"Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям или Как разрешать конфликты". Рекомендации педагогам.
консультация по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Методы управления конфликтами в классных коллективах. Рекомендации педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konflikt._rekomendatsii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Будьте жестки по отношению к проблеме

 и мягки по отношению к людям или

Как разрешать конфликты

Рекомендации педагогам

       Структурные методы управления конфликтами

  1. Чёткая формулировка требований. Одним из лучших методов, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований  каждому участнику конфликта, наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил поведения в данной ситуации.
  2.  Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций. Если у членов классной группы, обучающихся (воспитанников) и их родителей есть разногласия по какому-либо вопросу, они могут обратиться к «третейскому судье» - их старшему воспитателю.
  3. Становление общих целей, формирование ценностей.  Осознание общей «школьной миссии» сплачивает коллектив класса, что, естественно, приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов. Наличие общих целей позволяет всем субъектам межличностного взаимодействия в классной группе  понять, как им следует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные.
  4. Система поощрений.  Установление таких критериев эффективности           работы с классом, которые исключают столкновение интересов отдельных обучающихся (воспитанников), их родителей и педагогов. Если поощрять всех воспитанников за желаемые формы поведения в школе и бесконфликтные взаимоотношения, это приведёт к снижению конфликтности.

Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные методы управления конфликтами.

Управление конфликтами включает и межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций.

Участники конфликтной ситуации оказываются перед необходимостью выбора одной из трёх принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах. Известный российский конфликтолог Н.В. Гришина описывает их следующим образом:

  1. Путь «борьбы», направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого.
  2. Уход от конфликта.
  3. Ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.

             Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Для описания стратегии и тактик конфликтного взаимодействия на практике часто применяют двухмерную модель К.У.Томаса и Р.Х. Килменна, которая была разработана ими в 1972 г. За основу здесь берется степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнёра. Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса – Килменна, позволяющую проанализировать конфликт и выбрать оптимальный стиль поведения. Она, в свою очередь, позволяет для каждого человека создать собственную стратегию разрешения конфликта.

Этапы разрешения конфликтов.

    Психологами разработаны некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами.

1. Надо знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов:

     А) возникновение разногласий;

     Б) возрастание напряженности в отношениях;

     В) осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников;

     Г) собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

     Д) исход (разрешение) конфликта.

2.Выясните скрытые и явные причины конфликта, определите, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную причину конфликта.

3. Определите проблему в категориях целей, а не решений. Проанализируйте не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.

4. Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция- это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы - это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы - это наши желания и заботы. Именно в них – ключ в решении проблемы.

5. Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

6. Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит достаточно существенная проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.

7. Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

8. Придерживайтесь правила «эмоциональной выдержки». Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте эмоциональное состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию конструктивных конфликтов в деструктивные, разрушающие.

      Конечно, приведенный здесь перечень рекомендаций не является исчерпывающим. Постарайтесь дополнить его, исходя из своего опыта участия в конфликтах и их разрешения.

Лушкина А.Н.,

Педагог-психолог

                                     

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

КЛАССНЫЙ ЧАС В 8 КЛАССЕ "УЧИМСЯ ПРЕДОТВРАЩАТЬ И РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ"

НА ДАННОМ МЕРОПРИЯТИИ УЧАШИЕСЯ РЕШАТ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О ТОМ, КАК МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ И ЧТО НУЖНО ДЛЯ ЭТОГО ДЕЛАТЬ....

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ (Рекомендации для родителей подростков)

Предлагаемые ниже рекомендации и направлены на решение проблемы родительско-детских отношений в неполных семьях...

Как разрешать конфликты?

Шаги преодоления конфликта. Профилактика ситуации конфликта. Интересно и очень полезно для всех....

Педагог и проблемы школьной дисциплины. Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

Актуальность проблемы школьной дисциплины,  методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Умение избежать конфликта как одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Рассмо...

Урок по обществознанию. Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты.

Урок- практикум по обществознанию "Межличностный конфликт.Учимся предотвращать и разрешать конфликты." предназначен для проведения  в 6 классе. Цель урока: создать условия для формирования предст...