практикум по литературе для учащихся 10-11класса
учебно-методическое пособие по литературе (10, 11 класс)

Учебное пособие предназначено для подготовки и  проведения практикумов   по дисциплине «Литература»в 10-11 класах и разработано  в соответствии с рабочей  программой по литературе.

Цель учебного пособия – системное целенаправленное повторение и  закрепление  знаний по литературе; закрепление знаний и умений  анализировать образы литературных героев; составление сравнительных и сопоставительных характеристик героев произведений,  планов анализа произведений, анализ стихотворений,  проведение семинаров, дискуссий, «круглых столов. Самостоятельная работа позволяет учащимся проявить свою индивидуальность в рамках выступления на уроках, выразить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме, а также развивает  умение создавать  связный  текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка и совершенствование навыков связной речи при активном участии на учебных занятиях и в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, где требуется показать глубокое знание и понимание проблем, проанализировать различные концепции и точки зрения, высказать свою позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Литература

Практикум по литературе

                                     Учебное пособие

г.о. Тольятти, 2017г.

Пояснительная записка

Учебное пособие предназначено для подготовки и  проведения практикумов   по дисциплине «Литература»в 10-11 класах и разработано  в соответствии с рабочей  программой по литературе.

Цель учебного пособия – системное целенаправленное повторение и  закрепление  знаний по литературе; закрепление знаний и умений  анализировать образы литературных героев; составление сравнительных и сопоставительных характеристик героев произведений,  планов анализа произведений, анализ стихотворений,  проведение семинаров, дискуссий, «круглых столов. Самостоятельная работа позволяет учащимся проявить свою индивидуальность в рамках выступления на уроках, выразить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме, а также развивает  умение создавать  связный  текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка и совершенствование навыков связной речи при активном участии на учебных занятиях и в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, где требуется показать глубокое знание и понимание проблем, проанализировать различные концепции и точки зрения, высказать свою позицию.

№1. Дискуссия на тему «Бессмертие» (по творчеству А.С.Пушкина)

Вопросы и задания.

В 1835 году было написано стихотворение «Вновь я посетил…». Анализ стихотворения.

Накануне смерти, униженный обществом, преследуемый правительством и тяжелыми обстоятельствами семейной жизни, Пушкин пишет свой гордый «Памятник»

Почему Пушкин называет свой памятник нерукотворным и противопоставляет его Александрийскому столпу?

(Поясните, что такое Александрийский столп)

Почему Пушкин надеется, что душа «тленья убежит?

В чем, по мысли поэта , достоинство и сила искусства?

 Почему поэт уверен, что к его памятнику « не зарастет народная тропа»?

Почему поэт отвергает суд современников и надеется  на признание потомков?

Почему стихотворение о бессмертии превращается в спор?

С кем ведет его поэт?

Прочтите стихотворения  о Пушкине поэтов ХХ в.: А.Блок. «Пушкинскому дому «; А.Ахматова. «Смуглый отрок …»; М.Цветаева. «Нет, бил барабан …»; С.Есенин. «Пушкину»; В.Маяковский.  «Юбилейное»; Э.Багрицкий. «О Пушкине» Б.Окуджава. «Меж домом графа Аракчеева  и домом Дельвига – барона …». Чем дорог Пушкин каждому из поэтов?

Найдите стихотворения о  Пушкине современных поэтов и выучите одно из них наизусть.

В каких литературных произведениях образ Пушкина наиболее близок нашему представлению о нем?   Ю.Тынянов . «Кюхля» , «Пушкин» ; М.Булгаков. «Последние дни» ; А.Глоба. «Пушкин» ; Д.Благой. «Душа в заветной лире» ; Л.Гроссман . «Пушкин», А.Гессен . «Все волновало нежный ум …» ; Ю.Лотман. «Александр Сергеевич Пушкин»; Ю.Давыдов. «В морях и странствиях»; Н.Эйдельман. «Прекрасен наш союз …»; М.Басина. «Город поэта» , «Михайловские рощи» , «На берегах Невы».

Литература.

В.Г.Маранцман. Литература. М.  «Просвещение» 1998г.

А.С.Пушкин. Сочинения в трех томах. М. «Художественная литература»

№2.Образ Родины в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений.

С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и творчество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилия, «голубых мундиров» и жесточайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному оправдывается огромным желанием воспеть Родину,  какой бы жалкой она ни была. Именно из-за этого тема родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Еще в 16 лет поэт записал в своем дневнике: «Я родину люблю, и больше многих». Но еще более важную мысль он высказывал уже в позднем возрасте: «Люблю отчизну я, но странною любовью» В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая в себе человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

Тема Родины прозвучала в стихотворениях «Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия», «Бородино», «Русская мелодия» и др.

Анализ стихотворений по плану (на выбор)

План анализа

1.Историко-биографический материал.

2. Место стихотворения в творчестве поэта.

3. Главная тема стихотворения.

4. Лирический сюжет.

5. Проблема стихотворения.

6. Композиция стихотворения.

7. Лирический герой.

8. Преобладающее настроение.

9. Жанр.

10. Строфа.

11. Основные образы.

12. Лексика стихотворения.

13. Изобразительные средства.

14.Размер.

15. Ритм и рифма. Способы рифмовки.

Литература.

В.Г.Маранцман. Литература. М.  «Просвещение» 1998г.

М.Ю.Лермонтов Сочинения в двух томах. М. «Художественная литература»

И.Н.Сухих. Литература. М. – Издательский центр «Академия» 2011г. 1ч.

№3.Работа над образом Катерины в драме «Гроза». «Катерина – луч света в темном царстве»

 Сначала прочитывается весь материал. При этом отмечается каждая законченная мысль, затем выделяется главная мысль (план); сами же мысли излагаются как тезисы или конспект.

Например:

план

тезисы

конспект

1. «Гроза» - самое решительное произведение Островского

1. Определение «Грозы» как самого решительного произведения Островского, потому что

1. «Гроза» является самым решительным произведением Островского, потому что взаимные

2. Своеобразие характера Катерины

2. Своеобразный характер Катерины – ее естественность, стремление к красоте, доброту справедливости, свободе чувств, искренность, высокая нравственность ее натуры – приходит в столкновение с устоями «темного царства»

2. Своеобразие характера Катерины заключается в том, что в своих поступках, поведении она исходит не из внешних требований и обстоятельств, а от своих внутренних качеств – глубокой искренности, стремление к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств.

Попав в неволю, столкнувшись со страшным миром зла, насилия, самодура, ханжества, унижения человеческого достоинства, она испытывает потребность свободно жить, свободно любить и вступать в страшную борьбу не только с миром «темного царства», но и с собственной натурой, неспособной ко лжи и обману, с собственным убеждением в греховности своих чувств.

Вы должны помнить: каждый вырабатывает наиболее удобную для себя форму записи.

Работа над критической статьей. «Н.А.Добролюбов о драме А.Н.Островского «Гроза»

Самостоятельная работа

План – конспект

I. «Гроза» в оценке Добролюбова (статья «Луч света в темном царстве»).

Характеристика «темного царства» и его наиболее консервативных представителей – Дикого и Кабанихи.

Связь, которую устанавливает Добролюбов между «господствующими лицами», «темного царства» и историей, разыгравшейся с Катериной.

«Гроза» - самое решительное произведение Островского.

«Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе».

В чем сила характера Катерины и как Добролюбов объясняет «существенную необходимость его»?

Основные этапы в развитии характера Катерины:

  1. стремление согласовать «всякий внешний диссонанс с гармонией души» как основная особенность Катерины девической поры;
  2. Катерина в доме Кабановых, когда она еще не осознала своих новых стремлений и потребностей;
  3. «Она возмужала, в ней проснулись другие желания, более реальные; не зная иного поприща, кроме семьи, иного мира, кроме того, какой сложился для нее в обществе ее городка, она разумеется, и начинает сознавать из всех человеческих стремлений то, которое всего неизбежнее и ближе к ней, - стремление любви и преданности».

а) «Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушать мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми, чем-нибудь связанными с ней, и если они сумеют воспользоваться этим первоначальным настроением и решат дать ей полное удовлетворение, - хорошо тогда и ей и им»;

б) «Но если нет, - она ни перед чем не остановиться, - закон, родство, обычай, людской суд, правила благоразумия исчезает для нее перед силою внутреннего влечения; она не щадит себя и не думает о других. Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, среди которой она находиться».

Трагедия Катерины в столкновении с людьми, совершенно не способными ее понять и оценить по достоинству:

1) «В пьесе, которая застает Катерину уже с началом любви к Борису, все еще видны последние отчаянные усилия Катерины – сделать себе милым своего мужа»; «Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может»;

2) Катерина «никогда… не жалуется, не бранит свекровь; сама старуха не может на нее взвести этого; и, однако же, свекровь чувствует, что Катерина составляет что-то неподходящее, враждебное».

Вопросы и задания к драме «Гроза»

  1. Какое впечатление произвели на вас центральные фигуры драмы «Гроза» - Дикой и Кабаниха?
  2.   Что сближает их? Почему им удается «тиранствовать»?
  3. На чем держится их власть? К чему направлены их усилия?
  4. Как они относятся к страданиям бедных людей? К гибели Катерины?

В драме найдите доказательства следующих положений о речи Катерины:

  • В ее речи встречается просторечья, слова церковно-религиозного характера, выразительные средства народнопоэтического языка.
  • Речь богата интонациями – радостными, печальными, восторженными, грустными, тревожными, трагическими. Интонации (как и другие средства) выражают отношение Катерины к окружающим.
  • В чем отражается все богатство внутреннего мира Катерины: сила чувств, человеческое достоинство, нравственная чистота, правдивость натуры.
  • Сила чувств, глубина и искренность переживаний Катерины находит выражение и в синтаксической структуре ее речи: риторические вопросы и восклицания, незаконченные предложения. А в особо напряженные моменты речь обретает черты русской народной песни, становится плавной, ритмичной, певучей.

Прочитайте заключительную часть статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Подготовьте сообщение на тему «Катерина- луч света в темном царстве»

Литература

А.Н.Островский. Пьеса «Гроза»

И.Н.Сухих. Литература. М. – Издательский центр «Академия» 2011г. 1ч.

№4.  «Проблема отцов и детей в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

  В романе представлены два поколения.

Конфликт поколений (работа по группам).

1. Взаимоотношения Базарова и Кирсанова П.П.

2. Взаимоотношения Базарова с родителями.

(с одной стороны он признается, что любит родителей, с другой - презирает « глупую жизнь» отцов. От родителей Базарова отделяют прежде всего его убеждения. Такова его жизненная позиция).

3. Проблема отцов и детей внутри семьи Кирсановых. Она не глубока. Аркадий похож на своего отца.  У него те же ценности – родной дом, семья, покой. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Когда Базаров уходит из жизни Аркадия, все становится на свои места.

4. В чем смысл сравнения Базарова и Павла Петровича. (зачем?). Тургенев поставил демократа Базарова рядом с одним из лучших представителей дворянского класса, показал превосходство демократа над аристократом, тем самым выразил мысль о несостоятельности дворянского класса.

Ответ на вопрос: Как возникает проблема между отцами и детьми? Идеальные отношения между поколениями в представлении И. Тургенева таковы: "дети" продвигают жизнь вперед, развивают новые идеи, осуществляют прогресс, давая обществу "новое слово". Отцы, обращаясь мыслью к своей молодости, снисходительны к детям, оставляют высокомерное желание учить и, сохраняя любознательность, свойственную молодости, интересуются новыми идеями.

Проблема отцов и детей - одна из важнейших в русской классической литературе.

Как она раскрывается в современной жизни? Подготовить сообщения.  

в России существует та же проблема - конфликт поколений. "Дети" отрицают жизненные идеалы "отцов", выросших при социализме и строивших коммунизм, "отцы" не понимают "детей", выросших при демократии. Нам всем надо быть терпимыми и идти на компромисс.

Итог семинара.

Литература

И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

И.Н.Сухих. Литература. М. – Издательский центр «Академия» 2011г. 2ч.

№5.Составление плана характеристики «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова  в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

В романе «Война и мир» огромное место занимает обличение дворянства, но в то же время в нем нашли яркое отражение и лучшие его представители. К ним следует отнести Андрея Болконского и Пьера Безухова.

  1. Работа по плану.

                            Андрей Болконский.

  1. Андрей Болконский – лучший представитель дворянства.
  2. Мечты о славе.
  3. Сложность жизненных исканий Андрея.
  4. Полезная деятельность Болконского.
  5. Путь Андрея Болконского – путь к народу

Пьер Безухов.

  1. Пьер в салоне Шерер.
  2. Жизненные ошибки Пьера.
  3. Поиски высокого назначения человека, смысла жизни, сближение с масонами.
  4. Духовное возрождение Пьера в дни Отечественной войны 1812 года.

А) патриотическая деятельность Пьера в период нашествия Наполеона

Б) Участие в Бородинском сражении.

Подготовка сообщений на тему: « Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова  в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»»

Литература.

 Л.Н. Толстой Роман «Война и мир» 4 т.

И.Н.Сухих. Литература. М-. Издательский центр «Академия». 2011г.1ч.

№6. Составление сопоставительной характеристики «Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

План сопоставительной характеристики героев.

1.Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они. Место героев в произведении.

2.Общественное, семейное положение героев, обстановка, в которой они живут

3.Что общего между героями:

    • в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

    • в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

    • в социальном плане;

    • в отношении с окружающими людьми.

4.Что отличает двух героев.

5.Для чего автор сопоставляет этих героев, значение героя в раскрытии идеи произведения.  

6.Отношение автора к героям.

7.Ваше отношение к данным персонажам.

Модельный ответ

План сравнительной (сопоставительной)  характеристики

            Кутузов

                                 Наполеон

Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства.

2. Полное подчинение интересам России и народа:
а) скромность и простота;
б) искренность и правдивость;
в) близость к простым людям, знание и понимание их чувств;
г) проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска;
д) гуманное отношение к побеждённым;
3. Верность долгу и армии.

  1.  Командующий армией грабителей, мародёров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помраченной совестью».

2.Законченное проявление культа личности, мания величия:
а) самовлюбленность, высокомерие, тщеславие.
б) лицемерие, фальшь, позерство;
в) равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм .
г) война – игра, а люди – пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать;
д) жестокость и вероломство Наполеона и его армии.

3. Предательство по отношению к своей армии.

Литература

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»

И.Н.Сухих. Литература. М. Издательский центр «Академия» 2011г. 1ч.

№7. Дискуссия «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Л.Н.Толстой – тонкий исследователь человеческой

души. Он утверждает, что люди, как реки, у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, её традиции, её уклад.

А что такое семья по мнению Толстого? Как вы думаете?

Давайте заглянем в творческую лабораторию Толстого и познакомимся с традициями и обычаями трех семей: Ростовых, Болконских и Курагиных. (созданы 3 группы)

Вопросы представителям каждой семьи.

По каким принципам строились семейные взаимоотношения в семье Ростовых?

Открытость семьи Ростовых – это и способность жить одной жизнью с народом. Докажите. Ростовы не способны на ложь.

Слово представителям семьи Болконских. (рассуждения студентов и выводы)

Слово представителям семьи Курагиных. (ответы, выводы)

Л.Н.Толстой говорил, что если нет нравственного стержня в родителях, не будет его и в детях. Пример тому семья Курагиных.

Семья развивает в человеке самые лучшие чувства – любви и самоотдачи, а дети, по мнению Толстого, - счастье, смысл жизни, сама жизнь. Докажите это.

Выводы и обобщения. Вы доказали, что любимые герои Толстого безраздельно принадлежат семье, а она – им. А главный талант семьи - талант заботы, понимания и любви.

А вот «модные» сейчас гражданские браки станут ли они семьей в толстовском понимании этого слова? (много ответов и самые разные)

Итог урока

 Дом. задание.  Подготовиться к сочинению по роману.

Литература

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»

И.Н.Сухих. Литература. М. Издательский центр «Академия» 2011г. 1ч.

№7.Семинар «Тема любви в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна»

        Ход семинара.

Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели , поэты, и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. А.И.Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя»

(прочитать высказывания о любви, а также стихи поэтов разных времен. (предварительное дом. задание) Наиболее понравившиеся высказывания записываются в тетрадь, а затем обсуждаются в конце семинара)

Выступления студентов. Любовь – главная тема в творчестве И.А.Бунина.

 Таким примером может служить рассказ «Солнечный удар», где случайное знакомство на пароходе переросло в настоящую любовь. (Анализ рассказа)

 (сообщения по рассказам «Натали», «Легкое дыхание»и др.

Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано.

Сборник рассказов «Темные аллеи» вполне можно назвать энциклопедией любовных драм. В одном из своих писем Бунин признавался: «Она говорит о трагичном и многом, нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».(сообщения по некоторым рассказам)

Работа по группам. Задания: Чем отличается трактовка любви в рассказах «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и «Солнечный удар»?

Какие сквозные образы – мотивы присутствуют в рассказах Бунина о любви? Проверка выполненных заданий.

Обратимся к творчеству А.И Куприна.

Он исповедовал философию любви, как силу, которая и в трагедии, и в мимолетном счастье – всегда облагораживает человека. По мнению Куприна, истинной любви необходимо усердно учиться, как самой кропотливой науке. Она разная во всех проявлениях, не образец жизненных традиций, а скорее исключение из правил. Куприн всегда и всюду благословлял любовь.

Сюжет повести «Гранатовый браслет» взят из жизни (сообщения  и обобщения по рассказу)

Особую силу рассказам Куприна придает то, что в них любовь существует, как нежданный подарок, озаривший вдруг жизнь,   тусклую обыденность, всколыхнувшую устоявшийся быт. Примерами этого могут повести «Олеся» и «Суламифь», где любовь возникает, как вспышки яркого света, но исчезает томительно, оставляя глубокую рану в душе героев. ( анализ  и оценка этих рассказов).

Задания: Как вы оцениваете слова Куприна из письма Ф.Д.Батюшкову (1906г): «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!»

В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?

В чем заслуга Куприна и Бунина?

Выводы и обобщения.

А.И. Куприн и И.А.Бунин много писали о любви, её трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Их произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылись чудные дарования писателей проникать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и непознанными законами. Они утверждали истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовали любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но чаще – горе, гибель и страдание.

Чтение высказываний о любви.

Д/з: Написать сочинение-эссе «Мои мысли о прочитанных рассказах Куприна и Бунина».

Итог семинара.

Литература

И.Н.Сухих. М.-Издательский центр «Академия»2011г.1ч

И.А.Бунин. Рассказы.

А.И.Куприн. Рассказы и повести.

№8. Дискуссия «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне»

1. Аналитическая беседа.

Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?

В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?

Кто из персонажей противопоставляет себя остальным?

Какая сцена является завязкой конфликта? Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки? Что мы знаем о Луке?

Каким образом Лука действует на ночлежников?

Врал ли ночлежникам Лука?

Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?

В чем смысл имени Лука?

В чем выражается авторская позиция по отношению к Луке?

Сам Горький писал о своем замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью,  как Лука?

- Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправдано такое противопоставление? (обсуждение)

- В чем значение влияния Луки на ночлежников?

- Насколько прочна вера в себя, разбуженная Лукой?

- В чем причина быстрого угасания веры?

-Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?

Выводы.

Выяснить, как решается вопрос о правде в пьесе. Найти высказывания разных героев о правде.

Литература.

 .Н.Сухих.. М.-Издательский центр «Академия»2011г.1ч

   М.Горький. Пьесы.

№9. Анализ стихотворений «Это все о России». Тема Родины в творчестве А.А.Блока..

Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы – дети страшных лет России»

Тема родины была основной в лирике Блока. Множество стихов посвящены родной отчизне. "Осенняя воля». «Россия». В каждом из них показана огромная любовь поэта к своей стране.

Анализ стихотворения «Россия»

План анализа.

Введение.

Тема Родины- основная в лирике Блока.

Основная часть.

Особенности лирического героя стихотворения.

Образ родины поэт раскрывает через любовь к женщине.

Размер стихотворения.

Художественно-выразительные средства:

-эпитеты

-метафоры

-олицетворения

Заключение.

Самостоятельный анализ стихов Блока (по выбору)

        План анализа

1.Историко-биографический материал.

2. Место стихотворения в творчестве поэта.

3. Главная тема стихотворения.

4. Лирический сюжет.

5. Проблема стихотворения.

6. Композиция стихотворения.

7. Лирический герой.

8. Преобладающее настроение.

9. Жанр.

10. Строфа.

11. Основные образы.

12. Лексика стихотворения.

13. Изобразительные средства.

14.Размер.

15. Ритм и рифма. Способы рифмовки.

 Литература

А.Блок. Личность и творчество.

В.М.Жирмунский. Поэтика А.Блока.

И.Н.Сухих..М.-Издательский центр «Академия»2011г.2ч стр. 103-138

№10. Анализ поэмы «Письмо к женщине» С.А.Есенина.

План анализа

1.Историко-биографический материал.

2. Место стихотворения в творчестве поэта.

3. Главная тема стихотворения.

4. Лирический сюжет.

5. Проблема стихотворения.

6. Композиция стихотворения.

7. Лирический герой.

8. Преобладающее настроение.

9. Жанр.

10. Строфа.

11. Основные образы.

12. Лексика стихотворения.

13. Изобразительные средства.

14.Размер.

15. Ритм и рифма. Способы рифмовки

2. Аналитическая беседа.

Какова основная тема этого произведения?

Каковы особенности размерного строения  поэмы?

Каким мы видим лирического героя в поэме?

«Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик..

Как понимаете определение яростный? Какой смысл приобретает это слово? Как вы воспринимаете эту самохарактеристику поэта? (Обсуждение).

Сочинение – миниатюра «Мое любимое произведение С.А.Есенина»  

Литература

1 .Н.Сухих.. М.-Издательский центр «Академия»2011г.1ч стр. 313-339

2.А.М.Марченко. Поэтический мир Есенина. –М. 1972.

№11. «Тема настоящей, верной, вечной любви» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

  1. Сообщения студентов.(дом.задание) Почему Булгаков называл «Мастера и Маргариту» «закатным романом»? Какова творческая история книги?
  2. Вступительное слово преподавателя. Любовь, милосердие, прощение, творчество – понятия общечеловеческие, составляющие основу морали всякого человека. Именно эти принципы лежат в основе романа Булгакова. Маргарита любит Мастера, Мастер- Маргариту. Казалось бы, что может быть проще и обыденней?

Но, как оказывается, дело не просто в любви. Героев объединяет творчество Мастера, его писательские способности, которые выразились в одном единственном, изменившим их жизнь, произведении. Настоящая любовь приходит к Мастеру и Маргарите в расцвете их жизни, поселяется в сердцах, но последующие события складываются вовсе не так, чтобы спасти эту любовь.

  1. Работа по проблемным вопросам:

Как  встретились Мастер и Маргарита?

- Что значит, по М.Булгакову, «настоящая любовь»?

- «Любовь поразила сразу нас обоих»,- говорит Мастер. Какая мысль заключена в этих словах?

Выводы.

Истинная любовь самоотверженна. Доказать это по содержанию романа.

- Что такое «верная любовь»? Как она раскрывается во 2 части романа?

- Когда любовь становится «вечной»? Как Маргарита борется за Мастера?

- «Я буду беречь твой сон», - говорит Маргарита. Докажите эти слова.

4. Выводы и обобщения..

Д/З: Написать реферат «»Мастер и Маргарита в театре и в кино»

  1. Итог семинара.

Литература

И.Н.Сухих..М.-Издательский центр «Академия»2011г.2ч стр. 103-138

М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита»,

№12. Семинар  «Судьба русского народа в годы войны»

Задания (по группам)

1 гр.: Анализ рассказа «Судьба человека» (по плану)

-довоенная жизнь Андрея Соколова

- война и пленение

- на волоске от смерти

- освобождение из плена

- сын Анатолий

- после войны

-воспитание мальчика Вани

2 гр. Поэма «Василий Теркин»

1. Почему Твардовский называет «Василия Теркина» «книгой про бойца»? В чем особенности решения военной темы в «Василии Теркине

2. Какими качествами обладает Василий Теркин

3. Докажите, что вся поэзия Твардовского – это служение  высокому долгу, включающего в себя вечное служение военной теме.

4. Сочинение-миниатюра «Мое любимое произведение о  войне»

Литература

И.Н.Сухих.. М.-Издательский центр «Академия»2011г.1ч стр.235-246

А.Т.Твардовский .Поэма «Василий Теркин»

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

№13. Круглый стол «Тема нравственности в произведениях современной литературы»

Ход: 1. Вступительное слово преподавателя

  Большое место в литературе 70—80-х годов XX века занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о проблемах добра и зла, о ценности жизни человека, о столкновении равнодушной безучастности и гуманистической боли. Ясно прослеживается, что возрастание интереса к нравственным проблемам сочетается с усложнением самих нравственных поисков.
    В этом плане очень значительно творчество таких писателей, как В. Быков, В. Распутин, В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Дудинцев, В. Гроссман и др.
Анализ творчества В.Быкова. (по группам)

В повестях В. Быкова нравственная проблема всегда служит как бы вторым оборотом ключа, открывающим дверь в произведение, которое при первом обороте представляет собой какой-нибудь небольшой военный эпизод. Так построены “Круглянский мост”, “Обелиск”, “Сотников”, “Волчья стая”, “Его батальон” и другие повести писателя. Особенно интересуют Быкова такие ситуации, в которых человек, оставшись один, должен руководствоваться не прямым приказом, а единственно лишь своим нравственным компасом.
Какие нравственные качества мы видим в учителе Морозе из повести «Обелиск»

 Вы понимаете, какой это аргумент? И в чью пользу...” Этот аргумент как раз и относится к нравственному понятию: доказать всем, что твои убеждения сильнее грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду выжить, уцелеть. С этого начинается героизм одного человека, столь необходимый для поднятия нравственного духа всего общества.
Как раскрывается проблема добра и зла в романе Дудинцева «Белые одежды»?
    Другая нравственная проблема — вечная битва добра и зла — исследуется в романе В. Дудинцева “Белые одежды”.
    Дудинцев решает в романе нравственную проблему: добро или правда? Можно разрешить себе врать и притворяться во имя добра? Не безнравственно ли вести двойную жизнь? Нет ли в такой позиции оправдания беспринципности? Можно ли поступиться в какой-то ситуации нравственными принципами, не замарав белых одежд праведника?
Анализ романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» (сообщения студентов)
    Очень сложные нравственные проблемы ставит В. Гроссман в романе “Жизнь и судьба”.

    “Жизнь и судьба” — роман о свободе. Автор запечатлел в нем усилия человека, направленные на то, чтобы нравственно распрямиться.
    Война — главное событие в романе, а Сталинградская битва (подобно Бородинскому сражению в “Войне и мире”) — кризисная точка войны, потому что с нее начался перелом в ходе войны. Сталинград в романе Гроссмана, с одной стороны, является душой освобождения, а с другой — знаком системы Сталина, которая всем своим существом враждебна свободе

Литература

В.Гроссман Роман «Жизнь и судьба»

В.Быков  Повесть «Обелиск»

В.Дудинцев Роман «Белые одежды»

№14. Повторение изученного. Доклады, сообщения по творчеству писателей и поэтов современной литературы.

  Темы:

1.Экологические и нравственные проблемы в произведениях В.П.Астафьева.

2. Суровая правда войны (по стихотворениям А. Ахматовой и К. Симонова)

3. Нерасторжимая связь человека с природой и родиной в стихотворениях Н.Рубцова.

4.Тема войны в повести Казакевича «Звезда»

5.Нравственный подвиг в повести В.Быкова «Обелиск»

6.Конфликт личности и государства в романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

7.Способ изображения истории в произведениях А.И.Солженицына.

8.Своеобразие героев деревенской прозы Василия Шукшина.

9.Мой любимый поэт

.Литература

Е.Н.Лазарчук., Н.Е.Макарова. Сочинения по русской литературе.

В.П.Астафьев. Повести.

В.Быков. Повесть «Обелиск»

Н.Рубцов. Сборник стихов.

В.Гроссман. Роман «Жизнь и судьба»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Положение о Дне Здоровья "Осенние забавы"(1-11классы)

               Программа Дня Здоровья «Осенние забавы»:10.00     Общее построение;10.05    Получение задания для...

Итоговый тест для 11класса

Для проверки базовых знаний по информатике и ИКТ с элементами  программирования на Паскале...

Урок + презентация "Равносильность уравнений" 11класс.

Урок, объяснение нового материала, составлен для учащихся 11 класса профильного уровня....

Программа базового курса информатики и ИКТ 10-11класс

Программа соотвествует учебному комплексу  Семакина И.Г. Хеннера Е.К....