Главные вкладки

    Литературная композиция, посвященная Дню родного языка.
    план-конспект занятия по литературе (6, 7, 8 класс)

    Новикова Олеся Григорьевна

    21 февраля - Международный день родного языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnaya_kompozitsiya.docx32.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Литературная композиция, посвященная Дню родного языка

    Ход мероприятия

    Преподаватель. Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой.  

    В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно 21 февраля.

    Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь.

    Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

    Ведущий 1. Как и все мировое сообщество, мы отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

     Сегодня все наречия планеты

    Идут единой поступью под марш,

    Неся в себе культуру милой речи,

    И уникальность среди равных масс.

     

    Родной язык - богатое наследство,

    Пришедшее из глубины веков.

    Ты отражаешь мысли человека,

    Ты помогаешь выразить любовь.

     

    Ты создаешь из букв стихотворенья.

    Храня в запасах сотни тысяч слов.

    Спустившееся к нам благословенье –

    Родной язык, проникший в нашу кровь.

     Ведущий 2. В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа. «Русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», - писал Белинский. А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной...».

     Ведущий 3.

    Родной язык!

    Он с детства мне знаком,

    На нем впервые я сказала «мама»,

    На нем клялась я в верности упрямой,

    И каждый вздох понятен мне на нем.

    Родной язык!

    Он дорог мне, он мой,

    На нем ветра в предгорьях свищут,

    На нем впервые довелось услышать

    Мне лепет птиц зеленою весной…

    Ведущий 4.

    Когда с природой я наедине,

    То различаю языки земные:

    Беседуют деревья в тишине.

    Друг с другом птицы говорят лесные.

    Есть говор свой у волн вдали,

    Насвистывает что-то тихий ветер...

    Мне не узнать всех языков Земли

    За краткий срок, отпущенный на свете.

    Ведущий 5.

    Так тяжко на Земле без языка!

    Не высказать ни счастья, ни печали...

    Безмолвны горы долгие года.

    О чём они, возвысясь, замечтали?

    Всё в языке: рожденье, первый шаг,

    Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.

    И если вдруг исчезнет мой язык.

    То и меня вы больше не найдете! 

     Ведущий 1. Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался «сечень», потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли» деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню.  Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и «лютым» — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.

    В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя «березозол».

    В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя «цветень», а маю — «травень». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.

     Ведущий 2. А знаете ли, где посмотреть значения слов? Конечно, в словарях!

    Словари помогают нам правильно написать слово, объяснить его значение, узнать, из какого языка оно пришло к нам, заменить его сходным по смыслу.

    Сколько же слов в русском языке? Если считать все слова, которые, постепенно накапливаясь, составили лексикон русского языка, их окажется около миллиона. Это большое богатство, но мы сохранили его не полностью, потому что поздно стали записывать слова, составлять словари, первоначально старались записывать странные слова. А какой словарный запас у вас? Сколько слов необходимо человеку для того, чтобы его понимали?

     Видео «Эллочка-Людоедка».

    Ведущий 3. В первом печатном словаре, появившемся в 1596 году, было всего 1061 слово – это очень много по тем временам. В конце XVIII века составлен «Словарь Академии Российской» - в нем 42 257 слов.Лишь в 1863 году, спустя 267 лет, вышел в свет «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля» в 4 – х томах, который насчитывал 200 000 слов. 53 года Даль собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Это необыкновенный словарь! Его можно читать, как книгу!

    Ведущий 4. Создаются все новые и новые словари. «Словарь живого великорусского языка» берут в руки не для того лишь, чтобы отыскать нужное слово. Его открывают как величайшую сокровищницу языка, как богатейшее собрание пословиц – хранилище народной мудрости. Его читают как повесть, его изучают как энциклопедию жизни русского народа! Мы обращаемся к нему, когда читаем сказки, мифы, былины, книги Пушкина, Шмелева, Ремизова, Некрасова, Тургенева.

    Ведущий 5. Я вам расскажу о Владимире Ивановиче Дале, создателе знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка».

    Родился В.И. Даль в 1801 году в местечке Лугани (отсюда и псевдоним у него: Казак Луганский).

    Отец его был датчанин, а мать – дочь петербургского чиновника. И отец, и мать знали несколько языков.

    Когда В.И. Далю было 13 лет, отец его определил в Морской кадетский корпус, который он окончил в 17 лет.

    После окончания Морского корпуса, в 1819 году, В.И. Даль был направлен на службу в Черноморский флот, в г. Николаев, а затем после 3 лет службы переведен в Кронштадт, и вскоре он совсем оставил морскую службу.

     Интерес к русскому языку появился у Даля ещё в юности. В Морском корпусе он усиленно занимался литературой, писал стихи. 1819 год можно считать началом работы над словарём.

    Проезжая по Новгородской губернии, он записал заинтересовавшее его слово «замолаживать» («иначе пасмурнеть, клониться к ненастью»). С тех пор, странствуя по огромным просторам России, В.И.Даль не расставался со своими записями, постоянно пополнял их новыми словами, меткими изречениями, пословицами, поговорками. Накопил и обработал к концу жизни 200 тысяч слов.

    Ведущий 1. Теперь мы расскажем о самых интересных буквах русского алфавита! В начале русских слов самой редкой является буква… А. Русский язык почти совсем не терпит слов, начинающихся на а.  Ананас – индейское; Абажур – французское.Буква А почти не встречается в начале исконно русских слов, но в середине, в конце слова – сколько угодно!

     Ведущий 2. Вот еще молодая буква! Буква Э! Она в азбуке появилась в 1735 году.Встретили ее неприветливо! Ломоносов считал, что без нее вполне можно обойтись!  Вместе с Э в азбуку официально была введена и буква Й.Эту букву начали употреблять еще в 16-17 веках, составлена она была из буквы И, над которой писал значок, называемый кратка – «и с краткой».

     Ведущий 3. А есть буква алфавита, которой в русских словах нет вообще! Если вы заглянете словарь, то убедитесь, что любое слово с Ф пришло к нам из другого языка: фонарь – слово из греческого языка, кофе – из арабского. Загляните в художественные тексты зарубежных писателей! Буква Ф здесь чувствует себя, как дома! А редкость буквы Ф в нашем классической литературе – это лишь доказательство чистоты русского языка наших великих писателей!

    Ведущий 4. Смотри-ка, здесь написано, что «Королева Виктория зачислена в штат посольства в должности секретаря» Сегодня что, первое апреля?

    Королева не может быть секретарём!!!Королева…не может, конечно. Дело в букве! В букве Ё. Королева вместо Королёвой Виктории…

     В Ульяновске в сквере Карамзина установили памятник букве Ё. Единственный памятник букве Ё. В ноябре в Санкт–Петербурге в Петропавловской крепости отмечают день рождения букве Ё.

    В 1875 году в «Новой азбуке» Льва Толстого буква Ё стояла на 31 месте. Формально эта буква вошла в алфавит только в 1942 году! За неё боролись, а сейчас многие забыли о ней.

     Ведущий 5. Есть памятник букве! А памятник слову тоже есть? Есть! Первый в мировой истории памятник, посвященный русскому слову, установили в 2007 году в Белгороде. Это четырехметровый монумент в виде бронзовой книги Библии, на раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран русский текст Священного Писания.

    Преподаватель. «Наш язык - важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело», - так писал Дмитрий Сергеевич Лихачев, русский мыслитель, ученый, гражданин, жизнь которого стала подвигом за духовность нашего народа, за все доброе и прекрасное. Давайте послушаем, как говорят ведущие с экранов ТВ, которые должны обладать образцовой речью.

    Видео «Ошибки телеведущих».

    Ведущий 1. О чем чаще всего свидетельствует речь человека? О том, что у него на сердце. Скрыть свои мысли человек может молчанием. Приукрасить свои поступки человек может лестным о себе словом. Но при всем искусстве поведения языка не может скрыть того, чем живет сердце человека. Недаром так широко распространялись поговорка: «Язык мой – враг мой!» А он должен быть другом человека.

    Но как же много сейчас происходит изменений в языке, за которыми мы не можем успеть!

    К чему могут привести реформы русского языка?

    Видео «КВН о реформе языка».

    Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждал, что «в основе любых жаргонных, циничных, выражений и ругани лежит слабость. “По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

    Вот одно из мудрых высказываний ученого – современника XX века: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирайте достойное, а не легкое»

     Видео «Ералаш». «Почему мы так говорим?»

    Преподаватель. Благодаря знанию такого специального языка молодые люди чувствуют себя принадлежащими к некой замкнутой общности. Раньше под словом «тачка» подразумевалась безобидная тележка для перевозки груза. Теперь «тачка» на сленге обозначает машину.

    Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. А если его не учить?

    Видео «Опрос на улице – испытание на ударение».

     Сценка «Наши падежи».

    Учитель: Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.

    Ученик выходит к доске и готовится писать.

    Учитель(диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться”.

    Ученик пишет под диктовку на доске.

    Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена существительные.

    Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

    Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

    Ученик: Да!

    Учитель: Начинай!

    Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный. Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж именительный. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный. Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный. Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал! Вот и всё!

    Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

    Ученик: Какую? Конечно, пятёрку!

    Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”?

    Ученик: В предложном!

    Учитель: В предложном? Почему же?

    Ученик: Ну, я же её сам предложил!

     Ведущий 3. А знаете ли вы, что в разных источниках можно встретить разные варианты самого длинного слова в русском языке. Например, в Книге рекордов Гиннесса это слово — «превысокомногорассмотрительствующий», а в орфографическом словаре РАН — «водогрязеторфопарафинолечение». Однако все эти рекорды безосновательны, ведь некоторые правила русского языка позволяют теоретически легко их побить. Так, для обозначения возраста человека самым длинным словом будет «восьмидесятичетырёхлетний», но по этому же принципу можно строить гораздо более длинные прилагательные для возраста деревьев или даже космических объектов.

    Ведущий 4. А знаете ли вы, что в русском языке есть несколько слов с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и  слово змееед. Также есть одно слово с тремя «о» подряд — зоообъединение.

    Ведущий 1. А знаете ли вы, что писатель и языковед Лев Успенский, автор книги «Ты и твоё имя», подсчитал, что 90% наших имён, в том числе самые, казалось бы, исконно русские, на поверку оказываются имеющими иноязычные корни и происхождение. Больше всего имён заимствовано из трёх языков: греческого (Василиса, Екатерина, Ксения, София, Алексей, Андрей, Георгий, Кузьма, Фёдор), древнееврейского (Анна, Елизавета, Мария, Захар, Иван, Илья, Михаил) и латинского (Валентина, Клавдия, Марина, Виктор, Игнат, Константин, Лаврентий, Павел).Надо было быть полиглотом – знатоком многих языков, – чтобы разобраться в том, что имя Никифор, например, означает по-гречески «победоносный», Даниил на древнееврейском языке – «суд божий», а Акулина по-латыни – «орлица».

    Ведущий 2. А знаете ли вы, что в русском языке есть недостаточные глаголы?

    Классический пример: "победить". Он победит, ты победишь, я... победю? побежу? побежду? Так не говорят! Нет такой формы! Приходится пользоваться заменяющей конструкцией "я одержу победу" или "стану победителем". Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.

    Ведущий 3. А знаете ли вы, что слово «неделя» образовано на базе словосочетания «не делати»? первоначально «неделя» обозначала «день отдыха».

    Во фразе «Съешь же еще этих мягких французских булок да выпей чаю», присутствуют абсолютно все буквы русского алфавита.

    Слова «бык» и «пчела» - однокоренные. Дело в том, что в древнерусской литературе слово пчела писалось как «бъчела».

    Преподаватель. Много интересного вы узнаете о языке, если будете внимательны к словам, к речи, если будете вдумчивыми читателями и слушателями. Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел!» Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

    Любой язык по-своему велик,

    Бесценное наследство вековое.

    Так берегите свой родной язык,

    Как самое на свете дорогое.

    Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

    Что ж мы делаем с нашим языком? А сколько в нашей речи слов-паразитов!

    Видео «Вот к чему приводят слова-паразиты».

    Ведущий 4. Иван Сергеевич Тургенев писал: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

    Ведущий 5.

    В день рождения родного языка

    Пожелаем всем и каждому в отдельности,

    Чтобы речь была могуча, велика,

    Как Тургенев завещал словесной цельности.

    Пусть, на мелкие словечки не дробясь,

    Каждый день нам дарит радость понимания:

    С языком родным невидимая связь -

    Нашей жизни и любви канва реальная.

    Видео «21 февраля».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературная композиция, посвященная А.С. Пушкину

    Литературная композиция, посвященная А.С. Пушкину...

    Литературная композиция, посвященная Дню народного единения.

    Литературная композиция с элементами театрализации, повествующая о смутном времени на Руси. Цель работы - формирование чувства патриотизма и гражданственности у обучающихся....

    сценарий литературной композиции, посвященной творчеству А.П.Чехова

    Сценарий содержит  материал о жизни А.П.Чехова , его произведениях (сопровождается презентацией). Некоторые рассказы писателя предложены в инсценированном прочтении учащимися. Данный сценарий поз...

    Литературная композиция, посвященная Дню Победы

    Литературная ккомпозиция, посвященная ВОВ....

    Музыкально- литературная композиция, посвященная годовщине победы в ВОВ 1941-1945 г.г.

    Музыкально- литературная композиция,посвященная годовщине победы в ВОВ 1941-1945 г.г....

    Музыкально-литературная композиция "СЛАВА АРМИИ РОДНОЙ"

    Текст для  подготовки  праздн- я годовщины Сталинградской  битвы,  ДняЗащитника  Отечества  в  ОУ ДОД ,  ДШИ, СШ, Для  детей 7-12 лет....

    Литературно-музыкальная композиция «Люблю тебя, родной язык!»

    Мероприятие направлено на воспитание интереса к русскому языку, любви к родному слову, красоте русской речи...