Программа внеурочной деятельности Пишу стихи
рабочая программа по литературе (8 класс)

Киселева Наталья Михайловна

Рекомендовано к использованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pishu_stihi.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

по предмету «Литература»

«Пишу стихи»

(8 класс)

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 14-15 лет

Разработчик:

Киселева Наталья Михайловна,

учитель русского языка и литературы

Смоленск, 2019

Пояснительная записка

В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, желательно как можно раньше приобщить детей к различным видам творческой деятельности. Увлечение литературой, стихосложением, возможность попробовать самому создать художественное произведение способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8 класса. Отличительными  особенностями данной программы является углубление и расширение знаний учащихся

по литературе в области стихосложения, системность занятий. Курс опирается на знания и

умения, полученные ранее. В процессе занятий учащиеся познакомятся с основами

метрики, ритмики и строфики русского стиха, научатся делать стиховедческий анализ и

разовьют умения определять значимость поэтического текста.

Актуальность изучения литературного краеведения

Программа способствует созданию у учащихся единых представлений о мире, так как интегрирует языкознание, психологию, философию, историю, живопись, музыку; является дополнительной подготовкой к сдаче ОГЭ по русскому языку и литературе. Он также направлен на будущее профессиональное самоопределение учащихся в области журналистики, театра, кино, так как развивает творческие и артистические способности детей.

Нормативно-правовая и документальная основа курса

- Конституция РФ (ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации));

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Национальная доктрина образования;

- Международная конвенция «О правах ребенка» 1989 г.,

- «Всеобщая декларация прав человека»,

- ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- Устав МБОУ «СШ № 25»;

и другие законодательные акты и нормативные документы, касающиеся сфер образования и культуры

Цели: знакомство учащихся с основами поэтического творчества и формами стихосложения, создание условий для расширения знаний учащихся о теоретических основах стихосложения и овладения навыками анализа поэтического произведения как единого стилистического целого, углубление общеобразовательных знаний, а также развитие разносторонних интересов и способностей обучающихся.

Задачи:

- создание условий для развития творческих способностей и интересов ребят в  

  области литературы

- расширение жизненного опыта школьников

- развитие навыков творческого чтения;

- развитие знаний об общении литературы с другими видами искусства;

- развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-

  творческих способностей;

- ориентация детей на приобретение более глубоких знаний в области литературы;

- развитие навыков художественного освоения действительности;

- развитие наблюдательности, внимания к окружающему миру;

- развитие стремления к самовоспитанию;

- развитие навыков сравнения и стилистического анализа, суждения и оценки;

- развитие коммуникативных навыков

- вовлечение в  самостоятельную творческую деятельность

Формы работы: предварительные индивидуальные задания, выразительное чтение текста учителем, рефлексия, словарная работа, работа с заглавием, выделение смысловых частей текста (особенности композиции), сравнение текстов разных авторов, наблюдения над особенностями текста и выполнение заданий учителя, работа над стилем текста (средства художественной выразительности), выявление способов авторского отношения, тренинг по выразительному чтению, экспертирование текста, создание собственного текста.

Планируемые результаты освоения программы «Пишу стихи»

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать текст;

– выразительно читать, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

– пересказывать, используя в своей речи художественные приёмы;

– выявлять характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность произведений;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– воспринимать художественный текст как произведение искусства;

– определять для себя цели чтения художественной литературы;

– вступать в диалог с другими читателями.

На повышенном уровне:

– создавать собственный текст в рамках определенного жанра;

– осуществлять проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять  схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат художественные тексты и методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– потребность в самовыражении через слово;

Средством достижения этих результатов служат художественные тексты, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Содержание курса.

Блок 1 (1час). Особенности поэтической речи. Роль и место поэзии в нашей речи. Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи. Произведения эпические, лирические и драматические.

Блок 2 (3 часа). Стихотворная речь: ритм, стопа, ударение.

Знакомство с ритмом. Ритм в нашей жизни. Понятие и определение ритма в стихосложении. Знакомство с понятием стопы в стихосложении. Знакомство с понятием логического (фразового) ударения.

Блок 3 (5 часов). Рифма как один из основных признаков стихотворного текста.. Определение понятия рифмы. Игры с рифмой: найди рифму, дополни (придумай) рифму. Определение бедной и богатой рифмы. Практикум. Учимся подбирать рифмы. Группы рифм и её особенности. Основные способы рифмовки. Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять способ рифмовки

Блок 4. (5 часов) Своеобразные формы стиха: верлибр, белый стих, вольный стих.

Варианты поэтических произведений, в которых отсутствует классическая рифма. Определение понятий верлибра, белого стиха, вольного стиха, смешанного стиха, стихотворения в прозе. Исторический экскурс. Примеры из классических произведений. Творческая мастерская: пробуем писать сами неклассические стихи. Анализируем и разбираем написанное.

Блок 5. (3 часа) Разновидности рифм: перекрёстные, парные, опоясывающие (кольцевые). Монорим. Тренировочное занятие: определение разновидности рифмы. Знакомство с разновидностями рифмовки: абаб, аабб, абба. Знакомство с моноримом – однозвучной рифмовкой. Тренировочное занятие: определяем разновидность рифмовки в предложенных четверостишиях. Творческое занятие: попробуй придумать свои четверостишия с различными вариантами рифмовки. Анализируем результат. Анализируем своё творчество: какая разновидность рифм встречается чаще.

Блок 6. (4 часа) Типы рифм: открытая и закрытая; мужская и женская. Тренировочное занятие: определение типа рифмы. Знакомство с типами рифм: открытой и закрытой; мужской и женской. Возможно расширение понятий типов рифмовки: определение дактилической и гипердактилической рифмы. Тренировочное занятие: определяем тип рифмовки. Творческое занятие: пробуем сами сочинить примеры различных типов рифм.

Блок 7. (5 часов) Основные средства выразительности языка. Тропы. Метафора. Олицетворение. Сравнение. Эпитет. Вспоминаем основные средства выразительности языка. Определение тропа. Определение наиболее распространённых тропов (на примере

классических поэтических произведений): метафора, метонимия, гипербола, литота, аллегория и др. Олицетворение и сравнение: находим в классике, придумываем свои. Игровое соревнование на заданные темы: самая яркая метафора, эпитет и т.п., оригинальное сравнение, образное олицетворение. Практическое занятие: нахождение средств выразительности в предложенных текстах.

Блок 8. (4 часа) Стихотворные размеры. Исторический экскурс: прошлое двустопных размеров (ямба, хорея), трёхстопных (дактиля, анапеста, амфибрахия). Как определить стихотворный размер. Тренировочное занятие: определяем стихотворный размер предложенных классических стихотворных примеров.

Практическое занятие: пробуем определить стихотворный размер своих произведений.

Блок 9. (4 часа) Занимательные формы стихосложения: акростих, мезостих, телестих. Тавтограмма. Палиндром. Фигурное стихосложение. Знакомство с занимательными формами стихосложения. Тренировочное занятие: сочиняем акростих! Необычные формы стихосложения: мезостих (месостих), телестих, ропалические стихи, стихотворные шарады, анаграммы.

Тематическое планирование

№п/п

Дата проведения

Тема

Примечание

Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи. Произведения эпические, лирические и драматические.

Знакомимся с ритмом. Ритм в нашей жизни. Понятие и определение ритма в стихосложении.

Знакомимся с понятием стопы в стихосложении.

Знакомимся с понятием логического (фразового) ударения.

Определяем понятия рифмы. Игры с рифмой: найди рифму, дополни (придумай) рифму.

Практикум. Учимся подбирать рифмы.

Группы рифм и её особенности. Основные способы рифмовки

Определяем бедной и богатой рифмы

Практикум «В мастерской художника». Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять способ рифмовки

Определяем понятия верлибра, белого стиха, вольного стиха, смешанного стиха, стихотворения в прозе

Исторический экскурс. Примеры из классических произведений, в которых отсутствует классическая рифма

Практикум. Пробуем писать сами неклассические стихи. Анализируем и разбираем написанное.

Творческое занятие. «Осень – любимое время года А.С. Пушкина». Пробуем сочинять стихи на основе полученных знаний.

Творческое занятие «Проба пера». Создание и представление творческих работ. Слушаем и оцениваем лучшие произведения на основе изученных тем.

Разновидности рифм: перекрёстные, парные, опоясывающие (кольцевые).

Практикум: определяем разновидность рифмовки в предложенных четверостишиях.

Творческое занятие: попробуй придумать свои четверостишия с различными вариантами рифмовки.

Типы рифм: открытая и закрытая; мужская и женская

Практикум. Определение типа рифмы.

Знакомство с типами рифм: открытой и закрытой; мужской и женской

Творческое занятие: пробуем сами сочинить примеры различных типов рифм.

Вспоминаем основные средства выразительности языка. Определение тропа. Определение наиболее распространённых тропов (на примере

классических поэтических произведений): метафора, метонимия, гипербола, литота, аллегория и др.

Олицетворение и сравнение: находим в классике, придумываем свои.

Практикум. Самая яркая метафора, эпитет и т.п., оригинальное сравнение, образное олицетворение.

Практикум: нахождение средств выразительности в предложенных текстах

Творческое занятие «Проба пера». Создание и представление творческих работ. Слушаем и оцениваем лучшие произведения на основе изученных тем.

Стихотворные размеры. Как определить стихотворный размер.

Практикум. Определяем стихотворный размер предложенных классических стихотворных примеров.

Творческое занятие. Пробуем определить стихотворный размер своих произведений.

Творческое занятие «Проба пера». Создание и представление творческих работ. Слушаем и оцениваем лучшие произведения на основе изученных тем.

Занимательные формы стихосложения: акростих, мезостих, телестих. Тавтограмма. Палиндром.

Творческое  занятие: сочиняем акростих.

Творческое занятие «Проба пера». Создание и представление творческих работ. Слушаем и оцениваем лучшие произведения на основе изученных тем.

Итоговый урок

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Квятковский А.П. «Школьный поэтический словарь». – Издательство «Дрофа». Москва, - 2000 г.
  2. Тимофеев Л.И. «Изучение стихосложения в школе». – Электронные книги.
  3. Шульговский Н.Н. «Занимательное стихосложение. Научные развлечения». – Издательский Дом Мещерякова. Москва, - 2009 г.
  4. Стихотворные произведения классической литературы.
  5. Шарадин В.Н. Развитие литературно-творческих способностей школьников на уроках литературы. М., 1977.
  6. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи/ - 2 изд. исправл. и дополн.М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997.
  8. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах/ 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 5 классе " Говорим и пишем правильно"

Данная программа предпологает развитие кругозора и мышления обучающихся....

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Пиши и говори правильно»

ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Пиши и говори правильно»Ступень обучения: 5 классКоличество часов: 34 Направление ВУД: общеинтеллектуальное...

Программа внеурочной деятельности«Говорим и пишем правильно»_5 класс

Данная программа по внеурочной деятельности разработана для учителей русского языка, рассчитана на два часа в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Говорим и пишем по-английски" для 9 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Говорим и пишем по-английски" предназначена для учеников 9 класса и разработана на основе авторской программы Бордовских О.С. и Шитиковой ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Пишу. Черчу. Рисую»

Цель программы: профессиональное самоопределение обучающихся за счет расширения и углубления знаний начертательной геометрии, графической подготовки учащихся, развитие способности профессиональной ада...

Программа внеурочной деятельности "Говорим, рисуем, пишем" 1 класс

Программа внеурочной деятельности для развития мелкой моторики обучающихся 1 классов с ОВЗ...