Главные вкладки

    Тема урока: «Маруся и Соня : два детства.»(Урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»).
    план-конспект урока по литературе (5 класс)

    На этом уроке сравнительно изучаются два литературных героя: Соня и Маруся.Ребята должны понять, в какой трудной ситуации могут оказаться бедные люди.Им тяжело выбраться из подземелья.Нищета,голод и холод могут привести к смерти.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока.

    Предмет: литература
     

    Класс: 5

    Тема урока: «Маруся и Соня : два детства.»(Урок по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»).

    Автор УМК В.Я К.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература. 5 класс. 2 часть. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение», 2015. 


    Место урока в разделе школьной программы.

    Данный урок является четвертым в системе уроков по изучению творчества В.Г.Короленко:

    .
    Тип урока: объяснение нового материала.

    Цели урока :

    Образовательная цель: усвоить содержание повести, закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное логическое рассуждение по анализу эпизодов литературного текста ,работать над развитием речи.

    Развивающая цель: формировать умения работы с текстом, учить сравнивать героев произведений, , делать обобщение, развивать самостоятельность, речь, мышление, вызывать эмоциональные переживания.

    Воспитательная цель: учить устанавливать причинно-следственные связи жизненных явлений, расширить познания учащихся о различных сторонах жизни, работать над формированием духовно-нравственных качеств: милосердия, сострадания, сочувствия, сопереживания, доброты, ответственности за свои поступки, действия, воспитывать чувство справедливости.

    Планируемые  результаты изучения темы:

    Предметные  умения: знать основные  нормы русского литературного языка,осуществлять  выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

    Метапредметные УУД(универсальные учебные действия):

    Личностные: осознает свои трудности и стремится  к их преодолению, имеет способность к самооценке  своих действий, поступков.

    Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

    Познавательные:выполняет учебно-познавательные действия, осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения,выводы.

    Коммуникативные: строит небольшие монологичские высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конретных учебно-познавательных задач

    Оборудование к уроку: презентация по повести В.Короленко»В дурном обществе»,рисунки учащихся.


    -  Содержание этапов урока.

    1. Оргмомент.

    - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть вас всех.

    2. Актуализация знаний, умений, навыков.

    - Ребята,мы с  вами  прочитали повесть В.Короленко»В дурном обществе»Прежде чем приступить к анализу произведения вспомним текст,.и литературоведческие термины,которые могут нам понадобиться для анализа .

    Ответы на вопросы.

    1.Чувство,которое испытывает Вася,глядя на Марусю(грусть)2.Должность отца Васи.(судья)3.Что скрасило последние дни умирающей Маруси(кукла) 4.Место ,где состоялось знакомство Васи сВалеком(Часовня)5.Чувство,которое испытывает Вася в родном доме(Одиночество)6.Место ,где жилиВалек и Маруся(Подземелье7.Дерево,которое росло перед входом в подземелье.Черемуха)

    - А теперь давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.(Мы говорили о повести «В дурном обществе», о Княж- городе, в котором происходит действие повести, о подземелье, в котором живут люди, узнали, от чьего имени ведётся рассказ).Ребята,что узнали мы о Васе,о Валеке?(выслушивание ответов учащихся)

    3.Постановка цели к уроку.

    Ребята,о  ком мы будем сегодня говорить?

    .Ребята, какую цель к уроку мы поставим?   Ответы учащихся.. Правильно ,ребята,Мы будем сегодня говорить о Марусе и Соне.Так как Маруся и Соня  -дети,я хотела бы назвать тему «Маруся и Соня :два детства».Мы будем сравнивать этих девочек,будем говорить об
     их очень отличающихся детстве.    Ребята ,запишите ,пожалуйста,тему урока .

    4.Введение новых знаний

    Ребята,2 ученицы  нарисовали нам портеты Сони и Маруси. Сегодня мы также познакомимся с понятием портрет .Портрет-французское слово,означает изображение. Изображение внешности героя в произведении. Запишите ,пожалуйста, в тетрадях это понятие.

    На доске изображения двух девочек. Ребята находят в тексте портреты Маруси и Сони и говорят об отличительных чертах.

    Маруся –бледное ,крошечное создание, Она  ходила плохо. Руки её были тонки и прозрачны, тонкая шея, грустные глаза.О на никогда не бегала, смеялась очень редко. Платье было грязно и старо.,в косе не было лент. ,но ее волосы были роскошнее ,чем у Сони.

    Соня  была кругла, как пышка ,и упруга ,как мячик. Она так резво бегала, звонко смеялась. На ней всегда были красивые платья, и в темные косы горничная вплетала алую ленту(.Слайд)

    5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.

    Ребята,вы заметили,что девочки воспитываются в разных по материальному состоянию семьях.У отца Маруси нет работы,значит,нет денег ,чтобы купить продовольствие. Он ворует ,чтобы прокормить своих детей. А отец Сони-судья.,состоятельный человек.У нее есть все возможности к росту-

    Молодцы, все справились с заданием.

    Физкультминутка.

    6. Закрепление нового материала.

    А теперь я предлагаю вопросы .Давайте подумаем и аргументированно на них ответим:
    1.Вспомните, в каких условиях живут семьи Маруси и Сони.
    -
    Соня живет в богатой семье. А Маруся в подземелье. Там темно и сыро. Валек и Маруся часто  голодают. 

    2.Как можно понимать слова Тыбурция»Серый камень высосал из нее жизнь»?  Как Вася представляет серого камня?Нищета, голод,  холод высосали из Маруси силу.Но Вася представляет так:»что-то бесформенное, неумолимое и жесткое,склонялось над маленькой головкой, высасывая  из нее румянец, блеск глаз и живость движений.»

    3.Как изменилось состояние Маруси к осени?

    Она ни на что не жаловалась, только все худела, Лицо её все бледнело, глаза потемнели и стали большими, веки приподнимались с трудом.

    4.Как Вася решил развлекать Марусю?

    Он принес куклу своей сестренки..Вася попросил у Сони куклу ,она ,хотя сначала не хотела отдавать ,согласилась играть в течение двух-трех дней другими игрушками.

    5.Как изменилось состояние Маруси, когда взяла куклу?

    Маленькая кукла сделала почти чудо. Она стала ходить, водя за собой свою белокурую девочку, и по временам даже бегала.

    6.Как потом изменилось состояние Маруси?

    Маруся снова слегла ,и стало ей ещё хуже. Она никого не узнавала.

    7.Хотела ли Маруся отдавать куклу?

    Не  хотела, она прижала куклу к себе и успокоилась.

    8.Как сложилась судьба Маруси?

    Она умерла.

    9.Как вы считаете ,кто виноват в разных условиях жизни детей?

    Жестокость людей и несправедливость законов..

    7.Определение домашнего задания инструктаж по его выполнению.

    А теперь домашнее задание. Оно записано у вас на карточках. Прочитайте его и ознакомьтесь с ним. Если по его выполнению у вас возникли вопросы, поднимите руку.
    -Вопросов ни у кого нет, всё всем понятно.

     9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    - Что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось ? Вам было жалко Марусю? Помогли бы вы этим детям?

    Использованная литература.

    1. В.Я.Коровина . Учебник «Литература в 2 частях. 5 класс». - М., Просвещение, 2015год.




    Приложение№1

    Маруся и Соня: два детства.

    1.Найдите портретные характеристики Маруси и Сони.

    2.Сравните героев по следующему плану:

    а) внешность;

    б) одежда;

    в) черты характера;

    Приложение «2.Домашнее задание.

    1вариант.Прочитать 5,6 главы.Ответить на вопрос :Какие изменения произошли  в жизни Васи с момента знакомства с Валеком и Марусей. ?

    2. вариант.Подготовить рассказ «Маруся,Последние дни»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"

    Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

    Презентация к уроку литературы по теме "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе""

    Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"....

    Конспект урока литературы "Дурное общество и дурные дела" ( по повести В. Г. Короленко "В дурном обществе")

    Учебный предмет: литература.Класс: 5 класс.Автор УМК  В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин  Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012.Тема урока:  «...

    Урок в 5 кл. Роль дружбы в жизни Васи и других героев повести (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

    На уроке  мы рассуждаем о роли дружбы в жизни Васи, Валека, Маруси. Мы обобщаем, систематизируем знания о главном герое повести В.Г. Короленко, обучаем частичному анализу художественного про...

    Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

    Технологическая карта урока литературы по теме: "Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони»  (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»...

    Открытый урок по теме «Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

    Деятельностная цель:  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия (участие в сценке эпизода, обобщение, умозаключение) Содержательная цель:  расширение понятийной...