Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»
план-конспект урока по литературе

Тарунтаева Полина Владимировна

Цели урока: ознакомление с жизнью и рассказом В. П. Астафьева «Капалуха».

Планируемые результаты:

  • Предметные:  учить прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение, определять его жанр; видеть и понимать чувства и поступки героев;
  • Личностные: воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньшим; проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осозновать ценности семьи, родного очага.

Тип урока: открытие «нового» знания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura._kapaluha.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:   .04.19                                                                                                       ФИО учителя Шаяхметова Е. А.

Школа: № 141                                                                                                         ФИ студента Тарунтаева Полина

Класс: 3а                                                                                                               ФИО методиста Галиуллина Н. К.

Кабинет:  

Тема урока: В. П. Астафьев «Капалуха»

Цели урока: ознакомление с жизнью и рассказом В. П. Астафьева «Капалуха».

Планируемые результаты:

  • Предметные:  учить прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведение, определять его жанр; видеть и понимать чувства и поступки героев;
  • Личностные: воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньшим; проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осозновать ценности семьи, родного очага.

Тип урока: открытие «нового» знания

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова,  В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока

Хронометраж

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Этап

самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя;

1 мин.

– Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я. А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи

II. Актуализация

знаний и мотивация

 Речевая разминка.

5 мин

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.

– Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

– Прочитайте орфографически.

– Прочитайте шепотом.

– Прочитайте громко.

– Прочитайте вопросительно.

– Прочитайте с утвердительной интонацией.

•  Вороненку гнездо – родимая хатка.

•  Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не свил.

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой

установкой.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточ-

III. Постановка

учебной задачи

– Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем.

– Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся
в путешествие в лес. Давайте вспомним правила поведения в лесу: не шуми в лесу, не разоряй птичьих гнезд, не разводи костров, не оставляй мусор, не нарушай тишины, не мешай лесным жителям.

– Прочитайте тему урока. Можно ли по названию рассказа определить, о ком или
о чем пойдет речь в рассказе?

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

Давайте полностью определим нашу тему урока и цели.

– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией
В. П. Астафьева

- Лес

- Да, о птице/ Нет, не знаем.

- «Капалуха»

- Познакомиться с этим произведением и его автором.

Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее

и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания

Практический:  

работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д. Овсянка Красноярского края в семье крестьянина. Родители были раскулачены, и Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.

В 1996 году Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (Германия). Умер Астафьев в родном селе 29 ноября 2001. Здесь же похоронен. Произведения автора – это, по сути, его жизнь. Сегодня мы прочитаем рассказ «Капалуха».

Организуется выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.

– Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название?

– Где происходило действие?

– Что делали дети в тайге?

– Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

– Где поднялся шум?

– Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?

– Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы. Почему сердце автора забилось от испуга?

– Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?

– Как выглядело гнездо?

-Капалухой охотники называют самку глухаря. Это название появилось, вероятно, у народа, обитающего в местах ее проживания, это слово местного наречия и означает наседку, самку глухаря в переводе с карельского.

 -Гнездо капалухи ребята обнаружили у черничного бугорка, посреди просеки, у корня дерева. Дети обрадовано закричали: «Гнездо! Гнездо!» 

-Рассказчик вначале стал озираться по сторонам, ощупывать глазами бугор и не увидел никакого гнезда. Стоя у зеленой коряги, автор чуть было не наступил на него, и его сердце забилось от испуга. 

В рассказе Виктора Астафьева "Капалуха" рассказчик испугался, что мог нечаянно наступить на гнездо капалухи, в котором находились яйца. Гнездо было скрыто от посторонних глаз - оно пряталось под выступающим корнем, было замаскировано мхом так, что заметить его было нелегко.

Между тем, рассказчик точно не хотел причинить вред птице и ее гнезду, и как раз это намерение рассказчика передают слова "Озираться" и "Ощупать глазами" - рассказчик хотел заранее увидеть гнездо, о котором ему кричали ребята. Ну а когда он понял, что несмотря на все предосторожности все-таки чуть было не наступил на гнездо, его "сердце забилось от испуга". Этими словами автор показывает сопереживание рассказчика заботам птицы, его бережное отношение к живой природе.

Динамическая пауза
Практич.: выполняют упражнения

Выполнение упражнений

IV. Включение в систему знаний

Почему дети не взяли яйца?

– Что вас поразило, удивило в этой части?

– Какой матерью была капалуха?

– Кого она вам напоминает? Почему?

– Что испытала птица?

– Как об этом сказал автор?

– Что испытывали ребята?

– А глухарка?

– Какие чувства испытали вы?

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Расскажите, какой момент изображен?

- После встречи с капалухой мальчики ретировались, не стали причинять вреда будущим птенцам, разорять гнездо, которое она согревала своим телом. Они поняли, как это нехорошо - наносить вред природе. 

- мальчики были потрясены материнской верностью и самопожертвованием капалухи. Это их, конечно, изменило, они уже никогда не посмеют проявить жестокость по отношению к слабым. 

Осуществляют анализ объектов с опорой

на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

– Найдите строчки для подписи. Прочитайте.

– Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

– Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

– Найдите в тексте диалог автора и ребят. Кто из них думает о птицах и окружающей природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не думая о последствиях?

– Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

– Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

– Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.

– Почему автор выбрал именно эти слова и выражения?

– Что автор показал во внутреннем состоянии птицы?

– Какой матерью была капалуха?

– Что еще вас поразило, удивило, что нового для себя вы узнали?

– Прочитайте последнюю часть рассказа.

– Подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение глухарки после ухода людей.

-Металась в стороны; крылья разброшены, мела ими; закостенели от неподвижности; пыжилась и не могла взлететь.

-Чтобы показать состояние птицы.

-Испуг, гнев, бесстрашие.

- Заботливой, бесстрашной, отважной.

-Птица выщипывает перья, голым животом греет яйца.

-Сидела на сучке, вытянув шею, целилась на гнездо, плавно, слетела, заползла в гнездо, распустила крылья, замерла.

Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.

VI. Самостоятельная работа

 Каждый сейчас готовится к выразительному чтению. После каждый прочитает свой абзац с интонацией, выразительно.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение

– Что вы можете сказать о состоянии капалухи?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит к итогу.

– Определите жанр этого произведения.

– Определите тему произведения.

– Назовите главное действующее лицо этого произведения.

– Какова главная мысль произведения?

– Какой вывод вы сделали для себя?

– Любовь к природе, животным облагораживает чувства человека. Как связать пословицу: «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей» с содержанием текста?

– Главное назначение человека – творить добро. Беречь землю, все живое на ней,

и тогда земля, природа будет добра к нам.

– Что значит быть добрым к природе? Природа, ее красота помогают человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее. Вспомните слова М. М. Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

– Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

– Подумайте, какую главную мысль содержит этот рассказ?

– Какие правила поведения в лесу мы должны соблюдать?

Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопросы.

 – Определите основную мысль рассказа. Какая пословица в рабочей тетради больше всего соответствует ей?

Домашнее задание.

•  Подготовить рассказ о капалухе как о заботливой матери.

•  Найти дополнительную литературу о птицах нашего края.

•  Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

•  Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом

- Глаза ее начали затмеваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже.

-Загрязнение окружающей среды, уничтожение редких видов животных и растений, проблема мусора.

Не шуметь, чтобы
не мешать жить лесным жителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводим, то обязательно его хорошо потушить. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить гнездо и т. д.

--Материнская молитва со дна моря вынимает.

VIII. Рефлексия

Деятельности

Словесный: самоанализ.

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Пригодятся ли вам знания, полученные на этом уроке?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Всем спасибо за урок.

В. П. Астафьев «Капалуха»

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)

VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока:  урок-сценарий.Цель:  Показать жизнеутверждающую красоту музыки...

Разработка урока. В.П.Астафьев "Белогрудка"

Модель урока:  В.П.Астафьев "Белогрудка". 5 класс. Технология критического мышления: чтение с остановками. Формы организации на уроке: коллективная и групповая.Урок способствует развитию навыков ...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Тема урока: В. П. Астафьев. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.

Одним из перспективных методов работы на уроке литературы считаю метод  «Примеривания на себя». Нужно на уроке при изучении литературного произведения суметь поставить перед учен...

Презентация к уроку литературы. Тема урока: В. П. Астафьев. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение в лесу.

Данная презентация может быть использована как на уроках литературы, так и  во внеклассной деятельности, так как материал, использованный в ней, учит детей правилам поведения в экстремальных ситу...