Контрольная работа по "Слову о полку Игореве"
учебно-методический материал по литературе (9 класс)

Аржанухина Татьяна Александровна

Вопросы , включенные в работу , помогут учителю организовать изучение бессмертного памятника древнерусской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_polku_igoreve.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по «Слову о полку Игореве» (9 класс)

  1. 1. Определите, какой из двух текстов принадлежит летописи, какой является частью художественного произведения. Обоснуйте свое мнение.
  2. Единоборство Мстислава с Редедею

1. Мстислав, брат Ярослава, был в Тмуторокани и пошел на касогов. Услышав это, князь касожский Редедя вышел против него. И когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу:

  • Чего ради губить нам дружины? Сойдемся лучше да поборемся сами. Если одолеешь ты, то возьмешь богатство мое, и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то возьму все твое.

И сказал Мстислав:

  • Да будет так.

И сказал Редедя Мстиславу:

  • Не оружием будем биться, но борьбою.

И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав:

- О, пречистая Богородица, помоги мне! Если одолею его, воздвигну церковь во имя твое.

И сказал так, ударил им о землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю. И пойдя в землю его, забрал все богатства его, и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И придя в Тмуторокань, воздвиг церковь святой Богородицы, что стоит и до сего дня в Тмуторокани.

2.Редедя, касожский князь, а по-гречески Редедос-кесарь, взамен общего боя предложил Мстиславу божий суд – поединок.

Сердце изныло глядеть, как князья шлемы иссекли, щиты расщепили, латы помяли, оружие поломали и сошлись бороться руками. Почему легче самому делать, чем смотреть на тяготы другого?

Редедя – Редедос был богатырь телом, крупнее Мстислава, и все ж Мстислав пересилил, хватил оземь чероез колено и довершил его жизнь ножом. Касоги сказали – помиловал: по-ихнему, для побежденного нет солнца.

По условию касоги отдали Мстиславу семью Редеди, казну, лошадей и скотину, и еще Мстислав наложил на них дань. Семью Редеди Мстислав там же отдал касогам за выкуп, и много они заплатили, чтоб уйти от бесчестья.

После победы над Редедею многие храбрые витязи – рыцари касожского роду пришли проситься на службу во Мстиславову дружину. Народ они верный, честь чтут до смерти.

В память победы Мстислав на выкуп Редедьевой семьи простроил храм деве Марии. Чист, как снег, белого тесаного камня, купол сведен банным строением, а не шатром. Откуда ни взгляни, нет красивее ни в Корчеве, ни в Суроже, ни в Киеве.

Ответ.

Первый отрывок взят из «Повести временных лет», второй – из книги В.Иванова «Русь Великая». Во втором отрывке появляется авторская оценка персонажей и происходящего, текст изобилует тропами.

2.  Объясните значения слов, приведите не менее трех примеров однокоренных слов: 1. Вещий. 2. Персты 3.Див 4. Престол

Ответ.

По словарю В.И.Даля:

«Вещий (писалось через «ять» – «кому все ведомо и кто вещает будущее; умный мудрый, предусмотрительный. Вещать – сказывать, говорить. Вещба – прорицание, предсказание, гадание, ворожба. Вещатель – говорящий, вещающий что-то. Вещец, вещел, вещун, вещунья – ведун, колдун, волхв, прорицатель, отгадчик; прозорливый человек. Вещевременец – жаворонок (Сердце вещун: чует добро и худо)». Увещевать, предвещать, завещать и т.п.

«Перст – палец, ручной или ножной. Перстик, персток – мизинец (Какова ручища, таковы и перстища. Не указывай на людей перстом, не указали бы на тебя шестом). Перстный – относящийся до перста. Двенадцатиперстная кишка – начало тонких кишок от желудка, длиною в толщину 12-ти пальцев. Перстень – кольцо на палец, со щитком или с камнем. Перстневик – коробочка или баульчик для перстня. Перстатицы, перстянки, персчатки, перчатки – наручники, пятипалые рукавички, одежа на руки, с чехлом на каждый палец. (Перчатку потерять – к несчастью). Перстить – красть, воровать, таскать тайком».

«Див – диво, чудо, невидаль, дивовище; зловещая птица, вероятно, пугач, филин. Диво – чудо, невидаль. (Много вина пить, беде быть; много пива пить, не без дива быть). Дивья – не диво, нечему дивиться (Дивья тому жить, у кого бабушка ворожит.  Дивый, дивный – чудесный, удивительный, редкостный. Дивно – чудно; много, обильно. Дивиться, дивоваться – удивляться.(Дурак с дураком толкалися, друг другу дивовалися). Дивованье – длительное удивление, оглядение чего-либо с любопытством. Дивуля – шутник, забавник. Дивак – чудак, чудодей. Дивозритель – кто видит чудо, диво; кто провидит чудеса, постигает, видит более других.»

«Престол – священное место, как представительство высшего, на небесах и на земле. В церкви – столик в алтаре, перед царскими вратами, на коем совершается таинство Евхаристии.  В случае упразднения и снесения церкви, престол не может быть уничтожен, а превращается в часовенку. Престол государя – трон, сидалище разного вида, для торжественных случаев. Престольный город – стольный, столичный, главный. Престольник – архиерей  с кафедрою. Престольничать – царить, царствовать, владычествовать на престоле. Престолонаследие – принятие престола по наследству».

3. Раскройте смысл словосочетаний, объясните, как оно связано со «Словом о полку Игореве»: Касожская дружина, Буй тур, Внук Велесов, Харалужные копья.

Ответ.

Касожская дружина – войско касогов (одного из племен, населявших земли Северного Кавказа). В «Слове о полку…» упоминается о сражении князя тмутороканского и черниговского Мстислава с касожским князем Редедей, закончившемся полной победой русского князя. Об этом событии рассказывает «Повесть временных лет» (1022 год).

Буй тур.  Буй – отважный, сильный, храбрый, гордый. Турами в Древней Руси называли два вида диких быков – первобытных быков, настоящих туров, и зубров. В Древней Руси тур являлся символом мужества, отваги, силы. «Буй тур Всеволод» – так называет автор «Слова…» брата князя Игоря Всеволода Святославича, тоже выступившего в этот поход со своей дружиной «курян» (жителей Курска).

Велесовым внуком в «Слове…» автор, по всей видимости, называет вещего Бояна. Велес-Волос – древнерусский языческий бог, покровитель скотоводства и, возможно, покровитель певцов-поэтов.

Харалужные копья – стальные копья, которыми пользовалась Игорева дружина. Харалуг – «цветистая сталь, булат» (В.И.Даль).

4. Вставьте пропущенные слова. Кто, кому и при каких обстоятельствах произносит их? Прокомментируйте лексику отрывка.

 «Копие хочу я ….

В половецком поле незнакомом,

С вами, братья, голову сложить

Либо Дону зачерпнуть…»

        Ответ.

        Эти слова князь Игорь обращает к своему войску, собираясь на половцев весной  1185 года. Фрагмент наполнен воинской символикой Древней Руси: «голову сложить» – погибнуть;        «копие хочу я преломить» - «вступить в единоборство, начать битву», «Дону зачерпнуть шеломом».  «Пить шеломом из реки» – значит завоевать ту местность, где река протекает.

5. Вставьте пропущенные слова. О ком и о чем идет речь в данном отрывке? Дайте лексический комментарий.

        «Бились день, рубились день-другой,

        В третий день к полудню стяги пали,

        И расстался с братом брат …..

        На реке кровавой, ….»

        Ответ.

«И расстался с братом брат родной на реке кровавой, на Каяле». Речь идет о поражении Игорева войска. «Первыми обратились в бегство наемные отряды коуев, находившиеся в войске Игоря. Игорь на коне, так как был ранен, бросился за убегавшими воинами, чтобы вернуть их, но успеха не достиг. Когда же Игорь стал возвращаться к войску, то был схвачен половцами. «Держим же Игорь виде брата своего Всеволода крепко борющася и проси души своей смерти, яко да бы не видил падения брата своего» (Ипатьевская летопись)» (Комментарии Л.Дмитирева к «Слову о полку Игореве», М.,1985). «Пали стяги» – войско потерпело поражение. Каяла – река скорби. Это не географическое, а поэтическое название места поражения Игоря и гибели его дружины, от глагола «каяти» – жалеть, сожалеть, оплакивать.

6. Найдите соответствие в поэтическом тексте приведенным ниже фрагментам древнерусского текста «Слова», прокомментируйте строки.

1) «Камо, туръ, поскочяше,

                        своимъ златымъ шеломомъ посвьчивая,

тамо лежатъ поганыя головы половецкыя.

Поскепаны саблями калеными шеломы оварскыя,

                Отъ тебе, яръ туре Всеволоде!»

  1. «..бяшеть притрепалъ своими сильными плъки

и харалужными мечи,

        наступи на землю Половецкую,

        притопта хлъми и яругы,

        взмути рькы и озеры,

        иссуши потокы и болота.»

        Ответ.

        1) «Где ты ни проскачешь, тур, шеломом золотым посвечивая, там шишаки земель аварских с громом падают, разбиты пополам». «Злат шлем» – княжеские шлемы орнаменировались различными украшениями и золотились.

«Поскепать» – расколоть, рассечь. «Оварские» – от слова «авары» («обры») – народность,  жившая, по всей вероятности, на северных берегах Черного моря.

 2) «Был он грозен в Киеве с врагами и поганых ратей не щадил – устрашил их сильными полками, порубил булатными мечами и на Степь ногою наступил». Речь идет о Святославе Всеволодовиче, двоюродный старший брат Игоря и Всеволода. В «Слове» назван их отцом как феодальный сюзерен. В 1184 году осуществил успешный поход против половцев (в котором не смог участвовать князь Игорь). Были взяты 7000 пленных, был пленен хан Кобяк с сыновьями и несколько знатных половцев.

 7. Выберите правильный вариант ответа, при его отсутствии напишите свой вариант.

1). Троян – а) главная часть Троянского коня; б) тройка лошадей; в) киевский князь времен Игорева похода.

2). «Бранные стяги» - а) долго длящиеся княжеские ссоры; б) флажки Красного креста; в) военные знамена.

3). «Болван тмутороканский» - а) половецкий князь; б) животное тех мест; в) деревянный памятник черным тараканам.

4). «Червленый щит» - а) изъеденный червями; б) причудливо раскрашенный; в) золотой.

Ответ.

1). Вероятнее всего, Троян – языческий бог. 2). – в. 3) Тмутараканский болван, по мнению некоторых исследователей, - статуя богам, воздвигнутая на Таманском полуострове за 300 лет до н.э. Речь также может идти о маяке со статуей наверху. Есть и другие предположения. 4). «Червленый» – окрашенный «черленью» – яркой розово-красной краской.

8. Найдите лишнее слово, объясните свою точку зрения:

1) Каяла, Желя, Карна.

        2) Гзак, Кончак, Троян, Кобяк.

        Ответ.

        1) Желя и Карна – символически-обобщающие образы печали, плача, скорби. «Желя» – плач, скорбь, печаль. «Карна» – от глагола «карити» – причитать по умершему. В отличие от этих двух символических образов, Каяла – река, хотя и названная аллегорически.

        2) «Лишний» - Троян – языческое божество, в отличие от Гзака, Кончака и Кобяка – половецких ханов.

9. Можно ли считать «Слово» «хроникой похода князя Игоря»? В чем особенности композиции произведения?

Ответ.

Важной особенностью является вступление к «Слову», в котором повествуется о художественных принципах изложения материала. Завязка сюжета – выступление русских войск; кульминация – поражение русских войск; далее – внесюжетные события – тяжелый сон Святослава и «золотое слово»; публицистическое обращение автора к князьям; лирический плач Ярославны, предваряющий развязку – бегство князя Игоря из плена. Завершается «Слово» провозглашением славы в честь князей – Игоря, Всеволода, Владимира Игоревича и их дружины. Композиция произведения свидетельствует о том, что рассказ о походе Игоря – не самоцель, а повод к разговору о современном автору положении раздробленной Руси.

        10. Расположите в хронологической последовательности, укажите особенности перечисленных исторических периодов: «княжеские крамолы», «века Трояна», «походы Олеговы», «годы Ярослава», нынешние времена.

Какое отношение имеют все эти периоды к тому, о чем рассказывается в «Слове…»? Поразмышляйте о том, как автор «Слова…» представляет себе историю Руси, почему он так часто отступает от сюжета, какова его художественная задача.

Ответ.

 «Века Трояна» для автора «Слова..» –  период далекого языческого прошлого, после которого начинается период расцвета Руси при Владимире (по всей видимости, «Красно Солнышко») и его сыне Ярославе. Однако  после смерти Ярослава начинаются княжеские междусобные войны («крамолы»), продолжающиеся до «нынешняго Игоря». Автор обращается к «истории княжеских раздоров», прервав рассказ о битве русских с половцами едва ли не в самый напряженный момент. Ему важно подчеркнуть, что «у истоков» княжеских усобиц стоял дед Игоря Святославича, Олег Черниговский. Именно он в междусобной борьбе первый призвал на Русскую землю половцев. Поражение Игоря видится как следствие исторической деятельности Олега «Гориславича», как результат княжеской крамолы. И причины этого поражения надо искать в прошлом, без которого невозможно понять настоящее.

        11. Почему действие «Слова» после рассказа о поражении Игоревого войска переносится в Киев?

        Ответ.

Символом единой Русской земли в «Слове…» является Киев и великий киевский князь, а поход Игоря мыслится как поход «за землю Русскую». Главное же бедствие Руси – в отсутствии политического единства. Ослабление власти Киева, возрастающее влияние других городов (Галич, Владимир, Полоцк, Новгород и др.) влечет за собой феодальную раздробленность и постоянные феодальные войны между князьями. Все это делает страну бессильной против внешнего врага. Суть «Слова..» – призыв к объединению Руси.

12. Докажите текстом или опровергните слова Д.С.Лихачева: «Летописцы, авторы житий, церковных слов смотрят на мир как бы с большой высоты или с большого удаления – удаления времени или пространства. В этот период развито особое «панорамное зрение», стремление подчеркивать огромность расстояний, сопрягать в изложении различные удаленные друг от друга географические пункты…»

  1. 13. Согласны ли вы с высказыванием литературоведа: «Самовольно  выступив в поход, Игорь нарушил свои обязанности по отношению к Русской земле, и природа отвернулась от него, стала на сторону врагов; когда же Игорь, осознав вину перед родиной, бежит из плена, чтобы принести повинную голову Святославу в Киев, силы природы радостно приветствуют князя и активно помогают ему.»

Подтвердите или опровергните это мнение с помощью текста.

                

14. Найдите соответствие в «Слове о полку Игореве» строчкам народной песни:

«Не черным то зачернелось,

Зачернелось турецкое чистое поле,

Не плугами поле, не сохами распахано,

А распахано поле конскими копытами,

Засеяно поле невсхожими семенами,

Засеяно казачьими головами,

Казачьими черными кудрями».

Ответ.

 «С утра до вечера, с вечера до света летели стрелы каленые, стучали сабли о шеломы, трещат копья харалужные в земле незнаемой, посреди земли Половецкой, черная земля под копытами костьми была засеяна, а кровью полита; горем взошли они по русской земле».

15. Найдите соответствие в «Слове…» строкам былины о Волхе Всеславьиче:

«Дружина спит, так Волх не спит:

Он обернется серым волком,

Бегал, скакал по темным по лесам и по раменью

Дружина спит, так Волх не спит:

Он обернется ясным соколом,

Полетел он далече на сине море,

А бьет он гусей, белых лебедей,

А и серым, малым уткам спуску нет…

А тут таковой Всевлавьевич

Обернулся гнедым туром – золотые рога,

Побежал он ко царству Индейскому…

Обернется Волх ясным соколом,

Взвился он высоко по поднебесью,

Полетел он далече во чисто поле,

Полетел ко своей ко дружине хоробрыя…»

Ответ.

 В «Слове» характерна в этом смысле часть, посвященная побегу Игоря из плена.

16. Какие еще фольклорные жанры оказали влияние на «Слово»?         Найдите в тексте «Слова» отрывки, близкие к таким жанрам как лирическая песня, слава, причет, былина.         

        Ответ.

        К жанру лирической песни близка «Песнь Ярославны», славой кончается «Слово о полку…», причет – рыдания «русских жен» над погибшими; былина – описание «буй тур Всеволода» и его участия в сражении.

17. В чем отличие «Слова» от фольклорного произведения?

Письменное происхождение его прежде всего сказывается в смешении различных приемов устного народного творчества: здесь и песни, и былины, и славы и т.п. Жанры в фольклоре строго ограничены, лирическая песнь никогда не может оказаться вставленной в былину, в причете никогда не окажется отрывка исторической песни. Кроме того, противоречат фольклору и частые обращения к прошлому в «Слове», а также сложное его построение. «Слово..» насыщено военной символикой и военными «профессионализмами».

18. Укажите художественные особенности приведенных ниже фрагментов:

1) «А мои куряни свьдоми къмети:

подъ трубами повити,

под шеломы възльльяни,

конець копия въскръмлени,

пути имь вьдоми,

яругы имь знаеми,

луци у нихъ напряжени,

тули отворени,

сабли изъострени;

сами скачють, акы сьрыи влъци въ поль,

ищущи себе чти, а князу славь.»

  1. «Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая –

галицы стады бьжать къ Дону великому»

Ответ.

1) Перевод: «А мои-то куряне – опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, концом копья вскормлены, пути им ведомы, овраги им знакомы, луки у них натянуты (игзотовлены к бою), колчаны отворены (приготоылены к бою), сабли изострены; сами скачут, как волки в поле, ища себе части, а князю – славы». Особенность фрагмента – в описании настоящего воина – по-особому «воспитанного». Война для него – способ существования. Воин неразделим с его вооружением и им характеризуется. Показательным является и сравнение с волком. С волком же немного позже сравнивается половецкий хан, серым волком обернулся во время своего побега князь Игорь.

19. В чем особенность приведенных ниже отрывков из подстрочного перевода «Слова о полку»? Найдите и прокомментируйте аналогичные случаи.

«Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было рождено оно в обиду ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половчанин!»

«О Боян! Соловей старого времени! Когда бы ты, соловей, эти полки воспел, мыслию скача по древу, умом летая под облаками. Свивая славу давнего и нынешнего времени, волком рыща по тропе трояновой через поля и горы!»

«На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, пойти дождю стрелами с Дона великого»

Ответ.

В «Слове» нет дистанции между человеком и природой, человек как бы сливается с природой, не выделяет себя из нее. Природа в «Слове» не является пейзажем, она активный участник описываемых событий. В последнем отрывке особенно ярко проявляется символическое значение природных явлений.

20. С помощью этимологического словаря переведите отрывок из «Слова о полку Игореве» с древнерусского языка.

«Дълго ночь мрькнетъ.

Заря св тъ запала,

мъгла поля покрыла.

Щекотъ славий успе;

говоръ галичь убуди.

Русичи великая поля чрьлеными щиты прегородиша,

               Ищучи себ  чти, а князю – славы».

        Сравните построчный перевод этого отрывка с переводами Жуковского и Заболоцкого.

        Перевод В.А.Жуковского:

«Ночь меркнет,

Свет-заря запала,

Мгла поля покрыла,

Щекот соловьиный заснул,

Галичий говор затих.

Русские поле великое червлеными щитами прегородили,

Ища себе чести, а князю славы.»

        Перевод Н.А.Заболоцкого:

«Долго длится ночь. Но засветился

Утренними зорями восток.

Уж туман над полем заклубился,

Говор галок в роще пробудился,

Соловьиный щекот приумолк.

Русичи, сомкнув щиты рядами,

К славной изготовились борьбе,

Добывая острыми мечами

Князю – славы, почестей – себе».

        

        Ответ.

        По «Этимологическому словарю»:

«Щекотать» (этимолог. словарь) – «щебетать, болтать». Др.-русск. Щекотъ «пение (соловья)», блг. Щекотаць. Ср. Щегол.

        «Славий» – соловьиный. Глас – голос, власы – волосы.

        «Галичь» - галочий, галка, «птица вороньяго рода» (Даль).

        «Успе» - усыпать, успать, уснуть – начинать, начать, засыпать, заспать, заснуть (Словарь Даля). Умолкать, замолкать, молкнуть, неметь. Усопший, усыпальница, Успение.

        Червленый – красный. Червь-кошениль, из которого добывали пурпурную краску. Червень по-древнерусски «июль» (возм., месяц сбора кошенили или кошенильника – травы-жвачки, безсочной травы – по Далю). Кошенильник – червец. Червленый (по Далю) – багряный и багровый, цвета червца, ярко-малиновый.

        Щиты русских воинов (в 12 веке они были миндалевидной или овальной формы) окрашивались черленью – яркой розово-красной краской, которая приготовлялась из особого насекомого – червеца.

        Слава – «честь, похвала; слух, молва». Др.-русск., ст.-сл. Слава. Болг., сербохорв., словен., чеш., польск. Связано чередованием гласных со слово, слыть. Праславянское slovo (основа на  -es-) родственно латышскому slava, slave – «молва, репутация; похвала слава».

        Построчный перевод:

        «Долго наступает ночь. (Вечерняя) заря свет уронила (свет зари погас). (Вот и) мгла поля покрыла. (Наконец и) щекот соловьиный уснул; (утренний) говор галок пробудился. Русские сыны (наутро) великие поля красными щитами перегородили (построившись в боевой порядок), ища себе чести, а князю – славы.»

В построчнике и у Жуковского – ночь, у Заболоцкого – утро. Вместо «мглы» в дословном переводе у Заболоцкого «туман». Преображение текста. Существенная разница между Жуковским и Заболоцким – в последней строчке.

На этом этапе работы можно поразмышлять о значении слов «слава» – «честь» – «почесть» в наши дни во времена написания «Слова о полку..»

        

        21. Каким образом, на ваш взгляд, связаны в тексте «Слова» плач Ярославны и побег Игоря из плена?

        22. Как вы думаете, язычник автор «Слова..» или христианин? Докажите текстом свое мнение.

        Ответ.

Можно говорить о смешении христианских и языческих элементов в «Слове». Так, например, органическое слияние человека и природы, особая роль природы в произведении обусловливает присутствие в «Слове» языческих богов (Велеса, Даждь-бога, Стрибога, Хорса) и мифологических существ (например, Дева Обида с лебедиными крыльями). А с другой стороны, упоминается Бог («Игорю-князю бог путь указывает»), половцев автор слова называет «погаными» (т.е. «язычниками» от лат. paganus – языческий, нечистый).

23. Определите значение выделенных слов и выражений:        

 «Те ведь без щитов, с засапожными ножами

кликом полки побеждают,

звоня в прадедовскую славу.

Но сказали вы: «Помужествуем сами:

Преднюю славу себе похитим,

А заднюю сами поделим..». Совпадают ли представления о времени в «Слове..» и  в «Повести временных лет»? Почему возникает разница в художественных  переводах двух последних строк?

В.А.Жуковский:

 «Они без щитов с кинжалами засапожными

Кликом полки побеждали,

Звеня славою прадедов.

Вы же рекли: «Мы одни постоим за себя,

Славу передню сами похитим,

Заднюю славу сами поделим!»

Н.Заболоцкий:

«А ведь было время – без щитов,

Выхватив ножи из голенища,

Шли они на полчища врагов,

Чтоб отмстить за наши пепелища.

Вот где славы прадедовской гром!

Вы ж решили бить наудалую:

«Нашу славу силой мы возьмем,

А за ней поделим и былую».

        Ответ.

        Д.С.Лихачев: “Прошлое было где-то впереди, в начале событий, ряд которых не соотносился с воспринимающим его субъектом. “Заднее” – это наследство, остающееся от умершего, это то “последнее”, что связывало его с нами. “Передняя слава” – эта слава отдаленного прошлого, “первых” времен, “задняя” же слава – это слава последних деяний. (Д.С.Лихачев «Поэтика древнерусской литературы». Л., 1967, с. 262). Ю.М.Лотман: «Древнерусское сознание исходило из иных (по сравнению с современным человеком – Е.Д.)  представлений. Лежащие в основе миропорядка «первые» события не переходят в призрачное бытие воспоминаний – они существуют в реальности вечно. Каждое новое событие.. лишь представляет обновление и рост этого «столбового» события. Такой тип сознания возвращает мысль не к концу – результату, а к началу – истоку» («Звонячи в прад днюю славу» – в кн. Лотман Ю.М. «О русской литературе», С-Пб, 1997).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест по теме "Древнерусская литература. "Слово о полку Игореве"

Работа представляет собой задания по произведению древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" с учетом требований к ГИА по литературе. Работа состоит из 3-х частей: тестовые задания, задания с от...

контрольная работа по "Слову о полку Игореве"

Неплохая альтернатива сочинению...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАПО ЛИТЕРАТУРЕВ 8 КЛАССЕПОТЕМЕ« СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» представлена двумя вариантами и является разноуровневой...

Контрольная работа по произведению "Слово о полку Игореве"

В контрольной работе представлены задания с несколькими вариантами ответа, из которых нужно выбрать один правильный....