Технологическая карта урока литературы: "Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей»"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Технологическая карта урока литературы Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_n.m.rubtsov.docx37.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы 6 класс

Тема урока

Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей»

Цели урока

  • Познакомиться с биографией Н.М. Рубцова;
  • Прослушать стихотворение «Звезда полей»;
  • Развитие навыков умения раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств, в раскрытии замысла автора, навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста стихотворения; понимание авторского замысла.

Тип, вид урока

Урок «открытия» новых знаний

Личностные УУД

  • Иметь представление о художественном мире Н.М. Рубцова;
  • Формировать познавательную и социальную мотивацию;
  • Стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.
  • Воспитание любви к Родине.

Предметные результаты

  • Уметь анализировать стихотворение;
  • Уметь находить ключевые слова и образы в стихотворении;
  • Уметь определять художественные приемы и средства выразительности.

Метапредметные универсальные

учебные действия

Познавательные УУД:

  • Формулировать цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию в тексте стихотворения;
  • Выделять обобщенный смысл стихотворения;
  • Выделять средства художественной выразительности, определять место произведения в творчестве изучаемого автора.

Коммуникативные УУД:

  • Умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
  • Умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета и грамматических и синтаксических норм родного языка, строить понятные для собеседника высказывания;
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;
  • Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные УУД:

  • Способствовать совместному целеполаганию;
  • Умение выдвигать свою точку зрения, самостоятельно определять цели деятельности.
  • Планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

Образовательные ресурсы урока

Ноутбук, презентация по теме урока, учебник (Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Ч.2. /Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2014.)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

работы

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

Организационный

момент

(цель: организовать

направленное внимание

на начало урока,

проверить рабочие места,

создать положительный

настрой учащихся на

урок)

Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

– Добрый день, ребята! Сегодня урок литературы проведу у вас я – меня зовут Юлия Андреевна.

– Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Записывают дату в тетради, включаются в деловой ритм урока.

Личностные УУД:

-создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Коммуникативные УУД:

-взаимодействие с учителем;

-осознание познавательной задачи.

Актуализация знаний.

(цель: проверка

домашнего задания)

– Дома вам нужно было подготовиться к тесту по содержанию рассказа М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Работаем в тетрадях – я читаю вопрос, а вы записываете ответ.

Работают с тестом по предыдущей теме урока.

1. В каком году была написана сказка «Кладовая солнца»? 1945

2. Какую тему раскрывает Пришвин в произведении «Кладовая солнца»? Природы

3. Кто присматривал за Настей и Митрашей после смерти их родителей? Соседи

4. За какими ягодами пошли дети на болото? Клюква

5. Кто рассказал Митраше о заветной «палестинке», на которой росло много ягод? Отец

6. Как звали волка, который жил на болотах? Серый помещик

7. Кем был предыдущий хозяин собаки Травки? Охотник, лесник

8. Залежи какой горной породы находились в Блудовом болоте? Торфа

9. Кто вытащил Митрашу из болота? Травка

10. Кто убил Серого волка? Митраша

11. Кто, по произведению, рассказал эту историю? Разведчики болотных богатств

12. Почему произведение называется «Кладовая солнца»? Автор называет так болото с запасами торфа

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности.

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, умение строить речевое высказываний.


Постановка учебной

Задачи

(цель: подвести детей к самостоятельной

постановке

образовательных цели)

Создание эмоционального настроения для открытия темы урока

- 1962 год. Жаркий летний день. В редакцию журнала «Знамя» зашел молодой человек. Лицо его было худое, на нем выделялся большой лоб и глубоко запавшие глаза. Обут он в дешевые сандалии. С первого взгляда видно, что жизнь помотала его изрядно, и что, конечно же, он держит в руках смятый рулончик стихов.

- Здравствуйте! – сказал он со стеснительным достоинством. – Я стихи хочу вам показать.

Поэт Станислав Куняев взял и стихи и начал читать:

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог…

Я оторвал от рукописи лицо и наши взгляды встретились. Его глубоко запавшие глаза смотрели на меня пытливо и настороженно.

- Как вас зовут?

- Николай Михайлович Рубцов.

- Как вы думаете, с каким поэтом нам предстоит познакомиться сегодня?

- Сегодня мы познакомимся с Николаем Михайловичем Рубцовым и его творчеством. Запишите тему урока.

- Ребята, произнесите про себя слово «Родина». Какие картины представляются вам, говоря это слово? Запишите в тетрадь.

- У каждого человека свои ассоциации с этим словом, давайте же узнаем, что такое «Родина» в понимании Н.М. Рубцова. Откройте учебник и прочитайте название стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся.

- Давайте подумаем, какие цели будут нами достигнуты сегодня на уроке?

Слушают учителя, пытаются определить тему урока.

С Николаем Михайловичем Рубцовым

Учащиеся отвечают, что для них «Родина» - это их дом, город в котором живут, их семья и друзья.

Участвуют в открытии темы урока, Беседуют с учителем. Определяют цели на сегодняшний урок.

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений;

формулировать вопрос (проблему) урока.

Открытие нового

знания

(цель: рассмотреть, как

новое знание

укладывается в систему

ранее изученного)

– Ребята, перед тем как прослушать стихотворение, предлагаю познакомиться с биографией автора, узнать его жизненный и творческий путь (презентация биография Н.М. Рубцова)

- Что вы узнали о Н.М. Рубцове? Какая была его жизнь?

- Перед тем, как прослушать стихотворение, наша задача узнать значение слов в стихотворении, которые могут быть нам ранее не известными (слова представлены на слайде)

- Пришло время прослушать стихотворение «Звезда полей» в исполнении В. Астраханцева.

Знакомятся с биографией поэта, беседуют с учителем о жизни и творчестве Рубцова.

Учащиеся рассказывают сведения об авторе, которые запомнили: Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 г. в селе Емецк Архангельской области. Любил море всем сердцем и проходил военную службу на Северном флоте. Был отличным моряком. В 1962 году Н. М. Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный институт им. Горького. Первый сборник стихов «Лирика» вышел в 1965 году.

Мгла – это часто употребляемое слово в литературе, которое описывает состояние атмосферы или внутреннего мира героя. Это понятие связано с туманом и дымом, но оно имеет свои отличительные особенности.

Полынья – незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.

Потрясение – глубокое, тяжело переживаемое волнение

Угасать – то же, что и гаснуть.

Слушают аудиозапись стихотворения.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней.

Личностные УУД:

осознание необходимости самосовершенствования, выражение желания осваивать новые знания.

Физкультминутка (Видео)

Видео физкультминутка.

Выполняют физические упражнения.

Первичное закрепление

(цель: развитие умения

решать учебно-познавательные задачи)

Повторное чтение стихотворения учащимися и обсуждение стихотворения

- Ребята, о чем это стихотворение?

- Какие картины вы увидели, слушая стихотворение?

- Какие чувства у вас вызывали представленные картины?

- А как вы думаете, какие чувства испытывал лирический герой стихотворения, думая о Родине?

- Эти чувства менялись на протяжении стихотворения? Каким образом?

- С помощью каких средств выразительности автор дает нам почувствовать смену настроения?

- В чем же смысл названия стихотворения? Почему не просто «Звезда», а «Звезда полей»?

- Сейчас вы поработаете самостоятельно и найдете все средства выразительности в этом стихотворении.

Беседуют с учителем по тексту стихотворения.

О любви к Родине.

Яркая звезда, полынья, мгла заледенелая, осенний холм, зимний холм, шумный город, жители города, зимний простор.

Чувство грусти, радости, безмятежности.

Лирический герой испытывает любовь к родной земле, радость, взволнованность.

С помощью эпитетов, метафор, олицетворений и сравнений, так же есть лексический повтор.

Именно образы полей, холмов, зимней полыньи представляют родину Рубцова. Именно эти места становятся для него центром вселенной, здесь он может жить в гармонии с собой и окружающими.

Олицетворения: «Звезда полей... остановившись, смотрит в полынью». «всех городов, поднявшихся вдали». Метафоры: «И сон окутал родину мою». «Она горит над золотом осенним». «Она горит над зимним серебром». Сравнение: «Она восходит ярче и полней». Лексический повтор: «Горит, горит звезда моих полей». Эпитеты: «заледенелой» (мгле), «тревожных» (жителей), «приветливым» (лучом), «белом» (свете).

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные УУД:

умение осмыслять полученную информацию;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в группе.

Самостоятельная

работа

(цель: закрепление

полученных знаний)

– Пришло время для творчества. Я предлагаю создать творческую мастерскую, в которой будет работать несколько отделов. Вы побудете в роли художников, дизайнеров, литераторов и музыкантов.

1 отдел – «Художники»: используя имена прилагательные, назовите цвета и оттенки, которые создают художественную палитру стихотворения.

2 отдел – «Музыканты»: используя наречия, объясните, как нужно читать стихотворение.

3 отдел - «Дизайнеры»: используя имена существительные, определите, какие абстрактные понятия символизирует слово «Звезда» в стихотворении.

4 отдел – «Литераторы»: найдите в каждой строфе ключевое слово и нарисуйте «звезду полей», нанеся ключевые слова на ее «лучи».

- Все отделы прекрасно справились с заданиями!

Работают в группах, выполняя творческое задание.

Рефлексия деятельности

(цель: формирование

личной ответственности

за результаты

деятельности)

Домашнее задание

- Для Н.М. Рубцова символ Родины – «Звезда», а для вас?

Дайте оценку своей деятельности (очень хорошо, средне, плохо). Если у вас всё получилось, то поднимите руку.

– Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим на цели, которые мы ставили перед собой. Удалось ли нам решить их? Что мешало и что помогало в достижении цели?

–Вы отлично поработали на уроке, давайте приступим к выставлению оценок.

  • Выучить наизусть стихотворение Н.М. Рубцова «Звезда полей»

–Спасибо за урок, ребята. Желаю вам хорошего дня, до свидания!

Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы и обобщения.

Оценка деятельности на уроке.

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги.

Слушают оценки, участвуют в их комментировании.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания.

Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу.

Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине"  (6 класс)...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Малороссия в жизни и судьбе писателя».

Технологическая карта урока, составленная в соответсвии с ФГОС ООО. Содержит материалы для сообщений о жизни  Н.В.Гоголя. В урок включены задания, позволяющие развивать умение выделять в тексте г...

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "Поэзия родной природы в творчестве русских поэтов 19 века"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Этот урок открытия нового знания о поэзии, продолжает серию уроков, обучающих анализу стихотворного текста. Использованы различные формы о...