Любим ли мы "своих"?
методическая разработка по литературе (8 класс)

Анастасия Викторовна Пыресьева

Материал к уроку по рассказу Н.А. Тэффи "Свои и чужие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubim_li_my_svoih.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Любим ли мы «своих»?

О серьезном с улыбкой (сатира начала XX века).

Рассказ Н. А. Тэффи «Свои и чужие». (СЛАЙД 1)

1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. / Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 4-е изд., испр. – М.: Русское слово, 2010.

2. Учебник: Литература. 8  класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 3 ч. / Авт.- сост. Г. С. Меркин. – 7-изд. – М., 2009.

3. Специфика обучаемых:  общеобразовательный класс, четвертый год обучения по данной программе.

Тип урока: интерактивное  изучение нового материала.

Цели урока:

  1. предметная  - продолжить работу по развитию навыков анализа прозаического произведения;
  2. метапредметная – развитие навыков исследовательской работы, критического мышления;
  3. личностная – формирование доброго, уважительного отношения к близким.

В связи с заявленными  целями в ходе занятия должны быть решены следующие задачи:

1) когнитивные:

 - расширить поле имеющихся знаний по литературе,

- познакомить учащихся с творчеством Надежды Тэффи, темами и особенностями творчества писательницы;

2) операциональные: 

- продолжить формирование умения критически оценить произведение литературы,

- совершенствовать навык анализа прозаического текста; 

- развитие навыка исследовательской работы с текстом, выразительного чтения, коммуникативных способностей учащихся,

- развитие критического мышления современного старшеклассника;

3) аксиологические:

- формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе анализа рассказа «Свои и чужие» (1913 и 1923 гг.),

- развитие внимательного, доброго отношения к  близким.

Форма работы – фронтальная, парная, самостоятельная.

Методы и приемы – наблюдение, сопоставление, решение проблемных вопросов и ситуаций, анализ, моделирование, опережающее обучение. Особенно ценным представляется такое действие обучающихся, как анализ современных продуктов творческой деятельности и синтез всех имеющихся учебных компетенций обучающихся для формирования отношения к произведениям русской литературы.

Предполагаемый результат – вооружение способом понимания своеобразия произведения, который заключается в выстраивании правильной иерархии первостепенного (определяющего) и второстепенного (дополнительного, сопутствующего) содержания.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, карточки, таблицы, кластер, словари.

ХОД УРОКА.

… В подкладке русской сатиры всегда лежала трагедия…

Ф.М.Достоевский (СЛАЙД 2)

I.        Актуализация знаний. (СЛАЙД 3)

- Что такое юмор и сатира?

II. Мобилизующий этап.

Выступление.

В 1907 г. молодая писательница   Надежда Бучинская (в девичестве Лохвицкая), чтобы обратить на себя внимание директора театра, необычным именем ТЭФФИ подписывает свою небольшую пьесу «Женский вопрос». Директор обратил внимание, и вскоре пьеса была поставлена на сцене Малого театра. Псевдоним стал именем, имя - судьбой.

В 1920 г. Тэффи эмигрирует из России, как  и многие деятели культуры и писатели после Октябрьской революции 1917г.  К этому времени она уже была писателем с огромной славой, чья популярность затмевала другие имена. Ею «восхищались буквально все, — вспоминает И. Одоевцева, — начиная от почтово-телеграфных чиновников до императора Николая II». «Царь по прочтении рассказов Тэффи, — продолжает Одоевцева, — делал пометы в своем дневнике, а в юбилейном сборнике, посвященном 300-летию Дома Романовых, из литературных имен пожелал видеть лишь ее имя («Тэффи! Только ее. Никого не надо. Одну Тэффи!»). Не исключено, что действительность и миф слишком тесно сплелись в этих воспоминаниях, — имя Тэффи всегда окружали легенды и мифы, зачастую авторство последних принадлежало ей самой.

Излюбленный жанр Тэффи - миниатюра, построенная на описании незначительного комического происшествия.

Георгий Иванов утверждал: «Тэффи-юмористка — культурный, умный, хороший писатель. Серьезная Тэффи - неповторимое явление русской литературы, которому через сто лет будут удивляться».

Художественный такт, чисто женская мягкость сочетаются в рассказах Тэффи с едкой иронией, комическое сближается с трагическим.

III. Целеполагание.

Учитель: Как вы относитесь к своим близким, друзьям? Прокомментируйте тему нашего урока.

Учащиеся отвечают, что любят своих близких, заботятся о них,  переживают.

Учитель: Надежда Тэффи в своем рассказе высказала идею о том, что любовь  «своих»  хуже, чем любовь  «чужих». Согласны ли вы с этим?

Учащиеся чаще всего высказывают категорическое несогласие с писательницей.

Учитель: Почему же у Надежды Тэффи была такая позиция? Как это понять? Что нам нужно узнать, чтобы понять автора?

Сформулируйте цели нашего урока.

Формулирование учащимися целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

  • Вспомнить – узнать (что?) темы, над которыми работала Н. Тэффи.
  • Для чего мы это делаем? Цель: узнать жизненную позицию автора, ответить на «странный» вопрос темы: «Любим ли мы «своих»?
  • Как мы это сделаем? Наметим путь, по которому пойдём.

Предложения ребят по данным вопросам.

Учитель: Обратимся к языку математики. Перед нами обычный треугольник. Попробуйте схематически на треугольнике изобразить проблематику рассказа  Н. Тэффи.

Примерно у ребят должен получиться следующее изображение:    

                                 Я

«Свои»  «Чужие»

IV. Совместная деятельность.

Слово учителя

Полностью отвергнув октябрьский переворот 1917 года, Тэффи оказались среди вынужденных эмигрантов. В эмиграции: жизнь Тэффи сложилась внешне благополучно. Она жила в Париже, много писала, печаталась в газете  «Последние новости» и других изданиях. Но что-то умерло в ней безвозвратно.

Едкая ирония Тэффи по адресу белой эмиграции очевидна. Смешные, подчас карикатурные фигуры, которые она изображает, убоги и трагичны. Это губернаторские дочки, прислуживающие в кафе, боевой офицер, работающий приказчиком в лавке, генерал, плетущий шапочки из крашеной соломы, барон Зельф — цыган в хоре.

Тэффи показывает, что потеря родины неминуемо влечет за собой потерю национального облика. Рассказы «Ностальгия», «Сладкие воспоминания», «Осколки» и другие окрашивает острая тоска по России. Это же чувство рождает серию рассказов Тэффи под общим заглавием «Далекое»,

В 1930—1940-х годах она уходит от сатиры, погружаясь в сферу созерцательного юмора, окрашенного грустным лиризмом.

Талант Тэффи многогранен: салонные безделушки, в которых чувствуется «печальное вино», философические новеллы, рассказы, подслушанные у народа, утонченно жеманные стихи, восточные сказки и стихотворения в прозе. Ее юмор, кажущийся созерцательным и добродушным, оставляет в душе незаживающие царапины, а сатира поражает меткостью и остротой. Мастерство портретных характеристик,  меткость колючих острот сближают ее не только с Чеховым, но и с Буниным.

С именем Тэффи связано целое направление в русской сатирической литературе начала XX века. Современники назвали его «лирической сатирой».

V. Анализ произведения.

- Какие эмоции вызвал у вас рассказ «Свои и чужие»?

- Согласны ли вы с автором?  

- Почему?

- На чем построен сюжет рассказа?

Сюжет рассказа построен на доказательстве тезиса «чем больше у человека своих, тем больше он знает о себе горьких истин и тем тяжелее ему живется на свете».

- Чем отличается отношение «своих» от «чужих»? Близкие о нас беспокоятся. Но почему это беспокойство так обидно для нас?

- Вспомните ситуации из вашей жизни, когда близкие что-то вам запрещают, о чем-то вас предупреждают. Что вы чувствуете? Обиду? Почему?

- Что по этому вопросу говорит Надежа Тэффи в своем рассказе? Какие жизненные ситуации рисует рассказчик, доказывая тезис?

Обсуждение внешнего вида, легкого недомогания, «дружеского» приема, жизненных планов героини.

Работа с таблицей в парах

Задание для групп:

        Выпишите фразы, передающие отношение «своих» и «чужих».

У  восьмиклассников может получиться следующая таблица:

Свои

Чужие

Встреча на улице, обсуждение внешнего вида героини

«Свои считают своей обязанностью непременно резать вам в глаза правду-матку».

«Посмотрит на вас презрительно»

«Чужие должны деликатно привирать».

«Улыбнется вам приветливо»

Обсуждение легкого недомогания героини

«Начнет допытываться, где и когда могли вы простудиться, начнет укорять, зачем вы простудились». Будет долго издеваться над вами

«От чужих вам только радость и удовольствие», «делают вид, что страшно испуганы»

В гостях

«Водить знакомство со своими грустно и раздражительно, все вылезают хмурые и унылые, подадут чай со вчерашними сухарями...»

«Принимают вас весело, делают вид, что рады вашему приходу до экстаза. Лица припудрены, моложавы, разговоры веселые, живые, бодрые, полны относительно вас самых светлых прогнозов, посадят в лучшую комнату, разговоры заведут  для вас приятные»

Обсуждение жизненных планов героини

«Заранее оплакивают вас, недоверчиво качают головой и каркают...» «И, кроме того, зная вашу беспечность, безалаберность, рассеянность и неумение ладить с людьми, они могут вам доказать, как дважды два — четыре, что вас ждут большие неприятности и очень печальные последствия, если вы вовремя не одумаетесь и не выкинете из головы дурацкой затеи»

«По отношению к вам полны самых светлых прогнозов. Все предприятия вам, наверное, великолепно удадутся. С вашим-то умом, да с вашей выдержкой, да с вашей обаятельностью»

На экране картина  Н. П. Ульянова «Группа воображаемых портретов» (1921).

•        Что объединяет рассказ Тэффи «Свои и чужие» (1923) и изображенное на картине?

V. Взаимопроверка и взаимоконтроль.

  • Итак, какую цель приследовала Надежда Тэффи при создании рассказа? (Учащиеся самостоятельно формулируют выводы, высказывают свои предположения). 

Учитель может помочь прийти ребятам к следующим выводам: композиционное решение рассказов Тэффи направлено не только на создание увлекательного сюжета, но и на формирование диалога между автором и читателем, в ходе которого обнаруживается внутренняя несостоятельность не только героев, но и общества, неспособного дорожить собственными чувствами и искренностью.

Художественные средства и способы группировки образов способствуют ироническому осмыслению событий, которые представляются автору (и читателю вслед за ним) как абсурдные.

VI. Рефлексия.

  • Я почувствовал…
  • Я понял…
  • Я бы изменил…
  • Я буду…

VII. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение  «Как избежать конфликтов с близкими?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легко любить все человечество. Соседа любить сумей!

Разговор с учащимися. Весь Божий свет любить легко,Влюбиться можно в Архимеда,А ты не бегай далеко –Попробуй полюбить соседа....

презентация к предметной неделе Любить природу-значит любит Родину

Презентация предназначена для открытия прдметных недель по прирдоведению, биологии, естествознания...

Любить детей - это значит любить свою работу

Любовь придает силы, оживляет, возрождает. Человек, который работает без любви, только ради заработка, никогда не получит хороших результатов. Можно работать в течение многих часов с любовью к своему ...

Кто не любит родную прроду,тот не любит отчизну свою

Дается творческая работа учащегося, сочинение на  тему охраны природы....

Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Как быть любее любой по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Технология критического мышления представлена через восприятие рассказа В. Распутина "Женский разговор"...

Интерактивная разработка для проведения игры Who wants to be a millionaire по любой теме и для любого возраста

Интерактивная разработка создана и открывается в программе ActivInspire, используется с интерактивной доской Promethean, является шаблоном и заполняется любыми вопросами на выбор учителя.  Таким ...