Русская народная сказка "Лиса и журавль"
план-конспект урока по литературе
Технологическая карта по литературному чтению
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Русская народная сказка «Лиса и журавль» 2 класс
Тип урока: "открытие нового знания"
Цель: познакомить учащихся со сказкой “Лиса и журавль”, закрепить знания о видах сказок.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.
- Работать с содержанием текста сказки.
- Читать сказку по ролям.
- Инсценировать сказку.
Личностные:
- Проявлять:
- интерес к народной сказке и её героям;
- позитивное отношение к чтению народных сказок.
Метапредметные:
Познавательные:
- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
- планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
- извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из текста.
Коммуникативные:
- - умение оформлять свои мысли в устной речи;
- - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Регулятивные:
- - принимать и сохранять учебную задачу;
- - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- - адекватно воспринимать оценку учителя;
- - освоение способа решения проблемного поискового характера.
Ресурсы: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф. литератруное чтение, наглядный материал:
План работы
1.Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2мин)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2мин)
3. Этап выявления места и причины затруднения (1мин)
4. Этап построения проекта выхода из затруднения (7мин)
5.Этап реализации построенного проекта (10мин)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | ||||
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1-2 мин.) Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | (Под музыку «В гостях у сказки».) Много жанров есть на свете: Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прикрас. | Внимательно слушают учителя | формирование способности к организации своей деятельности | Слушать и понимать речь других | Строить рассуждения в форме связи простых суждений | |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин). Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | а) Наберём в лёгкие воздух и позовём кошку: кис - кис-кис - кис… б) Разыгрывание диалога в паре: -Здравствуй, киска. Как дела? Что же ты от нас ушла? -Не могу я с вами жить, хвостик негде положить. Ходите, зеваете, на хвостик наступаете! -Прочитайте про себя. Прочитайте вслух. Кто участники диалога? -Что чувствует ребёнок, встретивший свою киску? Каким тоном нужно читать слова ребёнка? -Что чувствует киска? Каким тоном нужно читать ее слова? - Разыграйте диалог в парах. - Может ли на самом деле кошка разговаривать? В каких произведениях этот возможно? - Кто из вас догадался, каким произведениям будет посвящен наш сегодняшний урок? На какие группы делятся сказки по авторству? - Почему сказки называются народными? - Как создавались народные сказки? | Разговаривающих животных можно встретить в сказках. Авторские и народные. | умение прогнозировать работу; | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения; | |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин). Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих. Сегодня к нам в гости пришла Лиса. Опишите ее. Какие сказки с лисой вы знаете? | Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий. Ответы детей | Принимать и сохранять учебную задачу | Слушать и понимать речь других | Умение сравнивать, делать выводы; | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1—2 мин). Цель - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | - Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль. Что вы можете сказать об этих персонажах? - Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст и прочитав его. | Они очень разные, даже внешне. | Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала | Высказывать и обосновывать свою точку зрения | Устанавливать причинно- следственные связи | |
V. Реализация построенного проекта (10-15 мин) Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Прежде чем мы начнем слушать сказку, ответьте мне на вопрос. Что вы знаете о журавле? Гимнастика для глаз Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию. - Кто из героев сказки вам понравился и почему? Словарная работа - Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»? - Что значит покумились? (Породнились на крестинах ребёнка, стали кумовьями.) - Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»? -Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте. -Как же Лиса звала Журавля? - Прочитайте 4 абзац. - Что приготовила Лиса? Почему? - А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете? - А что сделала Лиса? - Зачем она размазала кашу по тарелке? - Как она угощала гостя? - Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки? (Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам.) - Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку? - Прочитайте следующие два предложения. - Как ел Журавль? (Клевал) - А как едят другие птицы? - Знала ли об этом Лиса? - Как ела Лиса? - В чём была её оплошность? (Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.) - Как могут вести себя разные люди, когда их обманули? - Как поступает Журавль? | Ответы детей Просмотр м/ф «Лиса и Журавль» Разбирают непонятные слова. Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали. По-доброму, как принято у русских людей. Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась. Чтобы гость не обжёгся. Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала» Тогда, когда начали есть. Знала. Все птицы едят одинаково – клюют. Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться. Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом. | Действовать по алгоритму, правилу | Аргументировать свое мнение | Использовать информацию для решения учебной задачи | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Методическая разработка комбинированного урока "Русская народная сказка "Журавль и Цапля"
Методическая разработка комбинированного урока по чтению по теме: "Русская народная сказка "Журавль и Цапля", 6 класс...

Урок по русской народной сказке "Журавль и цапля"
Комбинированный урок с презентацией по сказке "Журавль и цапля" для учащихся 7 класса коррекционной школы...

Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"
Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».Задачи: заинтересовать проблемой произведения; формировать навык правильного, осознанного, выразительного чтения; развива...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...

Русская народная сказка «Журавль и Цапля».
Русская народная сказка «Журавль и Цапля».Урок чтения в 7 классе....
