Нравственные проблемы рассказа Е.И.Носова "Кукла"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

В наше время  очень актуальны вопросы нравственного воспитания. На уроках литературы этому уделяется особое внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.i.nosov-kukla.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок, проведённый в 7 классе

по теме

«Нравственные проблемы рассказа Е.И. Носова «Кукла».

                Урок проведён учителем

                     Кобяковой Т.Л.

         2012 учебный год.

Тема урока:

Анализ рассказа Е.И. Носова «Кукла».

Цель урока:

  1. Показать учащимся связь человека и природы.
  2. Познакомить учащихся с личной и творческой биографией писателя.
  3. Показать значение нравственных проблем, поднимаемых в рассказе.

Оборудование урока:

  1. Портрет писателя.
  2. Выставка книг о В.О.В.
  3. Выставка книг Е.И.Носова.

Используемые технологии:

  1. Технология проблемного обучения.
  2. Информационная технология.
  3. Информационная технология проектной деятельности.

Ход урока:

На доске портрет Е.И. Носова.

Дома вы должны были прочитать фрагменты из автобиографии Е.И. Носова.

- Где родился писатель?

- Какое историческое событие времён В.О.В. связано с Курском?

(битва на Курской дуге).

- Какое отношение к войне имеет писатель Носов?

- Докажите это воспоминаниями Баскевича. («Е. И. Носов принадлежит к поколению, которое пришло в литературу опалённое огнём войны»).

И Баскевич.

-Как вы понимаете слова И. Баскевича «опалённые огнём войны?»

- Что ещё вы запомнили о жизни писателя?

Работа с выставкой книг Носова.

  1. «Усвятские шлемоносцы».
  2. «Красное вино победы».
  3. «Шопен, соната номер два».
  4. «Храм Афродиты».
  5. «Живое пламя».
  6. «Подпасок».
  7. «Радуга» и др.

Что является главным в рассказах Носова, которые вы прочитали?

Вывод:

Природа, отношение людей к войне, к труду, тяжесть послевоенной жизни – вот тематика произведений Носова. И, конечно, это человек от земли, готовый ко многим испытаниям

  1. Словарная работа:

Дать объяснение следующим словам:

Внапашку, выгон, глумиться, дурнишник, белокопытчик, стрелолист, избыть, кирзачи, кювет, сижи, язь.

  1. Беседа по прочитанному.

Как вы думаете, ребята, почему свой рассказ автор начинает с описания местечка  под Липино, а затем Липиной ямы?

В описании показано бездушное отношение человека к природе, т.е. автор поднимает экологические проблемы?

  1. Современна ли эта проблема экологии сегодня?

Использование технологии проектной деятельности.

Учащиеся показывают и комментируют материалы, снятые отдельными группами учеников.

1 группа – Улицы Восточного округа (Первомайская улица).

2 группа – Измайловский лесопарк.

3 группа – Лебедянский пруд.

4 группа – мой двор.

Делается вывод, изменилось ли что-либо за последние десятилетия?

Как проходит в послевоенном рассказе тема войны?

Война эхом отзывается и в мирной жизни героя. На отразилась на здоровье Акимыча, на его новом видении жизни, научило по- новому видеть ценить доброе, светлое в природе, в человеке.

Расскажите, как относится Акимыч ко всему, что его окружает.

Какой факт говорит о том, что в мирное время люди проявляют жестокость.

Кто-то сжёг шалаш Акимыча, скорее всего, сжёг от скуки, от нечего делать, не подумав о том, какую боль нанесёт человеку.

Что поразило Акимыча в найденной кукле?

(Над ней кто-то жестоко и ценично глумился).

Почему эта растерзанная кукла напомнила Акимычу войну?

Зачитайте его ответ.

Можно ли говорить о равнодушии людей?

Да, и прежде всего поражает равнодушие учителей.

« Чему же ты нас научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя слепа» - с горечью восклицает герой.

А как вы понимаете что такое равнодушие?

Равнодушие – молчаливое согласие на зло.

Как сам Акимыч объясняет причину людского равнодушия.

( Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят).

О кукле ли горюет герой?

(Прежде всего о людях, потерявших ценность человеческой жизни).

Почему Акимыч решил похоронить куклу? Зачитайте его ответ.

Рассказ заканчивается словами героя, которые он проговаривает с болью.

 - Всего не закопать.

Как вы понимаете эти слова?

В первых публикациях рассказ назывался «Акимыч», а в более поздних – «Кукла».

Что общего в этих произведениях?

Чем отличаются?

В стихотворении Случевского куклу бросает маленький ребёнок, который ещё ничего не понимает, в рассказе же Носова действие совершается или подростком, или взрослым человеком. И тот и другой должны понимать, какой варварский поступок они совершают.

Итог урока:

Какие же важные проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

- Проблемы добра и зла.

- Проблема равнодушия и сострадания.

- Проблема В.О.В. и её влияние на души людей.

- Проблемы памяти.

Домашнее задание.

Дать проблемный ответ на вопрос: «Что ужасает героя рассказа и о каких бедах он говорит?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Конспект занятия в технологии критического мышления

Цели урока:  Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности». Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Ко...

Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени"

Урок  литературы по учебнику В,Коровиной.Знакомстово  с  творчеством  писателя. Предлагаются проблемные  вопросы, пресс-опрос, работа  в  группах....

Нравственные проблемы рассказа Тэффи "Жизнь и воротник"

В методической разработке показана работа учителя по нравственному воспитанию учащихся на уроке литературы....

Нравственные проблемы рассказа А.М. Шастина «Пример для подражания».

Цели: познакомить   с жизнью  и  творчеством  сибирского писателя Анатолия Шастина;  раскрыть основную проблематику рассказа «Пример для подражания»; способствовать пр...