Главные вкладки

    Урок литературы в 10 классе "Как раскрывается образ Базарова в любви" /по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"/
    план-конспект урока по литературе (10 класс)

    Урок-исследование по произведению И.С. Тургенева "Отцы и дети" поможет десятиклассникам выяснить, какие отношения сложились у Евгения Базарова с Анной  Одинцовой и как выдержал Базаров "испытание любовью"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literatury_v_10_klasse_kopiya.docx25.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 10 классе

    Как раскрывается образ Базарова в любви

    (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 

    Тип урока: урок – исследование

    Цели урока:

    Образовательные: 

    • раскрыть в столкновении Базарова с Одинцовой чужеродность их характеров, глубокие внутренние разногласия, которые привели к трагической развязке,
    • обратить внимание на художественные особенности произведения в раскрытии этой темы.

    Развивающие:

    • развивать у учащихся критическое мышление;
    • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;

    Воспитательные:

    • повышать интерес к изучению творчества И.С. Тургенева и его произведений.

    Задачи урока:

    Выяснить, какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой и почему?

    Как выдержал Базаров "испытание любовью"?

    Оборудование урока:

    - текст романа И.С. Тургенева "Отцы и дети";

    - фрагменты фильма "Отцы и дети" (режиссёр Вячеслав Никифоров)

    - иллюстрации художника Л. Боровского (портрет Анны Сергеевны Одинцовой и портрет Базарова);

    - портрет писателя И.С. Тургенева.

    - мультимедиа проектор;

    - компьютер

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    Учитель: В любом тургеневском романе главный герой обязательно проведён через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя, причём через это интимное чувство Тургенев раскрывает и гражданские качества человека, проверяет его общественную состоятельность. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет особенность тургеневского романа.

    По сравнению с предыдущими романами ("Рудин", "Накануне") в "Отцах и детях" любовная фабула проходит не через весь роман. И это естественно, если учесть, что для главного героя основной была всё - таки сфера политической деятельности.

    2. Беседа по вопросам.

    Учитель: Каково же отношение Базарова к любви? К женщине вообще? (зачитывается 7 глава)

    (Суждения Базарова: любви вообще не существует, от понравившейся женщины надо лишь "добиться толку", "свободно мыслят между женщинами только уроды", Базаров отрицает наличие таинственности, "загадочности" любви. Он считает это "романтизмом, чепухой, гнилью, художеством". Базаров всё сводит к физиологии: "Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?")

    Учитель: Но это всё пока теоретические рассуждения. Они могли остаться в силе для характеристики героя, если бы автор не показал героя в любви, ведь Базаров мог и не полюбить никого. Впрочем, может быть, герой, полюбив, ведёт себя согласно его девизу: "Нравится тебе женщина - старайся добиться толку; а нельзя - ну и не надо. Отвернись - земля не клином сошлась". Может быть, Базаров только и способен на то, чтобы добиваться отнюдь не таинственного взгляда от женщины и быть равнодушным к отказу? Всё это может быть проверено только жизнью.

    Учитель: Как же поведёт себя Базаров в любви?

    3. Пересказ - анализ сюжетной линии "Базаров - Одинцова".

    Задание для учащихся: составить план - конспект рассказа.

    Содержание пересказа-анализа

    Приглашение на бал к губернатору, аркадий и Базаров поместились в уголке. Аркадий танцевал плохо, а базаров и вовсе не танцевал. "Одинцова приехала", - со смущением проговорил Ситников. "В дверях зала остановилась женщина высокого роста в чёрном платье. Она поразила Аркадия достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос лёгкие ветки фуксий4 спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво глядели светлые глаза из-под немного  нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкой. Какой - то ласковой и мягкой силой веяло от её лица"

    Внешний облик героини - важная составляющая её образа. В нём намечаются основные черты её характера: спокойствие, благородство, изящёство, сила в соединении с мягкостью.

    Одинцова заинтересовала собой Базарова. «Это что за фигура? На остальных баб не похожа».

    Учитель: Что хочет сказать Базаров? (Что Одинцова красива, что в ней есть что-то, отличающее её от остальных женщин дворянского круга. Это всё возбуждает у Базарова интерес к ней.)

    Учитель: Есть ли в содержании этих мыслей что-нибудь грубое, циничное? Вряд ли. Это справедливая и даже тонкая оценка Одинцовой. Но Аркадия покоробило от цинизма Базарова, от цинизма выражения его мыслей.

    Не только Базаров обратил внимание на Одинцову, но и она заметила его. Прощаясь с Аркадием, она пригласила к себе и Аркадия, и Базарова. «Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить». Одинцова оказывается внимательной и наблюдательной женщиной, способной с первого взгляда почувствовать необычность Базарова.

    - Мы знаем, что из себя представляет Базаров. А что мы можем сказать об Одинцовой?

    Её биографию уже успели узнать оба приятеля, отправляясь к ней в гости. В прошлом Анны Сергеевны  - «ключ» к пониманию её характера.

    - Расскажите биографию Анны Сергеевны.

    (Примерные тезисы сообщения.

    Анна Сергеевна Одинцова, по мнению губернских остряков, прошла через огонь, воду и медные трубы. Сама она полагает, что прожила долгую (ей всего лишь 29 лет) и несчастную жизнь, в которой было «воспоминаний много, а вспоминать нечего». Дочь дворянина, известного красавца – игрока, и обедневшей княжны, она получила в Петербурге блестящее светское воспитание. От отца она унаследовала любовь к роскоши.

    Ей трудно пришлось, когда отец проигрался и вынужден был переселиться в деревню, где скоро умер, оставив детям крошечное состояние. Мать умерла раньше. В 20 лет Анна Сергеевна должна была вести самостоятельную жизнь и отвечать за жизнь младшей сестры. Посоветоваться было не с кем: по отцовской традиции она презирала соседей, они платили ей тем же.

    Не подготовленная «блестящим» воспитанием к перенесению забот по хозяйству и дому, она научилась многому в этот период жизни и сумела стать главой своего небольшого дома. Она же занималась и воспитанием своей сестры. «В переделе была…нашего хлеба покушала», - говорит об этом Базаров.

    Замуж Анна Сергеевна вышла не по любви, а по расчёту, чтобы не «увянуть в глуши», за пожилого и богатого человека, которого считала добрым, но едва выносила. На толки и пересуды по поводу её брака Одинцова не обращала ни малейшего внимания – «характер у неё был свободный и довольно решительный». Скорая смерть мужа сделала её богатой помещицей в губернии. За ум, независимость и гордость её уважали и боялись, но не любили. Она вела уединённую жизнь в своём имении Никольском, где был великолепный, отлично убранный дом, прекрасный сад с оранжереями, богатое хозяйство.

    Обеспеченность как основа её независимости, возможность роскоши в жизни, спокойствие, ум, самостоятельность, холодность и незнание любви, отсутствие интересных людей вокруг неё, отсутствие друзей – вот особенности жизни Анны Сергеевны к моменту встречи её с Базаровым.

    При первых встречах, на балу и в гостинице, её двигало любопытство узнать, что это за человек. Она наблюдает за тем, как тот поведёт себя, что будет говорить.)

    Учитель: Что же Базаров?

    Аркадий с тайным удивлением заметил, что Базаров сконфузился. Базаров сам почувствовал это, и ему стало досадно. «Вот тебе раз! Бабы испугался!» - подумал он и заговорил преувеличенно развязно…

    Базаров говорил много. Он увидел в Одинцовой умную собеседницу. Оказалось, Одинцова не теряла времени в уединении, читала хорошие книги и могла говорить о медицине, гомеопатии, ботанике. Одинцова учла неразвитость художественного вкуса у Базарова, но главное – увидела в нём ум, самобытность, силу и отсутствие в нём пошлости, несмотря на развязность его поведения в первое время. Часа три с лишним длилась беседа, неторопливая, живая. Любопытство Одинцовой перешло в заинтересованность.

    Прощаясь, Анна Сергеевна пригласила друзей к себе в гости. В Никольское. Поступок был необычным. Анна Сергеевна совершила его, подумав немного и с нерешительной улыбкой. Аркадий и Базаров тоже почувствовали смелость этого приглашения – «герцогиней, владетельной особой» «таких сильных аристократов, как мы с тобой». В ответ на приглашение Базаров только поклонился, а аркадий заметил, что Базаров покраснел. Интерес Базарова и Одинцовой друг к другу после свидания в гостинице углубился.

    В Никольском приятелей встретили два рослых лакея в ливрее, один побежал за дворецким и тут же провёл их в особую комнату, приготовленную для гостей. Потом они спустились в гостиную, куда Анна Сергеевна пригласила их «пожаловать через полчаса». Дожидаясь хозяйки, Базаров и Аркадий огляделись.

    По чуждым для Базарова обычаям дворянско – аристократического мира живёт Анна Сергеевна. И это вызывает у него желание – «аль удрать?» Но спустилась хозяйка дома, начались общие разговоры, а затем чай, и жизнь покатилась. «как по рельсам». В доме Анны Сергеевны был строгий порядок…

    Со всем тем в молодых людях произошла перемена. Они разделились. Анна Сергеевна, очевидно, благоволила к Базарову. Аркадий не мог её заинтересовать, поэтому был чаще с Катей – сестрой Анны Сергеевны, и ему было хорошо с ней, а Одинцовой – с Базаровым.

    Обыкновенно случалось так: побыв немного вместе, они расходились; Катя любила природу – и Аркадий её любил; «Одинцова была к ней довольно равнодушна, так же как и Базаров». Приглашая Базарова гулять поутру, она хотела узнать от него латинские названия растений и их свойства, так как «во всём нужен порядок». И они отправлялись ботанизировать, спорили.

    В Базарове «стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало». Он перестал говорить с Аркадием об Одинцовой, перестал даже бранить её «аристократические замашки», и «вообще с Аркадием беседовал гораздо меньше прежнего… он как будто избегал, как будто стыдился его…». Он вдруг спросил у Одинцовой, зачем она, с её умом и красотой, живёт в деревне, тогда как раньше не допускал такого сочетания в женщинах. Он стал странно вести себя: то «отправлялся в лес и ходил по нём большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и её и себя…».

    «Настоящей причиной… было чувство, внушённое Базарову Одинцовой, - чувство, которое его мучило и бесило…» Вот в чём ключ к тревоге, к внутреннему разладу Базарова. Он, в теории отрицавший возвышенную, романтическую любовь, полюбил сам, и не только грубого «толку» хотел он добиться: «Вдруг ему представится, что эти целомудренные руки когда – нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи. Что эти умны глаза с нежностью… остановятся на его глазах, и голова его закружится…». Базаров, утверждавший, что анатомия глаза не оставляет места для загадочных или нежных взглядов, мечтал именно о нежных взглядах. Непредвиденная Базаровым, отрицаемая им большая, глубокая любовь, любовь в смысле «романтическом», заняла его сердце.

    Базаров любит в Одинцовой не только красивую женщину, но и человека умного и сильного. Романтика, любовь «в смысле идеальном» существует, и Базаров вынужден убедиться в этом на своём собственном опыте. Эта романтика сильна, её нельзя выкинуть из сердца. Но, с другой стороны, это не только урок Базарову. Это проверка его характера, и на деле базаров оказывается выше и человечнее своих теорий. Это поражение Базарова, но такое, в результате которого он стал лучше, человечнее, сердечнее.

    Любовь Базарова действительно была гордой. «Ему казалось иногда, что в Одинцовой происходит перемена, что в выражении её лица появлялось что-то особенное, что, может быть…». Но даже желание поверить, что и она его полюбит (в этом смысле «может быть»), даже благосклонность к нему Одинцовой не закрывали ему глаза на истинное положение вещей. У него было ясное представление, что Одинцова вряд ли его полюбит, и однажды «он объявил о своём отъезде не с мыслью испытать её, посмотреть, что из этого выйдет: он никогда не сочинял». Открываться в своей любви, умолять любимую женщину он не хотел, он и не открылся бы, если бы не поведение Одинцовой.

    - А как же она себя вела?

    Базаров не совсем ошибался, замечая в Одинцовой что-то особенное. «Он поразил воображение Одинцовой, он занимал её, она много о нём думала. В его отсутствие она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас её оживляло… Она как будто хотела и его испытать и себя изведать». Когда он внезапно объявил о своём отъезде. «она побледнела, словно её что в сердце кольнуло». «Как все женщины…»

    Интерес к чему – то новому и боязнь этого нового лежали в основе её отношения к Базарову. Базаров её нравился «отсутствием кокетства и самою резкостью суждений», силой. В них было даже некоторое сходство в уме, в стремлении к самостоятельности, в равнодушии к природе. Но странным казался ей этот лекарь в аристократическом великолепии её жизни.  Базаров «сердил или оскорблял её вкус, её изящные привычки» Она чувствовала пропасть между собою и демократическим лекарем, однако сила его натуры увлекла её. Любопытство её переходит в заинтересованность, заинтересованность в увлечение, которое может вырасти в любовь, но…

    Одинцовой надо знать, что представляет собой базаров как человек. Она думает о нём, она решает, может быть, «или…» (то есть даёт  волю своему увлечению, чтобы оно выросло в чувство или нет).

    Последние, пред отъездом Базарова, разговоры были нелегки для них, и особенно для Базарова, так как Анна Сергеевна спрашивает его о нём самом. О его чувствах и настроениях. Она предлагает ему остаться.

    -Просмотрим фрагмент фильма -  разговор Базарова с Одинцовой. Что же произошло во время этой встречи?

    Одинцовой не хочется отпускать от себя Базарова, ей хочется проникнуть в его мысли, понять их. Он ведь действительно мало говорил о себе, а её это интересует. На слова Базарова, что он будущий уездный лекарь, она делает нетерпеливое движение: Базаров в такой роли для неё неприемлем. Она обиженно говорит о недоверии к ней – она «сумела бы понять» Базарова. Базаров отвечает: «Я вообще не привык высказываться, и между вами и мною такое расстояние…» Но Одинцова возражает: «Какое расстояние? Вы опять мне скажете, что я аристократка…» Она пытается уверить Базарова в том, что они могут стать хорошими друзьями, если исчезнет его сдержанность. Ей хочется знать, что в нём «теперь происходит». Она несколько раз возвращается к этому. Она просит объяснить ей причину напряжённости Базарова. И то не выдерживает. Базаров высказывает глубокую свою тайну.

    -Как реагирует на это Одинцова?

    «Одинцова протянула вперёд обе руки, а Базаров упёрся лбом в стекло окна. Он задыхался…». Пред отъездом Базарова они виделись ещё раз, но всё было уже ясно. «Ведь вы, извините мою дерзость, не любите меня и не полюбите никогда?» - говорит Базаров. «Анна Сергеевна не отвечала ему. «Я боюсь этого человека», 0 мелькнуло к ней в голове».

    - Ребята, почему же не состоялось счастье Базарова, почему Анна Сергеевна Одинцова так и не ответила на его любовь?

    Когда Базаров ушёл, она ходила и думала о нём и о себе. Раз она даже всплакнула. В себе она чувствовала что-то такое, что говорило о возможности другого исхода. «Или? – произнесла она наконец. – Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё – таки лучше всего на свете»

    Учитель: Почему же Одинцова решила «не шутить» этим «или»?

    Основа её жизни и характера – спокойствие. Вторжение Базарова в её мир означало бы конец этого спокойствия, и душевного, и общественного, и поэтому силой разума, холодности она решила «наконец». Базаров – нигилист был человеком чуждого ей мира. О «перевоспитании» его нечего было и мечтать. Характер Базарова был слишком резок, даже груб для Одинцовой. Она испугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы Одинцова и полюбила Базарова, она всё – таки не пошла бы за ним в его «горькую, терпкую, бобыльную жизнь».

    4. Проверка составленных в течение урока планов – конспектов (у 2-3 учащихся)

    5. Подведение итогов урока

    - Какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой?

    - Как выдержал Базаров «испытание любовью»?

    - Могла ли Одинцова измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную жизнь»?

    - В конце 8 главы И.С. Тургенев пишет, что Одинцова, дойдя до известной черты, «заставила себя заглянуть за неё – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту... или безобразие». Какую «пустоту… или безобразие» имеет в виду автор?

    6. Домашнее задание

    Выписать из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и к её месту в жизни человека.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

    1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

    Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

    Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

    Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

    Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

    Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

    Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

    Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

    Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...