Мифопоэтика названия пьесы А. Н. Островского «Лес»
статья по литературе

Жегалова Ксения Олеговна

В данной статье рассматриваются особенности реализации названия пьесы А.Н. Островского "Лес" в тексте произведения с точки зрения мифопоэтического функционирования образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les_ostrovskiy.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Мифопоэтика названия пьесы А. Н. Островского «Лес»

Комедия А. Н. Островского «Лес» была написана в 70-е годы XIX столетия, когда в русском обществе протекали процессы, связанные с последствиями отмены крепостного права. Они затронули не только крестьянство, но также и судьбы дворянства и других слоев населения. В этой пьесе поставлено много проблем, характерных для этого периода развития России. Кроме того, эта пьеса принадлежит к числу тех, в которых рассказывается о судьбе провинциальных актеров, нищих, бездомных.

Для читателя заглавие является основным источником информации о следующем за ним тексте. Из названия «Лес» мы узнаем место действия, его статику. «Именно заглавие более всего формирует у читателя предпонимание текста, становится первым шагом к его интерпретации» [Чернец, 2004:107].

В нашем случае заглавие рисует перед нами не только место действия, но и пейзаж. Таким образом, название пьесы хронотопично.

Лес оказался и необходимой декорацией действия — на скрещении двух лесных дорог встречаются пешие путешественники, провинциальные актеры Счастливцев и Несчастливцев. Лес это и источник развития действия — деньги от продажи леса должны пойти в приданое Аксюше, и разговор об этом ведется уже в первом явлении первого акта; продажа леса — знак упадка помещичьего хозяйства.

Но с другой стороны, лес символизирует глухую провинциальную жизнь и одновременно душевную непросветленность, грубые чувства и поступки обитателей усадьбы. Эта символика ясно проявляется в последнем монологе Несчастливцева: «Зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов?» [Островский, 1973: 151].

Из данного монолога следует, что жители усадьбы – это совы и филины, т.е. типичные обитатели леса.

Глухоту нравов подчеркивает и Карп в действии третьем, явлении четвертом: «Живем в лесу, молимся пенью, да и то с ленью» [Островский, 1973: 104]. Тут мы слышим голос самого Островского, который в ранний период своего творчества был связан со славянофильством. Ко времени написания пьесы «Лес», его отношение к славянофильству стало более критичным, о чем свидетельствует и указанная реплика. Из слов Карпа перед нами открывается мифологический, языческий обряд поклонения идолам (пням), что интерпретируется как примета отсталости и отказ от развития.

Таким образом, с мифологической точки зрения, жители усадьбы не просто «лесные» (глухие, отрешенные от мира), но и являются типичными представителями потусторонних сил. Они находятся вне общества, остановились в своем нравственном развитии, отгородились от мира лесом.

Образ леса тесно связан с развитием сюжета пьесы.

Усадьба Гурмыжской называется Пеньки. Это символично, потому что она распродает свой лес, который собираются вырубить. Т.е. с самого начала указывается, что от ее владений останутся только пеньки, она останется ни с чем. Название усадьбы метафорично переплетается с характером самой хозяйки. Гурмыжская только представляется переживающей и добродетельной, так и ее имение только кажется идиллией. Но эта лживая идиллия, воплощенная в характере Гурмыжской, раскрывается, как и ее лес, существующий почти что на вырубке. Эту же функцию несут и названия пустошей Горелой, Паленой и Пылаевой. Т.е. лес, как таковой, в сюжете не изображается, а предстает только то, что от него осталось: пеньки да огарки. Усадьба Гурмыжской символизирует смену общественного строя, деградацию российского общества.

Лес становится «свахой» Петра и Аксюши. Именно из-за деловых отношений, из-за покупки Восмибратовым леса у Гурмыжской, они приезжают в Пеньки, где и встречаются Петр и Аксюша.

Петр хочет совершить самоубийство именно в лесу, повеситься на дереве. Он то и дело высматривает нужный крепкий сук.

Интересна интерпретация леса в словах Восмибратова: «ведь с лесом, сударыня, поверите ли, только грех один; крестьянишки воруют – судись с ними. Лес подле города, всякий беглый, всякий бродяга пристанище имеет, ну и для прислуги тоже, для женского пола… Потому как у них грибной интерес и насчет ягоды, а выходит совсем напротив» [Островский, 1973: 83]. Лес в его представлении – место совершения всех грехов.

Второе действие начинается с лесных декораций. Тут стоить заметить роль деревьев. На дереве прячется мальчик Теренька, наблюдавший за безопасностью влюбленных. Т.е. дерево и в данном контексте помогает скрыться. В действиях Тереньки раскрывается суть его «говорящего» имени – он тетерев, который сидит на дереве. Даже Петр говорит: «кто-нибудь застрелит вместо тетерева» [Островский, 1973:89].

Но в пьесе встречаются и образы конкретных деревьев. Милонов, говоря тост в честь молодоженов, сравнивает их с деревьями: «Суровый гранит и меланхолический плющ, несокрушимый дуб и нежную повилику» [Островский, 1973: 146]. В образе дуба и гранита предстает Гурмыжская только в силу ее возраста. В данных словах слышится ирония, насмешка. Здесь мужское и женское поменялось местами.

Также интересен самый конец пьесы. Именно там раскрывается истинная роль Несчастливцева. Он цитирует героическую пьесу Шиллера «Разбойники». Действие в данном произведении происходит в лесу, т.е. Несчастливцев выступает как справедливый разбойник, вернув деньги Гурмыжской и сделав счастливой Аксюшу.

Образ леса приобретает аллегорический характер, символизируя дикость нравов внешне благовоспитанных, но глубоко развращенных дворян.

Список литературы

  1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие/ Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 2004. – 680 с.
  2. Островский А.Н. Бесприданница. – Лес. Волки и овцы. – Ярославль, Верх.-Волж. кн. изд., 1973. – 240 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

  Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес кла...

Урок-педмастерская "Поговорим о странностях любви"( по пьесам А.Н.Островского "Гроза", "Бесприданница"

Урок литературы в 10 классе в системе уроков по творчеству А.Н.Островского построен по типу французской педмастерской. На уроке используется материал пьес "Гроза", "Бесприданница" для повторения и обо...

Урок-анализ по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Показать более глубокое знакомство с творчеством А. Н, Островского. За сорок лет работы он написал около пятидесяти оригинальных пьес. Понятно, что на уроках литературы невозможно дать по-настоящему п...

Зачёт по пьесе А. Н. Островского "Гроза"

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы учащимся заранее неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса....

Из опыта работы. Урок. Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”. Своеобразие конфликта.

Урок литературы в 10 классе. Смысл названия пьесы Островского "Гроза"...