Элективный курс «Лингвистический анализ художественного текста»
элективный курс по литературе (10 класс)

Элективный курс «Лингвистический анализ художественного текста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_mihaylova_e.a.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2  Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Элективный курс

«Лингвистический анализ художественного текста»

Михайлова Елена Александровна,  

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Высокогорская СОШ №2»

Пояснительная записка

Одной из сложнейших и актуальных проблем школьного литературного образования всегда была и остается проблема обучения школьников анализу художественного и особенно поэтического текста.

Предметом элективного курса, адресованного учащимся 10-11 классов, является практика лингвистического  анализа художественного текста (литературных произведений малой формы, эпизодов, отдельных глав, стихотворений). Курс направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают учащиеся на уроках русского языка и литературы.

Содержание курса сочетает два вида анализа текстов. Первый вид анализа - это анализ, не выходящий за пределы материала данного произведения. Цель такого подхода - исследование художественной структуры произведения через язык, когда последовательно выделяются особенности языка на всех уровнях   (идеи и эмоции, образы и мотивы, поэтическая семантика (тропы), поэтический синтаксис (фигуры), художественное время и пространство, метрика, ритмика, строфика и звукопись). Второй вид анализа выявляет подтекст, позволяет расширить границы произведения, связать его с многообразием других литературных текстов, с мифологией, символикой, культурологией, историей, философией. Возможны также отсылки к черновым вариантам произведений, к комментариям автора, биографическому фону и даже откликам современников. Цель такого анализа - сравнение данного произведения с предшествующей традицией.

С учетом избранных методик анализ текста осуществляется по пути концентрического расширения «круга понимания», перехода от внешних, формальных, элементов произведения к его содержательно-смысловой и символической стороне.

Основные задачи курса: углубление и систематизация знаний по теории литературы, совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей, обучение учащихся анализу художественного текста, развитие речевой культуры, расширение культурного кругозора, развитие литературно-творческих способностей, подготовка к экзаменационному сочинению.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В процессе обучения предполагается овладение конкретными знаниями:

 - определение жанра произведения;

 - определение тропов и стилистических фигур;

 - знание их функций в поэтической речи;

 - освоение литературоведческой терминологии;

 - знание основных стихотворных размеров.

 Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:

 - узнавание тропов и стилистических фигур в тексте,

 - выявление их функции в художественном произведении;

 - определение особенностей художественной формы;

 - самостоятельная формулировка темы и идеи произведения;

 - определение композиционных особенностей текста;

 - анализ лексического строя произведения;

 - определение ведущих мотивов произведения;

 - анализ синтаксических конструкций.

Содержание курса включает опыт целостного анализа, основанного на единстве лингвистического, литературоведческого и культурологического аспектов.

Программа рассчитана на 35 часов.

Содержание программы

Анализ поэтического текста.

  1. М.Ю.Лермонтов «Молитва».
  2. Н.А.Некрасов «Тройка».
  3. И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Собака».
  4. А.К.Толстой «Средь шумного бала».
  5. И.А.Бунин « В Альпах» (сонет на льдине).
  6. И.А.Бунин «Вечер».
  7. И.А.Бунин «Последний шмель».
  8. А.А.Блок «Русь».
  9. С.А.Есенин «Мы теперь уходим понемногу...».
  10. С.А.Есенин «Заметался пожар голубой...».
  11. С.А.Есенин «Пускай ты выпита другим...».
  12. С.А.Есенин «Русь».
  13. Сравнительный анализ стихотворений А.Блока «Россия» и С.Есенина «Запели тесаные дроги...».
  14. В.Я.Брюсов «Сонет в форме».
  15. А.А.Ахматова «Мне ни к чему одические рати...».
  16. Б.Пастернак «Любить иных – тяжелый крест...».
  17. В.В.Маяковский «Скрипка и немножко нервно».
  18. В.В.Маяковский «Лиличка!».
  19. В.В.Маяковский «Сергею Есенину».
  20. А.Т.Твардовский «Вся суть – в одном-единственном завете».

Анализ произведений малой формы.

  1. И.А.Бунин «Антоновские яблоки».
  2. И.А.Бунин «Холодная осень».
  3. И.А.Бунин «Качели».
  4. В.В.Набоков «Тяжелый дым».

Анализ эпизода художественного произведения.

  1. А.С.Пушкин. Сон Татьяны (V глава романа «Евгений Онегин»).
  2. И.А.Гончаров. Сон Обломова ( IX глава романа «Обломов»).
  3. Л.Н.Толстой. Совет в Филях ( из романа «Война и мир»6 т.3, ч.3, гл.4).
  4. И.С.Тургенев. Сцена дуэли в романе «Отцы и дети».
  5. М.Булгаков. Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (13 глава романа «мастер и Маргарита»).
  6. М.Булгаков. Допрос во дворце царя Ирода (2 гл. «Мастер и Маргарита»)
  7. М.Горький. Легенда о Ларре (из рассказа «Старуха Изергиль»).
  8. М.Шолохов. Кошевой в доме Мелеховых («Тихий Дон»: т.4, ч.8, гл.18)
  9. М.Шолохов. Возвращение Григория на хутор («Тихий Дон»: т.4,ч.8,гл.18).

Тематическое планирование

  1. Введение (1час)

 Художественный текст как объект лингвистического анализа.

2.Анализ поэтического текста (18часов)

 Жанровое разнообразие поэтических произведений.                  

3. Основные виды тропов и их роль в поэтической речи.          

4. Метафоры в поэтическом тексте.                                              

5. Разновидности метафор. В.Брюсов «Сонет к форме».            

6. Метонимия, синекдоха, перифраз.                                          

7. Стилистические фигуры и их роль в создании поэтической образности.                                                                                    

8. Градация, умолчание, инверсия, антитеза в поэтическом тексте.

      9. Узнавание стилистических фигур в произведении.

  1.  Фоника и мелодика стихотворения.
  2.  Интонационная канва стихотворения.
  3.  Словесно-образная организация поэтического текста.
  4. Морфологический анализ текста.
  5.  Интерпретация поэтического произведения. Содержательно-смысловой характер произведения.
  6. Анализ образной структуры текста. А.Ахматова «Мне ни к чему...».
  7. Стихотворения в прозе.
  8. Сравнительный анализ поэтических текстов.
  9. Индивидуальные особенности поэтического стиля.
  10.  Практикум: С.Есенин «Запели тесаные дроги»; А.Блок «Россия».

  1. Анализ эпизодов и художественных произведений малой формы (15 часов)

Художественное произведение как система.

  1. Жанровые и композиционные особенности текста.
  2.  Словарная работа; практикум: М.Горький «Старуха Изергиль».
  3. Стилевое единство художественного текста.
  4. Тропы и стилистические фигуры.
  5. Работа с текстом: И.Бунин «Качели», «Тишина».
  6. Анализ эпизода художественного текста. (Дуэль в «Отцах и детях»).
  7. Пространственно-временная организация текста.
  8. Типологические разновидности художественного пространства.
  9. Практикум: И.Бунин «Холодная осень», «Антоновские яблоки».
  10. Пространственно-временные отношения (в текстах по выбору).
  11. Культурологический аспект анализа художественного текста.
  12. Культурологический анализ музыкальных фрагментов в «Дворянском гнезде».
  13.  Текстовые доминанты художественного произведения.
  14. Комплексный анализ текста. В.Набоков «Музыка», «Тяжелый дым».
  15. Обобщение изученного(1час).

Алгоритм лингвистического анализа текста:

  1. определение стилевой принадлежности текста;
  2. анализ семантического пространства;
  3. выявление ключевых слов;
  4. анализ художественного времени и способов его текстового воплощения;
  5. анализ художественного пространства;
  6. выявление и характеристика представленных в тексте композиционно-речевых форм авторской речи (описание, повествование, рассуждение);
  7. своеобразие лексических единиц;
  8. особенности синтаксических структур;
  9. использование образных средств и стилистических приемов; обобщение результатов лингвистического анализа.

   

Тематическое планирование

№ п/п

тема

Дата по плану

дата фактически

примечание

1

Введение. Художественный текст как объект лингвистического анализа (20 час.)

2

Анализ поэтического текста. Жанровое разнообразие поэтических произведений

3

Основные виды тропов и их роль в поэтической речи          

4

Метафоры в поэтическом тексте.                                              

5

Разновидности метафор. В.Брюсов «Сонет к форме»          

6

Метонимия, синекдоха, перифраз.                                          

7

 Стилистические фигуры и их роль в создании поэтической образности                                                                                    

8

Градация, умолчание, инверсия, антитеза в поэтическом тексте

9

Узнавание стилистических фигур в произведении

10

Фоника и мелодика стихотворения

11

Интонационная канва стихотворения.

12

Словесно-образная организация поэтического текста

13

Морфологический анализ текста.

14

Интерпретация поэтического произведения. Содержательно-смысловой характер произведения.

15

Анализ образной структуры текста. А.Ахматова «Мне ни к чему...»

16

Стихотворения в прозе

17

Сравнительный анализ поэтических текстов

18

Индивидуальные особенности поэтического стиля

19

Практикум: С.Есенин «Запели тесаные дроги»; А.Блок «Россия»

20

Анализ эпизодов и художественных произведений малой формы (15 часов)

Художественное произведение как система

21

Жанровые и композиционные особенности текста

22

Словарная работа; практикум: М.Горький «Старуха Изергиль»

23

Стилевое единство художественного текста.

24

Тропы и стилистические фигуры

25

Работа с текстом: И.Бунин «Качели», «Тишина»

26

Анализ эпизода художественного текста. (Дуэль в «Отцах и детях»).

27

Пространственно-временная организация текста.

28

Типологические разновидности художественного пространства.

29

Практикум: И.Бунин «Холодная осень», «Антоновские яблоки».

30

Пространственно-временные отношения (в текстах по выбору).

31

Культурологический аспект анализа художественного текста.

32

Культурологический анализ музыкальных фрагментов в «Дворянском гнезде».

33

Текстовые доминанты художественного произведения.

34

Комплексный анализ текста. В.Набоков «Музыка», «Тяжелый дым».

35

Обобщение изученного(1час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Факультативный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Адаптированная программа факультативного курса. Данный курс рассчитан на учащихся X, XI классов, поскольку основан на знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками при изучении систематическ...

Элекстивный курс "Лингвистический анализ художественного текста"

Программа элективного курса для 10 класса "Лингвистический анализ художественного текста". Курс рассчитан на 34 часа. Цель - помочь учащимся в овладении искусством исследования художественного текста,...

Рабочая программа элективного курса "Стилистика.Анализ художественного текста"

Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса.  Он подготавливает учащихся к итоговой аттестации. Курс совмещает практическую и теоретическую часть. В результате изучения учашиеся научатся ...