Разработка урока. В.П.Астафьев "Белогрудка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Опушнева Эльвира Николаевна

Модель урока:  В.П.Астафьев "Белогрудка". 5 класс. Технология критического мышления: чтение с остановками. Формы организации на уроке: коллективная и групповая.Урок способствует развитию навыков аналитического чтения, воспитывает сострадание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v.p.astafev_belogrudka.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Талица Фалёнского района Кировской области

Урок внеклассного чтения

В.П.Астафьев «Белогрудка»

                                                                      Работа Опушневой Эльвиры Николаевны,

                                                                      учителя русского языка и литературы

                                                            МКОУ СОШ с. Талица Фалёнского района

                                                        Кировской области  

                                     Урок внеклассного чтения в 5 классе

Тема:    В.П. Астафьев «Белогрудка».

Класс:    5 класс.

Место урока:   проводится после изучения рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Тип урока:   комбинированный.

Дидактическая цель: создание условий для осознания, осмысления рассказа.

Цели по содержанию:

  1. Образовательные:

- познакомить учащихся с новым рассказом В.П.Астафьева;

- проанализировать отдельные эпизоды рассказа,

     2.  Развивающие:

          - развивать навыки аналитического чтения.

     3.  Воспитательные:

          - способствовать повышению мотивации к самостоятельному чтению;

          - воспитывать такие нравственные качества, как любовь ко всему         живому, сострадание, сопереживание чужому горю.

Технологии:   технология критического мышления.

Методы:   чтение с остановками.

Формы организации познавательной деятельности:  коллективная, групповая.

Предварительная подготовка:  выучить наизусть стихи о защите природы.

Оборудование:  на доске записано название урока  «В.П.Астафьев  «Белогрудка», портрет писателя, красочное фото куницы.  На партах учащихся  рассказ В.П.Астафьева.

                                             

Модель урока.

Учитель.     На доске записаны слова – В.П.Астафьев «Белогрудка». Про кого, по вашему мнению, писатель написал этот рассказ?

Ответы детей:

 - Про лошадь с белой грудью.

 - Про кошку с пушистой белой грудкой.

 - Про маленькую собачку с белой  грудкой.

Чтение учителем эпизода из рассказа:  « А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белая куница...-…пулей вонзалась в лесную глухомань».  

Учитель.    Значит, разговор пойдет о лесной кунице.

(Нужно познакомить пятиклассников с этим зверьком – иллюстрации или фотографии).

Учитель.   Что  хотел рассказать автор читателям о Белогрудке? Как вы думаете?

Ответы детей:

    -  О ее жизни в лесу.

    -  О знакомстве с другими зверюшками.

    -  О том, как она хоронилась от людей.

Чтение учащимися эпизода из рассказа:  «На третье или четвертое лето Белогрудка родила котят…-…Белогрудка лизнула каждого из детенышей в мордочку и вымахала из гнезда».

Учитель.   Как автор оценивает ее поведение? Какой она была матерью?

Ответы детей:

    -  «грела телом, облизывала до блеска»;

    -  «стала добывать для них еду»;

    -  «старательная мать».

    -  она была замечательной, любящей, настоящей матерью, завидев людей, она решила увести их от гнезда.

Учитель.  Каким, по-вашему, может быть продолжение рассказа?

Ответы детей:

    -  Люди посмотрели на лес и ушли.

    -  Мальчишки были злыми и никого не слушались. Они забрали детенышей из гнезда.

    -  Ночью начался ураган, и котята погибли.

    -  Куница не вернулась, и котята погибли от голода.

    -  Нет, котята не погибли, ребята им помогли.

Чтение эпизода учителем:    «Корм добывать становилось день ото дня трудней…-…гнездо было пустое».

Учитель.   Что могло случиться в отсутствие матери?

Ответы детей:

    -  Кто-то унес котят, хотя делать этого было нельзя.

    -  Ребятишки унесли в школьный живой уголок.

    -  Ребятам маленькие котята понравились, и они унесли их домой.

Чтение отрывка учащимися:   «Гнездо было пустое…-…Часами сидела на черемухе под окном, слушала, не запищат ли котятки».

Учитель.   Найдите слова, подчеркивающие состояние Белогрудки, узнавшей о пропаже.

Ответы детей:

     -  «выронила добычу»;

     -  «метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх»;

     -  «если бы умела кричать – закричала бы»:

     -  «обследовала все по порядку»;

     -  «обнаружила следы»;

     -  «выследила, что унесли»;

      -  «ночью нашла дом»;

      -  «металась возле крыши, с крыши на забор, с забора на крышу».

      -  Белогрудка переживала за судьбу пропавших котят, долго искала их и по запаху нашла.

Учитель.   Предположите, что с котятами произошло в доме мальчишек?

                   Есть ли у котят шансы на спасение?

Ответы детей:

      -  Мальчишки разорили жилище куницы, унесли их, по глупости, из естественной среды обитания, а малышам нужна мама.

      -  Ребята не знают, чем питаются куницы, какой у них корм. Котята умрут.

      -   Они даже не знают, чем куницы болеют.

      -  У котят нет шансов на спасение. Дети все сделали из шалости, но обрекли котят на смерть.

Чтение отрывка учителем:   «Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света…-… и стал неторопливо пожирать его с головы».

Учитель.   Что в эпизоде самое страшное?

      -  Собака съела детеныша на глазах у матери.

Учитель.   Что почувствовала Белогрудка?

Ответы детей:

      -  Родилась ненависть к людям, ко всем без исключения.

      -  Люди убили, «скормили псу» ее котенка.

      -  Ей нечего здесь больше делать, она уйдет из этого леса.

      -  Она будет теперь мстить людям.

Чтение отрывка учащимися:   «В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур…-…Она стала давить напропалую голубей, утят не только в Вереино, но и в Зуятах тоже».

Учитель.   Как бы вы озаглавили эту часть?

       -  Месть.

Учитель.   А кто виноват в том, что произошло?

       -  Жестокость, бездушие людей. Ни дети, ни взрослые не подумали о последствиях.

 Учитель.  Простила ли бы куница людей?

                   Что, по-вашему, вынуждены были сделать люди?

Ответы детей:

       -  Стали бы ставить капканы, потому что своих кур, утят жаль.

       -  Поймали бы, убили бы. Если кто-то совершил плохой поступок, то остальные-то не виноваты.

Чтение эпизода учителем:   «Попалась она в погребе…-…вцепилась в горло собаке и умерла».

После этих слов – тишина в классе. Детям жаль куницу, ее детенышей, они осуждают поведение людей.

Чтение финала рассказа учителем:   «До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку…-…до  конца рассказа».

Учитель.     Только ли о Белогрудке этот рассказ?

Ответы детей:

        -  Этот рассказ не только о ней, рассказ о бездумном, бездушном отношении к природе.

Учитель.   Можно ли назвать финал рассказа трагическим?

Ответы детей:

        -   Нет, Люди поняли, что трогать гнезда птиц, детенышей зверей нельзя.

        -  Люди все-таки поняли, что нужно жить в мире и согласии с живой природой.

Работа по группам.

  1. Какую мысль хотел донести до читателей В.П.Астафьев?
  2. Почему у такого трагического рассказа оптимистический финал?
  3. Почему ни у кого нет имен, и только куница имеет имя?

(Ученики составляют в группах сообщение и выступают перед всеми).

Задание.   Из предложенных афоризмов выбрать тот, который наиболее подходит к идее рассказа.

Не то, что мните вы, природа.

Не слепок, не бездушный лик;

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                     (Ф.И.Тютчев)

Очеловечиваем боль, -

Мол, только боль

                        людская

                                плачет…

Я понял,

              что такое значит

Нечеловеческая боль.  

                                      (Н.Доризо)

Земля защиты требует. Защиты.

Она спасенья просит у людей.

                                      (С.Островой)

Я ружье на солому откину:

Журавля мне вовек не убить,  

Это вроде как выстрелить в спину

Или Родину вдруг разлюбить.

                              (П.Маракулин)

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите!

                                  (М.Дудин)

Литературная композиция  «Береги все живое».  

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своем жилище птица.

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора:

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

                         (Кайсын Кулиев)

…А природа опять то предельно проста,

То одета в цветастые перья…

Удивляет меня не ее красота,

Удивляет ее терпенье.

И когда сквозь асфальт

Лепестков пятерня

Продирается после полночи,

Я не радуюсь силе Земли.

Для меня это прежде всего –

Крик о помощи.

                        (Р.Рождественский)

           

Были деды мудрее, их преданиям верю,

Никогда не стреляли по спящему зверю,

Не тревожили реки динамитом, мотором,

И с ружьем на медведя считали позором.

От могучей тайги наши корни и сила,

Но сегодня тайга о пощаде просила!

Я люблю этот край, здесь прошло мое детство,

Так прости ж меня, сын, за такое наследство!

                        (Сергей Матвеенко «Разговор о Сибири»)

                        

Отдать тебя надо, земля,

холмы твои, долы и рощи

тому, кто добрее и проще,

кто рано умеет вставать,

кто поздно умеет ложиться:

авось, посветлеет водица

в реке, потучнеют луга,

порубленный лес возродится,

подмятый цветок возвратится

звездою на луч стебелька,

узрев над собой не врага,

не варвара и дурака,

который ломает и топчет,

костры разжигает, хохочет,

бросает бутылки и банки

пустые у каждой стоянки.

В разливах мерцающих луж –

не временный хахаль на ужин

тебе, раскрасавица, нужен,

а верный, заботливый муж.

                        (П.Маракулин «Великая и беззащитная»)

         Люблю все живое.

Когда-то и я не убить не мог,

Что б ни летело над головой.

Садился за весла – ружье у ног,

Шел в чащу – заране взводил курок,

На жатву брал дробовик с собой.

Стрелял и коршуна, и воробья,

Не разбираясь – друзья? враги?

А ныне

На ток хожу без ружья,

Катаюсь на озере без остроги.

Доверие птиц умею ценить.

Бывает легко на душе, когда

Случайно удастся жизнь сохранить

Птенцу, упавшему из гнезда.

Самого себя узнать не могу.

Осинки в лесу зазря не срублю,

В корнях родничок, что клад, берегу,

На муравейник не наступлю –

Люблю все живое,

Живых люблю.

                        (Александр Яшин «Люблю все живое»)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

                        (В.Шефнер)

Руку, занесенную над веткой,

Над гнездом, где затаилась птица,

Над былинкой, над живою клеткой,

Удержи, не дай ей опуститься.

И пускай твой голос стерегущий

Слышит каждый, кто проходит мимо:

«Помните – природа всемогуща

И до безграничности ранима!»

                        (Ной Рудой)

Тебе, чья жизнь теперь полна

Забот о тех, кто раньше нас «пришел»,

Сей документ не раз еще напомнит,

Что за обязанности вновь ты приобрел.

Увидишь ли пузатую лягушку,

В тени деревьев тонкую газель,

Иль сокола, стремящегося в небо,

Порадуйся – они друзья тебе.

Пусть уваженье жизнь твою наполнит

К тем, без кого немыслим мир:

К мохнатым, быстрым, легким, длиннокрылым,

Твоим и нашим, близким и чужим!

Ты человек – властитель и хозяин.

Ты – сын природы, кузница идей.

Так сохрани, пусть будет трезвым разум,-

Зверей, растенья, воздух, чистоту морей.

Рефлексия.

Написать мини-сочинение.

            «О чем заставил меня задуматься урок?..»

            «Сегодня на уроке я понял…»

Отрывки из работ школьников:

«Сегодня на уроке я поняла, что животные переживают за своих детенышей так же, как наши мамы болеют душой за нас. Стыдно за мальчишек, которые так поступили. Мне эта история, которую описал В.П.Астафьев, запомнится на всю жизнь».

«Урок заставил меня задуматься над своим поведением. Надо всегда помнить, что человек – разумное существо. Прежде нужно подумать, потом  совершить поступок. Я читал, что разорять гнезда нельзя. Разорил гнездо птицы – оставил в живых тысячи вредных насекомых. Убил сову – потерял тонну зерна, сова ловит мышей. Даже муравейники  разорять нельзя. Муравьи рыхлят почву, переносят семена растений. Мама говорит: «Все в природе взаимосвязано». Надо любить все живое».

«Многие ребята стреляют из рогаток по галкам, воронам. Понятно, что они наносят вред нашим огородам. Но они уничтожают почвенных вредителей, которых трудно истребить даже химическим способом. Жалко, когда ловят красивых бабочек. Пожалуйста, наблюдайте со стороны, фотографируйте. Зачем губить-то?»