9 класс_Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Подготовка к сочинению.
план-конспект урока по литературе (9 класс)

9 класс_Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Подготовка к сочинению.

 

Цель урока: создать условия для самовыражения учащихся в форме сочинения.

Задачи: проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; развивать эмоциональную сферу, способствовать развитию речи, творческих способностей, учиться самостоятельно работать с материалом.

Предполагаемый результат: создание законченного речевого высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

 

 

    

 

        

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karamzin_nravstvennye_problemy_v_povesti_n.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс_Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Белякова Оксана Анатольевна,

 учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ №9»

Цель урока: создать условия для самовыражения учащихся в форме сочинения.

Задачи: проверить умение учащихся логически рассуждать, характеризовать и сопоставлять образы главных героев, самостоятельно делать выводы; развивать эмоциональную сферу, способствовать развитию речи, творческих способностей, учиться самостоятельно работать с материалом.

Предполагаемый результат: создание законченного речевого высказывания аналитического и интерпретирующего характера.

Ход урока.

1. Орг.момент

2. Проверка домашнего задания

– Почему герои не смогли быть счастливы? Только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?

– Как вы понимаете значение выражения: «И крестьянки любить умеют»?

– Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю?

– Как проявляются в повести черты сентиментализма?

– Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными?

– В чем смысл заглавия?

3. Вызов. Аналитическая беседа с учащимися.

Сегодня мы подготовимся к сочинению. Посмотрите на тему урока.

Давайте вместе проанализируем каждое слово в этом предложении.

Как вы понимаете слово «проблема»? Дайте определение.

ПРОБЛЕМА - (от греч. — преграда, трудность, задача), объективно возникающий в ходе развития познания ВОПРОС или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

Проблема - (от греч. problema - задача) – задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или осмысление уже сформировавшейся позиции ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Что такое нравственность?

Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.

1.Внутренние - духовные и душевные - качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе.

2.Нормы и правила поведения человека, основывающиеся на таких качествах.

А как вы понимаете данное сочетание слов: «нравственные проблемы»?

Проблемы, возникающие вследствие нарушения или несоблюдения нравственности - определенных правил поведения; совершение безнравственных (злых) поступков или поступков, противоречащих морали и совести.

Вывод: Художественная литература всех времен и народов всегда ориентируется на нравственные проблемы, поднимает вечные вопросы добра и зла, справедливости, человеческого достоинства и совести, чести и добродетели, ответственности и добра.

Какие нравственные проблемы вы выделите в повести Карамзина?

  • проблема ответственности человека за свои поступки
  • проблема уважительного отношения к чувствам других людей
  • проблема сословного эгоизма, превосходства
  • проблема сострадания и т.д.

Но ведь автор никогда не создает произведение просто так, без цели, согласны? Для чего автор обращается к такой нравственной проблематике?

Какие нравственные уроки дает нам Карамзин в своем произведении?

  • урок доброты и сострадания
  • урок ответственности за свои поступки
  • урок бережного отношения к чувствам других людей
  • урок равенства людей вне зависимости от их социального положения
  • урок осторожности, предусмотрительности и т.д.

4. Физминутка

Определите тему этого произведения?

В «Бедной Лизе» писатель коснулся многих тем, это социальное неравенство, тема «маленького человека», любовная тема, предательство. Тема «маленького человека»: мелкий, необразованный человек из низшего класса, не может в своей любви ждать дальнейшего развития, слишком сильны общепринятые нормы представителей разных социальных слоев.

Определите идею этого произведения?

«И крестьянки любит умеют»

Можно ли назвать темы, поднятые Карамзиным, актуальными в наши дни? Почему?

Вывод: Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое. Проблематика произведения строится на противопоставлении. Лиза в повести Карамзина выступает в роли высшего нравственного идеала. В небольшом по объему произведении  Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.

5. Составление плана сочинения.

Коллективное обсуждение, разъяснение пунктов плана, примеры, аргументы.

Вступление

1) Что такое нравственность? (по словарю)

2) Нравственность в моем понимании.

Основная часть

3) Какие нравственные проблемы поднимает автор в этом произведении и как раскрывает?

4) Пример из жизни (нравственный/безнравственный поступок, поведение, человек)

Заключение

1) Актуальна ли проблематика произведения в наши дни? Почему?

Какие нравственные уроки дает нам автор?

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание

Сочинение: Какие нравственные проблемы поднимает Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)

Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести.

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести....

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

Планы сочинений по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"

Данный список поможет подготовиться к сочинению по повести "Бедная Лиза"...