Конспект урока истории в 9 классе "Великая Отечественная война"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Конспект повторительно-обобщающего урока по Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок истории 9 класс ВОВ38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме:

«Великая Отечественная война»

Ход урока

I.Организационный момент

Приветствие, настрой  на работу.

1.Вступительное слово учителя: урок мы начинаем со стихотворения Шефнера:

Против нас полки сосредоточив ,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту черную войну!

Цель: повторить и закрепить учебный материал по истории ВОВ.

Задачи: 

- систематизировать и закрепить знания об основных этапах, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны;

- развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;

- воспитывать у учащихся патриотические качества, чувство гордости за подвиг своих предков.

Оборудование: карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг», мультимедийная установка, презентация, кроссворд, тест, смайлики

II. Основной этап урока

  Сегодня на уроке мы с вами постараемся вспомнить все крупные события в ходе Великой Отечественной войны. (Презентация). И одно из самых первых событий – это «Битва за Москву»

Битва за Москву( Московская битва, Битва под Москвой) ( 30 сентября 1941- 20 апреля 1942) – боевые действия советских и немецких войск на московском направлении .

Делится на 2 периода : оборонительные ( 30 сентября -4 декабря 1941) и наступательный, который в свою очередь состоит из двух этапов : контрнаступления (5-6 декабря 1941 – 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 -20 апреля 1942).

Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из самых главных военных и политических целей операции Барбаросса. В германской и западной военной истории известна как «Операция Тайфун. Победа под Москвой имела огромное военное и политическое значение. Она означала крах немецких планов « молниеносной войны».

Учитель:

Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Гитлеровское командование придавало особое значение взятию этого  города - одного из символов революции. Гитлер рассчитывал на то, что Красной армии и боевого духа всего советского народа с падением Ленинграда « может наступить полная катастрофа».

Ученик:

В 1941году началась блокада Ленинграда .

Что означает слово блокада? Это окружение города войсками противника с целью отрезать от внешнего мира и принудить к сдаче.

Город был изолирован 8 сентября.  В этот же день вражеская авиации уничтожила склады с продовольствием. Был сделан расчет на начало в городе продовольственных бунтов , однако этого не произошло . наоборот , страшные испытания еще больше сплотили людей . самым тяжелым временем стала зима 1941-1942 гг. пережить эту зиму ленинградцы смогли лишь благодаря беспримерному мужеству и тем  поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге Жизни ,проложенной по льду Ладожского озера. По ней под непрерывными бомбежками в город доставлялось продовольствие , а обратными рейсами вывозилось население.

Так как продовольствия было мало, его выдавали по строго определенной норме и по карточкам. Норма эта составляла 125 грамм хлеба в день на одного человека.

Ученик:

«28 декабря 1941. Женя умерла в 12:30 ночи .1941.»

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942г.»

«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942г.»

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня.1942.»

«Дядя Леша,10 мая в 4 часа дня. 1942г.»

«Мама-13 марта в 7 часов 30 минут утра 1942г.»

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом  ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне-Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали  и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли и встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течении 2-ух лет сражались за жизнь юной Ленинградки , но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись и руки и ноги , ее мучили страшные головные боли . 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище , где она и покоится под мраморным надгробием . Рядом- стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на третьем километре блокадной «Дороги Жизни».

Всего от голода ,болезней и бомбежек погибло около 1 млн. ленинградцев. Но город устоял, а мужество его защитников вселяло уверенность в победе всему советскому народу. Лишь в январе 1943 года блокада была частично прорвана, и по отбитому у врага коридору началось бесперебойное снабжение города продовольствием и вооружением для его защитников. Полностью блокада Ленинграда была снята лишь в январе 1944 года.

Учитель: в1942 году решалась дальнейшая судьба нашей страны-это Сталинградская битва

 Сталинградская битва.

    Подвиг Защитников Сталинграда известен всем миру .Для гитлеровцев этот город имел особое значение не только, как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали , что город, где взошла звезда Сталина, город-символ носящий его имя, играет ключевую роль в патриотическом сознании советского народа.

Фашисты с яростью обрушили на него бомбы 23 августа 1942 года, а потом атаковали вновь и вновь. Военная машина фашизма захлебнулась на берегах Волги. Беспримерный подвиг советских солдат и офицеров, состоявших на смерть 200 огневых дней и ночей, сказавших себе и другим «За в

Волгой для нас земли нет», сломавших хребет фашистскому зверю, получил огромный резонанс в мире, спасенном от фашизма и стал началом конца гитлеровской  Германии. Сталинград выстоял потому, что именно в нем воплотился весь смысл Родины. Именно потому больше нигде в мире не было такого массового героизма. Здесь сконцентрировались вся духовная, моральная сила нашего народа. 2 февраля 1943 года окруженная группировка противника капитулировала. Победа  Красной  армии под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. Для Советского Союза, который также понес большие потери в ходе сражения, победа в Сталинграде отметила начало освобождения страны, а также оккупировала территории Европы, приведшего к окончательному 1945 году поражению нацисткой Германии в 1945 году.

III. Физкультминутка

А сейчас проведем небольшую физкультминутку

Поочередно,

сначала глазами ,потом подбородком нарисуем цифру 8.

Учитель:

 5 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. Это очередная битва.

Битва на Курской дуге

Курская битва (5 июля 1943 - 23 августа 1943 ), также известна как Битва на Курской дуге, немецкая наступательная Операция «Цитадель», по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряженности, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Курская битва продолжалась сорок девять дней –с 5 июля по 23 августа 1943 года.

Для проведения операции немцы сосредоточили группировку, насчитывавшую до 50 дивизий (из них 18 танковых и моторизированных), 2 танковые бригады, 3 отдельных танковых батальона и 8 дивизионных штурмовых орудий, общей численностью, согласно советским источникам, около 900 тысяч человек.

Советское командование приняло решение провести оборонительное сражение, измотать войска неприятеля и нанести им поражение, нанеся в критический момент контрудары по наступающим. С этой целью была создана глубоко эшелонированная оборона. В общей сложности было создано 8 оборонительных рубежей. Средняя плотность минирования на направлении ожидаемых ударов противника составляла 1500 противотанковых и 1700 противопехотных мин на каждый километр фронта.

Победа под  Курском ознаменовала переход стратегической инициативы к Красной Армии. К моменту стабилизации фронта советские войска вышли на исходные позиции для наступления на Днепр. 

Победа на Курской дуге окончательно закрепила коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Учитель:

Последним  шагом к победе были бои за Берлин. Они были ключевыми позициями на пути к Берлину. Было это 20 апреля 1945.

Улицы Берлина были пустынны. По сторонам безмолвно высились разбитые и сожженные, а то и целехонькие, брошенные в бегстве гитлеровцами танки, самоходные орудия, грузовые  автомашины. Многие дома еще горели, другие зияли огромными пробоинами от снарядов. На стенах, а где и на крышах, цвели маками красные, крохотные – со страничку-флажки, установленные советскими воинами, а с балконов и окон свешивались белые флаги, простыни. Полотенца, знак сдачи капитуляции. 25 апреля  Берлин  был окончательно окружен. Занимая с боями дома, проезды, перекрестки, наступающие воины Советской Армии продвигались к центру города. Чем ближе к центру, тем больше враг оказывал сопротивление. Дни и ночи гудела, содрогалась от выстрелов и разрывов берлинская земля.

Учитель:

Битва за Берлин подходила к концу. В ночь с 30 апреля на 1 мая над куполам рейхстага заалело Знамя Победы. А 2 мая вражеский гарнизон города прекратил сопротивление и капитулировал. 8 мая 1945 года в предместье Берлина состоялась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии.

Весь мир облегченно вздохнул: Победа!

 

Мы сумели отстоять свои земли, сумели освободить весь мир от фашизма, но какой ценой нам это далось?

Война унесла жизни 27 млн. человек (в том числе 10 млн солдат и офицеров).

Во вражеском тылу погибли 4 млн партизан. 6 млн  человек погибли в концентрационных лагерях.

Война коснулась каждой русской семьи, каждого дома. Наверняка среди ваших дедушек, прадедушек или прабабушек есть участники Великой Отечественной войны, есть тыловики, те, кто работал на заводах и в госпиталях, приближая победу. А теперь давайте просмотрим презентацию «Рязанский край в годы Великой Отечественной Войны»

 Для закрепления пройденного материала поработаем с практическими заданиями.

ТЕСТ.

Задание: Выбери правильный ответ.

1.Когда Германия напала на Советский Союз?

А) 2сентября 1941г

Б) 30 августа 1944г

В) 22 июня 1941г

2. Как назывался план нападения на Советский Союз, который разработала Германия?

А) план «Тайфун».

Б)  план «Ост»

      В)  план «Барбаросса»

3.Какие три направления выбрал Гитлер для продвижения своих войск?

А) Украина, Белоруссия, Молдавия.

Б) Прибалтика, Ленинград

В) Москва, Киев и Ленинград.

4. Какую войну  хотел провести Гитлер по плану «Барбаросса»?

А) продолжительную

Б) молниеносную

В) героическую

5.Кто руководил действиями фронтов Красной армии?

А) Сталин.

Б)  Гитлер

В) Ленин

6. С чем столкнулось германское командование при нападении на советский Союз?

А) страх, паника

Б) героизм, мужество советских солдат и офицеров

В) равнодушие, безразличие

Кроссворд

  1. Название города-крепости, мужественно оборонявшейся в первые дни войны.
  2. Диверсант, взрывающий вражеские заводы, железнодорожные полотна на территории, захваченной врагом.
  3. Военная машина с башней и пушкой.
  4. Столица СССР.
  5. Государство, напавшее на СССР 22 июня 1941 года.
  6. Военный, охраняющий границу государства

VI.Рефлексия.

VII. Домашнее задание:

Составление синквейна. Слова: Великая Отечественная война, солдаты, Ленинградцы, партизаны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"

разработка урока истории для 9 класса коррекционной школы 8 вида на тему "Начало Великой Отечественной войны"....

Урок истории по теме: "Отечественная война 1812г"

Методическая  идея: организация  деятельностного  подхода работы обучающихся  в  малых  группах.Цели урока:Образовательная –узнать о  ключевых  событиях  в...

Презентация урока истории 8 класс "Отечественая война 1812г*

Данная презентация поможет учителю более эмоционально и ярко представить события 1812 года, что будет способствовать лучшему усвоению материала урока обучающимися....

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)

В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...

урок истории "Итоги Великой отечественной войны. Цена Победы"

Тема урока: Итоги Великой Отечественной войны. Цена ПобедыТип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.Формы организации познавательной деятельности: - фронтальная, -индивидуальная,- парнаяМетоды...

Конспект урока истории "Начало Великой Отечественной войны"

 Цель урока:1. Образовательная:  - познакомить  учащихся с трагическими событиями в начале войны; - сформировать представление об основных периодах Великой Отечественной вой...