Открытый урок развития речи по русскому языку в 8 классе по теме: «Кристально чистая проза Е.И.Носова»
методическая разработка по литературе (8 класс)

Урок развития речи по литературе в восьмом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krist._-_chist.proza_nosova.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок развития речи по русскому языку в 8 классе по теме: «Кристально чистая проза Е.И.Носова»

Цели урока: 1) познакомить учащихся с интересными фактами биографии Е.И.Носова, нашего земляка, всемирно известного писателя;

2) активизировать внимание учащихся на прекрасной прозе писателя, тематике его небольших зарисовок, выразительных средств русского языка; углубить навыки анализа текста;

3) прививать любовь к русскому языку на примере мастеров слова.

 Оборудование: карточки, компьютер, экран проектора, словари, автопортрет писателя, выставка книг о Е.И.Носове, презентация фильма: «Е.И.Носов – настоящий Мастер»

Ход урока

1. Актуализация знаний, побуждение интереса к писателю.

- Как вы думаете, о ком эти строки поэта В. Давыдкова?

 Когда он говорит, то кажется, что ключ

Бьет из земли моей печальной.

 И телом он не слаб, и разумом могуч,

 И речью самородной, изначальной

 Пленяет душу мне.

  -А теперь подсказка: посмотрите на экран. Вы узнаете?

              (на экране проектора – портрет Е.И.Носова)

 -Да, это Е.И.Носов. И эти замечательные строки Давыдкова посвящены нашему земляку — курянину, всемирно известному писателю.

 Вовеки будет благословенна земля наша Курская, подарившая миру такого замечательного человека, настоящего художника слова Е.И.Носова.

 Итак, о ком и о чем у нас сегодня  на уроке пойдет речь?

 (учащиеся: мы узнаем об интересных фактах биографии Е.И.Носова и познакомимся с прозой писателя)

 - Сформулируйте тему урока.

 (варианты учащихся: «Прекрасная проза Е.И.Носова»)

 -Да, писатель – настоящий Мастер слова, и проза у него чистая, как кристалл. Запишем тему урока.

 - А сейчас сформулируйте цели урока.

 (учащиеся: познакомиться с биографией Е.Носова, заглянуть в его творческую мастерскую, обратить внимание на тематику произведений писателя, проблемы, поднимаемые им)

 - Послушаем интересные факты биографии писателя.

       (учащиеся сами подбирали материал, учитель корректировал их)

 Ученица: Вся жизнь писателя Е. И.Носова связана с Курском, милым его сердцу краем. Из детства он вынес глубокое уважение ко всякому ремеслу и восхищение рабочим человеком, рано осознав истину, что все великое и прекрасное на свете рождается из труда, из любви к своему народу и своей земле. У него простое и открытое, как русское поле, лицо. Бродил он часто осенней степью в фуфайке защитного цвета и в кирзовых сапогах, немаркой и свойской одежке его мужественного поколения.

 Скромна обстановка его квартиры, как и сам ее обитатель. Нет у него и загороднего особняка сродни 19 века, да и квартиру эту ему дали по ходатайству его друга, который приехал погостить к нему, и увидел, в каких условиях живет  известный на весь мир писатель. Не ездил он по заграницам и не стремился среди лета позагорать у моря, а вот пожить «дикарем в северных местах, побродяжничать» любил. А уж свой Курский край он истопал – исколесил вдоль и поперек. У него особые отношения с природой. Страстный рыбак и грибник, он не просто любит, он знает ее, относится к ней бережно и уважительно.  Он говорил, что  «природу нельзя трогать грубыми руками» Писатель знает наперечет множество трав и деревьев, повадки птиц и  зверей, и поэтому ему никогдане бывает скучно ни в степи, нив лесу: он умеет видеть и слушатьприроду, она его лучший собеседник. Ему хорошо наедине с ней:

 Учитель:      Ухожу я в мир природы,

                         В мир спокойствия, свободы,

                       В царство рыб и куликов,

                       На свои родные воды,

                       На простор степных лугов,

                      В тень прохладную лесов.

 Эти замечательные строки принадлежат перу Е.И.Носова.

 Ученица:      Нагруженный тяжелым рюкзаком, он уходит в свободное время на реку,  прихватив с собой не только удочки, но и этюдник с красками или альбом с карандашом и, увлекшись неповторимыми красотами природы, усаживается на пенек, достает альбом и начинает рисовать.

Учитель:    Его  этюды  – настоящие произведения живописи. Лиричный и нежный человек, покоряет он нас своей акварельной тональностью. Посмотрите, какие у него картины! Подлинное искусство, настоящие шедевры! Одно название чего стоит: «Березовый свет», «Родные окна»,  «Среди долины ровныя», «Бежин луг», «Нижняя Троица»

                            (показ картин на экране проектора)

 Ученица:  Есть у него еще замечательные стихи:

Голубо и весело: солнце целый день!

   Над оградой свесилась майская сирень.

    Струи тонкой пряности в воздухе текут,

  Будто где – то пряники к празднику пекут.

Учитель:  Какая тонкая душа, какой лиризм веет от этих строк! Что – то теплое, есенинское сквозит здесь.

 Ученик:  Может еще о писателе рассказать его «рабочий станок» Это добрый стол на толстых дубовых ногах, который не знает усталости и не терпит безделья. Он может гордиться словами своего хозяина, которые здесь же рождаются из -подего  пера. На широкой прочной спине стола мастерит он своими руками  рыбацкие и хозяйственные поделки, игрушки внука из побочного природного материала.

 Учитель:    Посмотрите, здесь целые композиции настоящего народного творчества: «Свари, кума, судака», «Почем куча?», «Поневоле станешь кусачей»,  «Лесная рапсодия», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

 Ученик:   Они умеют двигаться. Он и своего внука Ромку приучил к ремеслу. Сидят дед с внуком, мастерят пестрых дятлов, рогатых жуков, колючих ежей. Как – то даже пушку сделали, копию той, из которой дед в войну по фашистам стрелял.

Учитель:  Занимается он этим не от праздности. У него это фамильное, рабочее – от деда, от отца.

 Ученица:     Е.И.Носов – удивительный рассказчик. Он, как настоящий артист, не только может очень интересно о чем – то рассказать, но и с юмором, очень похожим изобразить человека, зверя или птицу, и мы хорошо представляем  «героя» его рассказа.

Учитель:  От природы застенчивый, он может целый вечер держать аудиторию в напряжении, покорив ее своими байками, заставив всех переживать, ужасаться или смеяться.

2. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме.

 -  Послушайте небольшие зарисовки писателя. Постарайтесь  ощутить себя первооткрывателями его неповторимых строк, понять красоту и своеобразие нашего прекрасного русского языка, рожденного в творческом воображении  Е.И.Носова.

 (на экране проектора – зарисовка «Малая родина», читает учитель, на карточках у учащихся – вопросы; проводится  анализ текста, работа с выразительными средствами языка)                                                                                                  Вот пишут: Малая родина… Но что это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить, измерить, обсказать?   По – моему, малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которое способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле…                                              Вопросы на карточке для учащихся:

1. Какие типы речи вы знаете? Каков тип речи этого текста?

2. Как вы понимаете выражение «малая родина»? Какое место на земле вы считаете малой родиной?

3. Почему в конце  первого предложения стоит многоточие?

4. Почему в 1 – м абзаце так много вопросительных предложений? Можно ли их считать риторическими вопросами? Зачем они употребляются в тексте?

5. Почему в последнем предложении первого абзаца столько глаголов? Когда их употребляют в большом количестве?

6. Почему 2 – ой абзац начинается с вводного слова «по – моему»?

7. Как вы понимаете слово  «окоем»?

8.Почему писатель использует старославянское слово «око» вместо «глаз»?

9. Как вы понимаете слово  «первореальность»?

10.Какие еще изобразительные средства использует здесь  автор?

11. Какие выводы можно сделать по этому тексту?                                                           Работа по толковому словарю:                                                                                  1.Реальный, реальность* .1. Действительно существующий, не воображаемый. Реальная действительность.                                                                       2. Осуществимый, отвечающий действительности. Реальная политика. Реальный взгляд на вещи.                                                                                         2.Лазурный* - цвета лазури, светло – синий. Лазурное небо. Лазурный берег у теплого южного моря.                                                                                                                    3. Охватить, объять.* Дом объят пламенем. Страх объял кого – нибудь. Нельзя объять необъятное (один человек не может объять все)

4. Ликовать.*1. Торжествовать, восторженно радоваться. Народ ликует. Сердце ликует.                                                                                                                                В результате комментированного диалога под руководством учителя получился вот такой анализ текста:

 Текст «Малая родина» - рассуждение. В конце первого предложения стоит многоточие. Это недосказанность, оно несет в себе какой – то скрытый смысл. Писатель как бы приглашает нас к разговору порассуждать вместе с ним, что такое малая родина. В первом абзаце много вопросительных предложений. Это риторические вопросы, не требующие ответа, т.к. он содержится в самом вопросе. Риторические вопросы характеризуются яркой восклицательной интонацией, содержащей вопросительный оттенок. Это одно из синтаксических средств выразительности речи. В последнем предложении первого абзаца много глаголов. В таком количестве их употребляют  тогда, когда человека переполняют чувства, и он хочет поделиться с кем – то о том, что у него на душе.

Второй абзац начинается с вводного слова «по – моему». Это ответ автора, что для него значит малая родина. Это  «окоем» его детства. Что же означает это слово «окоем»? Рассмотрим его лексическое значение.

1.Каем. Кайма.* Отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия. Например: платок с голубой каймой. Ключевое слово здесь -полоса.

2.Каемка. Каемочка.* Например: чашка с золотистой  каемочкой.

 Итак, кайма – это полоса по краю ткани. А «окоем» - это тоже полоса, черта того, что видит мальчишеское око до линии горизонта; что слышит, чувствует, воспринимает мальчик.

Наконец, это округа,т.е. то, что окружает человека под чашей лазурного неба. У нас получается: черта – полоса – линия горизонта – округа.

 Писатель использует старославянское слово «око» вместо  «глаз» в высоком стиле для придания речи большей выразительности. А первореальность  - это то, что ребенок видит впервые, то, что он услышал, прочувствовал сам.

В тексте есть еще выразительные средства: чаша лазурного неба, чистая распахнутая душа (открытая для людей, для новых впечатлений, знаний; душа ребенка удивилась, обрадовалась, возликовала (окружающей действительности) – метафоры.

 Ребенок понял, что это счастье – быть на земле, радоваться жизни, ее красоте. Текст оканчивается многоточием, которое заставляет нас подумать, в чем секрет счастья нашего пребывания на земле.

 Следующий наш текст Е.И.Носова  «О поэзии»

                     (текст на карточках у учащихся)

 Настоящая поэзия мне  всегда представлялась хорошо прожаренным ржаным сухарем. И пусть вас не пугает это сравнение. В отличие от сырой буханки хлеба из него выпарено все лишнее, оставлено лишь сухое концентрированное * вещество. Да, о сухарь иногда ломают зубы и дерут рот. Но какая же это поэзия, которую, как размазню* заглатывают, не жуя! Зато не забыть аромата, когда разжуешь кусочек!

 И дымом, и домом, и полем, и Русью, и вольной волей повеет от каждой строчки!

 Истинный талант редок и будет редкостью вовеки, и потому он имеет значимость всенародной ценности.

 Лес велик, бессчетно в нем деревьев, кустарником и всяких цветов и трав. Каждое из  этих растений по – своему прекрасно и полезно. Но в том то и дело, что их много, потому они своим сообществом и составляют лес. А вот женьшеня* в этом лесу может оказаться всего один корешок. Или вовсе не оказаться. Видимо, и здесь, в лесу, природа позаботилась о том, чтобы избежать пресыщения* и не дать каждому лопуху мнить себя корнем жизни.

 (самостоятельная работа учащихся, анализ текста с проговариванием, учитель контролирует, корректирует)                                                                                        Работа по толковому словарю:                                                                                                       1. Концентрат.*1. Готовый пищевой продукт в  обезвоженном спрессованном виде.2. Концентрированный корм. Кормовые концентраты.                                               3.Продукт обогащения полезных ископаемых (спец.) Апатитовый концентрат.

2.Размазня.* 1. Жидкая каша.                                                                                                     3. Женьшень* – дальневосточное многолетнее травянистое растение, корень которого применяется в медицине как лечебное и тонизирующее средство. Женьшень – корень жизни. Женьшеневые плантации.    4. Пресыщение (пресытиться)* - получить что - нибудь  или насладиться чем –нибудь до полного удовлетворения.                                                        В результате такой работы получился вот такой анализ текста:

 Это  тоже текст – рассуждение. Его можно разделить на две смысловые части. Рассмотрим первую часть.

 Носов сравнивает настоящую поэзию с хорошо  прожаренным сухарем. На первый взгляд это странно. Но далее он говорит нам о том, что пусть  нас не пугает такое сравнение, т.к. из ржаного, считавшегося более полезным, а не пшеничного  сухаря выпарено все лишнее, ненужное, оставлено  только сухое концентрированное вещество.  Исходя из лексического значения этого слова, это готовый пищевой продукт в обезвоженном виде.

 «Да, о сухарь иногда ломают зубы и дерут рот», - говорит писатель. Но он не приемлет поэзию, похожую на жидкую кашу – размазню, которую заглатывают, не жуя. А это значит, прочитывают невдумчиво, невнимательно, ничего не понимая. Она не волнует, не трогает сердце, оставляет человека равнодушным. А если разжуешь хорошо прожаренный ржаной сухарь, то почувствуешь незабываемый  душистый аромат. И если это настоящая поэзия,  настоящее искусство, где творила рука художника слова, то ты испытаешь истинное удовольствие. Она будет тебя трогать, бередить душу.

 Разжевать кусочек поэзии – это понять драгоценные строки, прикоснуться к чарующей музыке слов. И если прекрасные строки поэзии затронули твое сердце и душу, ты сам становишься лучше, добрее.                                                              И тогда: и дымом, и домом, и полем, и Русью, и вольной волей  повеет от каждой крошки. Какие замечательные строки! Дым,  дом, поле, Русь, вольная воля (свобода) – это его родина,  близкое,  родное, дорогое сердцу писателя.                                                                                                                                   В конце первой части писатель говорит о том, что истинный талант редок, его ценит автор. Да и сам он – настоящий талант. Истинный талант – всенародная ценность.

 Во второй части писатель описывает лес как сообщество, где много деревьев, кустарников, трав. Каждое по – своему прекрасно и полезно. Но в таком лесу может оказаться женьшеня (корня жизни) всего один корешок, или  совсем не оказаться.

 Истинный талант или талантливый человек сравнивается  с женьшенем (корнем жизни) Неталантливый (бесталанный) человек, как лопух в большом лесу, который мнит себя (думает), что он корень жизни. Значит, писатель говорит о тех, кто подстраивается к настоящему таланту, кто бездарен, а считает себя настоящим художником слова.

 Обобщение урока (рефлексия) – вопросы на карточках.                                                 Домашнее задание: прочитать текст Е.И.Носова «Вышивание крестом» и провести его анализ (письменное задание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи по русскому языку в 5 классе на тему "Поздравление спасшего утопающего"

Цель урока: учить детей строить позравительную речь и произносить ее; пополнить словарный запас; воспитывать чувство коллективизма....

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

урок развития речи по русскому языку 7 класс. "Описание действий (трудовых процессов) "

Методическая разработка "Урок – развитие речи «Описание действий» (трудовых процессов) 7класс содержит конспект урока и презентацию, а так же приложение-образец  работы творческой группы уч...

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-письмо"

Урок развития речи по русскому языку в 5 классе по теме "Сочинение-письмо". Урок сопровождается презентацией....

Урок развития речи по русскому языку в 7 классе в рамках темы «Самопознание»: «Человеческая личность» (создание лингвокультурологического портрета слова «личность»)

Данный урок позволяет  рассказать о концепте «личность» на разных языковых уровнях: лексическом, словообразовательном, лингвокультурологическом; составить лингвокультурологическое гнездо кон...

План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе

Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...

разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...