Интегрированный урок обществознания и литературы "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Хасанова Неля Александровна

Цель данного урока совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику через понятия нравственности и морали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biryuk.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» с точки зрения нравственности и морали.

Образовательные: совершенствовать умение составлять сравнительную характеристику через понятия нравственности и морали.

Развивающие: развивать коммуникативную компетенцию; способствовать расширению словарного запаса и кругозора учащихся; формировать понятие «высоконравственный человек»

Воспитательные: способствовать нравственному и эстетическому развитию учащихся.

Ход урока:

Л: Добрый день. Сегодня у нас необычный урок, который проведем мы: Кугаевская В. Р. – учитель литературы и …

О: …Хасанова Н.А. – учитель обществознания. Нам очень приятно находиться в окружении умных, любознательных и чутких учеников Ярковской школы. (слайд 1)

Л: Сегодня мы погрузимся в мир рассказа И.С. Тургенева «Бирюк», который относится к циклу рассказов «Записки охотника»

О: Определим, какими нравственными качествами обладаю герои произведения.

Л: Тема нашего урока звучит так: «Характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» с точки зрения нравственности и морали». (слайд 2)

Давайте попробуем сформулировать цели   урока с точки зрения литературы и обществознания:

- познакомиться с героями произведения, их особенностями;

-рассмотреть содержание понятий «мораль» и «нравственность»

Л: Я предлагаю вам посмотреть виртуальную экскурсию в родовое поместье Тургеневых – Спасское – Лутовиново и послушать сообщения учащихся о биографии И.С. Тургенева. (На фоне ролика «Экскурсия в Спасское – Лутовиново» учащиеся делают сообщения о биографии И.С. Тургенева)

1 ученик: Иван Сергеевич Тургенев родился в 1818 г. в богатой дворянской семье. Детство провел в родовой усадьбе своей матери Спасское-Лутовиново,и здесь же еще юношей поклялся бороться против помещичьего произвола и надругательства над человеком.

Взаимоотношения между родителями были сложными, но они понимали необходимость образования, и поэтому с детских лет будущий писатель владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении. В 1837 году И. С. Тургенев успешно закончил философский факультет Петербургского университета, затем продолжает учебу в Берлинском Университете. Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, в 1845 году И. С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности, и в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение - первые рассказы из будущего сборника «Записки охотника».

2 ученик: В 1847 г. в журнале «Современник» появился первый тургеневский очерк из «Записок охотника». «Записки охотника» положили начало общероссийской известности Тургенева. В них Тургенев впервые ввел в русскую литературу крестьянскую тему. Крестьяне предстали перед русским читателем как сложные и глубокие личности, с особым мировоззрением, типом мышления и духовностью. Тургенев увидел и открыл в крестьянах чувства, считавшиеся развитыми лишь в дворянском сословии, такие как: любовь к прекрасному, художественный талант, способность к возвышенной жертвенной любви, глубокую и своеобразную религиозность. Крестьян Тургенев показал на фоне природы, с которой они находятся в неразрывной связи и из которой черпают жизненные силы.

Слово учителя о рассказе «Бирюк». (слайд 3)

Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году. Создавая это произведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крестьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Тургенева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай ..., был Бирюк...»

(слайд 4) В «Записках охотника» писатель применил своеобразный прием: ввел в действие рассказчика — образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревенские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим человеком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присутствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действительность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, их нравственные и моральные качества.

О: Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать добрые дела?

О: Что такое МОРАЛЬ? (правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом. Основаны на представлении людьми о добре и зле, хорошем, плохом, о справедливости, чести, совести, т. е. это внутри каждого из нас как мы это все понимаем)(слайд 5)

О:  Какое определение дадите понятию «НРАВСТВЕННОСТЬ»? (отношение к другому как к самому себе, любовь, уважение, т. е это поступки людей по отношению к другим людям) (слайд 6)

Л: Как вы понимаете значение слова Бирюк? (слайд 7)

Познакомьтесь со словарной статьей понятия «бирюк»

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Бирюк –

  1. Волк – одиночка (обл.)
  2.  перен. Нелюдимый человек (разг.) Смотреть бирюком (иметь угрюмый вид).

Л: В каком значении Тургенев использует данное слово? (во втором значении)

Л: Каким вы представляете себе этого героя? (Нелюдимый, необщительный, сердитый)

Л: Какими способами автор пытается раскрыть характер героя рассказа «Бирюк?» (через портретное описание, через описание природы, через описание помещения, через отношение к людям, через отношение к своему делу, через отношение людей к герою). (слайд 8,9)

Л: Как к Бирюку относятся люди? Что о нем говорят люди? (его ненавидят, боятся, никому он спуску не дает) - сопоставить характеристики героев;

«От моего Ермолая и от других я часто слышал рассказы о леснике Бирюке, которого все окрестные мужики боялись как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: «Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, — силен, дескать, и ловок как бес… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет.»

«Должность свою справляю, — отвечал он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится.»«Я тоже человек подневольный»

О: Почему Бирюк очень строг и суров к людям? (т. к. он справедливый честный, неподкупный)

О: Ребята, подумайте, можем ли мы встретить таких людей в современном обществе? (Можем)

О: Как будет складываться жизнь людей с таким складом характера? (с таким характером тяжело, такого человека не будут понимать, у него не будет друзей)

О: Почему люди, живущие в разное время, ценят одно и то же? (ценности остаются прежними, понятия нравственности и морали не изменились)

Л: При каких обстоятельствах герой-рассказчик знакомится с Бирюком??

(Гроза застала путника в лесу. Он терпеливо ожидал конца ненастья. В этот момент при блеске молний он увидел высокую фигуру).

Л: Сейчас мы попытаемся охарактеризовать Бирюка, опираясь на такие художественные детали, как описание грозы, жилица и портрета героя.  Будьте внимательны автор рассказывать и жилище лесника и подразумевает, что быт крестьян во многих чертах схож с бытом этого героя. Вы получили карточки с заданиями для работы в парах под номером 1: описание грозы, описание жилища, портрет героя. Если вам нужно будет что-то записать, вы можете сделать это прямо в каточке, или сделать пометы карандашом на полях учебника. (слайд 10)

Описание грозы

  1. Найдите и зачитайте выразительно пейзажные зарисовки «Перед грозой», «Описание грозы».
  2. Как ведет себя Бирюк во время грозы? Есть ли сходство в грозе и Бирюке?

Описание жилища

  1. Найдите и зачитайте выразительно отрывок, в котором описывается жилище Бирюка.
  2. Как обстановка жилища характеризует положение семьи Бирюка?

Портрет героя

  1. Найдите в тексте портретное описание Бирюка и мужика - вора. Прочитайте выразительно.
  2. Что узнали о Бирюке и крестьянине благодаря портретным зарисовкам?

Сейчас мы заслушаем ответы учащихся и одновременно выполним еще одно задание. У вас есть карточки № 2. Рассмотрите их. Что вы будете делать? (сравнивать бирюка и Крестьянина). Выслушав сообщения, вы подчеркнете те качества, которые характерны героям.  (слайд 11)

Примерные ответы учащихся.

Описание грозы. (слайд 12)

1.

Перед грозой

Гроза

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил   ручьями.

  1. Гроза изображена страшной и величественной. Не смотря на грозу спокоен, силен, как богатырь. Гроза – пугающее природное явление, Бирюк – сам, как гроза, его боятся). (Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.)

Описание жилища. По ходу работы напоминаем, что большинство крестьян живут подобным образом. (слайд 13)

  1. Я поднял голову и при свете молнии увидал небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем. Из одного окошечка тускло светил огонек…Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу…Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего. Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание. Девочка не трогалась с места и не поднимала глаз; изредка поталкивала она люльку, робко наводила на плечо спускавшуюся рубашку; ее голые ноги висели, не шевелясь…
  2. Вся обстановка говорит о том, что человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна, Бирюк несчастный, брошенный)

Портретное описание.(слайд 14,15)

  1. «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною.»

 «Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой...» «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…»

  1. Внешность разная, Бирюк – богатырь, здоровый, крестьянин – вор – боится, нездоровый, нищий.

Таблица «Сравнительная характеристика героев»

Бирюк

Крестьянин – вор.

Спокоен/кричит жалобно, боится грозы/не боится грозы, подобен грозе, сильный/слабый

Спокоен/кричит жалобно, боится грозы/не боится грозы, подобен грозе, сильный/слабый

Высокий большой дом, хорошая мебель, яркое освещение, чистота, груда тряпок в углу, горит лучина, изба печальнее прежнего, на окнах вышитые занавески, горький запах дыма, нет чая и сахара, есть только хлеб, комната без полатей, печь, горшки, красочная посуда, небольшая избушка, не заботиться о быте, хлопочет по дому жена, брошенный, одинокий.

Высокий большой дом, хорошая мебель, яркое освещение, чистота, груда тряпок в углу, горит лучина, изба печальнее прежнего, на окнах вышитые занавески, горький запах дыма, нет чая и сахара, есть только хлеб, комната без полатей, печь, горшки, красочная посуда, небольшая избушка, не заботиться о быте, хлопочет по дому жена, брошенный.

Богатырь, могучие мышцы, суровое лицо, длинная растрепанная борода, мужественное лицо, весь в лохмотьях, замашная рубаха, курчавая борода, сросшиеся брови, нависшие брови, худые члены, карие глаза смотрят смело, беспокойные глаза, испитое, морщинистое лицо, детей кормить надо, с голодухи

Богатырь, могучие мышцы, суровое лицо, длинная растрепанная борода, мужественное лицо, весь в лохмотьях, замашная рубаха, курчавая борода, сросшиеся брови, нависшие брови, худые члены, карие глаза смотрят смело, беспокойные глаза, испитое, морщинистое лицо, детей кормить надо, с голодухи

(слайд 16)

Бирюк

Крестьянин – вор.

Спокоен/кричит жалобно, боится грозы/не боится грозы, подобен грозе, сильный/слабый

Спокоен/кричит жалобно, боится грозы/не боится грозы, подобен грозе, сильный/слабый

Высокий большой дом, комната без полатей, хорошая мебель, яркое освещение, чистота, груда тряпок в углу, горит лучина, изба печальнее прежнего, на окнах вышитые занавески, горький запах дыма, нет чая и сахара, есть только хлеб, печь, горшки, красочная посуда, небольшая избушка, не заботиться о быте, хлопочет по дому жена, брошенный, одинокий.

Высокий большой дом, хорошая мебель, яркое освещение, чистота, груда тряпок в углу, горит лучина, изба печальнее прежнего, на окнах вышитые занавески, горький запах дыма, нет чая и сахара, есть только хлеб, комната без полатей, печь, горшки, красочная посуда, небольшая избушка, не заботиться о быте, хлопочет по дому жена, брошенный.

Богатырь, могучие мышцы, суровое лицо, длинная растрепанная борода, мужественное лицо, весь в лохмотьях, замашная рубаха, курчавая борода, сросшиеся брови, нависшие брови, худые члены, карие глаза смотрят смело, беспокойные глаза, испитое, морщинистое лицо, детей кормить надо, с голодухи

Богатырь, могучие мышцы, суровое лицо, длинная растрепанная борода, мужественное лицо, весь в лохмотьях, замашная рубаха, курчавая борода, сросшиеся брови, нависшие брови, худые члены, карие глаза смотрят смело, беспокойные глаза, испитое, морщинистое лицо, детей кормить надо, с голодухи

Л: О чем свидетельствует наша таблица?

(О крайней бедности, нищете крестьянина и Бирюка,

тяжелое положение, с «голодухи», «детей кормить надо» - объясняет кражу крестьянин)

Л: А разве у Бирюка нет детей? Сытые ли они?  (кроме хлеба есть нечего..)

О чем это говорит? (о крайней бедности, жена бросила - о тяжелой жизни лесника).

Так что же получается, что не так уж и разные мужик и лесник.

(одинаковое социальное положение (оба крепостные крестьяне)

условия жизни одинаковые (бедность, нищета, голод)

О: Почему мужик идет на кражу господского леса?

(чтобы удовлетворить свои потребности в пище, тепле, считает, что воровать можно)

О: Почему же Бирюк, имея такое же положение не пользуется господским имуществом? (его долг – охранять лес)

О: Как должен был поступить лесник?

(по законам того времени должен был отвести нарушителей своему хозяину)

О: Кто защищал  права крестьян того времени? (никто, это крепостные – рабы, никаких прав они не имели)

О: Как поступил Бирюк? Почему?(своими внутренними качествами).

О: Можно сказать, что внутри Бирюка происходит борьба? (Он не знает, что делать, отпустить мужика или нет.Трудная ситуация. (слайд 17)

Что препятствует выходу из трудной ситуации?

Что помогло выйти из данной ситуации?

-долг

-доброта

-честность

-жалость

-непонимание

-мужество

-сила воли

О: Теперь мы можем составить образ высокоморального, высоконравственного человека. Назовите эти качества. (Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание)

 О: Да, ребята, одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения. Верно поступает тот человек, который совершает нравственные, высокоморальные поступки, даже об этом не задумываясь.

 О: Трудно ли соответствовать образу морального человека? (трудно, но нужно стремиться)

 О: А нужно это человеку? (нужно)

 О: Зачем? (чтобы поддержать спокойствие в обществе, мир между людьми)

Итогом нашей совместной работы будет тестирование. Карточка с заданием №3.

1. Тема произведения:

А) жизнь Бирюка  

Б) взаимоотношения отца и дочери  

В) тяжелая жизнь русских крепостных людей

2. Главным героем произведения является:

А) сам автор    

Б) лесник  

В) пойманный крестьянин

3. Бирюк отпустил провинившегося мужика, так как:

А) понял, что нищета и отчаяние крестьянина достигли своего предела

Б) испугался мести крестьян

В) ему стало стыдно перед барином за свою жестокость

4. Выберите качества высокоморального человека:

А) доброта

Б) честность

В) порядочность

Д) трудолюбие

5. Соотнеси термин и определение

1. мораль

А) отношение к другому как к самому себе, любовь, уважение, т. е это поступки людей по отношению к другим людям

2. нравственность

Б) Правила поведения, принимаемые и одобряемые обществом. Основаны на представлении людьми о добре и зле, хорошем, плохом, о справедливости, чести, совести, т. е. это внутри каждого из нас как мы это все понимаем

Взаимопроверка. Оценивание.

Домашнее задание.

Как вы думаете, что является главным: чувство долга или сочувствие чужой беде?

Дайте развернутый ответ, опираясь на знания литературы и обществознания.

Тренинг «Доброе  сердце» (звучит фонограмма Д.Ласта «Одинокий пастух»)

 Учащиеся вытягивают руки ладонями вверх и закрывают глаза. Внимательно слушают и мысленно рисуют картину того, о чем рассказывает учитель.

Л: В наших руках прекрасная корзинка. В ней находятся сердечки Добра, которые помогут вам следовать «Золотому правилу нравственности». Сейчас мы каждому из вас раздадим по сердечку (Учитель подходит и кладет в ладони каждого учащегося  сердечко). «Милые ребята,  будьте осторожны, чтобы не обронить сердечко, крепко прижмите его к себе. Теперь это сердце будет вместе с вами. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно останется в ваших душах и сердцах От него исходит приятная музыка. Мысленно поместите свое хорошее настроение внутрь себя, в свое сердце.

 Ребята, а теперь откройте глаза.

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок «Обществознание – английский язык»

•Форма:современный интегрированный урок.•Вид:учебно-практическое занятие.•Тип:закрепление, обобщение знаний с получением новых знаний.•Способ учебной деятельности: вербальный, визуальный, практический...

Интегрированный урок обществознания и математики в 10 классе

Интересная и хорошая идея пришла нам в голову накануне выборов в Государственную Думу и Президента РФ. Вот где раздолье для фантазии и возможность совместить несовместимое. Согласитесь! Не просто найт...

Разработка интегрированного урока "Обществознание + экономика"

Урок « Роль государства в экономике»  Тип урока: комбинированный, 10 класс. Цель урока: рассмотреть, в каких формах осуществляется вмешательство государства в экономику...

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка в 9 классе в 9 классе

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка для 9 класса. В программе представлена объяснительная записка и программа занятий....

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка в 9 классе в 9 классе

Программа интегрированных уроков обществознания и английского языка для 9 класса. В программе представлена объяснительная записка и программа занятий....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

Интегрированный урок ( обществознание + экология)

Урок по теме:  " Человек и природа". На этом уроке ведется обобщающее повторение по данной теме.Тестовые задания подобраны аналогичным на ГИА....