Главные вкладки

    Патриотизм в лирике А.С. Пушкина
    методическая разработка по литературе (10 класс)

    Ткаченко Елена Олеговна

    Методическая разработка урока литературы на тему: "Патриотизм в лирике А.С. Пушкина"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_razrabotka_uroka.docx135.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение Республики Крым «Кадетская школа-интернат «Крымский Кадетский корпус»»

    Методическая разработка урока по литературе на тему:

    «Патриотизм в лирике А.С. Пушкина»

    pushkin-nashe-vse.orig.jpg

    Ткаченко Елена Олеговна

    Учитель русского языка и литературы

    г. Алушта,

    2019


    Тема:  Патриотизма в лирике А.С.Пушкина

    Цель:

    Сформировать у учеников чувство патриотизма на примере жизни и творчества А.С.Пушкина  

    Задачи:

     Образовательные:

    - обобщение знаний, полученных при изучении творчества А.С.Пушкина на уроках литературы;

    - составление  синквейнов по теме «Мой Пушкин».

    Развивающие:

    - развитие связной  речи;

    - развитие навыков выразительного чтения художественных текстов произведений А.С.Пушкина;

    -  развитие творческой инициативы, памяти и воображения.

    Воспитательные:

    - воспитание чувства патриотизма на примере жизни и творчества А.С.Пушкина;

    - воспитание и развитие коммуникативной культуры.

    Оборудование: 

    Выставка книг о А.С.Пушкине.

    Репродукции портретов А.С.Пушкина работы художников В. Тропинина, О.Кипренского.

    Аудиозапись музыки Г.Свиридова к повести А.Пушкина «Метель».

    Мультиимедийная установка.
    Демонастрационный экран.

    Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

    Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа по вопросам, устное сообщение (сжатое) учащихся по теме урока, письменный ответ на проблемный вопрос (синквейн), подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А.С.Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, реализация межпредметных связей с музыкой (метод деятельности -  частично-поисковый).


    Эпиграф к уроку

    Тебя, как первую любовь,
    России сердце не забудет…
    Тютчев Ф. И.

    Ход урока

    I. Организационный этап

    II.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся  

    На уроке мы вспомним  родословную А.С. Пушкина, выясним, что послужило предпосылками для развития его таланта.

     Прослушаем стихотворения и проследим, как поэт с помощью стихов выражал чувство  любви к своей Родине.

    В конце урока вы поделитесь впечатлениями о том, что значит для каждого из вас Пушкин.

    III.Актуализация знаний

    1.Викторина по творчеству А.С.Пушкина

    - Проведем викторину, которая покажет ваш уровень знаний о биографии и творчестве Пушкина.

    1.Когда и где родился А.С.Пушкин?( в Москве)

    2. Как звали родителей А.С.Пушкина? (Сергей Львович и Надежда Осиповна)

    3.«Ах! Умолчу ль о мамушке моей…» Кого имел в виду поэт? (Свою няню)

    4. Кто выучил Пушкина русскому языку? ( бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна)

    5. Как назывался Лицей, в котором учился А.С.Пушкин? ( Царскосельский)

    6. Какие прозвища были у Пушкина в Лицее? (Француз, обезьяна)

    7. Назовите лучших лицейских друзей поэта? (И. Пущин, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг)

    8. Какие литературные общества посещал молодой Пушкин? ( «Арзамас», «Зеленая лампа»).

    9. Кто отзывался о стихах молодого Пушкина как о «возмутительних» и какой смысл выкладывался тогда в это слово? (Царь Александр І. Возмутительные — призывающие к бунту, возмущению.)

    10.Решив тайно покинуть Михайловское, Пушкин тронулся в путь. Почему он вернулся обратно? (В начале декабря 1825 года Пушкин узнал о смерти Александра 1, он решил самовольно покинуть Михайловское. Только случайность помешала ему приехать в Петербург накануне декабрьского восстания. По дороге ему встретился поп, и заяц перебежал дорогу. Пушкин был суеверен, а это были дурные приметы).

    11.Все знают об этапе «Болдинская осень» в творчестве А.С. Пушкина. Из-за чего поэт пробыл в Болдино с начала сентября до конца ноября 1830 г.?

    (В сентябре 1830 г. накануне свадьбы с Натальей Гончаровой Пушкин по делам едет на несколько дней в имение Болдино. Он мечтает быстрее вернуться к невесте, однако этому помешала знаменитая эпидемия холеры. он провел в имении почти три месяца).

    12. Какая влиятельная персона по долгу службы следила за А.С.Пушкиным в Петербурге?( А.X.Бенкендорф)

    13. Бывал ли Пушкин за границей? (Нет. Арзрум, куда ездил Пушкин, тогда принадлежал России, а впоследствии отошел к Турции)

    14. Нам известен Пушкин – поэт, прозаик, драматург, переводчик, публицист. Но был ещё Пушкин – издатель. Какой журнал он издавал?

    ( «Современник» — российский литературный и общеполитический журнал, издававшийся в Санкт-Петербурге в 1836-1866 годах. История «Современника» состоит из нескольких периодов. Основал журнал в 1836 году А. С. Пушкин).

    15.Какое время года особенно любил Пушкин и почему? (Осень. Это время года вдохновляло его)

    16.В каких произведениях изображён Пётр I ? («Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава»)

    17. Знаете ли вы известный пушкинский афоризм о воспитании: «Мы все учились понемногу…»? («Чему-нибудь и как-нибудь»)

    18. Какие произведения Пушкина экранизированы?

    («Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел», «Борис Годунов», «Капитанская дочь», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и др).

    19. Когда умер поэт и почему? ( 27 января (8февраля)1837 года случилась дуэль, на которой Пушкин получил смертельное ранение, умер через 2 дня,10 февраля 1837г., захоронен в Святогорском монастыре)

    20. Как назвала М. Цветаева свою книгу о Пушкине? («Мой Пушкин»)

    21.Один из русских поэтов называл Пушкина своим наследником, а другой — «победителем-учеником». Кто эти поэты? (Державин и Жуковский.)

    IV. Обобщение и систематизация знаний

    1. Вступительное слово преподавателя

    - Ещё раз повторюсь, что Александр Сергеевич Пушкин  величайший поэт, творчество которого рассматривается в мировом масштабе. Общепризнанным успехом он во многом обязан своей семье. Генеалогия А. С. Пушкина неоднократно служила предметом пристального исследования. Давайте обратимся к его родословной  и вспомним, откуда пошёл его род. Для этого я пригласила студентку 2 курса Ирину Калачеву для того, чтобы она выступила перед вами со своим исследовательским проектом по теме «Семья Пушкина: от предков до потомков!», который она успешно защитила на первом курсе.

    2. Презентация проекта «Семья Пушкина: от предков до потомков!»

    Итак,  исследовав историю родословной А.С.Пушкина, можно сказать, что она самым значительным образом повлияла на жизнь и судьбу поэта. Александр Сергеевич на протяжении всей своей жизни интересовался историей своего рода. В 1830 году в стихотворении «Моя родословная» и в записках «Родословная Пушкиных и Ганнибалов» он описал свою родословную. В записках Пушкин попытался собрать сведения о своих предках, которые его семья  не обсуждала даже в узком кругу. Он стремился не только лучше узнать свое древо но и понять что через него судьба уготовила ему.

    3. Вступительное слово преподавателя о патриотической лирике А.С.Пушкина

    - Давайте теперь обратимся к лирике Пушкина. Его лирика - это поэтическая автобиография и одновременно художественная летопись духовной жизни его эпохи. Пушкин сформировался под влиянием двух великих для России событий: Отечественной войны 1812 года и декабристского движения 1815-1825 годов. Передовое дворянство тогда было призвано историей решать великие задачи развития русского общества. В лице Пушкина впервые появился тот русский поэт, который стал «учителем поколений». Именно так охарактеризовал Пушкина поэт-символист Валерий Брюсов. И эта характеристика ко многому обязывает.

    -Так чему же учит нас великий поэт?

       -  Я думаю, что в первую очередь  любви к своей родине, большой и малой, ведь одной из главных черт творчества Пушкина был патриотизм. Все строки его стихотворений проникнуты горячей любовью к России, к Родине. Термин «патриотизм», как известно, происходит от греч. «патрис», что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина.

    - Какое значение вы вкладываете в это слово?

    4. Выразительное чтение студентами  стихов с  презентацией (реализация индивидуального задания)

    А) Отрывок из романа «Евгений Онегин» (Москва..как много в этом звуке)

    - Чем была Москва для Пушкина? (Во- первых, это столица его родины, во-вторых, это город, где он родился и вырос, т.е. это его малая родина). Послушайте отрывок из романа  «Евгений Онегин» , в котором прославляется Москва.

    Б) Отрывок из поэмы «Медный всадник» (Люблю тебя, Петра творенье…)

    - Вспомните где и в каком году была написана эта поэма? (Эта поэма была написана   в 1833 году в селе Болдино Нижегородской губернии в знаменитую Болдинскую осень. Именно в эту вдохновенную осень Пушкин создал многие свои шедевры, в числе которых и эта поэма.)

    - О каком событии рассказывает нам поэт в этом произведении? (О наводнении, которое произошло в Санкт-Петербурге в ноябре 1824года) 

    В) Прочтение стихотворения «Люблю тебя, Петра творенье…»

    - Чем восхищается поэт?

    (Поэт не может сдержать своего восхищения перед всем содеянным Петром I. В строках стихотворения явно проступают патриотические настроения и желание стать вровень с теми, кто создал эту красоту. Поэт восхищен не просто новой столицей, он поет славу стране, сумевшей отстоять свое право называться великой державой, а это было не так-то просто. Теперь многие трудности позади, и Пушкин уверен, что город, построенный в ознаменование побед, будет стоять вечно, как хранитель традиций и великой русской истории. Сейчас уже невозможно представить Россию без ее жемчужины — «северной Пальмиры» , возникшей на диких, топких берегах северной реки, доказавшей всему миру талантливость русского народа. А неотъемлемой частью самого Петербурга является памятник Петру Великому, основателю города. )

    - Выше мы говорили о том, что патриотизм - это не только любовь и гордость за свою Отчизну, но и  готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости и свободы Отечества.

    - А кто в эпоху Пушкина вел борьбу с самодержавием и стремился изменить существующие порядки в России?

    - Кто такой Чаадаев?

    Г) Прочтение стихотворения « К Чаадаеву»

    - Вы заметили, что в этом стихотворении  патриотизм Пушкина неразрывно соединяется в его представлении с революционным служением родине. Любовь к родине неразрывна с борьбой за её свободу. 

    - Родина для Пушкина - это и неприметные рябины, растущие у дома, и покосившийся забор,  рощи, луга и поля. Природа всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина. Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания. В викторине был вопрос о любимом времени года поэта, вы ответили, что это осень. Но и описания зимней природы всегда занимали достаточно большое место в его творчестве. Зима у поэта всегда разная и неповторимая. Например, в стихотворении «Зимнее утро» поэт великолепно описывает красоту русской зимы.

      Д) Прочтение стихотворения « Зимние утро»

    VI. Рефлексия  

     1.Работа с синквейном по теме «Мой Пушкин»  

    - Сегодня на уроке мы с вами вспомнили некоторые сведения из жизни Пушкина, посмотрели презентацию о его родословной, прослушали стихи, в которых выражена любовь поэта к  Родине. Я думаю, что равнодушных к услышанному не осталось! Для каждого из вас Пушкин свой. Расскажите о «своём» Пушкине с помощью синквейна.

    Вы будете работать самостоятельно под музыку замечательного русского композитора Г.Свиридова. Выбор музыкального фрагмента не случаен: это «Военный марш» к  повести Пушкина «Метель», который музыкально иллюстрирует победное завершение Отечественной войны 1812года. Помните слова из повести « Метель» : «Между тем война со славою была окончена, полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу, музыка играла. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские  слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»

    2.Заслушивание синквейнов

    3. Заключительное слово преподавателя

    - Вот и подошел к концу наш урок о Пушкине. Мне хочется закончить его словами русского философа Антона Карташева: «Да, не подлежит никакому сомнению, Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна…» В чем тайна? В том магическом воздействии его творчества, которое через 220 лет рождает вдохновение у современных поэтов, художников, композиторов, делая нас всех добрее и мудрее. 

    Урок окончен, всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема патриотизма в творчестве А.С.Пушкина.

    Тема патриотизма очень актуальна в наши дни, как, впрочем, была актуальна во все времена. Предлагаю свою разработку внеклассного мероприятия для учеников 5-6 классов....

    «Родная природа и мир народной фантазии в лирике А. С. Пушкина».

    Показать любовь поэта к родной природе, глубокую человечность и задушевность его отношений с близкими; дать представление о стихотворной строфе, дополнить знания об эпите­те и авторском отношении ...

    Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

    Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

    Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

    Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

    Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии "Горе от ума", лирике А.С. Пушкина

    Творчество Жуковского, Грибоедова, Пушкина в одной контрольной работе...

    МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

    Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...