Русская народная сказка "Лиса и журавль"
план-конспект урока по литературе

Белолипецкая Мария Александровна

Технологическая карта по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka_lisa_i_zhuravl.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русская народная сказка «Лиса и журавль» 2 класс

Тип урока: "открытие нового знания"

Цель: познакомить учащихся со сказкой “Лиса и журавль”, закрепить знания о видах сказок.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.
  • Работать с содержанием текста сказки.
  • Читать сказку по ролям.
  • Инсценировать сказку.

Личностные:

  • Проявлять:
  • интерес к народной сказке и её героям;
  • позитивное отношение к чтению народных сказок.

Метапредметные:

Познавательные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из текста.

Коммуникативные:

  • - умение оформлять свои мысли в устной речи;
  • - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивные:

  • - принимать и сохранять учебную задачу;
  • - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • - адекватно воспринимать оценку учителя;
  • - освоение способа решения проблемного поискового характера.

Ресурсы: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф. литератруное чтение, наглядный материал:

План работы

1.Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2мин)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2мин)

3. Этап выявления места и причины затруднения (1мин)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (7мин)

5.Этап реализации построенного проекта (10мин)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1-2 мин.)

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

(Под музыку «В гостях у сказки».) 

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

Внимательно слушают учителя

формирование способности к организации своей деятельности

Слушать и понимать речь других

Строить рассуждения в форме связи простых суждений

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин).

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

а) Наберём в лёгкие воздух и позовём кошку: кис - кис-кис - кис…

б) Разыгрывание диалога в паре:

-Здравствуй, киска.

Как дела?

Что же ты от нас ушла?

-Не могу я с вами жить,

хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете!

-Прочитайте про себя. Прочитайте вслух. Кто участники диалога?

-Что чувствует ребёнок, встретивший свою киску? Каким тоном нужно читать слова ребёнка?

-Что чувствует киска? Каким тоном нужно читать ее слова?

- Разыграйте диалог в парах.

- Может ли на самом деле кошка разговаривать? В каких произведениях этот возможно?

- Кто из вас догадался, каким произведениям будет посвящен наш сегодняшний урок?

На какие группы делятся сказки по авторству?

-  Почему сказки называются народными?

- Как создавались народные сказки?

Разговаривающих животных можно встретить в сказках.

Авторские и народные.

умение прогнозировать работу;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин).

Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.  

Сегодня к нам в гости пришла Лиса. Опишите ее. Какие сказки с лисой вы знаете?

Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.

Ответы детей

Принимать и сохранять учебную задачу

Слушать и понимать речь других

Умение сравнивать, делать выводы;

IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1—2 мин).

Цель  - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

-  Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.

Что вы можете сказать об этих персонажах?

- Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст и прочитав его.

Они очень разные, даже внешне.

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Устанавливать причинно-

следственные связи

V. Реализация построенного проекта (10-15 мин)

Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Прежде чем мы начнем слушать сказку, ответьте мне на вопрос. Что вы знаете о журавле?

Гимнастика для глаз

Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.

- Кто из героев сказки вам понравился и почему?  

Словарная работа

- Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?

- Что значит покумились?

(Породнились на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)

- Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»?

-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.

-Как же Лиса звала Журавля?

- Прочитайте 4 абзац.

- Что приготовила Лиса? Почему?

- А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?

- А что сделала Лиса?

- Зачем она размазала кашу по тарелке?

- Как она угощала гостя?

- Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?

(Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам.)

- Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?

- Прочитайте следующие два предложения.

- Как ел Журавль? (Клевал)

- А как едят другие птицы?

- Знала ли об этом Лиса?

- Как ела Лиса?

- В чём была её оплошность?

(Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)

- Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?

- Как поступает Журавль?

Ответы детей

Просмотр м/ф «Лиса и Журавль»

Разбирают непонятные слова.

Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.

По-доброму, как принято у русских людей.

Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.

Чтобы гость не обжёгся.

Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала»

Тогда, когда начали есть.

Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.

Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.

Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.

Действовать по алгоритму, правилу

Аргументировать свое мнение

Использовать информацию для решения учебной задачи

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Методическая разработка комбинированного урока "Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Методическая разработка комбинированного урока по чтению по теме: "Русская народная сказка "Журавль и Цапля", 6 класс...

Урок по русской народной сказке "Журавль и цапля"

Комбинированный урок с презентацией  по сказке "Журавль и цапля" для учащихся 7 класса коррекционной школы...

Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».Задачи: заинтересовать проблемой произведения; формировать навык правильного, осознанного, выразительного чтения; развива...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...

Русская народная сказка «Журавль и Цапля».

Русская народная сказка «Журавль и Цапля».Урок чтения в 7 классе....