Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Смоленские поэты о войне"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Тихонова Любовь Викторовна

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Смоленские поэты о войне" на конкурс "Уроки Победы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок Победы252.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

_________________________________________________________________________

Тема: Смоленские поэты о войне.

Цели  деятельности учителя: показать, какие нравственные проблемы поднимают поэты – земляки в стихотворениях о войне; попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога; раскрыть содержание понятия «патриот», «подвиг»; развивать навыки монологической речи, анализ текста.

Тип урока: урок введения («открытия») нового знания (ОНЗ)

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать  содержание и проблематику прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, уметь  извлекать из текста необходимую информацию, читать выразительно.

 Метапредметные:  

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков, проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи. Испытывать патриотические чувства и чувство любви к своей малой Родине.

Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

 Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем. 

Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающие технологии.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) сборники стихов К.М.Симонова, В.А. Куневича,  портреты поэтов, индивидуальный компьютер с выходом в сеть Интернет, аудиозапись песни «День Победы» (музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова)

Основные

этапы урока

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;  определить содержательные рамки урока

Ставит аудиозапись песни «День Победы» (1 куплет и припев).

- Здравствуйте, ребята! Совсем скоро, 9 Мая 2020 года, наша страна будет отмечать 75 – летие Великой Победы. Мы с Вами родились и живём на героической смоленской земле. Нам с Вами посчастливилось родиться под мирным небом, через много – много лет после Великой Отечественной войны. А вот некоторые смоленские поэты воочию видели войну и прошли суровые военные годы. Пожалуйста, посмотрите на выставку книг у доски и попробуйте  сформулировать, опираясь на ключевые слова, тему сегодняшнего урока:

ВОЙНА

ПОЭТ

СТИХИ

РОДИНА

ПОДВИГ

ПАТРИОТ

ИСТОРИЯ

Слушают аудиозапись песни «День Победы».

Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Личностные УУД:

жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

 Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:  умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2. Постановка учебной задачи (проблемы). Цель: организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа прозаического произведения.

Верно, сегодня на уроке мы будем читать стихотворения наших великих земляков, прославивших в веках нашу смоленскую землю, познакомимся с их героической биографией и Вы узнаете, как досталась Великая Победа некоторым смоленским поэтам.

Коммуникативные УУД:

 умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения.

 3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: актуализировать учебное содержание, мыслительные операции, зафиксировать затруднение при выполнении учащимися  учебного действия

Учитель сохраняет интерес и предлагает ответить на вопросы:

- Когда началась Великая Отечественная война?

- Какой характер она носила?

- Назовите дату окончания войны.

- Благодаря каким качествам русских людей нам удалось одержать победу над фашизмом?

- Смоленская земля, на протяжении многих веков прикрывавшая Москву и восточные районы страны от нападения врагов с Запада, в годы Великой Отечественной войны оказалась на пути главных сил фашистского вторжения. Гитлеровское командование рассчитывало к концу июля 1941 г. с ходу захватить Смоленск, овладеть междуречьем Днепра и Западной Двины и тем самым открыть себе наикратчайшую дорогу на Москву. Но фашистские стратеги просчитались.  Немецко-фашистские оккупанты за период своего хозяйничанья совершили колоссальные разрушения и неслыханные злодеяния, причинили огромный ущерб экономике и культуре области. Они почти полностью разрушили 12 городов, в том числе Смоленск, Вязьму, Рославль, Ярцево, Дорогобуж, Рудню, Велиж. Пять рабочих поселков, районные центры Всходы, Пречистое, Слобода и сотни деревень были стерты с лица земли. Фашисты разрушили и разграбили 935 промышленных предприятий, более 3 тысяч учреждений культуры и здравоохранения, сожгли почти 250 тысяч домов сельских жителей, отобрали у населения и колхозов 1,5 миллионов голов скота. Материальный ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 40 миллиардов руб. Но все советские люди сплотились и дали отпор врагу. Ковали Великую Победу и поэты, и писатели Смоленщины, продолжали в тяжелейших условиях работать военными корреспондентами, писать стихи о войне, из которых мы больше можем узнать о страшном горе, свалившемся на плечи мирных жителей нашей страны, и глазами поэтов увидеть, что и как происходило на войне, испытать те чувства, какие испытывали наши поэты – земляки.

Фронтальный опрос

Обучающиеся отвечают на поставленные  вопросы

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог,  регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

4.Практическая работа

Цель: самостоятельно познакомиться с биографией  авторов, попытаться вызвать у учеников отклик в ходе коллективного диалога, тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

 -проверить свое умение применять полученные знания

А сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждая группа получит задание: составить краткую биографическую справку выбранного поэта – земляка.

Итак,

  1. А.Т. Твардовский
  2. В.А. Куневич
  3. К.М. Симонов

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/214107/65489c92-7b80-46fa-9fd0-dd8cbc275029/s1200    http://rudnya.museum67.ru/files/296/resize/kunevich_159_200.jpg   http://lkprf.ru/images/content/documents/19/194713a9a3add46f82abdd073fa38686/1/_resized/144b2f96eb792eb0e23538112c7204a4-50b1d9db5883e6dcc050195f300844cb.jpg

- Хочется сказать, что Виктор Александрович Куневич – замечательный смоленский поэт, хотя имя его нечасто встретишь в публикациях. Но стихи его настолько просты, понятны, и сразу входят в душу российского человека. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством не менее яркого поэта Смоленщины.

Обращение  к портретам поэтов, их сопоставление

Виктор Александрович Куневич родился 6 марта 1934 года в живописной руднянской деревушке Ивишне. Детство его прошло в Подмосковье. Первые свои стихи он опубликовал в рукописном журнале, который издавали курсанты Ленинградского артиллерийского подготовительного училища. Затем стихи стали появляться на страницах армейской печати, например в газете «Во славу Родины» Белорусского военного округа.

Окончив Минское артиллерийско-минометное училище, Виктор служил на границе и за рубежами страны. Стихи его публиковались в газетах «Советская Армия» (группа Советских войск в Германии) и «Знамя Победы» (Северная группа войск в Польше). По состоянию здоровья в 1957 году был уволен из рядов Советской армии. Окончил отделение журналистики Белорусского государственного университета.

Долгие годы он проработал на Руднянском молочно-консервном комбинате. В 1998 г. - В. Куневич принят в Союз писателей России. Умер в 2007 году.

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской губернии.  Первые стихотворения Александр начал писать еще в детстве. В 1925 г. он стал работать корреспондентом в сельской газете. Благодаря этому, ему удавалось публиковать там свои сочинения, которые были первыми в его биографии.  В 1939 г., сразу же после окончания учебы, Александра Трифоновича призвали в армию.За шесть лет службы, он прошел несколько войн, работая военным журналистом. Увидев и испытав на себе все тяготы фронтовой жизни, ему удалось собрать большой объем материала на военную тематику.В результате, из-под его пера вышел сборник стихов «В снегах Финляндии». Одновременно с этим он написал бессмертную поэму «Василий Теркин», так полюбившуюся всем советским гражданам. На ее написание ушло около 4 лет. 18 декабря 1971 года Твардовский скончался в поселке Красная Пахра в Московской области. Он был женат на Марии Гореловой, которая родила ему 2 дочерей – Ольгу и Валентину. 

Константин Михайлович Симонов.

Родился Константин 15 (28) ноября 1915 года в Петрограде. Но первые годы жизни Симонов прожил в Саратове, Рязани. Родителями был назван Кириллом, но затем изменил свое имя и взял псевдоним – Константин Симонов. Воспитывался отчимом, который был военным специалистом и преподавал в военных училищах. В 1940 году была написана первая пьеса Симонова «История одной любви», а в 1941 году – вторая – «Парень из нашего города». Обучался Константин Симонов на курсах военных корреспондентов, затем, с началом войны, писал для газет «Боевое знамя», «Красная звезда». Одними из известных военных произведений Симонова стали: «Жди меня», «Война», «Русские люди». Умер писатель 28 августа 1979 года в Москве.

1) Познавательные:

-  структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

5.Чтение стихотворений и их анализ. Работа в группах

 Цель: проверить свое умение применять полученные знания,

показать мастерство авторов в создании лирики в период войны;         развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.

Использует  ЗЗТ (физкультминутка)

-Читаем по 3 стихотворения каждого поэта вслух. Анализируем одно по выбору группы.

 В каждой группе на партах лежит примерный план анализа стихотворения.

1. Дата написания и история создания стихотворения, кому или чему оно посвящено (если есть адресат). 
    2. Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках). 
    3. Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте). 
    4. Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод). 
    5. Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему?). 
    6. Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении. Тропы: эпитет, метафоры, сравнение, градация и т.д.; 
    7. Место стихотворения в творчестве данного поэта.
    8. Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской поэзии? почему?)

- Кто такой патриот?

- Ребята, что значит для Вас быть патриотом своей страны?

- Можно ли назвать наших поэтов – земляков патриотами своей малой Родины? Почему, докажите.

- А как Вы относитесь к своей малой Родине и что делаете для того, чтобы она была краше, счастливее?

- Что такое подвиг?  Каждый ли человек способен на подвиг?

Выполняют упражнения физкультминутки.

Обучающиеся выразительно читают и анализируют стихотворения.

Работа в творческой  группе.

Отвечают на поставленные учителем вопросы, делятся своими мыслями.

Словарная работа.

Личностные УУД: смыслообразование ; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.  Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

6. Этап включения в систему знаний 

-Почему  мы должны сохранять память военных лет?

- В мире, ребята, особенно в некоторых Западных и прибалтийских странах, искажается истинная история войны, оскверняются и обливаются краской памятники, могилы советских воинов,  многие политики этих стран вбивают в головы молодого населения мысли о том, что наши советские воины не освободители, а оккупанты. Перевирается история. Это очень страшно. А ведь Советский Союз освободил все западные страны от фашистского ига. Будем надеяться, что в этих странах на смену нынешним политикам придут здравомыслящие, которые не позволят унижать наш народ – победитель и народ – освободитель. Закончить урок мне хочется одним из замечательных стихотворений:

Рубцы войны не зарастают,

Они живут в сердцах живых.

История, Года листая,

Вновь обжигается на них.

И в дни победного салюта,

Благословляя мир весны,

Мы помним вихри битвы лютой

И тех, кто не пришёл с войны.

Наш вечен долг и неоплатен

За то, что сделали они.

Молчат суровые распятья,

Пылают вечные огни.

Жгут душу раны ветеранов,

Не сохнут слёзы вечных вдов,

И никогда не перестанут

Стонать басы колоколов.

Так пусть об этом дети знают,

Пусть внуков выучат своих:

Рубцы войны не зарастают,

Они живут в сердцах живых.

Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война.

Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев тех лет. Так будем же и мы, ребята, об этом помнить! Будем истинными патриотами своей страны.

Подводят итог урока, анализируют проблемы человеческой памяти по отношению к стране – освободителю. Убеждаются, что историю нельзя переписывать.

Личностные УУД: смыслообразование ; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

7. Домашнее

 задание

Выучите наизусть любое понравившееся Вам стихотворение данных поэтов. А кого затронул мой рассказ об искажении истинной истории Великой Отечественной войны, я попрошу написать искреннее небольшое послание западным политикам «Почему нельзя искажать историю?»

В ходе подготовки домашнего задания выразят своё отношение к современному положению России в мире.

Совершенствуют умения создавать  устные и письменные тексты, умение учить стихотворные тексты наизусть.

8. Рефлексия

Перед Вами листочки. Возьмите в руки ручки и напишите вместо точек: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. . У меня не получилось…. Я хочу….

После того, как напишете, сдайте листочки.

Анализируют свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине"  (6 класс)...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Технологическая карта урока музыки "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»

Тема урока: « Великая Отечественная война в стихотворении К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»Тип урока: урок открытия новых знанийЦель урока: Познакомить учащихся с...

Технологическая карта урока литературы: "Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей»"

Технологическая карта урока литературы Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей»...