Литературно-музыкальная композиция «Люблю тебя, родной язык!»
методическая разработка (8 класс) на тему

Замулина Вера Станиславовна

Мероприятие направлено на воспитание интереса к русскому языку, любви к родному слову, красоте русской речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyublyu_tebyarodnoy_yazyk.doc70.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

               Литературно-музыкальная композиция

       «Люблю тебя, родной язык!»

Подготовила  и провела:

учитель русского языка

и литературы

высшей категории

МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа им. Н.И. Жиронкина»

Горшеченского района

Курской области

Замулина Вера Станиславовна

  (Звучит музыка)

       Русский язык . (Ярослав Смеляков)

       У бедной твоей колыбели,

       Ещё еле слышно сперва,

      Рязанские женщины пели,        

      Роняя, как жемчуг, слова…

      Ты шёл на разбитых копытах,

       В кострах староверских горел,

       Стирался в бадьях и корытах,

        Сверчком на печи свиристел.

        Ты, сидя на позднем крылечке,

        Закату подставя лицо,

        Забрал у Кольцова колечко,

        У Курского занял кольцо.

        Вы, прадеды наши, в недоле,

        Лукаво запрудивши лик,

        На мельнице русской мололи

        Заезжий татарский язык.

        Вы взяли немецкого малость,

        Хотя бы и больше могли,

        Чтоб им не одним доставалась

         Учёная важность земли.

         Ты, пахнущий прелой овчиной,

         И дедовским острым кваском,

         Писался и чёрной лучиной,

        И белым лебяжьим пером.

         Ты выше цены и расценки –

         В году сорок первом, потом

         Писался в немецком застенке

         На слабой извёстке огнём.

         Владыки и те исчезали

         Мгновенно и наверняка,

         Когда невзначай посягали

         На самую суть языка.

       1 ведущий.  Дорогие друзья!  Ценители русского слова! Для вас мы проводим сегодня литературно-музыкальный вечер под названием «Люблю тебя, родной язык!» Что такое язык общества?     Это не просто средство передачи информации, бездушное орудие, которым мы привычно пользуемся. Язык может жить своей собственной жизнью. Он может диктовать нам свои условия и в то же время быть послушным и преданным человеку.

     Как же глуп был главный герой комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка, считая, что прожить можно и без грамматики.

 (инсценирование отрывка  из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»).

Действие 4. Явление 8

Стародум. О, сударыня! До моих ушей дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперёд, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цифиркина. ( К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.

Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка.

Простаков. Всему, мой отец.

Митрофан. Всему, чему изволишь.

Правдин. (Митрофану). Чему ж бы, например?

Митрофан (подаёт ему книгу). Вот, грамматике.

Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж в ней знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…

Правдин.Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь? Котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему ж?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?

Простаков. Каково, мой отец?

Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силён.

2 ведущий.

           Задумайтесь: наш родной язык может удовлетворить потребности человека в общении и в эпоху княжеской Руси, и в век высочайших компьютерных технологий. Значит, как и сам человек, язык способен развиваться и совершенствоваться, помогая в этом и нам.

          Ещё античный поэт Гораций нашёл для этого свойства языка простую и точную метафору:

          Словно деревья меняют листву,

                          обновляясь с годами,

          Так и слова: что раньше взросло,

                          то и раньше погибнет,

          А молодые ростки расцветут

                          и наполнятся силой.

1 ведущий.

Не замечая, не задумываясь, мы произносим слова, которым более сотен лет. Эти слова пришли из общеславянского в древнерусский, а потом в наш современный русский язык. Это знакомые всем слова: мать, отец,

 сын, брат и др. Более 1110 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

          Кириллица.  

Так вот они – наши истоки,

Плывут в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь,

Так вот где, так вот где впервые

Обрёл у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

2 ведущий.

Если заглянуть в историю, то мы вспомним, что значило для народной жизни Слово вообще? Оно приравнивалось нашими предками к самостоятельной жизни. Вместе с тем оно утешало, помогало, побуждало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло.

Слова  (Вадим Шефнер)  

Много слов на земле. Есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева…

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-

С ними в поен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке есть у нас:

СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА И ЧЕСТЬ

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамёна в чехле их в душе берегу.

Кто их часто твердит – я не верю тому,

Позабудет о них он в огне и дыму.

Он не вспомнит о них на горящем мосту,

Их забудет иной на высоком посту.

Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,

Оскорбляет героев бесчисленных прах,

Тех, кто в тёмных лесах и в траншеях сырых,

Не твердя этих слов, умирали за них.

Пусть разменной монетой не служат они-

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту-

Береги изначальную их чистоту.

Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,

Только эти слова тебе могут помочь!

(Песня « Моя Россия»)

 1 ведущий.       

          Рассказывают, что в годы Великой Отечественной войны  к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку.

      И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось всё больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, твёрже становилась походка, выше поднята голова.

       Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошёл в музей и всё понял. Первое, что видел каждый, были слова:

       «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» 

2 ведущий.  Умение образно, умно и тактично говорить было причиной уважения и почтительности. Реформатор русского языка Михаил Васильевич Ломоносов с гордостью писал: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским, с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.»

1 ведущий.

      Русский язык – это язык, созданный самим народом, великими мастерами слова -  учёными-лингвистами. Это язык классической литературы. Нельзя считать  себя культурным человеком, не зная содержания романа Л.Н.Толстого «Война и мир», М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»,  трепетно-чувственной лирики  Ф.И.Тютчева и С.А.Есенина.

 « Клён ты мой опавший» (Сергей Есенин)

( романс «Гори, гори, моя звезда…»)

2 ведущий.

Наша родная горшеченская земля славится своими талантами, искусными знатоками  живого русского слова. Это член союза писателей России, известный поэт Леонид Гаврилович Наливайко, местная поэтесса Екатерина Максимовна Матусова  и др.

Любовью к родному языку, проникновенным лиризмом, животрепещущими темами  наполнены стихотворения учителя русского языка и литературы Надежды Николаевны Богдановой.  Она выпустила свой сборник стихотворений «Открыть эту дверцу заветную». (чтение стихотворений из сборника)

1 ведущий. К сожалению, в последнее время в обществе сложилось негативное отношение к родному языку: молодые люди стали пренебрегать правилами русской орфографии, уместным использованием лексики различных стилей речи. Всё чаще в разговоре прослеживаются жаргоны, вульгаризмы, так называемый молодёжный сленг.

(инсценировка  «Стрёмный Онегин»)

Два школьника беседуют в трамвае о Пушкине.

  • Слышь, дятел, ты «Евгения Онегина» читал?
  • Было как-то по приколу. Высшее произведение. А что?
  • Да мы сейчас его проходим. А у меня – полный голяк. Если меня завтра на уроке дёрнут – всё, приехал! Гусака схвачу на сто процентов.
  • Ладно, обломайся! Хочешь, содержание прогоню?
  • Давай, хоть что-нибудь трекну.
  • Значит, так. Онегин вообще прикольный был. Всё его ломало, и от балов он уже не тащился. Короче, не жизнь, а сплошной отходняк. А тут лажа такая: у его предка бабки кончились и дядя кинулся, но деревеньки оставил. По началу соседи к Онегину целыми сарафанами на хвост падали. А он на коня – и линял куда-нибудь. Дальше такой расклад: нарисовался ещё один стремак – Ленский, тоже сосед, но с ним они скентовались. И погнали прикалываться на пару. Ленский стихи вяжет, а Онегин с них рубится.
  • Ты давай короче,- поторопил рассказчика приятель,- мне через две остановки вылазить.
  • Короче, Татьяна накатала Онегину стрёмное письмо. Давай, мол… а он ей чайник повесил. Потом и Ленскому подлянку замочил. А тот на него как отвяжется: «Дуэль, дуэль!» Вместо того, чтобы просто помахаться, Онегин его кокнул и дёрнул из деревни.
  • И чем вся эта баня закончилась?
  • Они с Татьяной на одном сходняке встретились. И он ей сразу погнал: «Заколебала меня такая жизнь, давай поженимся». А она ему лепит такую котлету: «Всё, парень, отползай. Поезд ушёл». Онегин глухо обломался и свалил в туман. Ну, как, ништяк?
  • Да-а, сильная штука. Ты теперь давай к Лермонтову приколись. Мы на следующей неделе «Героя нашего времени» проходить будем.

2 ведущий.

Это происходит потому, что мы подчас забываем, что язык – наша культура, история, богатство. Знание родного языка определяет гуманистическую сущность, нравственную позицию гражданина России.

(«Родной язык»  Валерий Брюсов)

Мой верный друг! Мой раб коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик.

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил,

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил…

Твои богатства, по наследству,

Я дерзкий, требую себе.

Призыв бросаю, - ты ответствуй,

Иду, - ты будь готов к борьбе!

Но, побеждён иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты – Мститель мой, ты – мой Спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!

1 ведущий.

   
 В настоящее время телевидение и радио двигают язык вперёд, изменяя его. Но почему же тогда поэты и писатели выступают с требованием защитить наш «великий и могучий язык»? Почему всё чаще и чаще звучат слова о необходимости бережного отношения к языку?  

Вот и эпиграфом нашего вечера являются слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

(песня «Ночь»)

2 ведущий.    Развиваясь, язык должен оставаться литературным. Каждый уважающий себя человек должен любить, беречь и знать свой родной язык.  А сейчас проведём с вами небольшую викторину.

       

Викторина .

О каких знаках препинания идёт речь?

1. Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

                                (восклицательный знак)

2.   Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

                  (?)

3.  Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

          (многоточие)

4.   Он очень вежлив

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь».

И в тихом лунном слове  «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить.

                   (мягкий знак)

  1. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (ё)
  2. Что означают выражения:

Шиворот-навыворот (наизнанку)

Спустя рукава (небрежно, неохотно)

Точить лясы (без пользы проводить время)

  1. Перечислите по порядку с помощью наречий 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня?

(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

  1. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?

(псковичи, уфимцы, Томичи, куряне, туляки)

  1. Укажите существительное женского рода: профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь.

(вермишель)

  1. Превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число.

(мель, уголь, шесть).

  1. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?

(многоточие, тире, кавычки)

  1. Отгадайте загадки.

Какая водица только для грамотного годится?

(чернила, паста)

13.В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу…

(дневник)

  1. Стоит дом, кто в него войдёт,

             Тот ума приобретёт.

          (школа).

  1. чёрные, кривые, от рождения немые,

станут в ряд – сразу заговорят.

 (буквы).

1 ведущий.

Родной язык – это наш дом, наше духовное жилище, Если не любить и не обустраивать свой дом, то и не воспитать привязанности к нему, не пробудить чувства ответственности за его настоящее и будущее.

 Выучи русский язык

 Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,-

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник…

Если штурмуешь познания кручи-

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник.

Блещут зеркальностью русского слога

Выучи русский язык.

2 ведущий.

Вот и подошёл к концу наш литературно-музыкальный вечер. Благодарим всех за внимание.  Желаем всем успешного освоения родного русского языка.

Цели:   1) Обобщить и систематизировать материал о роли русского

               языка в жизни общества;

              2) формировать представление о гуманистической сущности

                языка;

  1. воспитывать нравственную позицию гражданина России,

несущего моральную ответственность за судьбу родного языка.

   Знания:  усвоить, что русский язык богат и неисчерпаем; каждый гражданин России обязан знать и любить родной язык

   Умения: применять полученные знания о языке на практике, повышать уровень речевой культуры.

  Навыки: соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи

Универсальные учебные действия  (УУД)

Регулятивные: вникнуть в рассуждения   мастеров русского слова о значении родного языка.

Познавательные: проследить историю становления русского языка, его развитие и совершенствование.

Коммуникативные: развивать базовые умения использования языка во всех сферах общения.

Личностные результаты: следить за собственной речью в повседневной жизни.

Форма проведения: литературно-музыкальный вечер

Оборудование:

 

1. Плакат с высказыванием И. С. Тургенева о русском языке. 2. Диски   с песнями «Моя Россия», «Ночь» (рок-группа «Легион»), романс «Гори, гори, моя звезда…» в исполнении народного артиста Николая Сличенко.

   

                                                                                                                                                               

        

                   

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-проэтической композиции "Люблю тебя, мой край родной!"

Сценарий досуга с участием детей и взрослых, посвящённого родному городу Суздалю. В сценарий вошли произведения местных авторов....

Литературно-музыкальная композиция "А у тебя устало слезы льются..."

Литературно-музыкальная композиция "А у тебя устало слезы льются..." посвящена женщинам-героиням Великой Отечественной войны....

Литературно-музыкальная композиция "Родной язык-богатое наследство", посвященная Международному Дню родного языка

Данный сценарий поможет учителям русского и татарского языка грамотно организовать и интересно провести мероприятие,посвященное Международному Дню родного языка....

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Район родной, все песни о тебе» к 90-летию Тулунского района

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Район родной, все песни о тебе» к 90-летию Тулунского района...

Литературно-музыкальная композиция "Я люблю тебя,Россия"

Внеклассное мероприятие о культуре России, о чертах и особенностях русского народа,о её прошлом,настоящем и будущем.В проведении праздника участвует фольклорный ансамбль "Россияночка",которы...

Литературно музыкальная композиция «Люблю тебя, моя Россия».

Литературно музыкальная композиция«Люблю тебя, моя Россия».  Цель мероприятия: - Формирование патриотизма, гражданственности и общественной активности подрастающего поколения.Зад...