Поурочное тематическое планирование по литературе. 6 класс.
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс)

Долгих Юлия Александровна

Поурочное тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся. 3 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поурочное тематическое планирование по литературе

 для учащихся 6 класса. 3 ч в неделю - всего 102 ч.

уроков

Темы уроков

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Введение

1.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. «В дорогу зовущие».

1

Выразительно читают, высказывают  личное отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечают на вопрос.

Устное народное творчество

2.

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

1

3.

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

1

Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование.

4.

 Стартовая контрольная работа. Тест.

1

 Выполняют тест.

Из древнерусской литературы

Составляют развернутый устный и письменный ответ на проблемный вопрос

5.

Древнерусская литература.

1

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

6.

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

1

Пересказывают  сюжеты древнерусских летописей.

7.

Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».

1

Выполняют контрольную работу. Составляют таблицы «Роды и жанры литературы».

Из литературы XVIII века

8.

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

1

Выполняют поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя). Выразительно читают басню.

Из литературы XIX века

44ч

9.

И.А. Крылов. Басня «Осел и Соловей»

1

Составляют характеристики героев басен.

Комментированное чтение и обсуждение.

Работа над выразительным чтением басен.

10.

И.А. Крылов. Басня «Листы и корни», «Ларчик».

1

Работа над выразительным чтением басен. Инсценировка, чтение по ролям.

11.

Контрольная работа №2 по теме «Басни».

1

Выполняют контрольную работу.

12.

А.С. Пушкин. Лицейские годы. Стихотворение «Узник»

1

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

13.

Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стихотворение «И.И. Пущину».

1

Выразительно читают  стихотворения.

14.

Тема и поэтическая идея стихотворения А.С. Пушкина. Стихотворение «Зимнее утро».

1

Выразительно читают стихотворения.

15.

А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».

1

Выполняют составление плана произведения. Создание собственных иллюстраций, их презентация и зашита.

16.

Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

1

17.

Изображение русского барства в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Составление плана произведения.

18.

Дубровский-старший и Троекуров.

19.

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма.

1

Участвуют в диалоге.

Выражают собственное мнение.

20.

Бунт крестьян в романе «Дубровский.

1

Участвуют в диалоге.

Выражают собственное мнение.

21.

Осуждение пороков общества в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

1

22.

Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

1

23.

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

1

24.

Авторское отношение к героям романа «Дубровский».

1

25.

Любимые страницы романа А.С. Пушкина «Дубровский».

1

Создание письменных высказываний различных жанров.

26.

А.С. Пушкин «Дубровский». Подготовка к сочинению.

27.

РР: Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1

28.

М.Ю. Лермонтов. Ученические годы поэта. Стихотворение «Тучи». Двусложные и трехсложные размеры стиха.

1

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

29.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Утес», «На севере диком...», «Три пальмы».

1

Выразительное чтение стихотворений. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись».

30.

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.

1

Устный рассказ о писателе. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

31.

И.С. Тургенев. «Бежин луг». Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность.

1

Различные виды пересказов. Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «портрет», «пейзаж».

32.

Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

1

Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести.

33.

И.С. Тургенев. «Записки охотника».

1

Инсценирование фрагментов повести.

34.

Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Неохотно и несмело...», «Листья».

1

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

35.

А. А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь».

1

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

36.

«Хотим прекрасное в полете удержать...». Поэтическое творчество Ф. И. Тютчева и А.А. Фета.

1

Выразительное чтение стихотворений.

37.

Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Своеобразие композиции. Значение эпиграфа. Роль пейзажа.

1

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы, ресурсов Интернета.

38.

Картины подневольного труда в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная

1

Восприятие и выразительное чтение произведения.

дорога». Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа.

39.

«Отечества достойный сын» (по произведениям Н.А. Некрасова).

1

Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём.

40.

Тестирование по творчеству И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова.

1

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

41.

Н.С. Лесков. «Левша». Знакомство с героями сказа. Сказовая форма повествования.

1

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий.

42.

Н.С. Лесков. «Левша». Секрет тульских мастеров. Царь Николай Павлович, его окружение. Платов и Левша.

1

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «реальность» и «фантастика».

43.

Н.С. Лесков. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Судьба мастера.

1

44.

Н.С. Лесков. «Человек на часах».

1

45.

Притягательность творчества Н.С. Лескова.

1

Участие в коллективном диалоге.

46.

Какие лучшие качества русского народа изображены в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и в сказе Н.С. Лескова «Левша».

1

Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём.

47.

Контрольная работа №3 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

1

Выполняют контрольную работу.

48.

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия.

Роль художественной детали.

1

Устный рассказ о писателе. Обучение анализу эпизода рассказа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «юмор», «речевая характеристика». Работа со словарем литературоведческих

терминов.

49.

Рассказы А.П. Чехова. «Среди героев Антоши Чехонте».

1

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

50.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я.П. Полонского, Е.А. Баратынского.

1

Выразительное чтение стихотворений.

51.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я.П. Полонского, Е.А. Баратынского, А.К. Толстого.

1

Анализ стихотворения по плану анализа лирики.

52.

Контрольное тестирование по теме «Из русской литературы XIX века».

1

Выполняют тест.

Из литературы XX века

30ч

53.

А.И. Куприн. Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа.

1

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

54.

А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Образ главного героя. Тема служения людям.

1

55.

А.С.Грин. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

1

Устный рассказ о писателе. Подбор цитат по заданной теме.

56.

А.С.Грин. «Алые паруса». Отношение автора к героям. Душевная чистота главных героев.

1

Инсценирование фрагментов рассказа. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет», «сравнение». Работа со словарем

литературоведческих

терминов.

57.

«Под алым парусом» (посвящается А. Грину - писателю, подарившему миру мечту).

1

Составление устного к письменного ответа на проблемный вопрос.

58.

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

1

Устный рассказ о писателе. Обучение анализу эпизода рассказа.

59.

«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова (по рассказам «Цветок на земле» и «Железная старуха»).

1

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «речевая характеристика».

Произведения о Великой Отечественной войне

60.

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».

1

Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии. Сопоставительный анализ стихотворений.

61.

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

1

Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии. Сопоставительный анализ стихотворений.

62.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы.

1

Устный рассказ о писателе. Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев».

63.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе.

1

Создание иллюстраций к повести.

64.

Яркость и самобытность героев, особенности использования народной речи в рассказе В .П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.

65.

Контрольная работа № 4 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

Выполняют контрольную работу.

66.

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей послевоенного времени.

1

Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести.

67.

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою.

1

Участие в коллективном диалоге. Подбор цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев».

68.

В.Г. Распутин. «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

1

Создание

иллюстраций к повести.

Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.

69.

Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи, в стихах и повестях русских писателей.

1

Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

70.

Картины военного лихолетья и трудных послевоенных лет в живописи, в стихах и повестях русских писателей.

1

Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Писатели улыбаются

71.

В.М. Шукшин. Рассказ «Чудик». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

1

Устный рассказ о писателе. Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».

72.

В.М. Шукшин. Рассказ «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.

1

Создание собственных иллюстраций.

73.

Рассказы В.М. Шукшина.

1

Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.

74.

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

1

Устный рассказ о писателе.

75.

Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

1

Участие в коллективном диалоге. Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.

76.

РР: Сочинение на школьную тему.

1

Пишут сочинение.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века

77.

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Чувство радости и печали, любви к родной природе.

1

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворения по плану анализа лирики. Создание собственных иллюстраций.

78.

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.

1

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворения по плану анализа лирики.

79.

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Поэтизация родной природы.

1

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворения по плану анализа лирики.

80.

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике поэта.

1

Выразительное чтение стихотворений.

81.

РР: «Мое любимое стихотворение о родной природе поэтов XIX и ХХ веков».

1

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

82.

Контрольное тестирование по теме «Из литературы ХХ века».

1

Выполняют тест.

Из литературы народов России

83.

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям татарского народа. Книга в жизни человека.

1

Выразительное чтение стихотворений.

84.

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...... Родина как источник сил для

преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации. Поэт — вечный должник своего народа.

1

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.

Литература родного края

Ф.С. Востриков. Стихотворения о родном крае, о родной природе, о земляках.

Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворения по плану анализа лирики.

Из зарубежной литературы

15 ч

85.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия».

1

Создание собственных иллюстраций к произведениям. Выполняют различные виды пересказов.

86.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки

   Гесперид».

1

Составляют  викторину по произведениям.

87.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

1

Читают, отвечают на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному.

88.

Геродот. «Легенда об Арионе».

1

89.

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы.

1

Изображение героев и героические подвиги в поэме «Илиада».

90.

Гомер «Одиссея». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

1

Читают, отвечают на вопросы, выражают личное отношение к прочитанному.

91.

Гомер «Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

1

92.

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём.

1

Инсценируют фрагменты произведений.

93.

«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

1

Читают, отвечают на вопросы.

94.

Фридрих Шиллер. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

1

Участвуют  в коллективном диалоге.

 Работают с текстом.

95.

Выразительное чтение баллады Фридриха Шиллера «Перчатка» в переводах М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского.

1

Читают выразительно. Выражают личное отношение к прочитанному.

96.

Проспер Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

1

Создание собственных иллюстраций к произведениям. Различные виды пересказов.

97.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Утверждение всечеловеческих истин.

1

Создание собственных иллюстраций к произведениям. Различные виды пересказов.

98.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Утверждение всечеловеческих истин.

1

Участвуют  в коллективном диалоге.

 Работают  с текстом.

99.

Контрольная работа № 5 по теме «Из зарубежной литературы».

1

Выполняют контрольную работу.

По страницам изученных произведений

100.

Практическая работа. Проект «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задание на лето.

1

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретенных в 6 классе.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устный монологический ответ.

101.

Итоговый тест

1

Итого

101 ч

Резерв

 

                                                              График проведения контрольных работ.

Урок

Название работы

4

Стартовая контрольная работа.

 7

Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».

11

Контрольная работа № 2 по теме «Басни».

40

Тестирование по творчеству И.С. Тургенева и Н.А. Некрасова.

47

Контрольная работа № 3 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

52

Контрольное тестирование по теме «Из русской литературы XIX века».

65

Контрольная работа № 4 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

82

Контрольное тестирование по теме «Из литературы ХХ века».

99

Контрольная работа № 5 по теме «Из зарубежной литературы».

101

Итоговый тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочно-тематическое планирование для 5 класса по программе Л.Л.Босовой.

Поурочно-тематическое планирование  для 5 класса по программе Л.Л.Босовой.Использовано УМК Л.Л.Босовой. Обязательная литература. для ученика:1.Информатика: Учебник для 5 класса./ Л...

Поурочно-тематическое планирование для 6 класса по программе Л.Л.Босовой (триместры) .

Поурочно-тематическое планирование  для 6 класса по программе Л.Л.Босовой.Использовано УМК Л.Л.Босовой. Обязательная литература. для ученика:1.Информатика: Учебник для 6 класса./ Л...

Поурочно-тематическое планирование по литературе для 5 класса

Поурочно-тематическое планирование по литературе для 5 класса по учебнику Коровиной 102 часа...

Поурочно-тематическое планирование по литературе для 6 класса

Поурочно-тематическое планирование по литературе по учебнику Коровиной для 6 класса 102 часа...

Поурочно-тематическое планирование по литературе для 7 класса

Поурочно-тематическое планирование по литературе для 7 класса по учебнику Коровиной 102 часа...

Поурочно- тематическое планирование для 7 класс школ с углубленным изучением английского языка при 5 часах в неделю по УМК Афанасьевой О.В. и МихеевойИ.В..

Поурочно- тематическое планирование для работы в 7 классе при 5 часах в неделю по УМК Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В. ...

Поурочное тематическое планирование по литературе в 5 классе.

Поурочное тематическое планирование по литературе в 5 классе. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.-10е  изд. – М.: Просвещение, 2015...