Русская народная сказка "Лиса и журавль"
план-конспект урока по литературе

Белолипецкая Мария Александровна

Технологическая карта по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka_lisa_i_zhuravl.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русская народная сказка «Лиса и журавль» 2 класс

Тип урока: "открытие нового знания"

Цель: познакомить учащихся со сказкой “Лиса и журавль”, закрепить знания о видах сказок.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.
  • Работать с содержанием текста сказки.
  • Читать сказку по ролям.
  • Инсценировать сказку.

Личностные:

  • Проявлять:
  • интерес к народной сказке и её героям;
  • позитивное отношение к чтению народных сказок.

Метапредметные:

Познавательные:

  • понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
  • планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • извлекать и фиксировать информацию по результатам наблюдения, из текста.

Коммуникативные:

  • - умение оформлять свои мысли в устной речи;
  • - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Регулятивные:

  • - принимать и сохранять учебную задачу;
  • - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • - адекватно воспринимать оценку учителя;
  • - освоение способа решения проблемного поискового характера.

Ресурсы: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф. литератруное чтение, наглядный материал:

План работы

1.Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2мин)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2мин)

3. Этап выявления места и причины затруднения (1мин)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (7мин)

5.Этап реализации построенного проекта (10мин)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1-2 мин.)

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

(Под музыку «В гостях у сказки».) 

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

Внимательно слушают учителя

формирование способности к организации своей деятельности

Слушать и понимать речь других

Строить рассуждения в форме связи простых суждений

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин).

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

а) Наберём в лёгкие воздух и позовём кошку: кис - кис-кис - кис…

б) Разыгрывание диалога в паре:

-Здравствуй, киска.

Как дела?

Что же ты от нас ушла?

-Не могу я с вами жить,

хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете!

-Прочитайте про себя. Прочитайте вслух. Кто участники диалога?

-Что чувствует ребёнок, встретивший свою киску? Каким тоном нужно читать слова ребёнка?

-Что чувствует киска? Каким тоном нужно читать ее слова?

- Разыграйте диалог в парах.

- Может ли на самом деле кошка разговаривать? В каких произведениях этот возможно?

- Кто из вас догадался, каким произведениям будет посвящен наш сегодняшний урок?

На какие группы делятся сказки по авторству?

-  Почему сказки называются народными?

- Как создавались народные сказки?

Разговаривающих животных можно встретить в сказках.

Авторские и народные.

умение прогнозировать работу;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин).

Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.  

Сегодня к нам в гости пришла Лиса. Опишите ее. Какие сказки с лисой вы знаете?

Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.

Ответы детей

Принимать и сохранять учебную задачу

Слушать и понимать речь других

Умение сравнивать, делать выводы;

IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1—2 мин).

Цель  - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

-  Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.

Что вы можете сказать об этих персонажах?

- Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст и прочитав его.

Они очень разные, даже внешне.

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Устанавливать причинно-

следственные связи

V. Реализация построенного проекта (10-15 мин)

Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

- Прежде чем мы начнем слушать сказку, ответьте мне на вопрос. Что вы знаете о журавле?

Гимнастика для глаз

Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.

- Кто из героев сказки вам понравился и почему?  

Словарная работа

- Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?

- Что значит покумились?

(Породнились на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)

- Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»?

-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.

-Как же Лиса звала Журавля?

- Прочитайте 4 абзац.

- Что приготовила Лиса? Почему?

- А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?

- А что сделала Лиса?

- Зачем она размазала кашу по тарелке?

- Как она угощала гостя?

- Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?

(Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам.)

- Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?

- Прочитайте следующие два предложения.

- Как ел Журавль? (Клевал)

- А как едят другие птицы?

- Знала ли об этом Лиса?

- Как ела Лиса?

- В чём была её оплошность?

(Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)

- Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?

- Как поступает Журавль?

Ответы детей

Просмотр м/ф «Лиса и Журавль»

Разбирают непонятные слова.

Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.

По-доброму, как принято у русских людей.

Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.

Чтобы гость не обжёгся.

Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала»

Тогда, когда начали есть.

Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.

Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.

Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.

Действовать по алгоритму, правилу

Аргументировать свое мнение

Использовать информацию для решения учебной задачи

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...

Методическая разработка комбинированного урока "Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Методическая разработка комбинированного урока по чтению по теме: "Русская народная сказка "Журавль и Цапля", 6 класс...

Урок по русской народной сказке "Журавль и цапля"

Комбинированный урок с презентацией  по сказке "Журавль и цапля" для учащихся 7 класса коррекционной школы...

Конспект урока чтения в 7– ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: Русская народная сказка "Журавль и Цапля"

Закрепить знания учащихся об устном народном творчестве, в частности о сказках и их жанровых особенностях;- познакомить школьников с новой русской народной сказкой;- отрабатывать навык выразительного ...

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Цель: познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль».Задачи: заинтересовать проблемой произведения; формировать навык правильного, осознанного, выразительного чтения; развива...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...