Статья "Роль литературы в формировании образа конкретной исторической личности"
статья по литературе (8 класс)

Михайлова Елена Юрьевна

Анализ того, как устное народное творчество и русская литература формируют образ исторической личности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хрёкина Елена Юрьевна,

 учитель английского языка,

русского языка и литературы

ГБОУ школы № 411 «Гармония»

Петродворцового района

Санкт-Петербурга

Роль литературы в формировании образа конкретной исторической личности

Одной из характерных черт русской литературы был немеркнущий интерес  творцов, великих писателей, к историческому прошлому своего народа, своей страны, тесно связанный с их неослабным  вниманием историческим судьбам всего человечества. В этом отчётливо ярко проявились такие присущие русской литературе качества, как народность и гражданственность. Нельзя правильно отразить жизнь, чувства и мысли народа, не зная пройденного им сложного исторического пути, не осознав всего того, чем он жил, что радовало и печалило его  в течение многих веков, что определило его быт и характер. Передовые деятели русской литературы не могли не обратить внимание на прошлое своего отечества. Для них это было и выполнением гражданского долга, и проявлением национального самосознания, и, наконец, выражением потребности обогатиться мыслями , образами, бытовыми красками, богатствами народного языка - всем многообразием национальной культуры, складывающиеся веками.

К вопросам истории писатели подходили по-разному. Некоторые из них, как А. С. Пушкин или Николай Васильевич Гоголь, выступают в отдельных своих произведениях (труды Пушкина о Петре Первом, а Пугачёве) как историки профессионалы, и тем самым становятся в ряд тех, кто внес непосредственный вклад в развитие исторической науки России. Но и те из писателей, кто не ставил перед собой чисто исследовательских задач в области исторической науки своего времени, оставили своих заметках, дневниках, письмах оригинальные мысли об историческом прошлом.

 Всему творчеству классиков в русской литературы присущ историзм. Это значит, что даже в художественных произведениях, повествующих о современной писателям действительности, события и герои произведений предстают на фоне большого исторического полотна.

Обратимся к тому, как устное народное творчество и русская литература формируют образ исторической личности. Изучая русский фольклор, мы приходим к мысли, что наиболее значительное значимая черта русской литературы 18 века – осознание ценности человеческой личности самой по себе, со всеми дурными и хорошими чертами ее характера.

Человек ценен своей личностной инициативой, самим своим существованием, индивидуальными чертами своей личности. Сознание ценности человеческой личности развивается, однако, вслед за сознанием значение народа в исторических событиях.

Личность Емельяна Пугачёва идет красной нитью в рамках курса  литературы 8 класса.

На уроках литературы дети подробно изучают историческую эпоху и историю пугачевского бунта. Настроение народных масс конца 18 века находит непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики. Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева.

Исторические песни и Предания показывают отношения народа к Емельяну Пугачёву. В них проявляется уважение, жалость, сострадание к народному герою.

Далее мы встречаемся с образом Пугачёва в романе Пушкина «Капитанская дочка». Но прежде мы изучаем «Историю пугачевского бунта». Пушкин выступает не только автором художественных произведений на историческую тему но также и историком. по сути, он был первым историком крестьянской войны под предводительством Пугачёва.  Пушкина изучил газеты книги и вскоре уже знал "всё что было обнародовано правительством касательно Пугачёва". Таким образом дети понимают , что роман Пушкина основан на исторических фактах.

В "Истории пугачевского бунта" Пушкин первым пробил брешь в указе о предании вечному забвению самого имени Емельяна Пугачёва.  Он использовал не только официальные источники, малочисленные и откровенно враждебные бунтовщикам, но и неопубликованные, в том числе мемуарные, предоставленные друзьями, знакомыми, а также найденные или записанные им самим.

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим Емельяна Пугачёва глазами автора произведения. Здесь, конечно же, есть  художественный вымысел, ведь мы изучаем не исторические документы, а художественное произведение. В романе мы видим Емельяна Пугачёва и как безжалостного народного вождя, и как человека, которому присуще милосердие, сострадание и понимание. Пушкин рисует неоднозначный характер поэтому на уроках литературы возможны такие формы работы как диспут, суд над литературным персонажем, где каждая из двух сторон защищает свою позицию: Кто такой Емельян Пугачёв? Бунтовщик, сметающий всё на своём пути, или же человек, способный к состраданию и пониманию.  Именно на уроках литературы, через призму художественного произведения, дети начинают понимать, что историческая личность - это человек, которому нужно принимать сложные решения, который в ответе за народ , который он ведет,  у которого есть слабости, есть привычный уклад жизни, которым он жертвует ради народа.

Но в Пушкинском романе рядом с Машей появится иная героиня, от которой будет зависеть счастье Маши и Гринёва, обаятельная Придворная дама, в которой мы узнаём императрицу.  Екатерина II предстаёт нам не как Императрица, а как человек, способный выслушать историю Маши Мироновой, понять ее, и принять правильное решение в пользу освобождения Петра Гринёва из-под стражи и следствия.

В восьмом классе дети сталкиваются с личностью Пугачёва ещё раз, но уже в рамках изучения литературы 20 века, и конкретно – в творчестве Сергея Александровича Есенина.  И вновь мы видим, как литератор обращается к истории, стремясь понять настоящее, напряженно изучает судьбы людей, живших в переломной эпохе. Одно из таких обращений –  драматическая поэма «Пугачев».

Здесь у нас возникает вопрос, почему, почти через 150 лет, литератор вновь обращается к событиям истории, к личности Пугачёва? Почему в свое время это привлекло внимание Александра Сергеевича Пушкина?

И здесь нам на помощь приходят исторические сведения:

1773-1775 годы  —  восстание под предводительством Емельяна Пугачёва

1825 год — восстание декабристов, среди участников которого друзья Пушкина

1831 год — подавление кровавого бунта военных поселенцев в Старой Руссе обращает внимание Пушкина к смутным временам русской истории

1833 год, ноябрь — завершена работа над "историей Пугачева"

19 октября 1836 года — символическая дата окончания романа "Капитанская дочка", указанная Пушкиным

Так почему же потерпели поражение и дворянские мятежи, и крестьянские бунты? Почему, несмотря на пролитые реки крови, жизненный порядок в России не изменился к лучшему? Можно ли найти иные, более  верные пути к благоденствию Родины?  Эти вопросы волновали Пушкина, над ними же пришлось задуматься Есенину.

1917 год — свершилась Октябрьская революция, обещавшая крестьянам землю.

1920 год — тамбовское восстание под предводительством А. Антонова.

1921 год — Есенин создал Трагедию "Пугачёв".

Почему Есенина привлёк Пугачёв?  В апреле и июне 1921 года на пути из Москвы в Туркестан Есенин заезжал в Самару и Оренбург –  места  восстания. В свое время Пушкин объехал места восстания, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске. Как видим, пути двух поэтов пересеклись не во времени, в пространстве. Так в чём же предназначение Пугачёва?

Тогда возникает необходимость выяснить определение понятий:

Стихия —1) явление природы, обнаруживающаяся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила, 2) неорганизованная сила, действующая в социальной среде.

Бунт  — стихийно возникшие восстание, вооруженное выступление против власти.

Бунтовщик — участник бунта.

Разбой — нападение с целью ограбления, убийства.

Разбойник —  человек, занимающийся разбоем, грабежами.

В Капитанской дочке Пушкин вынес приговор: « Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный." Беспощадный значит жестокий и безжалостный . Но почему же бессмысленный ? Лишенный разумного начала. Поэт отверг Кровавый путь преобразований.

Есенин тоже поднимает вопрос о бунте, Но именно как вопрос:

Сумасшедшая, бешеная, кровавая муть!

Что ты? Смерть? Иль исцеленье калекам?

Как видим, стихия разрушительно уже по определению. Есенинский Пугачёв видит высокую Цель этого разрушения — он идёт на смерть, чтобы осчастливить народ. В Трагедии Есенина бунт имеет цель.

Так почему же у Есенина Пугачёв гибнет? Емельян предам своими казаками и казнён. Он принес себя в жертву, но достигнута ли цель? Какова цена, которую пришлось заплатить за ее достижения? Оправдывает ли цель средства?

Итогом анализа личности Пугачёва является сравнительная характеристика образа Пугачёва в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина "Капитанская дочка" и С. А. Есенина "Пугачёв"

Исторические песни и предания

"Капитанская дочка"

( А. С. Пушкин)

"Пугачёв"

(С. А.  Есенин)

Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко

Многогранная, сложная и противоречивая личность,

глубокая связь с народом,

носитель лучших черт русского народа, обладает находчивостью, сметливостью, умом, наблюдательностью,

очень жестокий, хладнокровный и равнодушный к чужим человеческим судьбам, проявляет великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным.

Лучшие черты русского характера: живой ум ("Я значение свое разгадал...") , молодецкая удаль, честность, справедливость, ненависть к угнетателям, верность своему делу, особенное чувство родины.

Образ романтического героя-странника, человечный и земной.

Он постоянно внутри меняется, его душа мечется, сомневается, ищет выход, борется сама с собой.

Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущества, справедливость.

Таким образом, изучая исторические документы, литературные произведения и давая свою оценку им, дети приходят к выводу что необходимо отказаться от бунта как способа преобразования жизни и соблюдать государственные законы, Если мы не хотим залить землю кровью. Этому нас учит наша история. И работа с литературным образом конкретного исторического персонажа позволяет воспитывать критическое мышление, помогает ребенку понять исторические процессы, учитывать свойства конкретной личности и социальную обстановку в конкретную эпоху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков составления образной характеристики и оценки деятельности исторической личности

Статья по теме самообразования, обобщение опыта работы: "Формирование навыков составления образной характеристики и оценки деятельности исторического лица"....

Художественный образ и историческая личность Емельяна Пугачева

Презентация к интегрированному уроку (литература-история)...

Воспитательная система класса на основе концепции «Формирование образа жизни личности учащегося, достойного Человека »

Главный  критерий  « лучшего  учителя» -образованность  и  воспитанность  его  учеников,  богатство  их  внутреннего  духовного  мира ...

Обобщение опыта по теме: Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования нравственности, культуры и личности и культуры здорового образа жизни"

Опыт направлен на одной из проблем современого образования и образования-проблемы личностного роста, становление его личности в школьные года....