Технологическая карта "Быть Человеком!" (По рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»). Урок внеклассного чтения.
методическая разработка по литературе (6 класс)

Наталья Николаевна Козинова

Знакомство с содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; формирование личностного отношения к поднятой проблеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта.(2014-2015 г)

Ф.И.О. педагога:  Козинова Наталья Николаевна

Предмет: Литература

Класс: 6

Тип урока:  урок - исследование

Тема урока: 

Быть Человеком! (По рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася») Урок внеклассного чтения.

 Цель урока:

 Знакомство с содержанием рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; формирование личностного отношения к поднятой проблеме.

Задачи урока:

 Обучающая (образовательная): организовать работу с художественным текстом  вслед за автором с использованием метода чтения с остановками;  выявить личностное восприятие текста, помочь осознать чувство, которое возникло после прочтения; перечитывая наиболее яркие страницы рассказа, помочь учащимся понять позицию автора в вопросе о смысле жизни на земле, его взгляд на то, кого можно назвать духовно богатой личностью, героем нашего времени, и сформировать  отношение обучающихся к поднимаемой проблеме.

Развивающая: развивать умение извлекать информацию из текста, отбирать главное, развивать логическое мышление; правильно, красиво и логично излагать свои мысли, работать в группе.

Воспитывающая (воспитательная): на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность, героя  нашего времени, смелого, мужественного, доброго, благородного, бескорыстного, скромного, способного на самопожертвование ради людей и на подвиг.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, презентация, выполненная в программе «Power Point», текст рассказа Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»,  Словарь С.И.Ожегова, Словарь синонимов, раздаточный материал.

Виды контроля и измерители:

Текущий. Взаимооценка. Оценка словесная. Самооценка.

Универсальные учебные действия:

Планируемые результаты деятельности:

Личностные: Потребность в самовыражении и самореализации. Устойчивый познавательный интерес. Эмпатия.

Регулятивные: Целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную. Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: Уметь применять основы коммуникативной рефлексии, работать в группе, эффективно сотрудничать. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Познавательные: Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения.

Метапредметные: Умение ставить и формулировать учебные цели и задачи; умение понимать, оценивать, интерпретировать полученную информацию; умение сотрудничать с другими людьми (работать в группе, уважительно относиться к позиции другого, идти на взаимные уступки); высказывать свою позицию, точку зрения; осуществлять поиск необходимой информации из разных источников.

Предметные: Умение анализировать художественное произведение.

Личностные: Выбор ценностных ориентиров (построение индивидуальных жизненных смыслов и жизненное проектирование), ориентация в нравственном смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, умение отделять оценку поступка от оценки самого человека.

Основное содержание темы урока:

 Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: понятий, способов действий; работа в парах сильный – слабый; выразительное чтение художественного произведения; самостоятельная работа в группах; индивидуальная работа; фронтальная беседа по содержанию произведения; коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания; экспертиза деятельности на уроке; выставление оценок; рефлексия.

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап «Организационно-мотивационный» - Вводно– подготовительная часть урока.

Приветствует обучающихся, настраивает на доброжелательную позитивную работу на уроке, организует работу учащихся с использованием фотоколлажа, краеведческого материала, кластера, постановки проблемного вопроса, которые помогают определить место и причины затруднения, сформулировать цели и задачи на урок.

Ученики рассматривают фотоколлаж, вспоминают имеющиеся знания по теме, отвечают на вопросы учителя, работают в парах по составлению кластера, принимают участие в беседе, пытаются найти ответ на проблемный вопрос, который выводит их на  формулировку  задач урока.

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи, ориентироваться в системе имеющихся знаний.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушать собеседника, строить высказывания, участвуют в диалоге.

 Принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности.

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания.

2-й этап «Осмысление» Основная часть урока.

1.Организует выразительное чтение 1 части рассказа ученицей, предлагает самостоятельную работу обучающихся с текстом в группах, определив каждой группе отдельные задания,  индивидуальную работу со словарями,  отчёт о проделанной самостоятельной работе и работе  каждой группы, экспертизу деятельности, подводит обучающихся к выводу.

2.Учитель сохраняет интерес учеников к теме с помощью приёма – чтение текста с остановками,  выразительно  читает 2 часть рассказа, организует фронтальную беседу, подводит к  ответу на главный вопрос  урока, формулированию темы урока.

3.Предлагает самостоятельную работу в группах по составлению  синквейна по теме урока, подводит к обобщению и главному выводу по уроку.

 

Слушают чтение 1 части рассказа ученицей. Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно работают индивидуально и в группах, выполняют задание, извлекают и перерабатывают необходимую  информацию,  строят речевое высказывание, отчитываются о проделанной работе, делают выводы.

 

Участвуют в беседе по теме урока, делают выводы, формулируют тему урока. Возвращаются к ранее составленному кластеру.

Самостоятельно работают в группах по составлению синквейна, отвечают на вопросы учителя, делают обобщения и главный вывод по уроку.

Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.

Оценивают правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.

Формирование умений мыслить и

Умение осуществлять обобщение путём использования  знаково-символических средств (синквейн)

Используют речевые средства для выполнения задания.

Сотрудничество в осмыслении информации, умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной   деятельности.

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной   деятельности.

Самоконтроль и взаимоконтроль, экспертиза  правильности ответов на вопросы.

Самоконтроль правильности выполнения упражнений.

Самоконтроль правильности выполнения упражнений.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, экспертизу деятельности, выявлять отклонения от эталона.

Осуществлять самоконтроль и самооценку.

Осуществлять самоконтроль и самооценку.

3 Этап « Подведение итогов урока»  -  Заключительная часть урока.

Объясняет сущность домашнего задания.

Предлагает определить уровень своих достижений на уроке.

Самостоятельно  определяют уровень своих достижений.

Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения.  

 Уметь применять основы коммуникативной рефлексии.

 Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной   деятельности.

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы, оценивают уровень собственного эмоционального состояния на уроке.

Принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения учет сделанных ошибок.

4-й этап «Рефлексия»

Задает вопросы: Ребята, как вы считаете, вы выполнили все поставленные задачи урока?  Чему новому вы сегодня научились? Что было самым трудным? Что было не понятно?

Отвечают на поставленные вопросы, проводят оценку и самооценку своей деятельности.

Осуществление комплексного анализа своей деятельности.

 Отвечают на вопросы, обсуждают предложенные вопросы.

Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной   деятельности.  

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой.

Адекватно осуществлять самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...

Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева « Баваклава»

Друзья мои, на уроке мы будем говорить с вами об актуальных для нынешнего времени и одновременно вечных проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему,...

Тема. Добру человек у человека учится. Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести И. Евсеенко «Вторая учительница». (после изучения рассказов В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер»)

Разработка урока литературы в 9 классе  Учитель.  Давайте, ребята, подумаем, о чём эта повесть: об учителе, о школе, о религии, о человеческих отношениях? Ученик. По-моему. Эта пов...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева".

Презентация к уроку внеклассного чтения в 5 классе "Рассказы Юрия Яковлева"....

Конспект урока внеклассного чтения " Рыцарь Вася " 6 класс

Урок внеклассного чтения по литературе 6 класс....

Урок внеклассного чтения в 6 классе. Ю.Я. Яковлев "Рыцарь Вася"

Открытый урок в рамках Окружного конкурса "Педагог года 2019" в Можайском ГО....

Конспект урока "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»

Методическая разработка урока внеклассного чтения на тему "Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева "Рыцарь Вася"...