Литературная игра "Слабое звено" по роману М.Булгакова
методическая разработка по литературе

Кузьмина Вера Сергеевна

Литературная игра "Слабое звено" по роману М.Булгакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_slaboe_zveno_po_romanu_m.bulgakova.docx66.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

ГБПОУ РТ Тувинский агропромышленный техникум

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по литературе.

Литературная игра «Слабое звено» 

по роману М. Булгакова

«Мастер и Маргарита»

                   Разработала и провела преподаватель русского языка и литературы Балгазынского ТАПТ  Кузьмина ВС

                                                                Время проведения: 21 декабря 2017 г.

                                                         Группа: № 24 Мастер лесного хозяйства.

Балгазын 2017

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

  1. Вступительное слово преподавателя
  2. Ознакомление с правилами игры
  3. Презентация из фильма (читает А. Ковальчук)
  4. Игра «Слабое звено»
  5. Подсчёт баллов
  6.  Награждение лучшего болельщика
  7. Утешительный приз игроку, не прошедшему в финал
  8. Приз зрительских симпатий
  9.   Приз самому неравнодушному гостю. Вручают участники игры.
  10. Награждение победителей игры
  11.  Заключительное слово преподавателя.
  12. Итоги.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ

Образовательные цели и задачи

  1.  Контроль над степенью усвоения знаний, сформированных на уроках по изучению романа «Мастер и Маргарита»
  2. Закрепление полученных ранее знаний по содержанию романа
  3. Объединить функции повторительно-обобщающего урока, внеклассного мероприятия и урока проверки знаний.

    Воспитательные цели и задачи

  1. Создать эмоциональный тон мероприятия
  2. Поддержать альтернативность мнений
  3. Привить интерес к роману «Мастер и Маргарита» и к литературе вообще

    Развивающие  цели и задачи

  1.  Формировать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия
  2. Развивать самостоятельность мышления
  3. Развивать умение преодолевать трудности, стремление к победе
  4.  Развитие эмоций у обучающихся, а именно: удивления, радости познания, интереса к книге, занимательности, сопереживания

Список участников

  1. Морозова Лариса
  2. Арнак Андрей
  3. Болтовский Коля
  4. Шойда Кежик
  5. Ваганов Антон
  6. Хомушку Сайдаш
  7. Оюн Сыдым-оол
  8. Маадыр Темир

Запасные игроки:

 1. Суваан Ян  

 2. Шуулен Айнаш

Участники: обучающиеся 2-го курса

Ведущие:  преподаватель Кузьмина ВС, библиотекарь Зайкова НА, преподаватель Тукуреева ЮГ

Оформление и реквизит:

  • Высказывания о романе «Мастер и Маргарита»
  • К/ф «Мастер и Маргарита» (10 серий).
  • Иллюстрации к роману.
  • Презентация
  • Предметы к вопросам
  • Шары, иллюстрации к роману

Ознакомление с правилами игры

  1. Игра «Слабое звено» проводится как итоговый урок т.е. после изучения романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

  1. Каждый играет за себя.

  1. Вопросы задаются преподавателем по изученному материалу, по орфографии русского языка, по фразеологии и лексике, фольклору.

  1. Отвечать нужно быстро, на обдумывание даётся 10 секунд.

  1. Игра проводится в 7 раундов

  1. В каждом раунде выбывает один участник.

  1. В конце игры остаётся один победитель.

  1. Награждение проводится сразу.

  1. Преподавателю помогает подсчитывать баллы 2 ассистента

  1. Участвуют 8 обучающихся
  1. Вступительное слово преподавателя:

Итак, вы прочитали одну из интереснейших книг мировой литературы. Позади осталось счастливое «золотое время» общения с необыкновенным произведением, романом М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Я предлагаю вам вновь вернуться на страницы книги и вместе совершить небольшое путешествие по избранным (в основном московским) главам романа, чтобы ещё раз насладиться мастерством Булгакова- рассказчика, погрузиться в художественный мир, созданный мастером, восхититься его упоительной лирикой, искромётным юмором, едкой иронией и проверить себя. Убедиться, насколько были внимательны, наблюдательны, зорки и чутки к булгаковскому слову.

Приглашаю вас принять участие в литературной игре, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте произведения.

Вам предстоит выполнить задания и ответить на предложенные вопросы по тексту романа. Каждый правильный ответ принесёт вам поощрительные баллы, которые в конце игры помогут оценить себя как читателя. Нас ждут прекрасные мгновения общения с героями «Мастера и Маргариты». Желаю удачи!

Презентация из фильма (читает А. Ковальчук)

Игра «Слабое звено»

1-ый раунд

  1. «Мастер и Маргарита» - вопросы из романа
  1. Где начинается действие романа – на Патриарших прудах или в Александровском саду? (на Патриарших)
  2. Поэтом был Берлиоз или Бездомный? (Бездомный)
  3. Какие папиросы предложил Воланд Бездомному? (Наша марка)
  4. Кто по предсказанию Воланда отрежет голову Берлиозу? (женщина-комсомолка)
  5. Как называется в романе город Иерусалим? (Ершалаим)
  6. Должность Понтия Пилата? (прокуратор)
  7. Назовите номер нехорошей квартиры?  (50)
  8. Как звали женщину, разлившую подсолнечное масло? (Аннушка)
  9. Где кричали: « Палосич»? И что это такое?  (В Торгсине. Павел Иосифович)
  10.  Что может спасти смертельно раненного кота? (глоток бензина)
  11.  Назовите диагноз, который поставили Ивану Бездомному в сумасшедшем доме?   (шизофрения)
  12.  Что заслужил Мастер в финале? (покой)
  13.  Природное явление, во время которого герои покидают Москву? (гроза)
  14.  Что грозился отрезать кухарке Азазелло?  (руку)
  15.  Какое предложение поступило из зала театра варьете после слов Коровьева: «Между прочим, этот мне надоел. Суётся всё время, куда не спрашивают. Ложными замечаниями портит сеанс. Что бы с ним такое сделать?» (голову оторвать)
  16.  Как звали девушку, которая заманила Иуду к месту его убийства?  (Низа)

II    Русский язык

  1. В слове «силуэт» есть буква «е»?    (нет)
  2. В слове «ветеринар» есть буква «И»?  (есть)
  3. Слово «взаймы» пишется слитно или раздельно? (слитно)
  4. В слове «кожаный» одна или две «Н»    (одна)
  5. В слове «запрещённый» одна или две «Н»    (две)
  6. В слове «вертолёт» есть буква «А»?     (нет)
  7. В слове «колодец» есть буква «А»?     (нет)
  8. Слово «триста» оканчивается на А или на О? (на А)

III. Продолжите пословицу

  1. Два сапога……(пара)
  2. Ум хорошо, а два……(лучше)
  3. Кашу маслом не……..(испортишь)
  4. Правда глаза……….(колет)
  5. Один в поле………(не воин)
  6. Яйца курицу……….(не учат)
  7. Век живи – век……..(учись)
  8. Крутится как белка………..(в колесе)

IV. «МиМ – вопросы по роману»

 

  1. Как вначале называл прокуратора Иешуа?   (добрый человек)
  2. Что, по обвинению суда, подговаривал разрушить Иешуа  (храм)
  3. Прозвище кентуриона Марка  (Крысобой)
  4. Что сделал Левий Матвей с деньгами? (бросил на дорогу)
  5. Почему прокуратор мечтал о яде? (у него болела голова)
  6. Кого хотел позвать прокуратор, когда у него болела голова?  (собаку)
  7. Как звали предателя, который выдал Иешуа? (Иуда)
  8. Какая птица летала под потолком колоннады во время допроса Иешуа?   (ласточка)

V. «Узнай героя по портрету» (презентация)

1. Воланд

2. Коровьев – Фагот

3. Аннушка

4. Иван Бездомный

5. Левий Матвей

6. Иуда

7.  Гелла

8. Иешуа

Конец 1-го раунда:

  1. Если требуются – доп. Вопросы

   Первый раунд окончен. Пока подсчитываются баллы проведём игру для болельщиков. Внимание на экран: Кто это? Что это?

         Презентация для болельщиков:

  1.  Понтий Пилат
  2.  Берлиоз попал под трамвай.
  3.  Иешуа
  4.  Наташа летит на бал сатаны
  5.  Воланд

   Объявление результатов и переход 1-го игрока в болельщики

Конец 1-го раунда:

  1. Если требуются – доп. Вопросы

Слово преподавателя:

      Первый раунд закончен. Подведём итоги:

- Кто пришёл сюда, чтобы развлечься?

- Кому на литературе всегда было скучно?

- Кого нужно отправить ещё раз перечитать роман?

Вы сегодня самое слабое звено!

 Выбывает 1 участник.

2-Ой раунд

I. «Явление героя» ( презентация)  (в конкурсе можно заработать 3 балла: сначала по портрету назвать героя, а затем ответить на 2 вопроса от его имени. Если герой не будет назван – ставится 0 баллов ,а второй и третий вопрос не озвучиваются)

  1. А. «Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотой искрой на дне, левый – пустой и чёрный; лицо было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу. Кожу на лице будто навеки сжёг загар»  Кто вы?  Назовите себя?      (ВОЛАНД)
  1. Зачем вы явились в Москву, мессир?
  2.   Какой вывод вы сделали, глядя на москвичей?

        ( Я появился в Москве, чтобы провести ежегодный Весенний бал Полнолуния. Люди - они милосердны. Любят деньги, квартирный вопрос только испортил их)

  1. «Скучная женщина…обожает балы, всё мечтает пожаловаться на свой платок… Это была молодая женщина лет двадцати, необыкновенного по красоте сложения, но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами»

Кто вы? Назовите себя.

1-ый вопрос  герою: Почему именно тебя заметила на балу Маргарита, чем ты отличалась от остальных?

  •  2-ой вопрос  герою: Что сделала для тебя милосердная королева?

  1.  «Кто вышел к колоннаде дворца Ирода Великого  «в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана?» Кто вы?  Назовите себя?      (Прокуратор Иудеи Понтий Пилат)

1-ый вопрос  герою:   Что вы приказали Марку Крысобою сделать с преступником, который называл вас добрым человеком?

  •  2-ой вопрос  герою:  Какой приказ вы дали Афранию, как он должен был поступить с Иудой?

        4.  А.  «Нагая наездница верхом на щётке, взвизгнув от восторга, вылетела в окно. В каждой частице тела вскипала радость. Исчезли желтые тени у висков: Кожа щек налилась розовым цветом, лоб стал бел и чист»  Кто вы? Назовите себя?      (Маргарита)

 Б.  Почему вы прекратили свой дикий разгром в доме Латунского?

(В крайнем окне третьего этажа увидела мальчика лет 4, который испуганно прислушивался. Маргарита успокоила мальчика".)

В.  Какие три условия должны были дать вам возможность стать королевой бала?

(Имя Маргарита, местная уроженка, королевская кровь.)

5. А.  Вам 27 лет, вы одеты в старенький разорванный голубой хитон. Под левым глазом - большой синяк, в углу рта - ссадина. Кто вы? Назовите себя.

(Иешуа.)

Б.  Как вам удалось узнать, что Пилат хочет позвать собаку?

(Это очень просто, он водил рукой по воздуху, как будто хотел погладить.)

В. Как вы называете всех людей и почему?

(Все люди добрые. Злых людей нет на свете.)

6. ). А. "С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый с острым носом, встревоженными глазами: человек примерно лет 38.:На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат". Кто вы? Назовите себя.          (_МАСТЕР)

             Б. О каком романе вы всё время говорите? О чём этот роман?    (Роман об Иешуа и Понтии Пилате. Из-за него моя жизнь кончилась)

               В. Кого вы назвали своим учеником и поручили ему закончить свой роман? Где вы встретились с ним? (Иван Бездомный. В сумасшедшем доме)

   7. А. Чернобородый человек, в истасканном в скитаниях хитоне, с пергаментом в руке. Бывший сборщик податей. Кто ты? Назови себя.       

(Левий Матвей)

Б. Зачем ты украл нож в то время, как твоего учителя везли на казнь?   (Убить Иешуа. Чтобы облегчить его страдания.)

В. С какой встречи твоя жизнь в корне изменилась? Что тогда произошло? (Встреча с Иешуа. Бросил деньги на дорогу и пошёл с ним странствовать)

II    Русский язык .Синонимы или антонимы?

  1. Злой и добрый – это синонимы или антонимы
  2. Жизнь и смерть – это синонимы или антонимы
  3. Красивый и прекрасный – это синонимы или антонимы
  4. Большой и огромный – это синонимы или антонимы
  5. Зной и жара – это синонимы или антонимы
  6. Термометр и градусник – это синонимы или антонимы
  7. Друг и враг – это синонимы или антонимы

   III. «Продолжи фразу»  

  1. Продолжи сюжетную линию: «Воланд и…..» (москвичи)
  2. Продолжи сюжетную линию: «Понтий Пилат и…..» (Иешуа)
  3. Продолжи сюжетную линию: «Мастер и…..» (Маргарита)
  4. Продолжи смысловой ключ: «Не зло, а…..» (добро)
  5. Продолжи смысловой ключ: «Не вера, а…..» (истина)
  6. Продолжи смысловой ключ: «Не власть, а…..» (свобода)
  7. Продолжи фразу: «Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того…..» (кого он любит)

IV.«Мастер и Маргарита» - вопросы по роману:

  1. Как называется первая глава романа?  (никогда не разговаривайте с неизвестными)
  2. Кем в финале романа оказался Коровьев-Фагот? (рыцарь)
  3. Город, куда был заброшен директор варьете Стёпа Лиходеев?  (Ялта)
  4. Фамилия конферансье?    (Жорж Бенгальский)
  5. Где жил дядя Берлиоза Поплавский?   (в Киеве)
  6. «Громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнём бриллиантовый треугольник». Что это?  (портсигар)
  7. Кому это сказано: «Вы наушник и шпион. Это приведёт вас к печальному концу не далее. Чем через месяц»       (барону Майгелю)

Конец 2-го раунда:

  1. Если требуются – доп. Вопросы

   Объявление результатов и переход 2-го игрока в болельщики

Слово преподавателя:

      Второй раунд закончен. Подведём итоги:

- Кто не в состоянии продолжать игру?

- Кому не терпится выйти из кабинета?

- Кто сегодня оставил мозги дома?

Вы сегодня самое слабое звено!

 Выбывает 2-й участник.

3-ий раунд

I. Продолжите пословицу

  1. С кем поведёшься от того и -…….(наберёшься)
  2. Скучен день до вечера, коли….(делать нечего)
  3. Хочешь много знать, надо мало….(спать)
  4. Муж и жена – одна…..(сатана)
  5. Нечего на зеркало пенять, коли рожа …..(крива)
  6. Ученье – свет, а неученье…(тьма)
  1. «Мир литературных вещей»    

            (каждый из вас выберет одну вещь и расскажет, что он знает о ней)

1. розовое масло  ( ненавидел прокуратор)

2. носовой платок с синей каёмочкой  (Фрида убила им ребёнка)

3. свеча, иконка, булавка (атрибуты Ивана Бездомного)

              4. обглоданная куриная косточка (атрибут Азазелло)

5. сантиметр  (болтался на шее у кота)

6.  ЯД   (мысли прокуратора, когда у него болела голова

III    Русский язык

  1. В слове «серебряный» одна или две буквы Н? (одна)
  2. В слове «асфальт» буква В или Ф? (Ф)
  3. Мой шампунь или моя шампунь?   (мой)
  4. Слово «деревянный» с одним или двумя Н?  ( два)
  5. В слове «облако» есть буква А?      (есть)
  6. Слово «налево» пишется слитно или раздельно? (слитно)

IV. «Мастер и Маргарита» - вопросы по роману

  1. Что обменивали зрительницы на сцене театра варьете?  (платья)
  2. Что дарили женщинам: пудру или помаду?
  3. Что требовали от Коровьева Бенгальский и Семплеяров: продолжения или разоблачения?
  4. Сколько любовниц оказалось у Аркадия Аполлоновича Семплеярова? (две)
  5. Из-за какой роли был скандал в семействе Семплеяровых?   (Луизы)
  6. Во что превратились червонцы?  (в бумажки)
  7. Каким образом Козлоногий на реке вызвал для Маргариты летающий автомобиль? (он сложил из двух сучков подозрительный телефон и позвонил)
  8. Каким образом Левий Матвей хотел облегчить страдания Иешуа?   (ударить его ножом)
  9. В какое мгновение во время ночного разговора Римского с Варенухой Римского обуял отчаянный страх? (когда римский заметил. Что Варенуха не отбрасывает тени)
  10. Где Гелла превратила Варенуху в вампира? (в туалете)
  11. Что заявил кот милиционерам, ворвавшимся в квартиру № 50?   «не шалю, никого не трогаю, починяю примус»
  12.  Что случилось с председателем зрелищной комиссии Прохором Петровичем после его слов: «Чтоб меня черти взяли» (костюм остался руководить)

Конец 3-го раунда:

  1. Если требуются – доп. Вопросы

       Закончился 3-ий раунд. Не заскучали ли наши болельщики? Для них объявляется собирательная пауза. Требуется собрать 3 фразы из романа.

  1. Рукописи не горят
  2. Он не заслужил света, он заслужил покой.
  3. Нет документа – нет человека.

  Объявление результатов и переход 3-го игрока в болельщики

Слово преподавателя:

      Третий раунд закончен. Подведём итоги:

- Кто здесь лишний?

- Кому телефон был дороже урока литературы?

- Кто считает, что читать книги не обязательно, потому что есть интернет?

Вы сегодня самое слабое звено!

 Выбывает 1 участник.

4-ый раунд

  1. Чьи слова?
  1. «Королева…ухо вспухнет…Зачем же портить бал вспухшим ухом?»  (Бегемот)
  2. «Братья по литературе! Слушайте все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед».        (Бездомный)
  3. «Имейте в виду, что Иисус существовал…Просто он существовал, и больше ничего…И доказательств никаких не требуется» (Воланд)
  4.  «Не хочу я больше в особняк! Ни за инженера, ни за техника не пойду! Мне господин Жак вчера на балу сделали предложение».  (Наташа)
  5. «Поклянись хотя бы жизнью твоей, так как она висит на волоске.»      (Понтий Пилат)

II    Русский язык

     1.В слове «исчезли» сколько букв З?  (одна)

    2. В слове «безвкусный» есть буква З?  (есть)

   3. В слове «пассажир» одна или две буквы С?  (две)

 4. В слове «пьеса» одна или две буквы С?    (одна)

5. В слове «привокзальный» приставка пре- или при-? (ПРИ)

III. «Мастер и Маргарита» - вопросы по роману

  1. Кем в финале оказался Бегемот? (демон-паж)
  1. Какого цвет а был рыцарь Коровьев? (тёмно-фиолетовый)

3.Какая мысль вызывала в душе Пилата нестерпимую тоску?  (мысль о бессмертии)

  1. Имя домработницы Маргариты (Наташа)
  2. Транспорт – виновник смерти Берлиоза? (трамвай)

  1. «Продолжи фразу»  

  1. «Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провёл упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечён туда в качестве перевозочного средства (…) – что было написано в скобках?»(боров)
  2. Каким словом заканчивает Маргарита свою прежнюю жизнь в подвальчике? Огонь или вода?
  3. Продолжите фразу: «мастер не заслужил света….» (он заслужил покой)
  4.  Продолжите фразу: «Не бойтесь, Королева. Кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут….»  (виноградные гроздья)
  5. Продолжите фразу: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает…….( убийца и поразила нас обоих)

  1. «Игра «или - или»
  1. Левий Матвей – ученик Иешуа или охранник Пилата?  
  2. Каифа – предавший Иешуа или иудейский первосвященник?
  3. Латунский – литератор или конферансье?
  4. Стёпа Лиходеев был отправлен в Ялту или в Анапу?
  5. Григорий Данилович Римский – директор ресторана или финдиректор варьете?
  6. Га-Ноцри – это прозвище Иешуа или Понтия Пилата?
  7. Чьей кровью была наполнена чаша на балу: Барона Майгеля или Берлиоза?
  8. У кого было две любовницы: У Аркадия Аполлоновича Семплеярова или у Михаила Александровича Берлиоза?
  9. Кто стал вампиром: Варенуха или Римский?
  10. Чей крик спас Римского: совы или петуха?

Четвёртый раунд закончен. Подведём итоги:

  Объявление результатов и переход 4-го игрока в болельщики

Слово преподавателя:

Четвёртый раунд закончен. Подведём итоги:

- Кто постоянно опаздывал на уроки литературы, а теперь не знает о чём идёт речь?

- Кому на уроке всегда звонил телефон и он полчаса болтал в коридоре?

- Кто постоянно терял и забывал ручки, тетради, а на уроке думал, где бы всё это взять?

Вы сегодня самое слабое звено!

 Выбывает 1 участник.

5-ый раунд

  1.  «Мастер и Маргарита» - вопросы по роману:  

1.Как звали женщину, о прощении которой просила Маргарита после того как возглавила бал Сатаны?

(Фрида)

2.Куда спрятал взятку, полученную от Коровьева, председатель жилтоварищества Никанор Иванович Босой?

(В вентиляцию в туалетной комнате)

3.Назовите отчество Маргариты.

(Николаевна)

4.Кто из помощников Воланда передал Маргарите приглашение на бал?

(Азазелло)

5.Что, по словам Воланда, ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится (кирпич)

6. Кого прокуратор собирался поселить в Кесарии Стратоновой, то есть в своей резиденции?  (Иешуа)

7. «Под решётку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый тёмный предмет, который запрыгал по булыжникам Бронной» (голова Берлиоза)

8.   Что появилось из воздуха по приказу Воланда на сцене театра Варьете? (кресло)

II. «Роман в числах»  

1. Назовите номер нехорошей квартиры.  (50)

2. на каком этаже жил критик Латунский? (на 8)

3. Червонец – это сколько рублей? (10)

4. Сколько мотоциклов с пулемётами требовал Иван Бездомный на поиски иностранца, звоня в милицию? (5)

5. Сколько серебренников получил Иуда за предательство  (30)

6. Номер палаты Мастера в психиатрической клинике (118)

7. Сколько глав в романе «Мастер и Маргарита» (32)

8. Сколько персонажей входит в свиту Воланда (4)  (Бегемот, Коровьев, Азазелло, Гелла )

 

   III.    Русский язык  Восстанови пословицу:

  1. Не родись красивой и счастливой (красивой)
  2. Пьяному море по колено или по уши (по колено)
  3. Старого воробья на мякине найдёшь или не проведёшь.  (не проведёшь)
  4. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не даёт или на прохожих лает.  (скотине не даёт)
  5. Нет друга – ищи, а нашёл – убеги или береги. (береги)
  6. Любишь кататься – люби и саночки возить или телегу грузить. (и саночки возить)
  7. Рыбак рыбака чует из-за угла или видит издалека. (видит издалека)
  8. Баба с возу – мужику или кобыле легче? (кобыле легче)

IV.    Твоё любимое изречение из романа

Ребята, в этом конкурсе вы должны будете произнести ваше любимое высказывание из романа. За правильное и выразительное высказывание вы получаете один балл.

Объявление результатов и переход 5-го игрока в болельщики

Слово преподавателя:

      Пятый раунд закончен. Подведём итоги:

- Кто пришёл сюда, чтобы строить глазки?

- Кому в романе понравилось только то, что там голая женщина летала на метле?

- Кто на уроках или мечтал, или спал, или думал о любви?

Вы сегодня самое слабое звено!

6-ой раунд

I. «Мастер и Маргарита» - вопросы по роману

  1. Документ, который «дядя из Киева» Поплавский безропотно предъявил по первому требованию в квартире № 50   (паспорт)
  2. — Как звали пса, которого милиция привела в кабинет директора Варьете? (Тузбубен).
  3. — Назовите средства передвижения Маргариты после того, как она стала ведьмой. (Щетка).
  4. — Металл, из которого была сделана коробочка с кремом? (золото)
  5.  В записке мужу Маргарита пишет: «От горя и бедствий, поразивших меня, я стала…..» Кем стала Маргарита? (ведьмой)

6.Чью казнь отменил Синедрион, кто был помилован?  (Варраван)

7.  Как бы вы узнали ту скамейку, на которой сидела Маргарита в Александровском саду?   (Нюра)

8  .Почему два грузовика повезли коллектив одного учреждения прямиком в сумасшедший дом? (они пели)

9.  Что за озёра огней видит внизу Маргарита?  (города)

10. Что за тускло отсвечивающие сабли? (реки)

  1. Что сделала Наташа с Николаем Ивановичем? (мазнула кремом)
  2. Цвет волос Азазелло. (рыжий)

 II. Детали

  1. Что более всего ненавидел прокуратор?  (запах розового масла)
  2. Воланду принадлежит трость с чёрным набалдашником. Какой формы был этот набалдашник?   (голова чёрного пуделя)

3.Откуда появлялись гости на балу Воланда? (из камина)

4. Рыба, которую спас Бегемот (сёмга)

5. Во что была превращена голова Берлиоза? (кубок, чаша)

6. Что украл Левий Матвей на базаре перед казнью Иешуа (нож)

III. Русский язык

  1. В слове «сдать» есть буква З?  (нет)
  2. В слове «распилить» есть буква З?  (нет)
  3. В слове «извините» сколько букв Е?  (одна)
  4. «Стипенсия», «стипензия», «Степенсия» или как-то по-другому?. (стипендия)
  5. Как правильно поздравить: С Днём Учителя или с днём Учителей?
  6. ПозвонИт  нам кто-нибудь или позвОнит?

IV.    Русский язык

    1.В слове «сделать» сколько букв З?  (ни одной)

    2. В слове «ночной» есть Ь?  (нет)

   3. В слове «футбол» есть буква Д?  (нет)

 4. В слове «жидкость» есть буква Д?    (есть)

5. Слово «кофе» среднего рода?  (нет)

6. В слове стеклянный одна буква Н?  (две)

         7.В слове «смерч» есть Ь?  (нет)

        9. В слове «настежь» есть Ь?  (есть)

       10. В слове «достичь» есть Ь?  (есть)

V.  «Мастер и Маргарита» - вопросы по роману:

  1. Что просил отдать плачущий конферансье Бенгальский: «Квартиру возьмите, картины возьмите, только…что? отдайте?» (голову)
  2. Что было надето на Маргарите, когда она, сидя на подоконнике, разговаривала с Николаем Ивановичем? (ничего)
  3. Какое слово произнесла Маргарита, пролетая над воротами?   (невидима и свободна)
  4. Какая музыка полетела вслед Маргарите?    (вальс)
  5. У какого персонажа на носу пенсне с треснувшими стёклами? (Коровьев - Фагот)
  6. Что портит красоту тела Геллы?  (шрам на шее)

VI.    Русский язык

     1.В слове «смерч» есть Ь?  (нет)

   2. В слове «настежь» есть Ь?  (есть)

 3. В слове «достичь» есть Ь?  (есть)

4. В слове «замуж» есть Ь?  (нет)

5. В слове «нарежьте» есть Ь?  (есть)

6. В слове «женщина» есть Ь?  (нет)

Закончился 6-ий раунд. Не заскучали ли наши болельщики? Для них вопросы по роману:

«Мастер и Маргарита» - вопросы для болельщиков:

  1. Чем громила квартиру Латунского Маргарита? (молотком)
  2. Почему очень скоро соседи стали сбегаться к квартире Латунского?   (их стало заливать)
  3. Что вылила Маргарита в двуспальную кровать Латунского? (чернила)
  4. В романе очень много описаний ночей. Что особенно пленяет в них: луна или звёзды?

Объявление результатов и переход 6-го игрока в болельщики

Слово преподавателя

- Кто пришёл сюда, чтобы не учиться, а жениться?

- Кому приз уже не светит??

- Кто способен осилить только сказку «Колобок», кто не дорос до серьёзного романа??

Вы сегодня самое слабое звено!

7-ой раунд

Играем до первой ошибки. Кто ошибётся первым, тот и проиграет.

  1. «Мастер и Маргарита» - вопросы по роману:

  1. Какого цвета повязка была на шее у Тофаны? (зелёная)
  2. Что было у неё на ноге? (испанский сапог)
  3. Какого цвета были платья на балу у женщин? (их не было)
  4. За что была убита госпожа Тофана? (продавала яд)
  5. Кого Коровьев назвал на балу «скучной женщиной?» (Фриду)
  6. Почему Маргарита обратила внимание на балу именно на Фриду (она была несчастлива)
  7. Молоко или шампанское было в фонтанах на балу?
  8. Продолжите фразу: Что бы делало твоё добро, если бы ….   (не было зла)
  9. Перед тем, как покинуть город, с кем попрощались Мастер и Маргарита? (С Иваном Бездомным)
  10. Кто отпустил на свободу Понтия Пилата? (мастер)
  11. Что спасло Римского от смерти?  (крик петуха)
  12. Чем была озабочена похоронная процессия, шествовавшая за гробом Берлиоза?  (куда подевалась голова?)
  13. Имя женщины, в которую влюблён Иуда. (Низа)
  14. Что видится Понтию Пилату во время полнолуния? (лунная дорога)
  15. Чем отравил Азазелло мастера и Маргариту? (вином)
  16. Что заглотил кот в гастрономе?  (селёдку)
  17. Что особенного было в лице Воланда (глаза зелёный и чёрный)
  18. Какую штуку выкинули Коровьев и Бегемот с конферансье Бенгальским?  (оторвали голову)
  19. В каком этаже находилась квартира мастера? (в полуподвале)
  20. Какие цветы любил мастер?
  21. Что закричала голова Бенгальского? (доктора)
  22. Имя женщины, пролившей масло? (Аннушка)
  23. Что здесь перечислено? Герлэн, Шанель №5, Мицуко, Нарсис –Нуар  (товары для дам)
  24. Кем стал Варенуха после встречи с Геллой  (вампиром)
  25. Как звали знаменитого дирижера на балу у Воланда? (Штраус)
  26. Про кого говорили какая-то дура с Садовой? (про Аннушку)

I.   Русский язык

  1. Слово «такси» женского рода?  (нет)
  2. Слово «бандероль» женского рода?  (да)
  3. Слово «повидло» женского рода?  (нет)
  4. Слово «кофе» среднего рода?  (нет)

Слово преподавателя:

      Седьмой раунд закончен. Подведём итоги:

- Кто у нас чуть –чуть не стал победителем?

- Кто боролся до конца?

- Кто сегодня может гордиться собой??

Вы сегодня НЕ самое слабое звено!

Подведение итогов игры. Подсчёт баллов.

  СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:

 Наша игра подошла к концу. Подведём итоги.

       Мне очень хочется, чтобы вы запомнили этот удивительный роман. В жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом, и, как не перепутаны они в мире, их все-таки нельзя перепутать. Трусость, предательство – самые тяжкие человеческие пороки.

             Роман – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству, о внутренней свободе человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро — его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны.

А теперь – самое приятное - награждение

  1. Награждение лучшего болельщика
  2. Утешительный приз игроку, не прошедшему в финал
  3. Приз зрительских симпатий
  4.  Приз самому неравнодушному гостю.
  5. Награждение победителей игры:

1-е , 2-е и 3-е места.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ О ПРОВЕДЕНИИ ИГРЫ

Чем разнообразнее форма уроке, тем интереснее учиться. Литературная игра в этом смысле помогает достичь многих целей:

            Литературная игра – это ТВОРЧЕСКИЙ ЗАЧЁТ

ЦЕЛИ:

1) Повысить интерес к произведению.

2) Добиться более вдумчивого прочтения.

3) Закрепить особенно значимые для автора идеи в ненавязчивой игровой форме.

4) Усилить эффект от прочитанного произведения.

5) Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, этики.

Роман "Мастер и Маргарита", пожалуй, единственное произведение, которое вызывает воодушевление обучающихся и неподдельный интерес. Игра проводится после изучения романа или на завершающем этапе в процессе подготовки к сочинению. Если работу по ее подготовке начать заранее, то гораздо продуктивнее будет процесс чтения. Чтобы сохранить интригу, лучше не проговаривать на уроках все аспекты игры, предоставляя обучающимся возможность самим совершать маленькие открытия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.А.Булгаков . «Мастер и Маргарита» (текст романа)
  1. Булгаков на Патриарших/ Б.С.Мягков. – М.: Алгоритм, 2008.
  1. Итоговые работы по литературе, 5-11 класс./ - М.: Аквариум, 1997.
  1. М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения/Авт.-сост. Г.Н.Леонова, Л.Д.Страхова. – М.:Дрофа, 2002.
  1. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 11 класс. – М.: Материк Альфа, 2005.
  1. Русская литература ХХ века. 11 кл.: метод. Рекомендации для учителя/ В.В.Агеносов, Э.Л.Безносов, Н.С.Выгон и др.; Под ред. В.В.Агеносова. – М.: Дрофа, 2001.

Имя

1 раунд

итог

1

2

3

4

5

6

7

8

Имя

2 раунд

итог

1

2

3

4

5

6

7

Имя

3 раунд

итог

1

2

3

4

5

6

Имя

4 раунд

итог

1

2

3

4

5

Имя

5 раунд

итог

1

2

3

4

Имя

6 раунд

итог

1

2

3

 Дополнительные вопросы:

  1. В слове «собачка» есть мягкий знак? (нет)
  2. Слово «пол-лимона» пишется слитно или через дефис?
  3. В слове  «соломенный» одна буква Н или две? (две)
  4. В слове  «лимонный» одна буква Н или две? (две)
  5. В слове  «машинный» одна буква Н или две? (две)
  6. В слове  «орлиный» одна буква Н или две? (одна)
  7. В слове  «юный» одна буква Н или две? (одна)
  8. В слове  «синий» одна буква Н или две? (одна)
  9. В слове  «деревянный» одна буква Н или две? (две)
  10. В слове  «утренний» одна буква Н или две? (две)
  11. «Каланча» - это булочка или наблюдательная башня на пожарке?
  12. «Молва» - это слухи или крупа?
  13. «Жабо» - это кружевной воротник или крупная лягушка?
  14. «Белуга» - это рыба или животное?
  15. «Зурна» - это антилопа или музыкальный инструмент?
  16. «Аббат» - это священник или запчасть?
  17. «Цинга» - это дерево или болезнь?
  18. «Фазан» - это птица или фокусник?
  19. «Хибара» - это грузинское вино или убогий домик?
  20. «Хитон» - это одежда или вещество?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема урока:  Сатирическое изображение московского общества в романе  М. Булгакова  «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...

"Роман отчаяния и надежд" (по роману М.Булгакова)

Урок-семинар по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Литературная викторина по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Литературная викторина по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" (2 варианта). Можно использованть в целях знания текста...

«Свидание с мастером» (Литературная игра по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Литературная игра, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Сценарий литературного бала по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Сценарий литературного бала по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....