Игра «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина
методическая разработка (10 класс)

Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Д.А.Гранина; проанализировать рассказы «Молоко на траве», «Пленные», «Смерть интенданта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_d.granin_borisova_s.g.docx59.81 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина

Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Д.А.Гранина; проанализировать рассказы «Молоко на траве», «Пленные», «Смерть интенданта».

  Планируемые результаты:

Личностные:

  • Интерес к литературе, истории, слову как единице языка.
  • Чуткость, отзывчивость, сострадания, гражданская позиция.

Метапредметные:

Регулятивные

  •  Постановка учебной задачи.  
  •  Владение основами контроля и самооценки.

Познавательные

Развивать

  • внимание, способности к наблюдению;
  • навыки работы с учебной информацией;
  • память, эрудированность, логическое мышление.

Коммуникативные

Развитие коммуникативных умений:

  • монологическую и диалогическую речь;
  • аргументировать  свою точку зрения.

Предметные:

  • Формирование знаний о писателе и его творчестве, о жанровом своеобразии его произведений.
  • Развивать  умение проводить лингвистический анализ текста.

Оборудование:

  1. Тексты рассказов «Молоко на траве», «Пленные», «Смерть интенданта»
  2. Игровые дорожки, карточки с вопросами, ордена «Умников»
  3. Презентация.

Участники: учащиеся 10-11 классов, ведущие, члены ареопага (жюри)

Подготовительный этап.

  1. Предварительное прочтение рассказов, выбранных для знакомства. Изучение биографии писателя.
  2. Составление заданий каждого агона.
  3. Подготовка реквизита для игры.
  4. Выбор членов ареопага (жюри)

Ход игры.

Ведущий1: Добрый день, уважаемые участники, гости, члены ареопага!

 (слайд1) Мы рады приветствовать Вас на игре «Умники и умницы», посвященной жизни и творчеству Даниила Гранина. Первый день Нового года совпал со столетием  со дня рождения писателя Даниила Гранина (1919-2017).                          Прошедший в молодости фронтовыми дорогами, Гранин до конца дней сохранил ясность памяти и твердость писательской руки, без остатка посвятив жизнь своему призванию литератора и гражданина. Учитывая его вклад в отечественную культуру и в связи с исполняющимся 100-летием со дня его рождения, президент России подписал Указ «Об увековечении памяти Д. А. Гранина и праздновании 100-летия со дня его рождения».  Мы, конечно же, не могли остаться в стороне и отдадим дань памяти этому писателю, гражданину, участвуя в нашей интеллектуальной игре.

Ведущий 2: Хотя бы раз в жизни мы наблюдали за состязаниями Умников на первом канале, и в глубине души каждый из нас видел себя на их месте. Сегодня у Вас есть такой шанс. Наша игра разработана по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”, но мы ограничены временными рамками, поэтому проведем сразу три отборочных тура, три агона и финал.

И вот ее правила:

  1. В ходе отборочного тура нам необходимо выбрать участников игры - агонистов. Поэтому все пришедшие на игру отвечают на вопросы учителя, если отвечают правильно, то зарабатывают орден “Умника”. Три ученика, набравшие больше всех орденов, переходят во второй тур, становятся агонистами, а остальные участники теоретиками (болельщиками).
  2. Условия агонов: на зеленой дорожке можно допустить ошибки -2 раза, на желтой – 1 раз, на красной – нельзя отвечать неправильно.
  3. Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается теоретикам (болельщикам), отвечает тот, кто первым поднимет руку, если он правильно ответил, то получает орден.
  4. В агоне побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку с наименьшим количеством штрафных очков.
  5. Так проходят три агона, победители агонов втречаются в финале. В качестве финального задания выступление на заданную тему.

(слайд2) Ведущий 1: Отборочные туры состоят из вопросов по жизни и творчеству Даниила Гранина. Вопросы агонов, составлены по прочитанным вами ранее рассказам. Итак, начинаем (фото на слайдах показываем после ответа)

Первый отборочный тур агонистов:

  1. Назовите дату рождения писателя (01.01.1919)                            (слайд3)
  2. Кем был отец писателя по профессии? (лесником)                     (слайд4)
  3. Какое учебное заведение закончил писатель накануне войны?  (электромеханический факультет Ленинградского политехнического института им. М И. Калинина)                                                    (слайд5)  
  4. Какова настоящая фамилию Даниила Гранина? (Герман)
  5. Как писатель попал на фронт? (после окончания института, пошел работать на Кировский завод старшим инженером экспериментальной группы электросилового цеха, мог получить бронь, но в 1941 ушел добровольцем на фронт)                                                                (слайд6)
  6. В какой должности закончил войну? (командир роты тяжелых танков)  (слайд7)
  7. В каком году начал свой литературный путь? (в 1937, с рассказов «Батькивщина» и «Возвращение Рульяка»)                                (слайд8)
  8. Какого направления в литературе придерживался автор, дайте краткое определение этого направления? (реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах)                                    (слайд9)  
  9. Кто являлся героями его произведений? (ученые, инженеры, военные)
  10. Чем занимался Даниил Гранин после окончания войны? (после войны, с 1945 по 1950 год, его основной деятельностью была работа в Ленэнерго и научно-исследовательском институте)              (слайд10)  

Ведущий 2:              Первый агон начинается.

Право выбрать дорожку предоставляется тому, у кого больше всех орденов и так далее…Напоминаю: вопросы 1 агона, составлены по тексту рассказа  (слайд11) Даниила Гранина «Молоко на траве»

Вопросы для красной дорожки:

  1. В какой город приходят герои, выйдя из окружения? (Пушкин)
  2. Это слово относится к разряду устаревших, что обозначает поживаудачавыгода, сейчас чаще употребляется в  разговорной лексике с тем же значением, назовите это слово  (лафа) 

Вопросы для желтой дорожки:

  1. Когда происходит действие рассказа? (август 1941 года)
  2. Это кисломолочный напиток из кобыльего молока, полученный в результате молочнокислого и спиртового брожения при помощи болгарской и ацидофильной молочнокислых палочек и дрожжей. Назовите этот напиток (кумыс)
  3. Почему рассказ называется «Молоко на траве»? (рассказ повествует о тяготах войны, о жизни простых людей, оставшихся без крова, потерявших кормилиц – коров. И когда бойцы находят стадо, они видят, что коровы давно не доены, молоко могло перегореть и пропасть, они доили стадо в надежде, что его обнаружат деревенские, а это их шанс–выжить)

Вопросы для зеленой дорожки:

  1. Сколько героев-однополчан выходило из окружения? (четверо)
  2. Русское название этого растения происходит от старинного глагола “багулить”, что значит “отравлять. Как называется это растение?
                                                                                                (багульник)
  3. Откуда в деревне появился босой парень с перевязанной рукой? (раненый дезертир, вышедший из окружения под Псковом)
  4. Причина, по которой в лесу находились деревенские жители? (немцы сожгли деревню)

(подведение итогов 1 агона)

Ведущий 1:              Второй отборочный тур агонистов:

  1. Почему Даниил Гранин взял себе псевдоним? (по просьбе однофамильца, писателя Юрия Германа, в то время уже получившего известность, Даниил Александрович взял себе псевдоним Гранин)                   (слайд12)
  2. В период с 1977 по 1981 год в соавторстве с А.Адамовичем была создана книга. Как она называлась? («Блокадная книга»)   (слайд13)
  3.  В чем ее особенность? (основана на устных и письменных свидетельствах жителей города)
  4. Как вы считаете, почему после опубликования нескольких глав в журнале «Новый мир», она «легла» на полку на 3 года? ( В ней рассказывается о муках, через которые прошел осажденный Ленинград, а также о героизме его жителей, которые вынуждены были существовать в нечеловеческих условиях)
  5. С какого года он решает посвятить себя только литературе? (с 1950)
  6. В 1955 году выходит роман, который приносит ему широкую известность, как он назывался? («Искатели»)                          (слайд14)  
  7. В 1994 году писатель попробовал себя в авантюрно-детективном жанре, написав роман…?  («Бегство в Россию»)                    (слайд15)  
  8. В 1987 году он был одним из инициатором создания ленинградского общества,  которое объединило замечательных  людей и оказывало огромную поддержку нуждающимся, тем, кто оказался на грани голодной смерти:   собирались пожертвования,  были открыты бесплатные магазин и столовая. Как оно называлось? («Милосердие»)                      (слайд16)
  9. Какому событию была посвящена  речь 95-летнего писателя в 2014 году, которая  произвела неизгладимое впечатление на слушателей, и "убив" собравшихся самым сильным оружием - искренностью. ТАК о величайшей трагедии и величайшем подвиге Великой Отечественной войны с ТАКОЙ трибуны не говорил никто (речь была произнесена на Часе памяти  под сводами Бундестага, приуроченном 70-летию снятия блокады)                                                                                      (слайд17)
  10. Являлся писателем и сценаристом многих фильмов, назовите некоторые из них ("Иду на грозу" (1965), "Первый посетитель" (1965), "Выбор цели" (1974), "Однофамилец" (1978), сериалов "Картина" (1985), "Поражение" (1987), "Петр Первый. Завещание" (2011)                                              (слайд18)                                  

        

Ведущий 2:              Второй агон начинается.

Право выбрать дорожку предоставляется тому, у кого больше всех орденов и так далее…Напоминаю: вопросы 2 агона, составлены по тексту рассказа  (слайд19) Даниила Гранина «Пленные»

                       

Вопросы для красной дорожки:

  1. Воинское звание, присваиваемое обученным военнослужащим рядового состава за воинские отличия  (ефрейтор)
  2. Какую важную проблему на войне освещает этот рассказ (отношение к военнопленным) 

Вопросы для желтой дорожки:

  1. Чин, воинское звание младшего офицерского состава в вооружённых силах многих государств и стран мира (лейтенант)
  2. Как меняет рассказ мироощущение героя? (он тоже с радостью думал бы, что это «сон», и он проснется, и все будет как прежде, но нужно воспринимать реалии такими, как есть, иначе не выжить)
  3. Как называется насыпь в фортификационном сооружении, предназначенная для удобства стрельбы, защиты от пуль и снарядов, а также для укрытия от наблюдения противником (брутсвер)

                         Вопросы для зеленой дорожки:

  1. Чин, воинское звание офицерского состава в армии, авиации и на флоте многих государств и стран мира, ранее в России название ротного командира (капитан)
  2. За что ребята в роте уже примеряли новые погоны герою и его товарищу –Трущенко? ( за каждого «языка» обещали звездочку или по крайней мере медаль)                                                                                          
  3. Как называется очень жидкая, обычно невкусная похлёбка (баланда)
  4. «…Казалось, что к этому привыкнуть нельзя. А теперь это чувство притупилось, во рту все время ныло. Десны опухли, они были как ватные» О каком чувстве идет речь? (чувство голода)

(подведение итогов 2 агона)

Ведущий 1:      Третий отборочный тур агонистов:

1. Вы знаете, что он много занимался общественной деятельностью, каких сторон этой жизни писателя мы еще не коснулись? (входил в Совет Союза писателей, заседал в Верховном и Президентском Советах, участник многих международных встреч и симпозиумов, посвященных различным темам, был народным депутатом)                                                                        (слайд20)        

2. В 1988 году вышла книга, в которой он рассказал об этой стороне своей жизни. Как она называлась? («О наболевшем»)                       (слайд21)

3. В 2001 году Даниил Гранин заявил о себе как телеведущий, на канале «Культура» в своей авторской программе…(«Наедине с Петром Великим»)                                                                                       (слайд22)

4. В 2005 году постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга писатель был удостоен звания…(Почетного гражданина Санкт-Петербурга)                                                                        (слайд23)

5. Много рассуждал о судьбах литературы в своих эссе об известных людях, назовите лишь некоторые из них (А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.)                                                              (слайд24)

6. 27.11.2012 писатель был удостоен специального приза национальной ежегодной премии с формулировкой «За честь и достоинство». Назовите эту премию («Большая книга», кроме того стал главным лауреатом этой премии за роман «Мой лейтенант»)                                   (слайд25)

7. Есть среди публикаций писателя и ряд очерково-дневниковых сочинений, о чем они? (о поездках в Германию, Англию, Австралию, Японию, Францию и другие страны)                                           (слайд26)

8. В последние годы он возглавлял Международный благотворительный фонд имени другого выдающегося российского ученого-литературоведа и общественного деятеля. Назовите его имя (Дмитрий Сергеевич Лихачев) (слайд27)

9. В каком жанре были написаны все произведения последних лет? (мемуары -записки современников, повествующие о событиях, в которых автор записок принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях...)                                                                                      (слайд28)    

10. 3 июня 2017 незадолго до смерти (04.07.2017) в Петербурге писатель получил очередную премию за огромный вклад в развитие отечественной литературы. Как она называлась? (Государственная премия)    (слайд29)

Ведущий 2:              Третий агон начинается.

Право выбрать дорожку предоставляется тому, у кого больше всех орденов и так далее…Напоминаю: вопросы 3 агона, составлены по тексту рассказа  (слайд30) Даниила Гранина «Смерть интенданта»

                       

Вопросы для красной дорожки:

1.Должностное лицо в вооруженных силахведавшее обеспечением войск продовольствиеморужиемвоеннохозяйственным имуществом и организацией бытового обслуживания личного состава, в советской армии упразднено в 1955 году  (интендант)

2. «Был такой интендант, — сказал Саша, — героический командир. Некоторые умилялись»  Почему командир был героическим, ваша точка зрения?  (не каждый смог бы выполнить «чудовищный приказ»: живым в плен не даваться, а это было выполнить не всем под силу)

Вопросы для желтой дорожки:

  1. Как называлась солдатская шинель, свернутая в трубку и связанная в кольцо для ношения через плечо? (скатка)
  2. В чем была причина, почему вышедшие из окружения бойцы, снова попали в засаду? (бойцы были уставшие, изможденные, голодные, поэтому потеряли бдительность и не выставили дозорных, и застигнутые врасплох,  без боя, разбежались кто куда) 
  3. Определите вид художественно-выразительного средства, которое писатель использовал в тексте: «воздух свистел»? (олицетворение)

Вопросы для зеленой дорожки:

  1. Как называется не заросшее деревьями место, поляна или лужайка в лесу; расчищенное или незаполненное (тем, что вокруг) место? (прогалина)
  2. Почему между взводным и героями рассказа иногда происходит «штатский разговор», звучит забота и сострадание? (все они пришли в ополчение с одного завода и после войны продолжили общение)
  3. Определите вид художественно-выразительного средства, которое писатель использовал в тексте: «полузадушенный стон»? (эпитет)
  4. Чем ополченцы спасаются от голода? (всем, что росло у дороги: недозрелый овес, щавель, зеленую чернику, землянику, даже сырые грибы)

ФИНАЛ

(слайд31) Участникам, вышедшим в финал, предлагается подготовить выступление на «Конкурс красноречия» (3 минуты) на темы:

  • Роль личности в истории общества, на примере Д.Гранина.
  • Согласны ли вы с пословицей «Добрый мир лучше худой ссоры» (аргументируйте)
  • Зачем нам помнить о войне…

(слайд32) Награждение победителей

Приложение

Смотреть исходное изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок, посвященный Дню Космонавтики в форме игры "Умники и умницы"

В настоящее время перед большинством активно работающих учителей физики встаёт вопрос решения проблемы личностно-ориентированного образованияУроки такого типа ориентируют учителей на широкое развитие...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы", посвященная году культуры

Работа представляет собой интеллектуальную игру для обучающихся НПО, СПО. Задания направлены на проверку общей эрудиции....

Интеллектуальная игра "Умники и умницы", посвященная жизни и творчеству Гоголя.

Данный сценарий игры построин по аналогии с известной одноименной передачей. Правила такие же. Игра посвящена двухсотлетию со дня рождения Н.В.Гоголя. Дети самостоятельно повторяют факты из биографии ...

Внеклассное мероприятие, посвященное Блокаде Ленинграда (Игра "Умники и умницы)

Внеклассное мероприятие, посвященное Блокаде Ленинграда ,включает  в себя игру "Умники и умницы"...

Внеклассное мероприятие, посвященое Блокаде Ленинграда. игра "УМНИКИ И УМНИЦЫ"

внеклассное мероприятие, посвященное Блокаде Ленинграда...

Игра «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина (презентация)

Презентация к Игре «Умники и умницы»: «Даниил Гранин: солдат и писатель», посвященная 100-летию Д. А. Гранина...