"Даниил Гранин – человек своего времени"
творческая работа учащихся по литературе (10 класс)

Гапоненко Галина Анатольевна

В исследовательской работе, посвященной Даниилу Гранину, писателю, гуманисту, общественному деятелю, нашему соотечественнику и современнику, я хочу исследовать природу нравственных ценностей человека и писателя, природу морали, которая позволила ему, живя в ногу с веком, испытывая на себе его неровное и часто страшное дыхание, сохранить чистоту совести, веру в человека, несмотря на «происки» научно-технической революции.  Эта тема актуальна в любую эпоху, потому что человечество развивалось во все времена, и вместе с этим развитием преображался его духовный мир, становился все более многогранным. Однако в наше время, в эпоху прогресса, стремительного расширения сферы применения передовых технологий, представление об устоявшихся моральных ценностях и нормах поведения человека не просто меняется, а порой так  искажается, что приобретает отталкивающие формы. Вместе с писателем Граниным я исследую духовный мир человека и пытаюсь понять, что влияет на его выбор, как критический момент изменяет личность.

Творчество Даниила Гранина – это исследование внутренних мотивов поступков человека, того, как могут меняться его принципы, его ценности и представление о “добре” и “зле” в зависимости от жизненных обстоятельств. Обращаясь к личности писателя, его творчеству, его героям, я пытаюсь проследить эволюцию или деградацию человека, личности в эпоху прогресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_granin_posledniy_1.docx40.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №155 Центрального района Санкт-Петербурга

Научно-исследовательская работа

по теме «Гранин – человек своего времени»

Выполнил ученик

10 «А» класса

М. Д. Юшин

                                                                                 

 Научный руководитель:

Гапоненко Галина Анатольевна

Санкт-Петербург

2019


Содержание

  1. Введение
  2. Глава 1.
  3. Глава 2. Даниил Гранин. «Иду на грозу»
  4. Глава 3. Даниил Гранин. «Мой лейтенант»
  5. Глава 4. Выступление в Бундестаге
  6. Глава 5. Моральные ценности 21 века
  7. Заключение
  8. Использованная литература


Введение

В исследовательской работе, посвященной Даниилу Гранину, писателю, гуманисту, общественному деятелю, нашему соотечественнику и современнику, я хочу исследовать природу нравственных ценностей человека и писателя, природу морали, которая позволила ему, живя в ногу с веком, испытывая на себе его неровное и часто страшное дыхание, сохранить чистоту совести, веру в человека, несмотря на «происки» научно-технической революции.  Эта тема актуальна в любую эпоху, потому что человечество развивалось во все времена, и вместе с этим развитием преображался его духовный мир, становился все более многогранным. Однако в наше время, в эпоху прогресса, стремительного расширения сферы применения передовых технологий, представление об устоявшихся моральных ценностях и нормах поведения человека не просто меняется, а порой так  искажается, что приобретает отталкивающие формы. Вместе с писателем Граниным я исследую духовный мир человека и пытаюсь понять, что влияет на его выбор, как критический момент изменяет личность.

Творчество Даниила Гранина – это исследование внутренних мотивов поступков человека, того, как могут меняться его принципы, его ценности и представление о “добре” и “зле” в зависимости от жизненных обстоятельств. Обращаясь к личности писателя, его творчеству, его героям, я пытаюсь проследить эволюцию или деградацию человека, личности в эпоху прогресса.

Цель:  

  • исследовать природу нравственной позиции писателя-гуманиста Даниила Гранина, которая позволила ему сохранить лучшие традиции отечественной литературы, создать образы героев, которые помогают читателю задуматься о себе, о своей совести.
  • Выяснить, как влияют Время и технический прогресс на  внутренний мир человека и  на его поступки

Задачи:

  • Исследовать, меняются ли моральные ценности человека
  • Исследовать творчество и личность Даниила Гранина с точки зрения поставленной цели
  • Изучить и проанализировать отношения к морали в 21 веке

Глава 1

Мораль – установленное обществом представление о добре и зле, о хорошем и плохом; норма поведения.

Моральная ценность – абстрактное, оценочное представление с позиции добра о таких вещах как любовь, счастье, взаимопомощь, сострадание, совесть и так далее.

«А что такое совесть? Откуда у человека появилась совесть? Грызёт совесть. Мы говорим бессовестный человек, совестливый человек. Какой-то судья внутри нас. От нее нет пользы. Какая польза от совести? Никакой. Это тот жизненный компас, который показывает ты справедлив, ты честен, а что ты сделал для людей?» – Д. Гранин.

С этой цитаты я бы хотел начать свою работу, потому что, на мой взгляд, совесть – одна из главных моральных категорий. Мораль не стоит воспринимать как закон или свод правил, обязательных к выполнению. Мораль — это ориентир, опираясь на который, личность совершает поступки, делает нравственный выбор. А с выбором человек сталкивается каждый день, и зачастую он даётся очень сложно. Как же принять правильное решение, чтобы ни о чем не жалеть, чтобы потом не мучала совесть? Мораль, тот компас, который укажет верный путь, для каждого свой. В мире нет абсолютного добра и абсолютного зла, все относительно, поэтому каждый сам определяет свои моральные принципы, свою нравственную позицию, которая в свою очередь с течением времени может изменяться, формируя более сложное, многогранное представление о мире, помогая личности переосмыслить, оценить свои поступки и способствуя к духовному саморазвитию и самосовершенствованию. Если человек пересматривает свои взгляды на мораль, на жизненные ценности, это совсем не значит, что он изменяет своим принципам. Наоборот, это говорит о том, что формируется сильная, разносторонняя личность, которая в дальнейшем сможет ответить на вопрос: «А честен ли я? Справедлив? А что я сделал для людей?» Этот вопрос с годами одни задают себе чаще, а другие – отказываются от него, ссылаясь на «другие времена», на «несовременность» нравственных ценностей. До конца своей жизни Даниил Гранин продолжал писать, следуя традициям русской литературы, бороться за Человека в человеке.  

В небольшой повести «Эта странная жизнь», Гранин, размышляя о выдающемся математике и  человеке своего времени Александре Александровиче Любищеве, о том, какую память оставляет о себе человек, писал:

«Когда человек умирает, многое выясняется, многое становится известным. И наше отношение к умершему подытоживается…У умерших почему-то больше прав, им больше позволено…» Сегодня Даниила Гранина, простого и мудрого человека, Почетного гражданина Санкт-Петербурга, тоже уже нет с нами, но жизнь, прожитая им, по внутреннему смыслу, по насыщенности можно назвать гармоничной и  счастливой, а его самого  -  нравственно масштабным человеком. Ему позволено говорить с теми, за кого он волновался -  с нами -  о самом важном. Он никогда не претендовал на истину в последней инстанции, его жизнь и творческая биография были полны противоречий и поворотов, ошибок и переосмыслений, но он стремился оставаться честным перед собой и людьми в любые времена.

 «Как в старину открывали земли, как астрономы открывают звезды, так писателю может посчастливиться открыть человека, - писал Гранин. -  Есть великие открытия характеров и типов: Гончаров открыл Обломова, Тургенев – Базарова, Сервантес – Дон-Кихота» . Он, подобно великим предшественникам, шел к людям, чтобы понять жизнь, и огорчался, когда в потоке дел важное ускользало:

«…жизнь учила меня ничего не откладывать. Жизнь, если вдуматься, терпеливая заботница, она снова и снова сводила меня с интереснейшими людьми нашего века, а я куда-то торопился и часто спешил мимо, откладывая на потом. Ради чего я откладывал, куда спешил? Ныне эти прошлые спешности кажутся такими ничтожными, а потери – такими обидными и, главное, непоправимыми». В этих словах Гранина несложно услышать совет, обращенный к каждому из нас:  не спешить, быть внимательным к людям и к своему внутреннему голосу, чтобы не потерять себя. Обратимся к Гранину, к его героям, которые помогут, возможно, на привычное или кем-то подсказанное посмотреть другими глазами.

Глава 2 Даниил Гранин.

 «Иду на грозу»

«Волшебник прилетел в Москву шестого мая в восемь часов утра»… Удивительная эпоха, когда магия жизни была четко и ясно препарирована наукой. Мир был на взлёте, ему было тесно на планете, а люди, меняющие его, были готовы обрести возможности богов… Жизнь, работа и любовь волшебников из 60-х годов XX века лежала на фронтире земной цивилизации, там где рождалась гроза…

Много нравственных вопросов поставлено в романе: каким человек должен быть, даже независимо от того, чем он в жизни занимается, какими должны быть цели в  жизни, что должно двигать поступками и поведением, какие мотивы?  И на первый план автор ставит именно нравственные качества. Оставаться  человеком, противостоять злу, защищать свои принципы, быть честным до конца — таким должен быть любой человек. Учёные в романе сражаются не только с грозой, но и предательством, подлостью, невежеством окружающих и с самими собою. «Раз у меня есть убеждения, я должен отстаивать их. Раз я не сумел, то уж лучше тогда уйду, чем в сделку вступать», - говорит Крылов. Так  Крылов  остался до конца честен, а  Тулин всё же оказался способен на предательство,.

Каким должен быть истинный учёный? Это основной вопрос, на который  пытается ответить автор. И здесь важны не только знания, даже талант, но и человеческие качества. Почему таких успехов добился Дан? Потому что «он был прежде всего человек» — вот ответ автора.

Научный подвиг всегда имеет нравственную основу.

 Крылов, Тулин, Дан — все прекрасны душой. Они очень разные, но в них главное то, что они порядочны, не пойдут  на сделку с совестью, всегда готовы помочь другому, подставить своё плечо.

Конечно, каждому человеку свойственно ошибаться (так Тулин в сущности предал дело, которому посвятил столько времени и сил, спокойно перевёлся на другую работу). Но в главном они  нравственно чисты и благородны.

 

«Стать человеком, прежде всего человеком» — к этому всегда стремился Крылов, и  становился примером для других. Так генерал Южин, который всегда считался храбрецом, понимал, что гражданскому мужеству, способности отстаивать свои идеалы, истину ему нужно поучиться у Крылова.

Таким образом, Гранин показал, что независимо от таланта, знаний и умений человека, личность отличает  прежде всего нравственность и моральные ценности.

Глава 3

Даниил Гранин. «Мой лейтенант»

«Всё… не наше, а чужое, только время наша собственность, - писал Сенека. Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у вас всякий…- говорит Даниил Гранин в повести «Эта странная жизнь», размышляя о Времени и людях в нем. На долю его поколения выпало тяжелое время, но ведь «времена не выбирают». В своем времени он стал студентом Политехнического института, инженером, работал на Кировском заводе в Ленинграде и любил свой город, когда пришло время, стал солдатом Великой Отечественной войны, а потом - писателем, общественным деятелем. Он внес большой вклад в   советскую литературу. Но роман «Мой лейтенант» Даниил Гранин написал через много лет после войны, словно пристально вглядываясь в то страшное и героическое время, желая понять, что изменилось со временем в человеке. «Мой лейтенант» - повествование от лица молодого лейтенанта, капитана, прошедшего войну и старого человека, который оглядывается на свою жизнь, оценивая прошлое. В разговоре с читателями писатель признался, что ему трудно было понять своего молодого героя — его мечтательность, его веру: «В каждом из вас, здесь сидящих, есть молодой человек, забытый вами. Есть тот человек, который был в чём-то прав, в чём-то красивее, лучше, добрее и счастливее, и грех от него отказываться, считать его наивным и глупым».

Роман Даниила Гранина — это взгляд на Великую Отечественную с изнанки, не с точки зрения генералов и маршалов, спокойно отправлявших в пекло и мясорубку целые армии, а изнутри, из траншей и окопов.

Вот лишь небольшой фрагмент из главы « Первая бомбежка»: 

«Бомбежка сделала свое дело, разом превратив меня в солдата. Да и всех остальных. Пережитый ужас что-то перестроил в организме. Следующие бомбежки воспринимались иначе. Я вдруг обнаружил, что они малоэффективны. Действовали они прежде всего на психику, на самом-то деле попасть в солдата не так-то просто. Я поверил в свою неуязвимость. То есть в то, что я могу быть неуязвим. Это особое солдатское чувство, которое позволяет спокойно выискивать укрытие, определять по звуку летящей мины или снаряда место разрыва, это не обреченное ожидание гибели, а сражение.

Мы преодолевали страх тем, что сопротивлялись, стреляли, становились опасными для противника.

В первые месяцы войны немецкие солдаты в своих касках, зеленых шинелях, со своими автоматами, танками, господством в небе внушали страх. Они казались неодолимыми. Отступление во многом объяснялось этим чувством. У них было превосходство оружия, но еще и ореол воина-профессионала. Мы же, ополченцы, выглядели жалко: синие кавалерийские галифе, вместо сапог - ботинки и обмотки. Шинель не по росту, на голове пилотка...

Прошло три недели, месяц, и все стало меняться. Мы увидели, что наши снаряды и пули тоже разят противника и что немцы раненые так же кричат, умирают. Наконец мы увидели, как немцы отступают. Были такие первые частные, небольшие бои, когда они бежали. Это было открытие. От пленных мы узнали, что, оказывается, мы - ополченцы, в своих нелепых галифе, тоже внушали страх. Стойкость ополченцев, их ярость остановила стремительное наступление на Лужском рубеже. Немецкие части тут застряли. Подавленность от первых ошеломляющих ударов прошла. Мы перестали бояться.»

 На фоне тягот, ужасов и неприглядности войны автор дает возможность выговориться простому лейтенанту, одному из тех, кому мы обязаны своей победой. Тех, кто вряд ли выбрал себе такую судьбу, будь на то их собственная воля. Этот роман не автобиографичен, хотя понять, кем на самом деле приходятся друг другу автор книги и лейтенант Д. — несложно. Тем не менее на страницах романа живут каждый своей жизнью два разных человека: один — молодой, импульсивный, дерзкий, романтичный, а второй — мудрый, знающий цену жизни и научившийся противостоять обстоятельствам. И у каждого из них — своя правда

Для молодого лейтенанта, который ещё только начинал жить, у которого было своё представление о человеческих  ценностях, были свои жизненные ориентиры, война казалась романтическим приключением, способом проявить себя, заработать себе имя. Ему казалось, что он ничего не боится и это действительно было так. Однако на войне все изменилось. И автор говорит  о несовместимости опыта военного и того, что требуется для мирной жизни: «Что есть смелость на войне и что есть смелость на гражданке? Это разные состояние души. Война требует одной смелости, а гражданская жизнь – другой». Так впервые оказавшись на фронте, герой почувствовал страх, его отношение к жизни изменилось. Он начал по-другому смотреть на вещи, представление о которых у него вроде бы уже сложилось: «Я никогда не верил в Бога, знал все своим новеньким высшим образованием, всей астрономией, дивными законами физики, что Бога нет, и тем не менее, я молился… Мне вдруг открылся смысл этих двух слов, издавна известных — Господи… помилуй!..» Это говорит о том, что критический момент влияет на мировосприятие личности, и это влияние оставляет большой след на дельнейшей жизни человека. Поэтому Гранин показывает как тяжело человеку, прошедшему войну, найти свое место в мирной жизни.  Автор не противопоставляет военное поколение нынешнему, он просто рассказывает - мы были такими, так верили, так жили, так любили и то, что его герои далеки от идеала, позволяет по-настоящему оценить и понять все то, что им довелось пережить.

Писатель честно признается, что на многие вопросы, поставленные в книге, так и не нашел ответов. "Что он мог сказать, если он сам чувствовал, что не научился жить. Есть примеры, но нет рецептов". Однако на один вопрос он всё-таки ответил: «А для чего я написал эту книгу? Наверное, для тех, кто погиб в боях. Так я хочу сказать им, что все не зря, что мы победили.» И для нас, современного поколения, задача сделать так, чтобы всё действительно было не зря.

Глава 4

Выступление в Бундестаге

В 2014 году Даниил Гранин выступал в Бундестаге. В интервью «Российской газете» он делился своими мыслями и впечатлениями.

 Корреспондент: Даниил Александрович, когда вы получили приглашение выступить в прошлом году в бундестаге, вы сразу согласились или были определенные сомнения?

Даниил Гранин: Сомнений никаких не было. Это было довольно заманчивое предложение. Мне было просто по-человечески интересно. Я получил письмо от председателя бундестага, очень любезное, в котором меня попросили выступить не вообще и в общем, а по поводу блокады. Мне показалось любопытным - попытаться понять, почему возникла именно эта болезненная для них тема.

Корреспондент:Вы задали этот вопрос организаторам встречи?

Даниил Гранин: Да, они ушли от ответа. Но, как мне кажется, я понял - причина в том, что они у себя вновь сталкиваются с проявлениями нацизма. Во всяком случае, есть ощущение, что в Германии в связи с появлением "Исламского государства" начинают вновь возникать межнациональные проблемы. И организаторы встречи хотели, чтобы я оживил одну из самых страшных страниц войны, тем более что нынешнее поколение плохо себе представляет, что такое блокада.

Моя ненависть к немцам изживалась многие годы. В Германии у меня появилось много друзей. И я понял, что ненависть - это тупиковое чувство, оно никуда не ведет

Корреспондент:Но одно дело - выступление в каком-нибудь университете, и другое - в бундестаге. В некотором смысле это сакральное место.

Даниил Гранин: Я воевал, всю жизнь прожил с ощущением себя победителем, а теперь должен кому-то что-то объяснять. Я имею право ходить там с поднятой головой, а не оправдываясь...

 Действительно, было очень странное, многослойное ощущение... Я - один перед всей Германией. Не перед бундестагом, а именно перед Германией. Я, из Ленинграда, который Гитлер хотел уничтожить.

Он рассказывал о войне, о жизни солдата, в том числе о блокадном Ленинграде.  В соавторстве с Алесем Адамовичем в 1981 году Гранин  написал «Блокадную книгу», в которой через сорок лет зазвучали «живые голоса участников блокады». Это был рассказ о том, какие «жестокие вещи стоят за привычными словами «ленинградская блокада», чтобы «простое, понятное, человеческое» всколыхнулось в душах людей, уже привыкших к миру и комфорту.

Так вот, отвечая на вопрос как город смог выстоять 900 дней и ночей, Гранин сказал, что в Ленинграде появился невидимый герой, который заставлял и помогал людям выжить. Этот герой – сострадание. Оно помогло человеку, остаться человеком, тем самым спасти город.

Блокада Ленинграда — это пример того, как в критический момент жизни людей мораль и духовная составляющая общества играет определяющую роль. Именно сострадание, сопереживание и сочувствие несчастью всего народа, по мнению Гранина, заставляло людей жить, бороться до конца. Благодаря сильному духу жителей блокадного города, их моральным качествам, мы, люди 21 века, можем жить и любоваться Великим городом.

В романе «Мой лейтенант», который  он представлял в том числе и в Германии, Гранин писал: «Ленинград был тяжко изувечен непрерывными бомбежками, пожарами, обстрелами. Великий город, хотя и не допустил врага, отстоял себя, но блокада нанесла урон буквально во всех районах. И однако же, для всех горожан, и для тех, кто выжил, и для тех, кто возвращался из эвакуации, ужасные виды Пушкина, Петродворца причиняли боль особо глубокую. Город можно восстановить, это все понимали, чудо же дворцовых пригородов было утрачено навсегда, это тоже все понимали, и чувство этой непоправимости было, может быть, наигоршим из всех послевоенных потерь…»   

Таким образом, делая вывод,  я прихожу к тому, что в критические моменты жизни людей на передний план выходит их нравственное и моральное воспитание. Если это воспитание правильное, то человек не падет духом и выживет в любой ситуации. Это главная мысль, которую и хотел донести до нас Даниил Гранин.

Глава 5

Моральные ценности 21 века

 21 век. 2019 год. У большинства людей утро начинается не с чашки крепкого кофе, а с того чтобы заглянуть в многочисленные социальные сети. Интернет-пространство целиком поглощает людей в свой мир ноликов и единичек. С появлением Интернета, популяризации социальных сетей, мораль и главные её нормы все более и более кажутся пережитком прошлого, чем-то давно устаревшим и совсем неважным. Ведь рождение новых технологий упрощает жизнь, становится намного комфортнее. Так может действительно моральные ценности — это всего лишь стереотип, от которого необходимо избавиться?

С одной стороны, этот процесс уже начался.

Современное сообщество позиционирует себя, как общество потребителей: молодое поколение стремится достигнуть своих целей, осуществить все свои мечты любыми способами. Как следствие, процветание коррупции, жестокости и бездуховности. Нынешнее поколение разрушает так называемую «старую» мораль, однако при этом налицо отсутствие «новой» морали — моральных ценностей единого человечества. Одна из главных причин такого процесса — социальные сети. В них появляются сообщества, в которых ведётся активная пропаганда терроризма, насилия и суицида. Это оказывает огромное влияние на формирование представлений о жизни у молодёжи, так как почти все своё свободное время молодые люди посвящают виртуальному миру. Таким образом, сталкиваясь с неудачами и проблемами на пути к своим заветным целям, люди не способны их преодолеть. «Жизнь бессмысленна. Я умер внутри» — лозунг, который становится все популярнее во Всемирной Паутине. У человека нет моральных ценностей, принципов, ему легче сложить руки и признать свою беспомощность. Результат — бездуховность и отсутствие морали ведёт к деградации всего общества.

С другой стороны, старшее поколение всегда обвиняло молодых в неуважении, безнравственности и невежестве. «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». И внимание... Автор этих строк Сократ 5 век до нашей эры. Это говорит о том, что проблема существовала всегда. Так может и не стоит беспокоиться? Всё-таки стоит. Ведь личность созревает на протяжении всего его взросления. Человеку нужна определенная база, на которую он будет опираться, формируя свои взгляды, своё отношение к жизни, определяя свои главные жизненные ценности. И какие нравственные начала может предложить современное общество? Каким может стать человек, постоянно наблюдавший жестокость и бездуховность? Ответ очевиден: человеком агрессивным, не признающим никаких человеческих норм.

Решение этой проблемы очень простое. Необходимо пресекать любое проявление агрессии; с раннего детства прививать главные человеческие ценности: любовь, дружбу, уважение, единство, порядок, мир, баланс. Если человек на всех этапах своего развития и взросления будет окружён этими основами, то даже встретив безнравственность и порочность, сможет сделать правильный нравственный выбор.

Подводя итог, мы приходим к тому, что необходимо рассматривать духовность и нравственность как решающие начала, способные повлиять как на духовную сферу жизни общества, так и на культурную. Необходимо бороться с идейной агрессией, имеющей целью навязать ложные ценности, пропитанные невежеством и направленные на разжигание потребительских инстинктов. Нравственность необходимо понимать, как абсолютную непреходящую ценность.

Заключение

Таким образом, проведя исследование духовного, нравственного мира человека, опираясь на личность Даниила Гранина, его героев на разных этапах творчества писателя, изучая ситуацию, сложившуюся в наше время, в эпоху прогресса, прихожу к выводу, что мораль и жизненные ценности занимают значительную часть в жизни любого человека. Они определяют поведение и поступки людей, их представление о мире, благодаря им даже в критические моменты человек, оставаясь личностью, настоящим человеком, способен сохранить свою жизнь, жизнь целого народа, культурное наследие как страны, так и целого мира. Мораль может выступать в роли ориентира, опираясь на который, люди могут решить проблемы, сделать правильный выбор, может стать инструментом в достижении целей и осуществлении мечты, с помощью морали и жизненным ценностям человек становится сильной личностью. Такой личностью является Даниил Гранин. И вновь я обращаюсь к самому Гранину, чтобы сказать о человеке эпохи прогресса и цифровых технологий: когда корреспондент попросил сказать несколько слов тем, кто сегодня молод и полон сил, заметив, что, нас сегодня с детства ориентируют на достижение практических целей, в конечном счете – успеха, Даниил Гранин ответил : 

«Мы побороли идеализм и теперь относимся к жизни прагматично, корыстно. И ведь даже в церковь люди приходят просить: "Господи, помилуй, спаси нас от греха, помоги, чтобы моя жена выздоровела, дай мне возможность достичь того-то и того"... Но они не молятся: "Господи, спасибо тебе за то, что я могу смеяться, за то, что я могу иметь детей, могу любить, наслаждаться теплом солнца". Мы не благодарим за чудо природы, за чудо жизни, не воспринимаем это как нечто таинственное. Это все очень важное, чему не учат ни в школе, ни в храме.

Так что же нам делать? – был вопрос

Даниил Гранин ответил очень просто: «Наслаждаться жизнью.»

Остаётся лишь сказать, что для нашего поколения, для человека эпохи прогресса, необходимо ориентироваться на таких людей, и в погоне за новыми технологиями не терять настоящего человека. Ведь прогресс, в котором не будет человека, просто теряет свой смысл. Поэтому главная задача всего человечества, сформировать поколение, у которого будут на первом месте нравственность и моральные ценности.

О правде и нравственном выборе, который необходимо совершать на протяжении всего творческого пути говорил с нами писатель, наш современник, как и мы все, устремленный к прогрессу человек своего времени и незыблемых нравственных принципов.

Использованная литература:

  1. Роман «Мой лейтенант» Д. Гранин
  2. Роман «Иду на грозу» Д. Гранин
  3. Выступление Даниила Гранина в Бундестаге в 2014 году
  4. https://socionet.ru/publication.xml
  5. https://ru.wikipedia.org
  6. Фильм «Война и Мир Даниила Гранина»
  7. https://bookmix.ru
  8. «Автобиография» Д.Гранин
  9. http://literatura.ru
  10. Российская газета .Федеральный выпуск №61(6632) интервью»Лейтенант прорывает блокаду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа Даниила Гранина "Пациент".

Дан текст рассказа и небольшой анализ. Можно использовать для подготовки к олимпиаде....

Конспект урока "Хроники непобежденного города. «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича."

Тема: Хроники непобежденного города. «Блокадная книга» Даниила Гранина и Алеся Адамовича.Класс: 9Предмет: литератураУчитель: Головкова Ольга НиколаевнаПодготовительный этапПодготовка к занятию начинае...

Презентация "Даниил Гранин - писатель, фронтовик", посвящённая 100-летию Д.Гранина

Презентация "Даниил Гранин - писатель, фронтовик" (к 100-летию Д.Гранина) может быть использована на классных часах, литературных конференциях, посвящённых юбилею писателя...

Презентация к мероприятию, посвященному образу ученых в романах Даниила Гранина

Презентация  посвящена образу ученого Льва Давидовича Ландау  в романе Даниила Гранина "Иду на грозу". В ней приведен  сравнительный анализ основных цитат из текста романа &qu...

Даниил Гранин " О милосердии"

На уроке обучающиеся узнают, как связаны город Старая Русса и писатель Даниил Гранин, познакомятся с его работой "О милосердии", порассуждают над вопросами по тексту, поговорят о том, когда ...

Игра «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина

Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Д.А.Гранина; проанализировать рассказы «Молоко на траве», «Пленные», «Смерть интенданта»....

Игра «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина (презентация)

Презентация к Игре «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина...