Образ поэта в стихотворениях М. Цветаевой, посвященных А. Пушкину и А. Блоку
статья по литературе

Щербакова Юлия Евгеньевна

Анализ стихотворений М.Цветаевой, посвещенных А.Пушкину, А.Блоку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образ поэта в стихотворениях М. Цветаевой, посвященных А. Пушкину и А. Блоку  

Марина Цветаева является одной из самых значимых фигур в русской поэзии двадцатого века. Её творчество до сих пор остаётся объектом пристального внимания и изучения не только литературоведов и лингвистов, но и философов, театральных критиков, искусствоведов, культурологов и т.д. Выбранная тема исследования является интересной и актуальной на сегодняшний день. Цель работы – описать особенности индивидуально-авторского осмысления М. Цветаевой образа «поэт» в стихах, посвященных А. Блоку и А. Пушкину. Марина Цветаева огромное значение уделяла творчеству Пушкина. В своем отношении к Пушкину она смогла, на наш взгляд, выразить то, что скрывала в глубине души. И смогла она это сделать через образ Пушкина в своих стихотворениях. Цикл «Стихи к Пушкину» (1931-1935) является промежуточным звеном, который связывает поэзию и прозу Цветаевой. В стихах этого цикла используются практически все приемы Марины Цветаевой, выработанные ею в течение предшествующего поэтического опыта. Но задачей Марины Цветаевой в этом цикле было раскрыть истинного поэта, показать каким он является, рассказать, что Пушкин – народный поэт, что он такой же, как народ, и все его стихотворения посвящены любви к родине. Открывает цикл стихотворение «Бич жандармов, Бог студентов»: Бич жандармов, бог студентов, \\ Желчь мужей, услада жен, Пушкин — в роли монумента? \\ Гостя каменного? — он, Скалозубый, нагловзорый \\ Пушкин — в роли Командора? [1, c. 160] Уже в первых строка образ Пушкина представлен «каменным и непобедимым» Командором, непобедимым героем, стойким, способным пройти любой бой и одержать исключительно победу. Аналогичный образ возникает в других стихотворениях. Мужественным и отважным, непобедимым и стойким рисует поэтесса Пушкина в другом стихотворении: Поскакал бы, Всадник Медный, \\ Он со всех копыт — назад. Трусоват был Ваня бедный, \\ Ну, а он — не трусоват [1, c. 161]. Пушкин отождествляется с Медным всадником, вернее, с Петром I, который был взбалмошным самодержцем, ценил талант и не признавал трусость и робость. Пушкин унаследовал дух Петра I, что проявляется в бунтарском, сильном характере поэта. М. Цветаева сравнивает двух великих людей, говоря о схожести их характеров: Заговор равных. \\ И вот, не спросясь повитух, Гигантова крестника правнук \\ Петров унаследовал дух [1, c. 163]. В этом образе акцентируются непредсказуемость поэта, его властность, свобода, готовность пересечь границы.

В третьем стихотворении цикла «Станок» Пушкин для Цветаевой является тем поэтом, с которым она может вести беседу как со своим близким другом, показывая тем самым, что Пушкин близок народу: Вся его наука — \\ Мощь. Светлу — гляжу: Пушкинскую руку \\ Жму, а не лижу [1, c. 165]. Цветаева считает себя хорошей ученицей поэта и поэтому верит, что может вести с ним разговор на равных. При этом Пушкин является авторитетом для Цветаевой, она ценит и уважает его творчество: Прадеду — товарка: \\ В той же мастерской! Каждая помарка — \\ Как своей рукой [1, c. 165]. Поэтесса постигает глубины таланта Пушкина, источник его творческой силы и вдохновения. Творчество не блажь, а тяжелый труд. Лирическая героиня испытала все муки творчества, поэтому является достойной общения с великим человеком: Пелось как — поется \\ И поныне так, Знаем, как «дается»! \\ Над тобой, «пустяк», Знаем — как потелось! [1, c. 165] Судя по этому стихотворению, Цветаева и Пушкин прошли одну и ту же дорогу творчества, преодолев все трудности вместе. И она знает, что быть истинным поэтом — это великий труд.  Проанализировав цикл «Стихи к Пушкину» можно отметить, что поэт в цикле появляется в образе «творца», «учителя» и «мастера». В цикле Цветаева показывает, как она относится к поэту, как она его чтит и любит. Пусть для многих Пушкин — это «монумент», «каменный гость», а для нее — собрат по перу, близкий и родной человек. Через образы, представленные в цикле, Цветаева смогла показать своего Пушкина. Она открывает истинного Пушкина, раскрывает его подлинную многозначность и глубину его души. В образе нет ничего придуманного, перед нами Пушкин как он есть. Марина Цветаева показала его бунтарскую натуру и явила нам облик поэта-мятежника, поэта-освободителя, поэтасобрата для других писателей. Можно сказать, что образ Пушкина в данном цикле М. Цветаевой реализует один из архетипов – архетип поэта. Сильная личность, которая ведет людей за собой, которая ценит искренность и честность, которая учит поэтов спустя века – таковы черты данного архетипа в образе Пушкина, представленного М. Цветаевой. Можно также отметить, что, воспевая великого Пушкина, М. Цветаева и сама становится близкой ему по духу, заражается его вдохновением. Что касается Александра Блока, то он для М. Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «струнному ремеслу», а как божество от поэзии, и которому как божеству поклонялась. В 1922 г. она выпустила посвященный Александру Блоку сборник, в который вошли два цикла стихотворений.  Открывает цикл стихотворение «Имя твоё — птица в руке». Перед нами возникает образ легкого, глубокого, того, что может исчезнуть мгновенно: красивая птица в ладонях, но, если мы раскроем их, то птица упорхнёт. С каким трепетом и нежностью Цветаева представляет нам Блока в первом стихотворении, которое открывает цикл:  Имя твоё - птица в руке, \\ Имя твоё — льдинка на языке, Одно единственное движенье губ, \\ Имя твоё — пять букв [1, c. 77].

В стихотворении «Нежный призрак» прослеживается тема вхождения в поэтический мир Блока. Цветаевой воспроизводится метельная и стихийная атмосфера его стихов. Мы видим «снежный» мир, характеристика которого переносится на самого персонажа, то есть Блок предстает как «снеговой певец», «снежный лебедь», воплощение метели, дикой стихии: Ох, уж третий \\ Вечер я чую ворога.  Голубоглазый \\ Меня сглазил  Снеговой певец [1, c. 75]. Лирический герой сакрализирован и демонизирован. Он также предстает как «рыцарь без укоризны», «ворог», даже «милый призрак»: Милый призрак! \\ Я знаю, что всё мне снится.  Сделай милость: \\ Аминь, аминь, рассыпься! [1, c. 75]. В стихотворении «Ты проходишь на Запад Солнца» образ поэта связан у Цветаевой с западом, закатом, умиранием. Блок становится жителем иного, небесного, божьего мира – то ли ангелом, то ли праведником, оставившим земной мир: Ты проходишь на Запад Солнца, \\ Ты увидишь вечерний свет,  Ты проходишь на Запад Солнца, \\ И метель заметает след Мимо окон моих — бесстрастный — \\ Ты пройдёшь в снеговой тиши,  Божий праведник мой прекрасный, \\ Свете тихий моей души [1, c. 76]. Поэт становится для нее святым. Величие Блока не позволяет обращаться к нему по имени праздно и всуе. Лирическая героиня только издали поклоняется его «восковому святому лику» и смеет целовать лишь «вечерний снег» во имя его.  И по имени не окликну, \\ И руками не потянусь.  Восковому святому лику \\ Только издали поклонюсь [1, c. 78]. В следующем стихотворении цикла М. Цветаева сказала о судьбе и жизненном предназначении каждого. Причем своим «жизненным» предназначением Цветаева определяет славить имя поэта, восхвалять его, восхищаться его неземной поэзией: Каждому — своё. \\ Женщине — лукавить,  Царю — править, \\ Мне — славить // Имя твоё [1, c. 178]. Цикл «Стихи к Блоку» можно охарактеризовать как разговор с существом иного мира, ангелом, праведником, божеством, трагически неузнанном людьми. Цветаева восхваляет имя Блока, но в то же время не называет его, потому что оно сакрально. «То есть Блок не воскреснет, он умер, как все живое, все плотское, однако он не сможет подняться на Великий Суд, который, согласно Евангелию, поднимет всех умерших» [2, c. 165]. И опять мы можем сказать, что Александр Блок для Цветаевой был не человеком, а душой. Блок сравнивается с ангелом, который своими крыльями открыл некий занавес, чтобы поэт смог снова родиться. Не полог, а птица \\ Раскрыла два белых крыла!  — И снова родиться, Чтоб снова метель замела?! [1, c. 82]. Это стихотворение — непосредственный отклик на смерть поэта, и потому его звучание трагично и торжественно. Смерть поэта воспринимается Мариной Цветаевой как непоправимая утрата, и личная, и общечеловеческая. Цветаева говорит о неизбывной и безмерной потере — не только своей, но и всей России, которая оплакивает великого праведника и певца: Днепром разламывая лёд, \\ Гробовым не смущаясь тёсом,  Русь — Пасхою к тебе плывёт, \\ Разливом тысячеголосым.  Так, сердце, плачь и славословь! [1, c. 83].

Это цикл – гимн, величайшее восхваление великому поэту. Проанализировав стихотворения цикла Цветаевой «Стихи Блоку», мы выяснили, что Блок в нем выступает в образе праведника, пророка или даже самого Бога. В этих образах у Блока нет ничего общего с человеческим, земным миром, поэт противопоставлен ему, потому что мир не принимает ни пророка, ни ангела.  В цикле Блок предстает как ангел, который указывает верный путь, как неземной певец, который знает свое будущее. Отсюда и мифологизация образа, обогащение исторического образа Блока божественными чертами. Цветаева при создании такого образа Блока возводит его на пьедестал, придавая ему тем самым символически черты святого человека, странника.

Таким образом, Блок в данном цикле воплощает иную сторону архетипа поэта. В цикле Блок богоподобен и потому для простого народа недосягаем. Блок — это идеал неземного певца. Его высоты никто и никогда никакими усилиями не сможет достичь. Можно сказать, что цикл «Стихи к Блоку» — это некое преклонение перед мечтой. Таким образом, можно сказать, что Блок и Пушкин в циклах М.Цветаевой, посвященным им, предстают как разные стороны архетипа поэта. Пушкин воплощает идею преемственности, лидерства, он — мастер, посредник между богом и людьми, учит их видеть красоту земного мира. Блок скорее сам воплощает идею божественного слова, он — неземной певец, которого люди не узнают, не признают и убивают, пугаясь сами себя.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ матери в стихотворениях поэтов-земляков.

Это конспект урока. Презентация не уместилась....

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих...

Орган живой (сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Лермонтова, посвященных гибели Пушкина)

Материалы к уроку включают в себя план-конспект, презентацию, раздаточный материал....

Конспект урока на тему "Образ березы в стихотворениях русских поэтов"

МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»Учитель: Адамова Вероника КарловнаТема:  «Образ березы в стихотворениях Сергея Есенина и Афанасия Фет...

"Горька судьба поэта всех времен...."Литературный вечер, посвященный творчеству С. Есенина и М. Цветаевой.

Материал заинтересует учителей литературы, а также педагогов дополнительного образования....

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина (на примере стихотворения "Пророк"

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк»; сравнение его с «Пророком» М.Ю. Лермонтова; развитие монологической речи учащихся, ораторских способностей; умение составлять опорный конспек...

Образ Петербурга в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков.

Перед Вами разработка урока литературы (родной литературы) для 9 класса. Тема урока - знакомство с многогранностью образа Петербурга в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков (А.С. Пушкина, ...