Конспект урока литературы в 5 классе "Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста".
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Аносова Татьяна Александровна

Разработка урока литературе в 5 классе не тему "Поэтическая летопись Великой Отечественной войны". Стихотворение А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста". Дан анализ стихотворения. Использован музыкальный отрывок и живопись Ю.Непринцева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.                                                Александр Трифонович Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста»   5 класс  Учитель русского языка и литературы Аносова Т.А.                                                              МКОУ Аносовская СОШ Усть – Удинский район Иркутская область     

 Цели: духовновно – нравственное воспитание учащихся на примере поэзии о Великой Отечественной войне;

Форма урока: интегрированный урок литературы, истории и музыки на основе комплексного использования различных форм (рассказы учащихся, беседа, применение ИКТ, фронтальная работа, работа с текстом).                                                                                  Тип урока:  получение новых знаний; урок комплексного применения знаний  и способов деятельности.                                                                                                                                        Задачи учителя: на основе личностно ориентированной технологии создать условия для реализации способностей учащихся:                                                                                                     * пробудить интерес у обучающихся к теме лирики ВОв;                                                                    * совершенствовать навыки монологической устной речи;                                                                  * развивать коммуникативные возможности учащихся.  

Формирование познавательных УУД:                                                                                                *создать условия для работы с текстом и значением разговорной лексики, термина «баллада»;                                                                                                                                                     * научить видеть глубину и содержание текста;                                                                         * синтезировать уроки литературы и истории, музыки.                                                  Формирование личностных УУД:                                                                                                            * воспитывать уважение к вечным ценностям (истории, языку, памяти, культуре народа);      * развивать навыки вдумчивого чтения;                                                                                                 * прививать интерес к творческому труду.                                                                                   Формирование регулятивных и коммуникативных УУД:                                                                       * совершенствовать коммуникативно – познавательные умения, направленные на систематизацию и углубление ЗУН и их применение в условиях общения;                                          * развивать компетенции, способствующие формированию навыков анализа литературного произведения;                                                                                                                      * развивать способность к рефлексии, умение связно излагать свои мысли, концентрируя внимание на стержневых образах и символах;                                                                                       * развивать самостоятельность в суждениях;                                                                                           * развивать внимание и любознательность;  формировать научное мировоззрение.      Средства обучения: поэтические сборники; компьютер, проектор; презентация; музыкальный фрагмент.                                                                                                           Приёмы и методы формирования общеучебных умений и навыков:                                                    * индивидуальные опережающие задания с информацией; по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично – поисковый;                                                                    * по виду мыслительной деятельности: аналитический, обобщение, квалификация материала;                                                                                                                                                    * по степени активности: конструктивный, творческий;                                                                       * по источнику знаний: словесный, наглядный; практический;                                                              * по виду контроля и самоконтроля: устный;                                                                                            * по организации: индивидуальный, фронтальный.                                                       Учащиеся должны                                                                                                                             знать: содержание произведения, значения термина «баллада», средства выразительности, порядок построения высказывания на заданную тему.                                                                                                                                               уметь: выразительно читать поэтический текст, выстраивать суждения на заданную тему.

                                                   Ход урока.                                                                           (Эмоциональное погружение и психологическая подготовка учащихся к общению)                                                                                   Звучит песня «Дети войны»                                                                                                                       1. Вводно – мотивационный этап      (создание эмоцион  настроя на учебную работу)                                                                                                            Слово учителя.                                                                                                                                               - Почему вначале урока прозвучала эта песня?                                                                                      - О чем мы сегодня будем говорить на уроке?                                                                                                  - А что такое война?  (Слайд 1)                                                                                                                                                                                                                                                               - Какие слова ассоциируется со словом «война»?   (Слайд 2)                                                                             2. Работа над темой урока.

        Что вы знаете о Великой Отечественной войне? (ответы учащихся)

Ребята, вам розданы  высказывания, прочитайте.

Пример героя зовет на подвиг.

Подвиг делает тот, кто вперед идет.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Какой общей темой связаны эти высказывания? (ответы учащихся) Что такое подвиг? Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (ответы учащихся)

 Сегодня мы поговорим о подвиге ваших сверстников в годы Великой Отечественной войны. Поставим цель на сегодняшний урок (учащиеся: познакомиться с детьми-героями ВОв и выяснить  как отразилась эта тема в литературе).

Сообщения учеников:  «Дети - герои Великой Отечественной войны».     1. Марат Казей. 2. Лёня Голиков. 3. Валя Котик.  4. Зина Портнова.

    Слово учителя:  Поэтическая летопись ВОв создавалась стихотворениями, поэмами, песнями К. Симонова, О. Берггольц, А. Т.Твардовского и многими другими замечательными поэтами. Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Рассказ танкиста» А.Т.Твардовского, узнаем, какой подвиг совершил герой стихотворения.

А.Твардовский родился в 1910году и провел свои детские годы на Смоленщине. Подростком Твардовский стал сельским корреспондентом смоленских газет, где появились первые стихи поэта. Во время войны был военным корреспондентом, выезжал на фронт, беседовал с рядовыми и офицерами. Писал не только статьи, но и стихи. Послушаем аудиозапись стихотворения «Рассказ танкиста».

Работа с текстом. Беседа по вопросам.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

      — Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение?

      В стихотворении отображен эпизод наступления советских войск: «Мы прорывались к площади вперед».

      — О каком событии идет речь в стихотворении?

Можно ли поступок мальчика назвать геройским?

      Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.

      — Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?

      Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей. Рассказчик, не узнав имени мальчика, проявил неблагодарность.

Словарная работа

      Работа в парах с лексикой стихотворения: объясните как вы понимаете строки, словосочетания:

      — Все нынче, как спросонку... — спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.

      — Бедовый, из тех, что главарями у детей... — озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

      — А он гвоздит — не выглянуть из башен... — он, немец (т. е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

      — ...за каким домишкой он примостился... — где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.

      — Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. — Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.

В стихотворении много разговорных слов и выражений. Почему? Автор рассказывает историю не от своего имени, а от имени бывалого танкиста, и ему важно передать живую речь бойца.

Ребята, как вы думаете, где мог произойти рассказ о подвиге мальчика? (вероятно, на привале).

Беседа по репродукции картины художника Ю. М. Непринцева «Отдых после боя».  

•        Что изображено на картине?

•        Как изображены солдаты?

•        Какой из них может быть рассказчиком?      

 - Вспомните определение баллады.(на столах лежат подсказки – краткие словарики литературоведческих терминов). Попробуйте доказать, что «Рассказ танкиста» баллада.

III. ИТОГ УРОКА.

Заключительное слово учителя.

Ребята, вернёмся к цели урока. Достигли ли мы её? Как вы думаете, почему победил советский народ? (ответы учащихся)    

Война, развязанная Германией, принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей: отняла жизни, превратила в руины города и сёла. Весь народ поднялся на защиту Родины. В боях солдаты проявляли чудеса героизма; их матери, жёны и дети, заменив мужчин, ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.                                                     Тема «Дети и война» особенная в литературе того периода. В книгах В.Катаева «Сын полка», К.Симонова «Сын артиллериста», А.Твардовского «Рассказ танкиста» и др. показано, как дети наравне со взрослыми выстояли в тяжёлых условиях войны.

У людей, прошедших жернова войны, никогда не утихнет боль души за тех, кто не вернулся из боя, за расстрелянных, сожжённых в печах фашистских концлагерей.                                                                                                                

Рефлексия: Что вы узнали нового для себя?                                                                                            Похожа ли ваша жизнь на их, и чем она отличается?                                                                            Какие чувства вы испытали?

Домашнее задание.  

Выучить наизусть стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Наш край в годы Великой Отечественной войны"

Подробный план-конспект интегрированого урока  о Самарской области в годы Великой Отечественной войны....

Урок литературы "Стихи и песни Великой Отечественной войны"

Цель: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического...

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"

Конспект урока "Роль тыла в годы Великой Отечественной войны"...

Конспект урока истории в 9 классе "Великая Отечественная война"

Конспект повторительно-обобщающего урока по Великой Отечественной войне...

Конспект урока на тему "Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

В конспекте урока содержится материал, рассширяющий знания детей о Великой Отечественной войне. развивающий речь учащихся, логическое мышление и творческие способности....

Технологическая карта урока литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

Тема урока: « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»Тип урока: урок открытия новых знанийЦель урока: Познакомить учащихся с...