей: У него денег куры не клюют. ( О богатом) Гол, как осиновый кол. (О бедном)

Слайд 13

В голове ума палата. (Об умном) В голове реденько засеяно. (О глупом)

Слайд 14

Пословицы и поговорки имеют большое значение и в наше время, потому что - мы их до сих пор употребляем; - они – украшение нашей речи; - содержат в себе ответы на большинство ежедневных вопросов современности; - содержат в себе мудрость; - поднимают настроение, вызывают улыбку; - прославляют или осуждают; предостерегают; - развивают чувство познания красоты русского языка; - развивают нравственные качества личности; - они интересны, так как кратко выражают суть; - благодаря пословицам и поговоркам можно решить, как поступить в трудной ситуации или как не надо делать; - дают оценку явлений действительности.

Слайд 15

На I этапе: Попытались выяснить у учеников нашей школы и взрослых в села, знают ли они пословицы и поговорки, привести примеры; Употребляют ли их в жизни? (часто, редко, нет) Нужны ли они современным людям? Зачем? Какие чаще употребляют? Экспериментальная часть.

Слайд 16

№ вопросы ученики взрослые 1 Знаете ли вы пословицы и поговорки? (примеры) да нет да нет 20 - 20 - 2 Употребляете ли их в жизни? часто редко нет часто редко нет 8 10 2 14 6 - 3 Нужны ли они современным людям? Зачем? да нет да нет 18 2 20 - 4 Какие чаще употребляете? О товарищах О работе Результаты

Слайд 17

Сделали вывод: - И ученики, и взрослые знают пословицы и поговорки (некоторые ученики знают больше, чем взрослые); - Большинство употребляют их в жизни (когда надо кратко сказать о ситуации); - Все взрослые, без исключения сказали, что пословицы и поговорки нужны в жизни, в них мудрость (особенно нужны детям – их учат жизни, говорят, как не поступать или поступать); Распространенными являются: У взрослых: - Без труда не вынешь рыбку из пруда. 7 раз отмерь – один отрежь. У учеников: - С кем поведешься, от того и наберешься.

Слайд 18

II этап C целью развития интереса к пословицам и поговоркам мы провели классный час. 1. Беседа из истории пословиц и поговорок. 2. Виды пословиц и поговорок. 3. Игры на тему. После классного часа заполнили анкету: 1. Интересно ли было узнать о пословицах и поговорках. 2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей современной жизни? № вопросы ответы 1 Интересно ли было узнать о пословицах и поговорках да нет 20 - 2 Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей жизни? да нет 20 -

Слайд 19

Результаты: Ребята сказали, что заинтересовались работой. И теперь все считают, что пословицы и поговорки не только нужны в жизни, но и любимы. Их обязательно будут употреблять. Они будут передаваться поколениям и не забудутся.

Слайд 20

Наши рекомендации в стихотворной форме: Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают, Порой чему- то поучают И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится – Ведь с ней и горе, не беда. И наша речь красна пословицей: Давайте помнить их, друзья!

Слайд 21

Список используемой литературы: 1. Аникина В.П. Старинные русские пословицы. Волгоград, 1985. – 174с. 2. Ивановская А. День работой весел. «Детская литература», 1986. – 64с. 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - Москва, 1990. – 749с. 4. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. « Ювента », 2010 – 96с. 5. Фелицына В.П. Русские пословицы и поговорки. Москва, 1998 – 187с. Интернет-ресурсы 1. www / poslovica / ru 2. pogovorki.net/ cat10/ 3. www/ infout.ru/ material.htm?mid =10755

Слайд 22

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ – НАРОДНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ.

Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веко...

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Английские пословицы и поговорки. Этимология, русские аналоги, трудности перевода.

Статья об особенностях употребления английских пословиц и поговорок, их русских эквивалентах и о трудностях, с которыми встречаются учащиеся при переводе....

Пословицы и поговорки

Презентация к уроку литературы в 7 классе. Содержит иллюстративный материал по тематике пословиц, игру "Собери пословицу"....

Шуточная викторина "Животные в пословицах и поговорках"

Материал используется для проведения викторины в начальной школе, в 5 классах....

Проверочная работа по литературе для 5 кл. "Пословицы и поговорки"

Вопросы и задания проверочной работы помогают учителю выявить уровень усвоения темы "Пословицы и поговорки" и откорректировать знания учащихся....

Кейс дидактических материалов. Пословицы и поговорки.

Кейс содержит дидактический материал для уроков литературы в 5 классе при изучении указанной темы. Много занимательного материала, который можно использовать и во внеклассной работе....