Я буду писать историю людей
статья по литературе (9, 10, 11 класс)

О декабризме и о декабристах. Размышления.

Н. Бестужев писал: “Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та, что науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам”. Сказано очень метко и умно. Книги, снова и снова с перечитываемыми страницами, статьи, письма, мемуары, явившиеся столпами культурного и просвещенного декабристского наследия, свидетельствуют о широте их кругозора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Размышления о декабристах21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

                                                                        А.С.Пушкин.

«...Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни,... людей, свободных от бедности, от невежества, и независимых»,- писал Толстой о своих бессмертных героях романа «Война и мир», задуманного вначале как роман о декабристах. Именно с этих слов берет начало становление декабристской личности, заложившей основу революционной традиции. Бесспорна  наивысшая  оценка  их  морального,  человеческого  облика:  гуманизм,  бескорыстие,  культура.

                        Декабрь. Холод. Плац.

                        Казненные за дело,

                        Что жизнь дало искре.-

                        И пламя разгорелось.

Тогда, в 1825 году, они (декабристы) не знали, что станут выдающимися личностями, вокруг имен которых будут в книгу истории вкладываться то чистые, то черновые страницы. Значение слова «чистые» я ассоциирую с биографией людей, восставших против несправедливости, насилия и попрания чести, «черновые» - это кривотолки, напрудившие тогда публикацию статей в различных источниках:

 «Случайность, обросшая литературой», декабристы - «лишние люди», - пишет Ключевский, а Бердяев и «веховцы»- «декабристы - порождение «беспочвенной» российской интеллигенции: благородные стремления, чуждые реальной жизни». Пожалуй, с последним: «благородные стремления, чуждые реальной жизни»- я соглашусь.

Да, они благородные молодые люди из благородных семей! Да, их идеи были чужды реальной жизни! Для нас вовсе не ново, что первопроходцы в любом деле – это не понятые почти всем обществом люди, не опиравшиеся на какой - либо социальный слой и не стремившиеся «найти поддержку народа, хотя шли на смертельный риск во имя этого народа».

Что ни ветр шумит во сыром бору,

Муравьев идет на кровавый пир...

С ним черниговцы идут грудью стать,

Сложить голову за Россию мать!

(М.Бестужев)

Первыми носителями освободительных идей в России выступили лучшие представители привилегированного сословия - дворянства, а не лишенные политических и многих социальных прав мещане, крестьяне и купцы.

Декабристские организации состояли из офицеров, а их выступление имело форму военной революции.

        В начале своей саги о декабристах  я обратилась к одному из шедевров русской классики потому, что один из любимых главных героев автора Пьер Безухов наделен всеми теми чертами, что и «рыцари свободы» (Герцен о декабристах):

«Подчеркивая новое, активное отношение Безухова к социальной деятельности, Толстой наделяет его чертами будущего декабриста. Социальное разложение, политический гнет, наблюдаемые Пьером вокруг, вызывают его гнев и возмущение. Безухов убежден в том, что вывести общество из бедственного состояния можно усилиями честных людей, которые должны быть тесно связаны между собой, потому что существует близость и единство между людьми порока и зла»:                        

 Отнеси ты к ним мой последний вздох

И скажи: «Цепей я нести не мог...

Пережить нельзя мысли горестной,

Что не мог купить кровью вольности!

(М.Бестужев)

                Что же подразумевается под «восстанием декабристов»?

Восста́ние декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года. Этим восстанием и началась история организованного революционного движения в нашей стране. Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры. Не было ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказывалась бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу.

…Оковы тяжкие падут,

   Темницы рухнут — и свобода

                    Вас примет радостно у входа,

    И братья меч вам отдадут,- писал А.С.Пушкин декабристам, и эхом вернулся ответ А.И. Одоевского:

Наш скорбный труд не пропадёт:

Из искры возгорится пламя, -

Мечи скуём мы из цепей

И пламя вновь зажжём свободы…

Так и случилось. Ведь как повествует история тех времен, из искры такое пламя загорелось, что гасить его было уже не под силу всесильным монархам. И последовали события, создавшие новую  историю  России. Противоречивые раздумья теснятся  в моей голове: «Разве декабристы не были цареубийцами? Разве не свержение  царя было у них первостепенным делом?» и т.п.

        Заглянем в исторический источник:

«Целью заговорщиков было упразднение самодержавия и отмена крепостного права. Восстание разительно отличалось от заговоров эпохи дворцовых переворотов по своим целям и имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним эпохи правления Николая I»,-гласит он. В отечественной историографии, наряду с этими, есть и другие оценки движения декабристов. Так П.Н. Зырянов характеризует само их восстание как ненасильственное по форме и чисто нравственное по содержанию выступление.

Иду на зов:

Меня зовет

Народ. Он в цепях,

И он так ждет,

Что мы поборемся за него.

Они поборолись. Но было поражение, вызванное:

- узкой  социальной базой, ориентацией  на военную революцию и заговор;

-  недостаточной конспирацией, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков;

-отсутствием необходимого единства и согласованности действий;

-неготовностью большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества;

-культурной и политической отсталостью крестьянства и рядового состава армии.

Однако потерпев поражение в социально-политической борьбе, декабристы одержали духовно-нравственную победу, показали пример истинного служения своему отечеству и народу, внесли лепту в формирование новой нравственной личности.

Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новых открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу. Идеи европейского просвещения декабристы связывали с идеями просвещения в России, видными представителями которой были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, И. Пнин, Н.И. Новиков, А.Ф. Бестужев - отец четырех декабристов. Педагогическое воззрение имело философскую методологическую основу.

Н. Бестужев писал: “Какая разница между ученым и просвещенным человеком? Та, что науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам”. Сказано очень метко и умно. Книги, снова и снова с перечитываемыми страницами, статьи, письма, мемуары, явившиеся столпами культурного и просвещенного декабристского наследия, свидетельствуют о широте их кругозора.

        Сегодня, в 21 веке, возвращаясь к истокам декабризма и декабристского движения, я понимаю значимость этого исторического  события мирового масштаба. Конечно, одни задаются вопросом: «Почему этому движению уделено столько внимания?» Другие недоумевают: «Зачем изучать « преданья старины глубокой», когда мы так далеки от тех знаменательных событий». Я  отвечаю вам: «Как же гол и нищ  душой и разумом тот, кто не почитает и принимает догмы старшего поколения! Тем более  такие яркие события в жизни родной страны, из которых мы слагаем будущее, извлекая уроки из прошлого.

        Я  восхищаюсь людьми, которые приносят себя в жертву  во имя других людей. Вот и декабристы, выходцы из дворянских семей, могущие жить и « не тужить», встали на защиту простого народа, «черни», как его тогда называли. Какое неоценимое мужество  и  гуманизм в подвиге  каждого из них, не сравнимое ни с чем, бесценное и  бессмертное.

                Вы, сильные духом, вы вечные в образе,

                Ваша доля завидна: в ореоле вы славы!

                Страницы истории писаны вами

                 Любовью, отвагой, бесстрашием страстным!

1825-й. Декабрь. Сенатская площадь. « Всего на площади 3000 восставших солдат при 30 строевых начальниках-офицерах-декабристах». Грянул гром орудий. Из исторической хроники: «По прекращении артиллерийского огня император Николай Павлович повелел обер-полицмейстеру генералу Шульгину, чтобы трупы были убраны к утру. К сожалению, исполнители распорядились самым бесчеловечным образом. В ночь на Неве от Исаакиевского моста до Академии Художеств и далее к стороне от Васильевского острова сделано было множество прорубей, в которые опустили не только трупы, но, как утверждали, и многих раненых, лишённых возможности спастись от ожидавшей их участи».

Это  развеяло  надежды декабристов на революционные преобразования в России. Но не сломило их заточение в тюрьмах, не поставила на колени каторга. Лишь с большей силой разгорелось пламя их стремлений:  они  мучились новыми вопросами о судьбах родины, стремились в труднейших условиях приносить ей посильную пользу.

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

Да! Чувства  в них восторженны и пылки,-

Что ж? их бросают в черную

 тюрьму,

Морят морозом безнадежной

ссылки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая игра "Люди мира, будьте зорче втрое, берегите мир!"

Мероприятие проводится по аналогии с телеигрой «Колесо истории». Заранее изготовлено колесо с трехцветными секторами и тремя стрелками с каретами разного цвета ( красная, желтая, зеленая). В начале ка...

Учимся писать историю

Материал для юных журналистов....

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей.

Путеводитель по центральной усадьбе села Верх-Мильтюши. История села в истории людей...

Урок внеклассного чтения по татарской литературе: «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу Якуба Занкиева «Кайчыколак»)

Урок внеклассного чтения по татарской литературе: «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу Якуба Занкиева «Кайчыколак»)...

"Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям или Как разрешать конфликты". Рекомендации педагогам.

Методы управления конфликтами в классных коллективах. Рекомендации педагогам....

Исследовательский проект «Будем знать историю всего, что нас окружает, в большом и малом масштабах» (Д.С. Лихачев) (о жизни, культуре, традициях народов вепсов и водь)

Цели и задачи исследования:Познакомиться с жизнью и бытом малочисленных народов Северо-ЗападаРаскрыть творческие способности учащихся к исследовательской деятельности.Пробудить у учащихся интерес к пр...

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....