«А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». Чему меня научила сказка»
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Кононова Олеся Олеговна

Матерал урока соответствует  возрастным особенностям обучающихся. Содержание урока соответствовало требованиям программы. На уроке использовалась репродуктивная и поисковая деятельность,преобладали задания поискового,аналитического характера. Учащиеся успешно проявляли самостоятельность в работе в группах. Были использованы следующие методы работы: наблюдение ,опыт, сравнение ,поиск информации, чтение, применялась диалоговая форма общения, сочетание индивидуальной,групповой,фронтальной работы.На уроке чередовались виды учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_5_klasse._chernaya_kuritsa.doc742.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фатежская средняя общеобразовательная школа №2»

Фатежского района Курской области

Урок литературы в 5 классе

ТЕМА УРОКА:

«А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

Чему меня научила сказка»

(учебник В.Я.Коровина «Литература»)

                                                     

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Кононова Олеся Олеговна

 

Урок литературы в 5 классе.

Тема: «А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Чему меня научила сказка (нравственные уроки сказки)»

Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Задачи урока:

- познакомить учащихся с личностью А. Погорельского;

- показать, в чем нравоучительный смысл сказки;

- повторить знания учащихся о сказке;

- развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;

- развивать умение обобщать проанализированный материал;

- продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки;

- духовно – нравственное воспитание учащихся.

Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши»: кластер, синквейн (по выбору), повторить сведения о сказке как жанре.

Ход урока

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас сегодня. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь. Приготовимся к работе, вспомним наш девиз: «А девиз у нас такой..»

Оформление записей в тетради. Работа с эпиграфом

Откройте тетради, запишите число. Какую сказку мы анализировали на прошлом уроке? Эта сказка (записываем имя автора, название) тему: «Антоний Погорельский "Черная курица, или Подземные жители" (Конкретизируем тему урока) Чему меня научила сказка.

Запишите эпиграф: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Эта пословица известна каждому. Как ее следует понимать?

Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эту пословицу? Подчеркните в эпиграфе ключевое слово (урок).

Конкретизируем тему урока, дописываем тему: «Чему меня научила сказка»

 Формулирование учащимися целей, задач урока.

Актуализация знаний

Что такое сказка? Что мы о ней знаем?

Составление кластера «Сказка». Кластер составляется по группам с помощью опорных карточек:

1.Народная сказка

2.Литературная сказка

3.Сходство  народной и литературной сказок

Кластеры обсуждаются, дополняются.

Чем отличается авторская сказка от народной?

 Слово учителя

- Народная сказка и литературная сказка всегда тесно связаны друг с другом

- Что вы знаете об авторе этой сказки?

 Сообщение ученика о писателе (индивидуальное задание)

Беседа

- Эта сказка написана очень давно: впервые она была напечатана в 1829 году, 180 лет назад. Но до сих пор дети и взрослые с удовольствием читают это удивительное произведение. В чем же его секрет? Чем вам понравилась сказка А. Погорельского?

Тест на знание текста

Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.

Взаимопроверка.

Аналитическая беседа

-Как вы докажете, что перед нами сказка, а не  просто повесть из жизни мальчика 18 века?

Кто главный герой сказки?

Кто такой Алёша?

Рассказ о главном герое сказки (проверка домашнего задания(кластер, синквейн «Образ Алёши» )

Сделайте вывод, какой Алеша в начале сказки? Почему с ним дружат другие ребята?

Работа в группах

Каждая группа выполняет задания письменно. Ответ представляет в виде связного высказывания.

1 группа. Алёша в Подземном городе.

1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?

2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)

3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?

4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры

2 группа. Алёша и Чернушка.

1) О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?

2) Спасение Чернушки.

3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?

4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр?

3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.

1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?

2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни?

3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?

Обобщение. Выступление представителя каждой группы.

Аналитическая беседа

Группы очень хорошо справились с заданиями и рассмотрели характер Алеши с разных сторон. Подумаем, изменился ли Алеша. Как он изменился?

- Почему не приносят Алёше радость его успехи? (ответы учеников)

Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия. Только то, что заработано трудом, честно, может радовать, приносить счастье.

- Как закончилась сказка?

- Почему А. Погорельский выбрал такой финал?

- Алеша на протяжении сказки менялся. Что же меняло мальчика и почему?

- Похож ли Алёша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?

- А как вы относитесь к фигуре Алеши?

Составление ассоциативного ряда.

- Какие бы прилагательные вы подобрали, характеризуя Алешу?

- Почему у большинства из вас прилагательные имеют положительное значение?

-Можно ли назвать сказку Антония Погорельского поучительной?

Задания по группам: « Объясните своё понимание предложенных фрагментов. Подчеркните слова-наставления » (группы работают с фрагментами текста сказки (раздаточный материал на партах), а потом сверяют свои наблюдения с теми ответами, которые отображаются на экране)

- «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли»

1.Кто говорит эти слова?

2.Как вы понимаете эти слова?

3.От кого или от чего получает наставление (поучение) Алёша?

Варианты ответа:

1.Совесть (сам Алёша)

2.Чернушка

3.Автор

4.Учитель

- Какой урок усвоил Алёша из  истории, которая произошла с ним? (Человек должен быть благородным,  должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье.)

Подведение итогов урока

Вернемся к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?

1.Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

2.Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

3.Надо быть строгим к себе.

4.Нужно учиться прощать, держать данное слово.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

Домашнее задание:

1. Написать сочинение – миниатюру «Письмо для Алёши»

 ИЛИ

2.Ответить письменно на вопрос: «Чему меня научила сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Задание: объясните своё понимание предложенных наставлений:

«Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: "Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!»  

Антоний Погорельский Черная курица, или Подземные жители Антоний Погорельский

  Задание: объясните своё понимание предложенных наставлений:

«-- Не полагай, - отвечала Чернушка, - что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.»  

Антоний Погорельский Черная курица, или Подземные жители Антоний Погорельский

Задание: объясните своё понимание предложенных наставлений:

«Об исправлении самого себя он хотя и не забыл, но думал, что это не может быть так трудно, как говорила Чернушка. "Будто не от меня зависит исправиться! - мыслил он. -Стоит только захотеть, и все опять меня любить будут.."Увы! Бедный Алеша не знал, что для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность» 

Антоний Погорельский Черная курица, или Подземные жители Антоний Погорельский

             

Тест на знание текста.

Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.

1. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?

а) Москва

б) Петербург

в) Тверь

2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?

а) чтение книг

б) прогулка по двору

в) сон

3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?

а) серебряные монеты

б) драгоценный камень

в) золотая монета

4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?

а) король

б) министр

в) конюх

5. Что получил Алёша в подарок от короля?

а) редкая книга

б) конопляное семечко

в) монеты

6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?

а) два раза

б) четыре раза

в) шесть раз

Самоанализ урока

Урок литературы в 5 В классе проводился по теме:  А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Чему меня научила сказка (нравственные уроки сказки)

Цель урока: формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»; закрепить понятие о литературной сказке; развивать навыки пересказа, анализа текста, выразительного чтения

Задачи урока: познакомить учащихся с личностью А. Погорельского; показать, в чем нравоучительный смысл сказки; повторить знания учащихся о сказке; развивать умение грамотно и полно давать ответы на вопросы;  развивать умение обобщать проанализированный материал; продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки; духовно – нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: издания сказки Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», компьютер, презентация к уроку, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал.

Тип урока: урок рефлексии.

Технологии: Здоровьесбережения, педагогика сотрудничества, самодиагностики и самокоррекции, проектной деятельности, формирования творческих навыков.

Решаемые проблемы: Чему учит сказка «Черная курица, или Подземные жители», нравственные уроки сказки.

Виды деятельности: (элементы содержания, контроля): Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала (комплексное повторение, самостоятельная работа с текстом, формирование у учащихся способностей к рефлексии), проектирование способов выполнения домашнего задания.

Планируемые результаты.

 Предметные: научиться составлять электронную презентацию, научиться   комментировать фрагменты текста, подбирать цитаты из текста. Выполнять деятельность по алгоритму.

УУД.

Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам.

Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока, уметь сотрудничать в  группе (коллективе).

Личностные: формирование познавательного интереса, навыков сопоставления

Материал урока соответствовал возрастным особенностям учащихся. Содержание урока соответствовало требованиям программы. На уроке использовалась репродуктивная и поисковая деятельность, преобладали задания поискового, аналитического характера. Учащиеся успешно проявляли самостоятельность в работе в группах. Были использованы следующие методы работы: наблюдение, опыт, сравнение, поиск информации, чтение, применялась диалоговая форма общения, сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Наглядный материал на уроке использовался уместно, достаточно. На уроке чередовались виды учебной деятельности. Домашнее задание представляло право выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....

Презентация. Урок по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки .Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители".

¨«Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него , когда он ст...

Нравственные уроки жизни. Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Конспект  урока по сказке Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"Цели урока: - развивать навыки беглого выразительного чтения, - развивать умения грамотно отвечать н...

Анализ средств создания фантастики в романтической сказке Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"

Цель работы: систематизировать языковые средства, с помощью которых создаётся фантастический колорит, определить их функцию в тексте, а также роль в формировании романтического стиля сказки...

Практикум по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» в 5 классе

Задания практикума выполняются письменно в аудиторных условиях. Дети работают с текстом сказки....

Урок литературы по сказке А. Погорельского "Чёрная курица или Подземные жители"

Урок литературы в 5 классе по сказкеУрок литературы в 5 классе.По сказке «А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители".Можно ли простить предательство?Цель деятельности учителя: формирование...