Нравственные уроки в рассказе Е.И.Носова «Кукла"
материал по литературе (7 класс)

Грудистова Юлия Парфирьевна

Цель урока

создание условий для определения нравственного смысла и проблем рассказа,

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных); для формирования чувств ответственности, сострадания, любви к Родине

Планируемый результат

Предметные умения

-понимание нравственного смысла и проблем рассказа,

-умение анализировать отрывки и рассказ в целом,

-обогащение словарного запаса,

-умение оценивать поступки героев,

-умение давать характеристику литературному герою по составленному кластеру.

 Личностные УУД:

 

-формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

-формирование восприятия текста как произведения искусства.

 

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 

  Познавательные УУД:

-самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации,

-пользоваться приёмами изучающего чтения,

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст),

-пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения,

- излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;

-осуществлять анализ и синтез,

-устанавливать причинно-следственные связи,

-строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль;

-точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.

 

Организация пространства

 

Формы работы

Ресурсы

 

 

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

 

 

компьютер;

мультимедийный проектор;

экран;

учебник для 7 класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.85 КБ
Файл nosov.pptx185.55 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет

литература

Класс

7

Тип урока

урок открытия нового знания

Технология построения урока

проблемно-диалогический

Тема урока

«Нравственные уроки в рассказе Е.И.Носова «Кукла»

Цель урока

создание условий для определения нравственного смысла и проблем рассказа,

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных); для формирования чувств ответственности, сострадания, любви к Родине

Основные термины, понятия

Проблема, эпиграф, художественные средства выразительности, литературный герой, кластер.

Планируемый результат

Предметные умения

-понимание нравственного смысла и проблем рассказа, 

-умение анализировать отрывки и рассказ в целом,

-обогащение словарного запаса,

-умение оценивать поступки героев,

-умение давать характеристику литературному герою по составленному кластеру.

 Личностные УУД:

-формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

-формирование восприятия текста как произведения искусства.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  Познавательные УУД:

-самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации,

-пользоваться приёмами изучающего чтения,

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст),

-пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения,

- излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;

-осуществлять анализ и синтез,

-устанавливать причинно-следственные связи,

-строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль;

-точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

компьютер;

мультимедийный проектор;

экран;

учебник для 7 класса

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Обозначение даты в тетрадях

Вы принесли сегодня на урок кукол. Кукла – атрибут детства, с ней связаны приятные и теплые воспоминания.

Запишите и проговорите ваши ассоциации(связь между отдельными представлениями, при котором одно вызывает другое) со словом кукла.

Почему мы говорим сегодня о куклах?

Какое впечатление произвел на вас рассказ? Что вам понравилось?

Какое чувство появляется между тем, какие ассоциации у нас возникают при  виде куклы и тем, о чем мы прочли в рассказе Е. И. Носова.

Определите тему нашего сегодняшнего урока. О чем мы будем говорить?

Запишите тему.

Эпиграф: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха».

Как вы понимаете смысл этих слов? (крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает). Это мы сегодня и обсудим.

Какие задачи перед нами стоят? Как мы их будем решать? По какому плану?

1 этап. Выдвижение гипотезы.

- Как вы думаете, с какой учебной задачи необходимо начать свою работу?

- Начало рассказа размеренное, неторопливое. С чего начинается рассказ?

- Предполагали ли вы, о чем пойдет речь в рассказе после описания природы?

- Наверное, Е. Носов так начал свой рассказ неслучайно. Какую же роль играет описание природы в начале рассказа?

Найдите 2 фрагмента пейзажной зарисовки из рассказа. Внимательно прочитайте, проанализируйте, сравните два фрагмента и ответьте на  вопросы:

-Какие художественные средства использует автор?

– На примере прочитанного описания природы, подумайте, какая проблема поднимается Носовым?

Вернёмся к чувству, которое у нас возникло, чувству противоречия, противопоставления. Как называется такой художественный приём в литературе

- С какой целью автор использует антитезу? Показать изменения в природе. Перемена разительная: мощная глубокая река превращается в речушку.

Для самого Е.И. Носова, как и для его героев, земля, на которой живут находящиеся рядом с ним люди, священна. Это земля Родины. Её надо любить и защищать. А что мы видим в рассказе?

-Какую проблему поднимает автор? Проблема №1

Экологическая проблема; проблема бездушного и безответственного

отношения человека к природе

Когда-то приходилось автору бывать в этих местах, которые славились знатной рыбалкой. Вот через несколько лет автор снова возвращается сюда.

Писателя поражают изменения, произошедшие в природе.

По мнению писателя, безразличие людей друг к другу, жестокое отношение к природе не становятся меньше, а, к сожалению, всё больше растут.

-Что же произошло? Кто в этом виноват?

С этим вопросом мы продолжаем чтение  рассказа и знакомимся  с главным героем.

- Кто является главным героем рассказа? Акимыч – перевозчик,  вернее бывший перевозчик, поскольку река обмелела. Теперь Акимыч служит сторожем в местной школе

Составим  «Кластер»

-Что Акимыча объединяет с автором? С автором их объединяет военное прошлое.

Нужно отметить, что сам писатель ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком. Сражался в составе противотанковой бригады. Был тяжело ранен. Позже всё пережитое, увиденное, запомнившееся оживало в его книгах. В своих произведениях Носов никогда не описывал непосредственность военных действий.

Война в произведениях Носова звучит нередко. Однако отрывочно, фрагментарно. То в воспоминании о жизни фронтовиков, то в рассказе об их настоящем, как в рассказе «Кукла». О военном прошлом Акимыча мы узнаем всего лишь из нескольких строк.

Читают отрывок

«Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в «Багратионе», вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя  нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он — в Углич.»

Читая рассказ, мы узнаем, что Акимыч был тяжело ранен  на войне, контужен. В рассказе автор отмечает, что Акимыч был ранен бескровно, контужен.

Физминутка для глаз

Контузия- это общее поражение организма взрывной волной. Представим себе, что испытал Акимыч. Взрыв. Самолет. Посмотрите направо, налево. Закройте глаза! Мы даже представить себе не можем.

Последствия такого ранения могут быть очень серьезными: от временной потери слуха, зрения, речи до тяжелейших психических расстройств. Вот и для Акимыча контузия не прошла  бесследно.

В моменты сильнейших переживаний, стресса, он утрачивает способность говорить. Именно в такой момент рассказчик встречает Акимыча. 

Что же так разволновало героя? Он ничего толком не может объяснить, а только подводит автора к школьной ограде.

Чтение отрывка

Читают отрывок

«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с нее платье, а голубенькие трусики сдернул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой.»

Картина действительно ужасная, тем более, что мы понимаем, что эта кукла была не случайно поломана ребенком, её изуродовали намеренно, причём сделали уже далеко не дети.

-Какие чувства вызвало в вас это описание?

-Почему?

Боль, возмущение, негодование, страх

-Кукла очень похожа на человека, и мы понимаем, что те, кто так поиздевался над ней, скорей всего так же безжалостно поступят и с живым человеком.

Почему Акимыч поражен и возмущен случившимся с куклой?

Вместе с Акимычем мы разделяем его негодование, боль, отчаяние.

Он говорит: « Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дите не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанным у дороги — не могу видеть. Колотит меня всего…»

В наше время принято считать, что играть в куклы -это детская забава.

 Однако в прошлом, куклу воспринимали гораздо серьезнее.

Древние люди считали, что кукла так похожа на человека, что обладает душой. На Руси кукла была оберегом и участвовала во многих языческих обрядах.  Постепенно со временем кукла стала детской игрушкой. Созданная неживой в руках ребенка она оживает. Играя с куклой, ребенок учится любить, оберегать, заботиться.

Может быть, глядя на эту куклу, Акимыч вспомнил такие эпизоды, которые страшно себе представить Акимыч воспринимает глумление над куклой, как серьезную трагедию.
Кукла напомнила Акимычу моменты, пережитые им во время войны. Сам герой говорит об этом так: «На всю жизнь нагляделся я
 человечины»

Война научила Акимыча ценить жизнь и все, что с ней связано: природу, человека, любимое дело. Война давно прошла, но до сих пор Акимычу невыносимо видеть смерть: смерть реки, смерть человека, смерть куклы.

- Что больше всего возмущает героя? -Больше всего возмущает героя то, что никто вокруг не бьет тревогу

Зачитайте отрывок:

А люди идут мимо — каждый по своим делам,— и ничего. Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках — бровью не поведут. Детишки бегают — привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром — в школу, вечером — из школы. А главное — учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю! Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя

глуха!.. Эх!»

Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия?

(Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят)

Какую второю проблему ставит Носовом перед нами? Проблема 2. Бездуховность, жестокость и равнодушие людей»

А как вы понимаете, что такое равнодушие? 

Равнодушие – молчаливое согласие на зло, безразличие к окружающему
Как поступает Акимыч с куклой?

В конце рассказа Акимыч хоронит куклу, как человека.

Последняя фраза оставляет нас наедине со своей совестью. Акимыч с горечью произносит: « Всего не закопаешь...»

И действительно, только подумайте, закопать, спрятать, убрать  с глаз. Это ли решение проблемы?

Только ли о кукле горюет Акимыч? Не закопать ЧЕГО?

Совесть, равнодушие, безответственность.

Зла много, в одиночку с ним не справиться.

Этот рассказ был сначала назван «Акимыч», а позднее – «Кукла». Как вы думаете, почему автор изменил название? 
Изменив название рассказа, автор акцентирует внимание читателя не на образе Акимыча, а на случае с куклой, то есть на проблеме равнодушия.

- Какие нравственные уроки дает нам писатель Евгений Носов?

Польский поэт Бруно Ясенский сказал очень хорошие слова :

«Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Подведем итог.

Именно равнодушие стало причиной нравственной и экологической  проблемы, которую поднимает писатель в начале рассказа. В своем рассказе «Кукла» Носов хотел напомнить каждому из нас о той ответственности, с которой мы должны относиться ко всему, что нас окружает. Я надеюсь, что наш с вами разговор не пройдет для вас бесследно.

Дом.задание:

1.Задание повышенной трудности: написать сочинение –рассуждение по эпиграфу.

2. Напишите развернутый ответ на вопрос: К чему может привести равнодушие?

3. Составьте синквейн на главного героя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1925-2002

Слайд 2

«Нравственные уроки в рассказе Евгения Ивановича Носова «Кукла»

Слайд 3

Е. И. Носов «Кукла» «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха»

Слайд 4

Цель урока: Выяснить, какие нравственные проблемы затрагивает в своем рассказе Е. И. Носов

Слайд 5

В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратнокруговое течение. Часами здесь кружат, никак не могут вырваться на вольную воду щепа, водоросли, торчащие горлышком вверх бутылки, обломки вездесущего пенопласта, и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин - сом.

Слайд 6

Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин , где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. Бывало, готовишь снасть для проводки, а пальцы никак не могут попасть лесой в колечко — такой охватывает азартный озноб при виде крутых, беззвучно расходящихся кругов... Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей. «Ну уж,— думаю,— с Липиной ямой ничего не случилось. Что может статься с такой пучиной!» Подхожу и не верю глазам: там, где когда-то страшно крутило и водоворотило , горбом выпер грязный серый меляк , похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке — старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгонял блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкой.

Слайд 7

Бруно Ясенский «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Слайд 8

Дом.задание : 1.Задание повышенной трудности: написать сочинение –рассуждение по эпиграфу. 2. Напишите развернутый ответ на вопрос: К чему может привести равнодушие? 3. Составьте синквейн на главного героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова "Кукла"

В наше время  очень актуальны вопросы нравственного воспитания. На уроках литературы этому уделяется особое внимание....

Урок литературы в 7 классе "Нравственные проблемы в рассказе Е.И. Носова "Кукла"

На уроке учащиеся с помощью учителя формулируют и обсуждают нравственные проблемы, поднятые автором в произведении, учатся работать над текстом с карандашом в руках, расширяют свой словарный запас, со...

Урок по рассказу Е.И.Носова "Кукла"

Урок по рассказу Е.И.Носова "Кукла" 7 класс...

Урок по рассказу Е.И.Носова "Кукла"

Конспект урока по рассказу Е.И.Носова "Кукла"...

Конспект урока «Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова «Кукла»

познакомить учащихся с творчеством писателя,  ознакомить с идейно –  нравственным содержанием рассказа Е.И. Носова «Кукла»;показать протест писателя против равнодушия, безр...

Куклы и люди в рассказе Е.И. Носова Кукла

В ваших исканиях, в первую очередь, помогут вам хорошие, умные книги. Я думаю, что рассказ «Кукла» - это как раз то произведение, умное, доброе, которое, будем надеяться, даст ответы на не...