Внеклассное мероприятие "По страницам литературных произведений"
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

Внеклассное мероприятие проводится в форме литературной гостиной.  Звучат стихотворения русских поэтов, инсценировки отрывков из произведений русской классической литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Цель: воспитывать у учащихся любовь к книге, приобщать детей к чтению  произведений русской классической литературы, расширять знания  школьников о жизни и творчестве   писателей и поэтов, развивать кругозор, познавательные интересы, способствовать развитию коммуникативных умений детей, развивать творческие способности детей, создавать  благоприятную  эмоциональную среду и психологический климат в детском коллективе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор для показа презентации, декорации для инсценировки.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово.

   -  Добрый день, дорогие  друзья!

-  Мы рады видеть вас  вновь в нашей литературной гостиной!

Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
- Этими словами  поэта Виктора  Бокова  мы хотим начать нашу встречу   в литературной гостиной.

- Ведь говорить сегодня  мы будем о книгах.

- О серьезных книгах, о произведениях  русской классической литературы.

- Поэтому  сегодня мы сознательно  не пригласили малышей,

-  ребят 5- 6 классов.

- Сегодня в нашей литературной гостиной присутствуют только  старшеклассники, ученики 7,8, 9 классов.

- Тема  нашей встречи -  «По страницам произведений русской классической литературы»

-  Давайте вспомним писателей и поэтов, которых мы называем  классиками русской литературы, по их портретам.

А. С. Пушкин.

М. Ю. Лермонтов.

И. А. Крылов.

Н. А. Некрасов

А. П. Чехов.

Кто из них писал стихи, а кто прозу?

2. А.С. Пушкин.

  Первая страница  в нашей литературной гостиной посвящена  А. С. Пушкину. Имя этого великого русского поэта сопровождает нас все жизнь.  

-Ребята, вы много уже знаете о жизни, творчестве поэта,  много прочитали его произведений.

- Что вы знаете о жизни и творчестве А. С. Пушкина?

1) Где родился А. С. Пушкин?

2) Кто воспитывал поэта в детстве?

3) Где учился будущий поэт?

4) Вспомните и назовите сказки А. С. Пушкина.

- Давайте перенесемся в удивительный, чудесный, волшебный мир сказок А. С. Пушкина.

 3.. Просмотр  презентация «У Лукоморья»

 4. Инсценировка сказки А. С. Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде.

5. Стихотворения А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин одинаково талантливо   писал   стихи и прозу. Кроме  сказок он написал много стихотворений, поэм, романов.

Из данных названий произведений выберите только те, которые были написаны А.С.Пушкиным:                                                                                            

- «Руслан и Людмила»                                                                                  

   «Бородино»

    «Зимнее утро»;

   «Няне»;

- «Крестьянские дети»                                                                                  

  «Барышня-крестьянка».

-  А. С. Пушкин очень любил русскую природу. Поэт удивительно талантливо  воспевал ее красоту в своих стихотворениях.

-  Ученица 7 класса Круглова Маша замечательно  умеет их читать. Послушаем ее.

 6. Выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро».

-  Стихи А. С. Пушкина красивы, напевны. Поэтому многие стихотворения  положены на музыку. Так появились русские романсы.

- Один из романсов сегодня прозвучит в нашей литературной гостиной.

7. Прослушивание романса «Зимний вечер» на стихи А. С. Пушкина.

- Во времена Пушкина богатые люди устраивали балы. Молодые без устали танцевали вальсы, польки, мазурки.

-  Давайте и мы заглянем на один из таких балов, там сейчас танцуют  мазурку.

8. Танец  мазурка в исполнении танцевальной группы школы.

- Во времена А. С. Пушкина были распространены дуэли. Дуэль Пушкина  и Дантеса состоялась в январе 1837 года. Раздался роковой выстрел. И Пушкина не стало.

- В дни трагической гибели А. С Пушкина Россия услышала голос молодого, тогда еще неизвестного поэта, М. Ю. Лермонтова, который написал стихотворение «Смерть Поэта».

 - Давайте его послушаем.

9. Выразительное чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».

10. И. А. Крылов.

Вторая страница в нашей литературной гостиной посвящена  И. А. Крылову.

 Вся жизнь И. А. Крылова связана с городом  Петербургом.  В баснях Крылов высмеивает пороки людей и дает совет, как с ними бороться.

. За свою долгую жизнь И. А. Крылов написал около двухсот басен, которые мы читали на уроках чтения  и во внеурочное время. 

 - А теперь пришло время показать, как вы знаете басни И.А.Крылова.

Задание №1

 Вспомнить пропущенное слово в названии басни:

      «Ворона и  (лисица)».

«Волк на … ( псарне )».

«Кот и … ( повар )».

«Стрекоза и … ( Муравей )».

«Щука и …( Кот )».

«Осёл и … ( Соловей )».

«Муха  и ( Пчела)».

Задание №2.

 -  Закончите  цитату из басни Крылова.  Вспомните  как называется басня. 

 1. Сыр выпал –

                           /с ним была плутовка такова/

                     «Ворона и Лисица».

2. У сильного –

                         / всегда бессильный виноват/

              «Волк и Ягненок».

3. Когда в товарищах согласья нет –

                       /на лад их дело не пойдет

                                «Лебедь, Рак и Щука».

4. Ты все пела? Это дело –

                      /Так поди же попляши/

                                                           «Стрекоза и Муравей».

5. Ай, Моська! Знать она сильна –

                     /Что лает на слона/

                                                          «Слон и Моська».

6. А вы, друзья, как ни садитесь –

                     /Все в музыканты не годитесь/

                                                                      «Квартет»

11. Крылатые слова

  -  Приходилось ли вам, ребята, слышать слова из  басни в обычной речи? 

-   Как называются такие слова?  /Крылатые/.

 На  столах лежат карточки с «крылатыми» словами из басен Крылова. Ученики читают крылатые слова и объясняют смысл  выражения.)

1). А Васька слушает да ест.         «Кот и Повар»

Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания.

2) А ларчик просто открывался.    «Ларчик».

Крылатые слова советуют не  искать сложных решений  там, где дело решается просто.

3). У сильного  всегда бессильный виноват.   «Волк и Ягненок»

Употребляется при  несправедливых   обвинениях старшими младших по возрасту или должности.

4). Рыльце в пуху.  «Лисица и Сурок».

Употребляется в значении: быть причастным к чему-либо преступному, незаконному.

5). Избави, Бог, и нас от этаких судей.   «Осел и Соловей»

Так говорят, когда человек берется судить о том, чего сам не понимает.

6). Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

    А сапоги тачать пирожник        «Щука и Кот»

Мораль: каждый должен заниматься своим делом.

7) А вы, друзья, как не садитесь  «Квартет»

Все в музыканты не годитесь.

Так говорят, когда дело не ладится, потому что нет умения и согласия в коллективе.

8) А воз и ныне там.

Когда  люди не могут договориться, дело не делается.

12. Выразительное чтение басен по ролям.

- «Волк и Журавль»

- Кот и Повар»

13. Чтение басни педагогом.

14. А. П. Чехов.

   -  Жить пошло, скучно, безынтересно нельзя,  «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».  Автор этих мудрых слов - известный русский писатель А. П. Чехов.

- Эти слова были написаны более 100 лет назад, но звучат, словно они родились только что и относятся к современной жизни.

Родиной  А. П. Чехова по праву считается город Таганрог. Потом семья Чеховых   переезжает в Москву, где  Антон  заканчивает медицинский факультет Московского университета и получает диплом врача.

Мы тоже можем считать А. П. Чехова своим земляком.

А П. Чехов жил в городе  Истре и её окрестностях долгое время и работал в  местной больнице врачом.  На территории  Истринской больницы сохранился корпус, который так и называют  «чеховским».

Рядом со зданием Истринского Дома культуры находился дом, в котором  с 1884 года по 1886 год жил А. П. Чехов. Этот дом был разрушен во время войны в 1941году, об этом рассказывает мемориальная доска.

К 150 – летию  великого русского писателя Антона Павловича в г. Истре был открыт памятник писателю  на ул. 9-й Гвардейской дивизии, в  сквере  педагогического колледжа.

А. П. Чехов считается  мастером   короткого рассказа.

Давайте  вспомним по иллюстрациям  рассказы А. П. Чехова, которые мы читали на уроках чтения.

15. Работа с иллюстрациями к произведениям А. П. Чехова.

- «Каштанка»

- «Ванька»

- «Хамелеон»

- «Пересолил»

- «Тонкий и толстый»

- «Злоумышленник»

16. Инсценировка рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник».

17. Итог занятия.

«Доскажи  последнее слово в пословицах.

а) Век живи – век …(учись).

б) Ученье – свет, а неученье … (тьма).

в) Корень учения горек, а плод его …(сладок).

г) Грамоте учиться всегда …(пригодится).

д) Пилу точат, чтоб стала острее, а человека учат, чтоб стал…(умнее.)

е) Кто хочет много знать, тому надо мало…(спать).

- Назовите, на какую тему были все пословицы.

- Как вы считаете, подходят ли эти пословицы нашему занятию? Докажите свое мнение.

Всё, что создано умом,
Всё, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.

(Ю. Ванаг)

Сегодня в нашей литературной гостиной мы говорили о книгах русской классической литературы.

   Русская  литература обладает неоценимым качеством: она заражает нас высокой духовностью,

-  очищает душу,

- заставляет задуматься над жизнью.

-  Великие писатели, поэты  учат нас различать добро и зло, прекрасное и безобразное, искренность и  фальшь  

И среди них, конечно, и А. с. Пушкин, и  И. А. Крылов, и А. П.Чехов.

Мы призываем вас, ребята, читать  книги.

И вы станете интересными людьми, будете лучше разбираться жизни.

   Вот и  подошёл к концу наша встреча в литературной гостиной.

Но мы не прощаемся с вами, дорогие ребята.  Мы говорим вам: « До новых встреч в литературной гостиной».

12.Подведение итогов.

 «Доскажи словечко» (Команды отвечают по очереди.)                        

- Доскажите последнее слово в пословицах.                                          

а) Век живи – век …(учись).

б) Ученье – свет, а неученье … (тьма).

в) Корень учения горек, а плод его …(сладок).

г) Грамоте учиться всегда …(пригодится).

д) Пилу точат, чтоб стала острее, а человека учат, чтоб стал…(умнее.)

е) Кто хочет много знать, тому надо мало…(спать).

- Назовите, на какую тему были все пословицы.

- Как вы считаете, подходят ли эти пословицы к нашему конкурсу? Докажите свое мнение.

  

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра «По страницам художественных произведений…»

Авторский медиапродукт:. Литературная игра «По страницам художественных произведений…». Презентация Power Point Office 2007.Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.Цели игры: - воспи...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Математическая игра "По страницам литературных произведений" (9 класс)

Методическая разработка - сценарий внеклассного мероприятия в 9 классе "По страницам литературных произведений"....

БРЕЙН - РИНГ ПО СТРАНИЦАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ (ДЕНЬ ЗНАНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДУ ЛИТЕРАТУРЫ).

2015 год объявлен президентом Годом литературы. Году литературы и будет посвящена наше сегодняшнее мероприятие - “Литературный ринг”. Все  вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творче...

Литературная викторина "По страницам прочитанных произведений". 6 класс.

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 6 классе, в конце учебного года, либо в 7 классе, в начале учебного года. Также представленный материал будет интересен на внеклассных меро...

Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"

Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...

"Страница в социальных сетях как самохарактеристика героя литературного произведения"

Мне хотелось бы поделиться современным приемом обучения, который может пригодиться не только учителям русского языка и литературы, но и учителям истории, биологии и  химии, изобразительного искус...