Рабочая программа по литературе для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс)

Севастьянова Ирина Никитична

Рабочая программа по предмету "Литература" для 11 класса по программе В.Я.Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_11kl_2019-2020_1_1.docx996.71 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\МО\Титульники\Литер 11 001.jpg

                                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литература» среднего общего образования составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общеобразовательных учреждений, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.

- Программы. Коровина В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень). -М.: Просвещение, 2007.

Цели и задачи программы

 Цель — способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  • формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
  • осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
  • осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
  • используют различные форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах – и авторов: возможность выбора при этом не может быть беспочвенной декларацией.

Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и помогает осознанию ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В программе на изучение литературы отводится:

в 11 классе – 102 часа.

          Согласно учебному плану МБОУ Школа № 108 «Взлет» г. о. Самара на изучение предмета отводится:

в 11 классе – 3 часа в неделю.

Учебно – методический комплект

Программа:  Коровина В.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (Базовый уровень). -М.: Просвещение, 2007. 

Учебники:. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / Под редакцией В.П. Журавлева. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) В 2-х частях.  М.: Просвещение, 2015.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик должен  знать:

  • логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XII—XIX вв.;
  • основные литературные направления русской литературы XVIII—XIX вв.;
  • краткие биографические сведения об изученных писателях;
  • содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе;
  • логику развития историко-литературного процесса в XX в.;
  • важнейшие литературные направления XX в.;
  • биографические сведения об изученных писателях;
  • содержание изученных произведений; отчетливо представлять себе роль и место  
  • изученного художественного произведения в литературном процессе, а так¬же его  судьбу в читательской практике.

уметь:

  • определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;
  • использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу;
  • давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
  • свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы;
  • ориентироваться в различных типах справочной  литературы и активно ее использовать;
  • владеть различными приемами изучения художественного текста как при классном анализе, так и при самостоятельном чтении;
  • определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение;
  • использовать биографические материалы, а также литературоведческую и критическую литературу;
  • давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению;
  • свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы;
  • активно и целесообразно использовать различные виды справочной литературы;
  • при необходимости обращаться к различным формам взаимодействия искусств, используя эти материалы как при обращении к конкретному произведению, так и к определенным этапам литературного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ЛИТЕРАТУРА»

11 КЛАСС (102ч.)

Введение История XX в. и судьбы искусства. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Острота постановки вопроса о роли искусства в начале XX в. Сложности периодизации русской литературы XX в. Пути развития русской литературы после 1917 г.: советская литература, литература, «возвращенная» читателю, и литература русского зарубежья и их объединение. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия. Поиски путей формирования общего взгляда на сложный литературный процесс в современном литературоведении.

Теория. Литературный процесс, сложности и противоречия.

Зарубежная литература первой половины XX века 

Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.

Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Название произведения и его герой, который не сдается.

Б. Шоу. «Пигмалион». Своеобразие конфликта в пьесе. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер. Лирика («Мост Мирабо» и др.). Экспериментальная направленность лирики.

Теория. Модернизм.

Русская литература рубежа XIX—XX веков 

Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Обогащение реализма достижениями других литературных направлений. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.

Теория. Литературное направление. Литературные направления начала XX в.

Реализм

Развитие критического реализма. Традиции и поиски нового в творчестве писателей-реалистов. Роль писателей-реалистов в литературном процессе рубежа XIX — XX вв.

Теория. Традиции и новаторство.

И. А. Бунин. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последнийшмель», «Одиночество», «Песня»(по выбору учителя и учащихся). Традиции XIX в. в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство «красочных и слуховых ощущений» (А.Блок). Чувство всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Элегическое восприятие действительности. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова.

«Господин из Сан-Франциско». Толстовские и чеховские традиции в прозе Бунина. Осуждение бездуховности существования. Изображение мирового зла в рассказе. Тесная связь мира человека и того, что его окружает: городского пейзажа и картин природы.

«Чистый понедельник» — любимый рассказ Бунина. Поэтизация мира ушедшей Москвы. Герои и их романтическое и трагическое чувство. Литературные реминисценции и их роль в рассказе. Неожиданность финала.

«Темные аллеи». Трагизм сюжетов. Образы героинь рассказов.

Концентрированность повествования как характерная черта рассказов Бунина. Их эстетическое совершенство.

Теория. Психологизм.

A. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Богатство типажей в рассказах Куприна. Динамичность сюжетов. «Гранатовый браслет». Романтическое изображение любви героя к Вере Николаевне. Сопоставление чувств героя с представлениями о любви других персонажей повести. Роль эпиграфа в повести, смысл финала. Мастерство Куприна-реалиста.

Теория. Критический реализм.

B. Г. Короленко. «Без языка», «Река играет» и др. Гуманистический пафос произведений писателя. Защита человеческого достоинства.

М. Горький. «На дне», литературные портреты («Лев Толстой», «А. П. Чехов»), публицистика. Жизнь, творчество, личность. Раннее творчество. Суровая правда рассказов и романтический пафос революционных песен («Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике»). Соотношение романтического идеала и реалистической картины жизни в философской концепции Горького.

Горький-драматург. Популярность его пьес. Особая судьба пьесы «На дне». «На дне» как социально-философская драма. Спор о назначении человека. Три или две правды в пьесе? Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин). Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Композиция пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.

Литературный портрет как жанр. Проблема изображения исторической личности. Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким. Лев Толстой в восприятии писателя: самобытность и противоречивость великого старца. Образ Чехова в восприятии и изображении писателя.

Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицистика последних лет («О том, как я учился писать» и др.).

Роль Горького в судьбах русской культуры.

Теория. Социально-философская драма. Литературный портрет.

Поэзия конца XIX — начала XX века 

Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из направлений в искусстве начала XX в. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Предпосылки модернизма и входящих в него течений в русской литературе (романтическая поэзия В. А. Жуковского, философская лирика Ф. И. Тютчева, теория «чистого искусства», импрессионистическая лирика А. А. Фета). Сущность модернизма и его просчеты. Модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками» (Э. Золя). Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма.

Символизм.

Истоки. Эстетические взгляды символистов. Пафос трагического миропонимания. Интерес к проблемам культурных традиций разных народов. «Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Неоромантизм «младосимволистов». Кризис символизма (с 1910 г.).

В.Я.Брюсов. «Творчество», «Юному поэту», «К портрету М.Ю.Лермонтова», «Конь блед», «Памятник», «Юношам» (по выбору учителя и учащихся). Брюсов как теоретик символизма. Рационализм, нарочитая отточенность стиля. Культ формы в лирике Брюсова. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений.

К.Д.Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Бальмонта. Музыкальность стиха.

А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

А.А.Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы» (по выбору учителя и учащихся). Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Поиски эстетического идеала. Влияние философии Владимира Словьева на Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Эволюоция творчества. Тема России и основной пафос патриотических стихотворений. Трагедия поэта в «страшном мире». Лирический герой поэзии Блока.

«Двенадцать» — первая попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. Сочетание конкретно-исторического и условно-символического планов в романе. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме. Философская проблематика.

Теория. Символ в поэтике символизма.

Акмеизм.

Истоки акмеизма. Акмеизм как национальная форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма (статья Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»). Мужественный и твердый взгляд на жизнь. Поэзия Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой, С. М. Городецкого, Г. И. Иванова, В. Н. Нарбута и др.

Н.С.Гумилев. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Рублев» и др. (по выбору учителя и учащихся). Героический и жизнеутверждающий пафос поэзии Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Россия и Африка. Трагическая судьба поэта.

Футуризм.

Возникновение футуризма. Русский футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Отказ футуризма от старой культуры. Поиски новой формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приемы плаката, графический стих («лесенка» Маяковского). Абсолютная новизна как установка футуристов. И. Северянин (эгофутурист),

В. Маяковский, Д.Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский (кубофутуристы). Конец футуризма.

И. Северянин. «Интродукция», «Эпилог» («Я гений, Игорь Северянин...»), «Двусмысленная слава» и др. Эмоциональная яркость стиха. Оригинальность словотворчества.

B. В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз...» и др. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В.В.Маяковский. «А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. Дух бунтарства в ранней лирике. Словотворчество поэта.

«Облако в штанах». Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

Теория. Тоническое стихосложение.

Крестьянская поэзия.

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. «Осинкшка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Изображение труда и быта деревни, тема родины, особое восприятие городской цивилизации. Религиозные мотивы. Выражение национального самосознания.

C.А.Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустахбагряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя,Шаганэ!..», «Русьсоветская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное...». Жизнь и творчество. Трагическая судьба поэта. Глубокое чувство родной природы. Любовь и сострадание «ко всему живому». Народно-песенная основа лирики поэта. Лиричность и исповедальность поэзии Есенина.

«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Лирика Есенина в музыке. Теория. Имажинизм.

Русская литература 20—40-х годов (обзор) 

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. «Серапионовы братья». Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

Тема России и революции в творчестве писателей нового поколения: «Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Разгром» А. Фадеева и др.

Поиски нового героя эпохи: «Чапаев» Д. Фурманова, «Ветер» Б. Лавренева, «Как закалялась сталь» Н. Островского и др.

Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н. Тихонов, М. Светлов, В. Луговской и др.).

Сатирическое изображение эпохи: рассказы М. Зощенко, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.

Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее (А. Платонов.«Чевенгур»).

А. Н. Толстой. «Петр Первый». Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А. Толстой, М. Алданов). Картины Руси XVII в. в романе «Петр Первый». Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

Теория. Исторический роман.

А.А.Фадеев. «Разгром». Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Дилогия двух авторов. Сатирическая картина 20-х гг. Герои и их свершения. Остап Бендер как герой своего времени. Дилогия как новый тип романа фе лье тона.

М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоскапо родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О.Э.Мандельштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Загремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мойгород...» и др. Яркость поэтической палитры поэта. Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А.А.Ахматова. «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Роднаяземля». Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б.Л.Пастернак. «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,«Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...»,«Любить иных —тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «Зимняя ночь». Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление «поймать живое». Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

«Доктор Живаго» (обзор). Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков. «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (по выбору учителя и учащихся). Жизнь, творчество, личность.

«Белая гвардия». Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. «Дни Турбиных» — пьеса по роману «Белая гвардия». Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

«Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Теория. Разнообразие типов романа в русской литературе XX в.

А. П. Платонов. «Котлован», «Сокровенный человек», «Шарманка», «Впрок» и др. (по выбору учителя и учащихся). Трудная судьба писателя. «Непростые» простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М. А. Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Методика. Споры по поводу авторства романа-эпопеи «Тихий Дон» предполагают особую тщательность его текстуального анализа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы 

Русская литература в изгнании. Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай — центры зарубежной русской литературы. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом (1925— 1935). Поэзия русской эмиграции (М. Цветаева, В. Ходасевич, Г. Иванов и др.). Проза русской эмиграции (И. Бунин, И. Шмелев, А. Ремизов, Б. Зайцев, В. Набоков, Г. Газданов, М. Алданов и др.). Споры о литературе и ее роли. Судьбы молодого поколения писателей эмиграции.

И. С. Шмелев. «Солнце мертвых». Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

М. А. Алданов. «Чертов мост». Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

В. В. Набоков. «ЗащитаЛужина»

Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза», «Сказка» и др.). Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Дар» и другие произведения. Романы на английском языке («Лолита», «Пнин», «Бледный огонь», и др.).

«Защита Лужина» как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

Теория. Автор двух литератур.

Великая Отечественная война в литературе 

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, О. Берггольц и др.). Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Повести В. Кондратьева «Сашка», В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Теория. Жанровое богатство произведений литературы на тему войны.

Русская литература 50—90-х годов XX века (обзор) 

Литература 50-х — начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев: А. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»; В. Шаламов. «Колымские рассказы».

Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели» (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др.).

«Городская» проза: нравственная проблематика и художественные особенности произведений. Ю. Трифонов «Обмен»

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в рассказах В. Шукшина.

Драматургия. Нравственная острота проблематики пьес.

Литература народов России. М. Джалиль, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров.

Литература русского зарубежья. «Вторая волна» русской литературной эмиграции: И. Бродский, А. Солженицын.

«Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов.

Осмысление истории русской литературы как единого процесса.

Авторская песня в развитии литературного процесса и музыкальной культуры народа. Песенное творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора.

Литературные журналы. Их позиция и роль в культурной жизни страны: «Новый мир», «Октябрь» и др.

Возрастание роли публицистики, публицистическая направленность многих художественных произведений конца 80—90-х гг.

Теория. Новые тенденции в развитии русской литературы.

Методика. При изучении обзорной темы особенно важен отбор авторов и произведений, поскольку еще не устоялись оценки и творчество ряда писателей находится в процессе становления. Некоторые имена могут быть исключены, могут возникнуть новые, что естественно, так как в этом разделе программа обращается практически к сегодняшнему дню литературы.

А.Т.Твардовский. «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горькимсобственной персоны...» и др. Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

Теория. Проблемы традиций и новаторства в литературе.

И.А. Бродский. Стихотворения из сборников «Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся). Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

A. И. Солженицын. «Один день Ивана Де нисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»(главы). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущеестраны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Трагические страницы в истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жестоким руководством в колхозах. Семья Пряслиных как носительница лучших народных традиций. Колхозная деревня в годы Великой Отечественной войны. «Поездка в прошлое» как повесть-воспоминание и как материал для наблюдения за процессом творчества писателя.

B. П. Астафьев. «Печальный детектив»

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу.

В. Г. Распутин. «Последний срок» Трагическое решение проблемы отцов и детей.

Зарубежная литература второй половины XX века 

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX в. Развитие реалистических традиций. Литература постмодернизма.

Э. Хемингуэй. «Старик и море». Раздумья писателя о человеке и его жизненном пути. Роль художественной детали и реалистической символики в повести.

Теория. Постмодернизм.

Литература на современном этапе 

Общий обзор произведений последних лет. Поиски новых жанров. Произведения, утверждающие положительные идеалы. Авторы, активно отстаивающие бережное отношение к человеку, природе, талантливым и трудолюбивым людям, обустраивающим родную землю. Постмодернизм. Обзор последних публикаций, получивших общественный резонанс.

Итоги

Судьбы русской литературы в драматическом процессе движения культуры и литературы конца тысячелетия. Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX в. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. Литература XX в. как форма отражения сложности окружающего нас мира.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

КЭС

Литература рубежа веков (1 ч.)

1.

Введение. Русская литература в контексте мировой культуры.

1

1.6

И.А. Бунин (4 ч.)

2.

Лирическое мастерство И.А. Бунина

1

7.1.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12.

3.

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

1

7.1.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12.

4.

Своеобразие любви в рассказе «Чистый понедельник»

1

7.1.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12.

5.

Рассказ «Антоновские яблоки»

1

7.1.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12.

А.И. Куприн (5 ч.)

6.

А.И. Куприн. «Олеся». Богатство духовного мира героини, трагичность ее судьбы.

1

7.1.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12.

7.

«Да святится имя Твое…» Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

1

7.1.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12.

8.

Проблематика повести Куприна «Поединок»

1

7.1.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12.

9-10

РР 1-2. Сочинение по творчеству Бунина и Куприна

2

7.2., 7.3.

М. Горький (5 ч.)

11.

М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького

1

7.1.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12.

12-13

Социально-философская драма М. Горького «На дне»

2

7.3.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12

14

«Три правды» в пьесе Горького «На дне»

1

7.3.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12

15

РР3. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. Горького.

1

7.3.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12

Серебряный век русской поэзии (9ч.)

16.

«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» Серебряный век русской поэзии.

1

1.6

17.

Символизм как литературное направление

1

1.6

18.

Поэзия В. Брюсова

1

7.4.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12

19.

Поэзия как волшебство в творчестве К.Бальмонта

1

7.4.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12

20.

Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого

1

7.4.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12

21.

Акмеизм как литературное направление

1

1.6.

22.

Мир образов Н. Гумилева

1

7.4.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12

23

Футуризм. Поэзия В. Хлебникова

1

1.6

24.

«Эгофутуризм» И. Северянина

1

1.6

А.А. Блок (6 ч.)

25.

А. Блок: судьба и творчество. Цикл «Стихи о прекрасной даме»

1

7.4.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.

9.,

1.12

26

Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка»

1

7.4.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.

9.,

1.12

27.

Тема Родины в творчестве Блока

1

7.4.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.

9.,

1.12

28.

Поэма А. Блока «Двенадцать». «Слушайте революцию!»

1

7.5.,

1.3., 1.5.,

1.8., 1.

9.,

1.12

29

1. Контрольная работа по литературным направлениям Серебряного века.

1

1.3., 1.5., 1.8.,

1.9., 1.12

30.

РР4. Сочинение по творчеству А. Блока  (домашняя заготовка)

1

1.1.

Новокрестьянская поэзия (1 ч.)

31

ВЧ Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии (творчество Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, П.В. Орешина)

1

1.3., 1.5., 1.8.,

1.9., 1.12

С.А. Есенин (5 ч.)

32.

Сергей Есенин как национальный поэт. "В сердце светит Русь"

1

1.3., 1.5., 1.8.,

1.9., 1.12

33.

Искренняя любовь и сострадание ко всему живому в лирике Есенина.

1

1.3., 1.5., 1.8.,

1.9., 1.12

34.

Любовная лирика Есенина

1

1.3., 1.5., 1.8.,

1.9., 1.12

35.

Поэма « Анна Снегина» – одно из выдающихся произведений русской

1

1.3., 1.5., 1.8.,

1.9., 1.12

36

«Русь уходящая» и «Русь советская» в поэме «Анна Снегина»

1

1.3., 1.5., 1.8.,

1.9., 1.12

В.В. Маяковский (6 ч.)

37

Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского

1

7.7., 1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.

38

Маяковский и революция

1

7.7., 1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.

39

Своеобразие любовной лирики Маяковского.

1

7.7., 1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.

40-41.

Сатирическая лирика и драматургия Маяковского.

2

7.7., 1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.

42.

РР5. Сочинение по творчеству Маяковского и Есенина

1

7.7., 1.3., 1.5.,

1.8., 1.9.

Литературный процесс 20-х гг. (6 ч.)

43

Литературный процесс 20-х гг.

1

1.6.

44-45

Роман А. Фадеева "Разгром". Особенности жанра и композиции. Проблема гуманизма

2

7.15.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

46

ВЧ Образ революции в творчестве И. Э. Бабеля

1

7.15.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

47-48

Сатира 20-х гг. (творчество М. Зощенко и А. Аверченко)

2

7.15.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

Е.И. Замятин (3 ч.)

49

Развитие жанра антиутопии в романе Е. Замятина "Мы"

1

1.6

50

Судьба личности в тоталитарном государстве

1

7.15.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

Литературный процесс 30-х гг. (1 ч.)

51

Литературный процесс 1930-х гг.

1

1.6

52

2. Контрольная работа по теме «Литературный процесс 1920-х гг.»

1

1.1

М.А. Булгаков (6 ч.)

53

М.А. Булгаков. Жизнь, личность, творчество.

1

7.15.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

54

Сатира Булгакова

1

7.15.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

55

Роман «Мастер и Маргарита. История романа. Жанр и композиция.

1

7.15.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

56

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

1

7.15.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

57

Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита»

1

7.15.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

58

РР6. Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

1

7.15.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

А. Платонов (2 ч.)

59

Оставаться человеком!.. Трудная судьба А. Платонова. Пророческое слово Платонова. Характерные черты времени в повести "Котлован"

1

7.20.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

60

Пространство и время в повести «Котлован». Метафоричность художественного мышления автора

1

7.20.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

О.Э. Мандельштам (1 ч.)

61

Жизнь и творчество О. Мандельштама

1

7.10.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

М.И. Цветаева (2 ч.)

62

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество

1

7.9.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

63

Поэтический мир Цветаевой

1

7.9.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

А.А. Ахматова (4 ч.)

64

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой

1

7.11.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

65

Судьба России и судьба поэта в лирике

1

7.11.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

66

«Реквием» Особенности жанра и композиции.

Единство трагедии народа и поэта.

1

7.11.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

67

3. Контрольная работа по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой.

1

1.1

Н.А. Заболоцкий (1 ч.)

68

Человек и природа в поэзии Н.Заболоцкого

1

7.9.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

М.А. Шолохов (6 ч.)

69

М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность. "Донские рассказы"

1

7.13.,

1

.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

70

Картины жизни донских казаков в романе "Тихий Дон"

1

7.13.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

71

"Чудовищная нелепица войны" в изображении Шолохова

1

7.13.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

72

"В мире, расколотом надвое". Гражданская война в изображении Шолохова

1

7.13.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

73

Судьба Григория Мелехова

1

7.13.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

74

РР7. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Тихий Дон»

1

7.13.,

1.4.,

1.5., 1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

Литература периода Великой Отечественной войны (1 ч.)

75

Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор.

1

8.1., 8.2., 8.3.

Литература 50-90-х гг. (5 ч.)

76

Темы и образы русской литературы 50-90-х гг.

1

8.2.

77

«Лейтенантская  проза»

1

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

78-79

Особенности психологического изображения в романе Ю. Бондарева «Горячий снег»

2

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

80

ВЧ Повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой»

1

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

А. Т. Твардовский (2 ч.)

81

Жизнь и творчество. Лирика Твардовского.

1

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

82

Народный характер поэмы «Василий Теркин». «Теркин на том свете» - поэма-сказка, поэма-сатира.

1

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

Б. Л. Пастернак (3 ч.)

83

Человек, история и природа в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"

1

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

84

Христианские мотивы в романе. Стихотворения Юрия Живаго

1

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

85

4. Контрольная работа по теме «Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»

1

1.1

А.И. Солженицын (2)

86

А.И.Солженицын Жизнь и творчество.

1

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

87

РР 8. Анализ повести «Матренин двор».

1

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

В.П. Астафьев (2 ч.)

88

Взаимоотношения человека и природы в сборнике рассказов «Царь-рыба»

1

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

89

Нравственные проблемы романа «Печальный детектив»

1

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

В.Распутин (2 ч.)

90-91

Нравственная проблематика повести «Прощание с Матерой»

2

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

Ю. Трифонов (1 ч.)

92

«Городская проза» в современной литературе. «Вечные темы» и нравственные проблемы в повести «Обмен».

1

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

А. Вампилов (2 ч.)

93-94

ВЧ Темы и проблемы современной драматургии. А. Вампилов. Слово о писателе. «Старший сын»

2

8.1.,

1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14.

Авторская песня (2 ч.)

95-96

Авторская песня

2

8.2., 1.4., 1.5.,

1.8., 1.9.,

1.12., 1.14

«Возвращенная литература» русского зарубежья (1 ч.)

97

Литература русского зарубежья. Возвращенные имена и произведения.

1

1.6., 8.2

Обзор литературы последнего десятилетия (5 ч.)

98

Литературный процесс конца 20 – начала 21 вв.

1

1.6., 8.2

99

Проза В. Пелевина. Сатира в повести «Затворник и Шестипалый»

1

8.2

100

Новейшая русская поэзия

1

1.6., 8.2

101

5.  Контрольная работа (сочинение)

1

1.1

102

Повторение и обобщение изученного

1

1.6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...