Фотография, на которой меня нет - тест
тест по литературе (8 класс)

Бадмаева Татьяна Васильевна

Обучающий тест по рассказу В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch.test_.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

                             Обучающий тест по рассказу

 В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

         Учитель: Бадмаева Т.В. МАОУ СОШ №8 г. Улан-Удэ

Цели: провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу;  создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения, структурирования; способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности

В 1957 году, опираясь на воспоминания прошлого, В.П. Астафьев начинает писать цикл автобиографических рассказов от 1-го лица о собственном детстве, о тех впечатлениях, которые им были вынесены из той поры. Впоследствии эти рассказы составили книгу “Последний поклон”. Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев писал: «В основном добил «страницы детства», которые начал еще в 1956 году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя». Рассказ “Фотография, на которой меня нет” входит в книгу «Последний поклон».

Прочитайте отрывок из рассказа и выполните задание

Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие.

Из города на подводе приехал фотограф!

И не просто так приехал, по делу — приехал фотографировать.

И фотографировать не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным, а нас, учащихся овсянской школы.

Фотограф прибыл за полдень, и по этому случаю занятия в школе были прерваны.

Учитель и учительница — муж с женою — стали думать, где поместить фотографа на ночевку.

Сами они жили в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев, и был у них маленький парнишка-ревун. Бабушка моя, тайком от родителей, по слезной просьбе тетки Авдотьи, домовничавшей у наших учителей, три раза заговаривала пупок дитенку, но он все равно орал ночи напролет и, как утверждали сведущие люди, наревел пуп в луковицу величиной.

Во второй половине дома размещалась контора сплавного участка, где висел пузатый телефон, и днем в него было не докричаться, а ночью он звонил так, что труба на крыше рассыпалась, и по телефону этому можно было разговаривать. Сплавное начальство и всякий народ, спьяну или просто так забредающий в контору, кричал и выражался в трубку телефона.

Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя. Решили поместить его в заезжий дом, но вмешалась тетка Авдотья. Она отозвала учителя в куть и с напором, правда, конфузливым, взялась его убеждать:

— Им тама нельзя. Ямщиков набьется полна изба. Пить начнут, луку, капусты да картошек напрутся и ночью себя некультурно вести станут. — Тетка Авдотья посчитала все эти доводы неубедительными и прибавила: — Вшей напустют…

— Что же делать?

— Я чичас! Я мигом! — Тетка Авдотья накинула полушалок и выкатилась на улицу.

Фотограф был пристроен на ночь у десятника сплавконторы. Жил в нашем селе грамотный, деловой, всеми уважаемый человек Илья Иванович Чехов. Происходил он из ссыльных. Ссыльными были не то его дед, не то отец. Сам он давно женился на нашей деревенской молодице, был всем кумом, другом и советчиком по части подрядов на сплаве, лесозаготовках и выжиге извести. Фотографу, конечно же, в доме Чехова — самое подходящее место. Там его и разговором умным займут, и водочкой городской, если потребуется, угостят, и книжку почитать из шкафа достанут.

Вздохнул облегченно учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло — все переживали.

Задание 1

1)Почему приезд фотографа в деревенскую школу назван «неслыханно важным» событием, а сам фотограф — персоной?

2)Как вы объясняете троекратное повторение: «Вздохнул облегченно учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло»?

Задание 2

1)Эпизод «Окно»

«По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка...» — пишет автор. Перечитайте описания разных деревенских окон, определите по ним характер хозяек.

Окно бабушки     ____________________________________________________

___________________________________________________________________

Окно Левонтия   _____________________________________________________

_____________________________________________________________________

Окно Авдотьи   ______________________________________________________

_____________________________________________________________________

Мое окно ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2) Какой предмет в рассказе является своеобразным «двойником» мальчика? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Дайте характеристику героя (на выбор), оказавшего влияние на личность Витьки.

эпизод

характеристика

Задание 4

Боязливо и нехотя я спустился с печи, присел на припечек. Учитель сидел возле окошка на стуле, принесенном бабушкой из горницы, и приветливо смотрел на меня. Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «политику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком.

— Я принес тебе фотографию, — сказал учитель и поискал глазами портфель.

Бабушка всплеснула руками, метнулась в куть — портфель остался там. И вот она, фотография — на столе.

Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит. Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, но узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, ее брат Саня… В гуще ребят, в самой середке — учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке. Чему-то улыбаются едва заметно учитель и учительница. Ребята чего-нибудь сморозили смешное. Им что? У них ноги не болят.

Санька из-за меня на фотографию не попал. И чего приперся? То измывается надо мной, вред мне наносит, а тут восчувствовал. Вот и не видно его на фотографии. И меня не видно. Еще и еще перебегаю с лица на лицо. Нет, не видно. Да и откуда я там возьмусь, коли на печке лежал и загибала меня «худа немочь».

— Ничего, ничего! — успокоил меня учитель. — Фотограф, может быть, еще приедет.

— А я что ему толкую? Я то же и толкую…

Я отвернулся, моргая на русскую печку, высунувшую толстый беленый зад в середнюю, губы мои дрожат. Что мне толковать? Зачем толковать? На этой фотографии меня нет. И не будет!

  1. Назовите причину, по которой героя не оказалось на фотографии

         А) опоздал

         Б) не хотел фотографироваться

         В) болел

  1. Подчеркните изображение внешности учителя. Как называется такое изображение в литературном произведении?
  2. Как называется изобразительно- выразительное средство: «Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!»

А) метафора

Б) фразеологизм

В) сравнение

  1. Выпишите из текста пример олицетворения
  2. Каким предстает герой- мальчик в этом фрагменте
  3. Фотография в рассказе В.П. Астафьева становится образом-символом. Что символизирует этот образ?

А)        Фотография – символ тяжелой жизни людей в маленьком сибирском селе в послевоенные годы.

Б)        Фотография – символ дружбы детей, их сплоченности.

В)        Фотография – символ искренней любви к своему народу, родному селу, символ исторической памяти.

Г)        Фотография символизирует безответственность главного героя рассказа, легкомысленность его поведения.

Задание 5

Что общего между рассказами В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» и В.Г. Распутина «Уроки французского» 

Задание 6 

  В одном из своих писем Виктор Петрович Астафьев сам дал оценку своей книги:  «Шлю Вам свою книжку, ту самую, ради которой, наверное, и родила меня мать». Что дорого писателю в воспоминаниях о его детстве?

Задание 7

Рассказ кончается утверждением, что «деревенские фотографии — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». Напишите небольшое сочинение о том, что рассказ Астафьева тоже своеобычная история нашего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Тест по произведениям В.П. Астафьева "Последний поклон", Фотография, на которой меня нет"

Тест предназанчен для котроля освоенных знаний учащихся 8 классе по программе Меркина.В тесте 20 вопросов, в каждом по 3 варианта ответов. в вопросах № 15, 20 - ответами являются два варианта, в остал...

Тест по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Тест по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»...