Технологическая карта "Быть Человеком!" (По рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»). Урок внеклассного чтения.
методическая разработка по литературе (6 класс)

Наталья Николаевна Козинова

Знакомство с содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; формирование личностного отношения к поднятой проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта.(2014-2015 г)

Ф.И.О. педагога:  Козинова Наталья Николаевна

Предмет: Литература

Класс: 6

Тип урока:  урок - исследование

Тема урока: 

Быть Человеком! (По рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася») Урок внеклассного чтения.

 Цель урока:

 Знакомство с содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; формирование личностного отношения к поднятой проблеме.

Задачи урока:

 Обучающая (образовательная): организовать работу с художественным текстом  вслед за автором с использованием метода чтения с остановками;  выявить личностное восприятие текста, помочь осознать чувство, которое возникло после прочтения; перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, героем нашего времени, и сформировать  отношение обучающихся к поднимаемой проблеме.

Развивающая: развивать умение извлекать информацию из текста, отбирать главное, развивать логическое мышление; правильно, красиво и логично излагать свои мысли, работать в группе.

Воспитывающая (воспитательная): на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность, героя  нашего времени, смелого, мужественного, доброго, благородного, бескорыстного, скромного, способного на самопожертвование ради людей и на подвиг.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, презентация, выполненная в программе «Power Point», текст рассказа Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»,  Словарь С.И.Ожегова, Словарь синонимов, раздаточный материал.

Виды контроля и измерители:

Текущий. Взаимооценка. Оценка словесная. Самооценка.

Универсальные учебные действия:

Планируемые результаты деятельности:

Личностные: Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес. Эмпатия.

Регулятивные: Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Познавательные: Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.

Метапредметные: Умение ставить и формулировать учебные цели и задачи; умение понимать, оценивать, интерпретировать полученную информацию; умение сотрудничать с другими людьми (работать в группе, уважительно относиться к позиции другого, идти на взаимные уступки); высказывать свою позицию, точку зрения; осуществлять поиск необходимой информации из разных источников.

Предметные: Умение анализировать художественное произведение.

Личностные: Выбор ценностных ориентиров (построение индивидуальных жизненных смыслов и жизненное проектирование), ориентация в нравственном смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, умение отделять оценку поступка от оценки самого человека.

Основное содержание темы урока:

 Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий; работа в парах сильный – слабый; выразительное чтение художественного произведения; самостоятельная работа в группах; индивидуальная работа; фронтальная беседа по содержанию произведения; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; экспертиза деятельности на уроке; выставление оценок; рефлексия.

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап «Организационно-мотивационный» - Вводно– подготовительная часть урока.

Приветствует обучающихся, настраивает на доброжелательную позитивную работу на уроке, организует работу учащихся с использованием фотоколлажа, краеведческого материала, кластера, постановки проблемного вопроса, которые помогают определить место и причины затруднения, сформулировать цели и задачи на урок.

Ученики рассматривают фотоколлаж, вспоминают имеющиеся знания по теме, отвечают на вопросы учителя, работают в парах по составлению кластера, принимают участие в беседе, пытаются найти ответ на проблемный вопрос, который выводит их на  формулировку  задач урока.

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи, ориентироваться в системе имеющихся знаний.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушать собеседника, строить высказывания, участвуют в диалоге.

 Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности.

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания.

2-й этап «Осмысление» Основная часть урока.

1.Организует выразительное чтение 1 части рассказа ученицей, предлагает самостоятельную работу обучающихся с текстом в группах, определив каждой группе отдельные задания,  индивидуальную работу со словарями,  отчёт о проделанной самостоятельной работе и работе  каждой группы, экспертизу деятельности, подводит обучающихся к выводу.

2.Учитель сохраняет интерес учеников к теме с помощью приёма – чтение текста с остановками,  выразительно  читает 2 часть рассказа, организует фронтальную беседу, подводит к  ответу на главный вопрос  урока, формулированию темы урока.

3.Предлагает самостоятельную работу в группах по составлению  синквейна по теме урока, подводит к обобщению и главному выводу по уроку.

 

Слушают чтение 1 части рассказа ученицей. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно работают индивидуально и в группах, выполняют задание, извлекают и перерабатывают необходимую  информацию,  строят речевое высказывание, отчитываются о проделанной работе, делают выводы.

 

Участвуют в беседе по теме урока, делают выводы, формулируют тему урока. Возвращаются к ранее составленному кластеру.

Самостоятельно работают в группах по составлению синквейна, отвечают на вопросы учителя, делают обобщения и главный вывод по уроку.

Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.

Оценивают правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

Формирование умений мыслить и

Умение осуществлять обобщение путём использования  знаково-символических средств (синквейн)

Используют речевые средства для выполнения задания.

Сотрудничество в осмыслении информации, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной   деятельности.

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной   деятельности.

Самоконтроль и взаимоконтроль, экспертиза  правильности ответов на вопросы.

Самоконтроль правильности выполнения упражнений.

Самоконтроль правильности выполнения упражнений.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, экспертизу деятельности, выявлять отклонения от эталона.

Осуществлять самоконтроль и самооценку.

Осуществлять самоконтроль и самооценку.

3 Этап « Подведение итогов урока»  -  Заключительная часть урока.

Объясняет сущность домашнего задания.

Предлагает определить уровень своих достижений на уроке.

Самостоятельно  определяют уровень своих достижений.

Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения.  

 Уметь применять основы коммуникативной рефлексии.

 Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной   деятельности.

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы, оценивают уровень собственного эмоционального состояния на уроке.

Принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения учет сделанных ошибок.

4-й этап «Рефлексия»

Задает вопросы: Ребята, как вы считаете, вы выполнили все поставленные задачи урока?  Чему новому вы сегодня научились? Что было самым трудным? Что было не понятно?

Отвечают на поставленные вопросы, проводят оценку и самооценку своей деятельности.

Осуществление комплексного анализа своей деятельности.

 Отвечают на вопросы, обсуждают предложенные вопросы.

Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной   деятельности.  

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой.

Адекватно осуществлять самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...

Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева « Баваклава»

Друзья мои, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему,...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....

Конспект урока внеклассного чтения " Рыцарь Вася " 6 класс

Урок внеклассного чтения по литературе 6 класс....

Урок внеклассного чтения в 6 классе. Ю.Я. Яковлев "Рыцарь Вася"

Открытый урок в рамках Окружного конкурса "Педагог года 2019" в Можайском ГО....

Конспект урока "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»

Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева "Рыцарь Вася"...

Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Яковлевича Яковлева «Багульник» «Доброта нужна всем!»

Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как познавательный интерес, творческая активность, самостоятельность. Оно н...