Конспект урока литературы в 7 классе "Н.С. Лесков "Левша""
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Хуснуллина Елена Олеговна

Конспект урока литературы в 7 классе "Н.С. Лесков "Левша""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levsha.docx142.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 7 б классе 26.12.18.

Тема. Н.С. Лесков. Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

Цели:

Обучающие:

— помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, подвести к основной идее автора — патриотизму и талантливости народа противостоит безответственность и преступное отношение властей;

— увидеть авторское отношение к персонажу произведения;

— раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;

— учить школьников анализу литературного произведения;

— выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством;

— вырабатывать навыки комментированного чтения.

Развивающие:

— развивать навыки аналитического чтения произведения;

— развивать умение выделять главное в художественном произведении;

— развивать творческие способности учащихся и устную речь;

— развивать умение анализировать текст с позиции литературных ролей: литературоведы, исследователи, историки;

— развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;

— расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.

Воспитывающие:

— воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;

— воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;

— воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Предметные цели: осмыслить вместе с учащимися идейно-художественное содержание сказа, определить основную идею сказа, выделить черты левши, присущие русскому народу, увидеть авторское отношение к герою, выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства, в частности с изобразительным искусством

Метапредметные цели:

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы, умение работать со справочной литературой, поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение)

Личностные УУД: воспитание умения оценивать ответы своих сверстников, привитие учащимся интереса к урокам литературы, любви к литературе, воспитание внимания и активности обучающихся на уроке, умения обобщать и делать выводы

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: урок-анализ лиро-эпического произведения.

Методы: беседа по вопросам;  аналитическое чтение; объяснительно-иллюстративный; эвристический частично-поисковый.

Виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, со словарными статьями, с  иллюстрациями художников, поиск художественных деталей портрета…

Виды контроля знаний и обратной связи: форм организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, характеристика героя, художественный пересказ, сообщения учащихся, индивидуальные задания.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Оргмомент 1 мин.

  1. Целеполагание и мотивация

Перед вами живописная картина Орловской губернии, сейчас области. Именно здесь родился и вырос замечательный русский писатель (Н.С. Лесков), о творчестве которого мы сегодня поговорим.

Обратите внимание, какие природные явления вы увидели. А у нас за окном – какая погода? какое время года?

Предлагаю взять ручки в левую руку и в своих тетрадях нарисовать снежинку. Есть среди вас те, у кого это задание вызвало неудобство? Почему?

-Как вы думаете, о каком произведении Н. Лескова сегодня пойдет речь? Сегодня мы проведем обобщающий урок по ранее изученному нами произведению «Левша». 

Прочитайте эпиграф.

«У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина». Н.С. Лесков

-Как вы понимаете эту фразу? О каком герое и кто так сказал в произведении Лескова?

-Сегодня мы подробно характеризуем образ левши. Какие задачи нужно для этого решить?

Просмотр видео

Орловская губерния – родина И.С. Тургенева, Н.С. Лескова.

 

Левой рукой рисуют снежинку. Левой рукой рисовать труднее, кроме тех, кто всегда пишет левой рукой.

Делают предположение о теме урока.

Человек может быть очень беден, скромен ("шуба овечкина"), но в то же время иметь добрый, человечный (отзывчивый) характер ("душа человечкина"). Еще говорят: "Часто под худой одеждой скрыто благородное сердце. Так сказал боцман о левше.

  1. Актуализация ранее пройденного

- Почему писатель выбрал для своего талантливого героя, умельца такое прозвище?

Восстановите хронологию событий сказа:

1) Левша в Англии - 5

2) англичане дарят русскому императору блоху - 1

3) возвращение левши в Петербург и его бесславная смерть - 6

4) Николай Павлович посылает Платова в Тулу - 2

5) работа тульских мастеров - 3

6) Левша на царском приеме – 4

Физминутка.

По толковому словарю Кузнецова.

Левша — -и́; мн. род. -е́й; м. и ж.

1. Человек, владеющий левой рукой лучше, чем правой.

2. Об очень искусном мастере, умельце ● По имени героя повести Н. Лескова "Левша".

  1. Характеристика образа левши. Работа в группах

Групповая работа.

— Итак, мы с вами поделились на группы.

Теперь наша задача будет шаг за шагом пролить

свет на вопрос урока: Познание характера

русского человека (народа). В чём оно? Какова суть характера русского человека по сказу Н.С.Лескова “Левша”? Что автор хотел сказать читателю? У вас на партах шляпы разного цвета. значение цвета – на слайде. ваша задача - ответить на вопрос, привести пример из текста, можно по желанию задать вопрос другой группе. выступаем в том порядке, который обозначен на слайде. время на подготовку – 5 минут. (включаю музыку)

Группы по 4 человека.

  1. Белая.
  2. Желтая.
  3. красная.
  4. черная.
  5. зеленая.
  6. синяя.

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Тест

1. Чему более всего удивился левша в Англии?

1) содержанию рабочего

2) как делают новые ружья

3) как, в каком виде состоят старые ружья

4) угощению и гостеприимству

2. Что успел сказать левша перед смертью?

1) готовиться к войне

2) найти английскую блоху

3) похоронить его на родине

4) ружье кирпичом не чистить

3. О ком было сказано: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина»?

1) об императоре

2) о левше

3) о графе Чернышеве

4) о казаке Платове

4. Зачем новый император Николай Павлович отправил Платова с блохой в Тулу?

1) чтоб тульские мастера придумали  что-нибудь еще более удивительное

2) чтоб тульские мастера научились делать такую же блоху

3) чтоб тульские мастера исследовали блоху

4) чтоб Платов подарил тульским мастерам эту блоху

5. Почему мастер левша на подковинке свое имя не выставил?

1) он гвоздики выковывал

2) ему подковинки не хватило

3) он не очень умелый мастер

4) потому что он левша

  1. Рефлексия.

Вернемся к нашим снежинкам, нарисованным в начале урока. На каждом ее лучике запишите ту эмоцию, чувство, которые возникали у вас сегодня на уроке (удивление, спокойствие, грусть, гордость, восхищение, жалость, патриотизм, негодование…)

По цепочке зачитывают.

Чтение стихотворения ученицей:

Из года в год: от старины глубокой

До наших дней, уж как тут не крути,

Героями Руси огромной

Являются, конечно же, левши.

Для них не важен социальный статус,

Нет зависти к надутым богачам.

Их смысл жизни — это лишь работа,

Которая приносит радость им и нам.

Их руки называют “золотыми”,

А сердце доброе, открытая душа.

Такие люди и творят историю,

И носят гордо звание – “левша”!

 

Лесков – писатель     будущего.

Л.Н. Толстой.

Один из лучших писателей наших.

М. Горький

Там, где стоит «левша», надо      читать «русский народ».

Н.С. Лесков.

Пустяки, ведь ты русский человек?   Русский человек со всем справится.

Н.С. Лесков.

http://znakka4estva.ru/uploads/category_items/sources/3b499f095307608fbbe9b6c08797f693.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....