Главные вкладки

    Урок в 6 классе по рассказу Нагибина " Мой первый друг, мой друг бесценный"
    методическая разработка по литературе (6 класс)

    Лаврикова Елена Викторовна

    Тема друужбы в рассказе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx55.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока литературы в 6 классе ФГОС ООО

    Тема: Тема дружбы в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»

    (по учебнику В.Я.Коровиной)

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Мотивация (самоопределение к деятельности)

    Цель:

    -мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

    -определить содержательные рамки урока

    Включение в деловой ритм.

    Создание проблемной ситуации.

    -Ребята, как вы понимаете, что такое добро?

    -Кто для вас является добрым человеком ?

    -Как вы понимаете эпиграф к рассказу

    Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

    Л.Н. Толсто

    Готовятся к работе.

    Делают вывод, отвечая на проблемные вопросы.

    Дети приводят примеры из жизни. Делают выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: весёлым, случайным, героическим и

    Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

    нравственно-этическое оценивание

    Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

    Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

    Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

     2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    Цель:

    -актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

    -актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

    -зафиксировать затруднение при выполнении учащимися учебного действия

    Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание

    Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

    Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

    Коммуникативные УУД:

    умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.

    3. Постановка учебной задачи (проблемы)

    Цель:

    -организовать коммуникативное взаимодействие на основе анализа прозаического произведения

    4.Практическая работа в группах с проверкой

    Цель:

    -показать, какие нравственные проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога

    - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

    -проверить свое

    умение применять полученные знания

    5.Закрепление изученного материала:

    Цель:

    -проверить свое умение применять полученные знания

    6.Рефлексия деятельности

    Цель:

    -оценить результаты собственной деятельности


    Предмет: литература

    Класс: 6 д

    Тема урока: Тема дружбы в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»

    Цель: формировать умение анализировать прочитанное произведение на разных уровнях: идейно-тематическом, композиционном, умение определять жанр, характеризовать систему образов.

    обучающая: осмысление текста, позиции автора.  Подвести учащихся к осознанию темы рассказа Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный», её развитию в рассказе, обучение самостоятельной работе, рефлексии, самоанализу;

    развивающая: развитие логического мышления; коммуникативной функции, исследовательских умений, творческих способностей; формирование  умения анализировать прочитанное произведение на разных уровнях: идейно-тематическом, композиционном, умение определять жанр, характеризовать систему образов.

    воспитательная: подвести учащихся к осознанию нравственных основ настоящей дружбы

    Методы и формы  организации учебной деятельности: Исследовательский метод; индивидуальная, парная форма.

         Тип урока: открытие новых знаний

         Форма урока: урок-размышление.

    Предварительная работа:  внеклассное чтение рассказа Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»

    Сценарий урока

    Мотивация к учебной деятельности

    1. Организационный момент.

    Приветственное слово учителя:

    Добрый вечер, дорогие ребята!

    Начинаем наш урок!

                                                  Очень хочется, чтоб впрок.

    Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

    Стадия вызова  

    2.Актуализация знаний

    - Давайте в начале урока прослушаем поэтический текст и вспомним  историю его создания.

     На mp3-проигрывателе звучит стихотворение А.С.Пушкина, посвящённое Пущину «Мой первый друг, ой друг бесценный…») СЛАЙД 1

    ( В Царскосельском лицеи, где учился  А. С. Пушкин,   царил культ дружбы и он пронёс его через всю свою жизнь. Одним из его любимых  друзей стал Иван  Пущин. Именно Пущин посетил опального поэта в Михайловском. Здесь Пушкин жил в старой усадьбе вдвоем со старушкой няней, вдали от друзей и родных. Сюда в январе 1825 года, в санях по снежной дороге, приехал к нему верный друг Иван Пущин.

     А вскоре самого Пущина погнали на каторгу за несколько тысяч верст — в Забайкалье.

    В морозный зимний день привели новых каторжан в читинский острог. Из-за острожного частокола Пущин услышал, что его зовет женский голос. Оказалось, это жена декабриста Муравьева, Александра Григорьевна, одна из тех самоотверженных женщин, что последовали за мужьями на каторгу.

    Она подозвала Пущина и передала ему, просунув меж кольев, листок бумаги.

    Пущин развернул листок, и можно себе представить, как взволновали его пушкинские строки, обращенные к нему.

    До конца жизни Пущин хранил это послание Пушкина как святыню.)

     - Какими чувствами исполнено стихотворение? (благодарности другу.  Для Пушкина приезд друга к нему в ссылку – величайшее событие, отсюда и такие высокие задушевные слова: «Мой первый друг, мой друг бесценный!».

    -Какова идея этого стихотворения?( Дружба выше всяких преград, она освещает жизнь, помогает принять ее трудности и преодолеть судьбу.)

    Почему именно с него мы начинаем урок? Не напоминает ли вам первая строчка стихотворения название кого-нибудь произведения.

    - Сегодня на уроке познакомимся с рассказом Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный» СЛАЙД 2

    -Как вы думаете, есть ли какая-либо связь между сюжетом рассказа «Мой первый

     и жизнью писателя? Ответ найдите в воспоминаниях Ю.Нагибина.

    (“Мои рассказы и повести — и есть настоящая моя автобиография”.)

    3. Постановка учебной задачи (проблемы) 

    Индивидуальная работа учащихся по заполнению таблицы. (рабочий материал)

    - Почему, по-вашему, Ю.Нагибин называет свой рассказ строкой пушкинского стихотворения?

    (Ю. Нагибин мерит свою дружбу с Павликом такой высокой меркой)

    - Название отражает тему или идею произведения?

    - Что такое тема?

    - Какова тема рассказа? (Бесценный друг, бесценная дружба)

    Что такое идея?

    - Как она чаще всего формулируется? В какой части текста?

    - Какова идея рассказа? (Каждый несет ответственность перед всей планетой. От поведения каждого зависит мир и покой на Земле …» СЛАЙД 3

    - Продумайте  тему урока и сформулируйте цели. Слайд 4

    Цель:

    - Раскрыть тему и идею  рассказа Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный»

    -   Учиться анализировать прочитанное произведение на разных уровнях

    - Осознать нравственные основы  настоящей дружбы

                     Стадия осмысления                

    1. Практическая работа.

    Ребята, что такое дружба? (Дружба – отношение глубокое, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь). Слайд 5
    - Какими качествами должен обладать настоящий друг? 

    -Сегодня будем говорить о настоящей  и мнимой дружбе. Проследим, как в  процессе дружбы проходило становление главного героя.

    Литературный обзор. Слайд 6

    - Где и когда происходят события?

    (Предвоенное время, в Москве, в Армянском переулке)

    - От чьего лица ведется повествование?

    ( От лица рассказчика, т.е. от 1 лица. Мальчика зовут Юра)

    -С кем дружил Юра?

    (С Митей Гребенниковым и Павликом)

    - Кто из них был настоящим, бесценным  другом?

    (Павлик)

    Юрий Нагибин  – мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека.

     - Попробуйте узнать героев рассказа по их описаниям.

     Викторина «Узнай героя» Слайд 7-8

    1. «…Ему льстила дружба с «товарищем санитаром», а под прицелом чистопрудного «пушкаря» он наслаждался превосходством своей тонкой девичьей красоты над моей скуластой, широконосой заурядностью. Пока фотограф колдовал под черной тряпкой, чистопрудные кумушки наперебой восторгались его глазами – «черносливом», прической с противным названием «бубикопф» и кокетливым черным бантом на груди».

                                                                                  (Митя Гребенников)

    1. «Худущая, изжелта-серая, напоминающая лемура громадными темными подглазьями на изможденном, в кулачок, личике, он казалось умирающей от какой-то страшной болезни. Но она была совершенно здорова, никогда не пропускала уроков, даже во время эпидемий гриппа, валивших всех учителей подряд. Она могла наорать на ученика за рассеянный взгляд или случайную улыбку. Куда хуже крика были ее въедливые нотации, она словно кусала тебя обидными словами».

                                                                                        (Елена Францевна)

    1. «На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. Мать не зря надрывалась над пишущей машинкой, выколачивая рубли для оплаты фрейлин Шульц, омрачившей мои детские годы. В мою довольно тупую  к языкам голову вошло столько немецких слов, стихов и грамматических правил, не говоря уже об этих «эхт берлинер аусшпрахе», что все наши часто менявшиеся школьные немки души во мне не чаяли.

                                                                                           (Юра)

    1. «Он был Атосом не только наших детских игр в мушкетеры, он обладал характером Атоса: безупречным и благородным всегда и во всем, вопреки всему».

                                                                                                       (Павлик)

    - В последнем отрывке (о Павлике) автор использует необычный прием – переименование. Как автор называет Павлика?

    (Атосом) 

    Такой прием называется метонимией. Слайд 9

    - Запишите определение метонимии.

    - В чем заключается связь характеров Павлика и Атоса?

    (Оба безупречны и благородны во всем. Вопреки всему.)

    - Кто учился у Павлика благородству, прямоте, честности? (Юра)

    Работа по группам (парам)

     1 ряд -  Карточка 1

    - Каким впервые увидел своего друга Юра?    Чем поражает Юру  Павлик?

    Своего друга герой рассказа впервые увидел длинным, тонким, бледно-веснушчатым мальчиком «с большими серо-голубыми глазами в пол-лица, он «с тихим, независтливым восхищением наблюдал наши молодецкие забавы». Герою почему-то захотелось выставиться перед этим мальчиком, но он понял, что ведет себя неискренне, и мальчик об этом догадывается. Через некоторое время отношение героя к новому мальчику резко изменилось. Герой почувствовал уважение к нему: «Его мнимая настырность обернулась тонкой деликатностью: он имел право водить компанию с нами, но не хотел навязываться, терпеливо ожидая, когда его позовут».

    Новый друг поражает героя: «Каким же запасом индивидуальности обладал этот мальчик... если сумел войти в душу другого человека..» Спустя годы притягательное обаяние и одаренность друга для него остаются загадкой: «Я знаю, что еще не могу написать о Павлике по-настоящему. И неизвестно, смогу ли когда-нибудь».

    2 ряд - Карточка 2

    Почему свою дружбу с Митей Гребенниковым рассказчик назвал мнимой дружбой? Что такое мнимая дружба? Расскажите об опыте дружбы Юры с Митей.

    Дружбу с Митей Гребенниковым рассказчик называет мнимой: она «началась еще в нежном возрасте четырех лет». Скорее всего мальчики подружились потому, что жили рядом, так как в этом возрасте человек редко выбирает себе друга.

    Автор о своем опыте дружбы рассказывает с иронией: «Я был уже искушен в дружбе. Помимо рядовых и добрых друзей, у меня имелся закадычный друг, чернявый, густоволосый, подстриженный под девочку Митя Гребенников». Эпитеты, которыми автор наделял Митю, выдают неприязнь к нему. Герой рассказа размышлял так: если у всех есть друзья — и у меня должен быть «закадычный» друг.

    Дружба с Митей пошла на спад, когда он переехал в новый дом, стал хвастаться, о прежнем доме говорил брезгливо, «что это время ему кажется страшным сном». В детстве герой верил в искренность слов, а не поступков: «Наша дружба больше нас самих, мы не имеем права терять ее». Эти слова не более чем просто красивая фраза. На самом деле Митя «оказался ябедой» , доносчиком, а после пытался вести себя, как ни в чем не бывало. «Все это выглядело фальшиво, скверно, непорядочно». Спустя годы Митю характеризует уже взрослый человек: «Слабодушный, чувствительный, слезливый», «вздорный».

    - Когда рассказчик приятельствовал с Митей, чему полезному он научился? Становился ли он богаче душевно? Какой можно назвать их дружбу? (мнимой)

    (Ничему. Не становился.)

    _ А когда дружил с Павликом?

    (Научился многому)

    - Какой художественный прием использует автор, показывая влияние Мити и Павлика на рассказчика?     Антитеза

    - Что такое антитеза?

    (Противопоставление)

    Митя и Павлик отличаются и внешне, и по манере поведения — Павлик сдержан, немногословен, деликатен. Конечно же, противоположны и внутренние качества.

    3 ряд - Карточка 3

     Дайте  характеристику Павлику.

    Павлик «себя воспитывал сам». Он так поставил себя с родителями, что своими интересами, распорядком дня, привязанностями и перемещениями, собой распоряжался сам. Его отличала самостоятельность и независимость. Он не пытался находиться на первом плане, а отличался «редким душевным целомудрием». «Не считал себя вправе навязывать людям свои мысли и соображения, взгляды и оценки, не говоря уже о сомнениях и надеждах. Посторонним людям он казался апатичным, вялым, безучастно пропускающим бытие мимо себя. Но я — то знаю, как мощно заряжен на жизнь был Павлик, каким сильным, страстным, целенаправленным характером он обладал». Автор сравнивает его характер с характером Атоса: «безупречным и благородным всегда и во всем, вопреки всему». Дружбу с ним считает наступлением новой эры в жизни: «И вот настал в моей жизни Павлик». Павлик долгое время был на положении чужака и во дворе, и в классе, поэтому ребятам казалось, что он находился под покровительством и опекой Юры. «На самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное превосходство было на стороне Павлика». «Его нравственный кодекс был строже и чище моего». Для Павлика очень важным было понятие чести, он «не признавал сделок с совестью». Автор вспоминает: «Я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий и покладистый Павлик»; «У Павлика слово не расходится с делом».

    Анализ эпизодов.

    1. Эпизод 1. На уроке немецкого языка.

    - Что произошло на уроке?

    - Как расценивает Павлик поступок Юры?

    - Почему Павлик простил Юру?

    - От какой жизни отказался Юра, благодаря Павлику?

    (От «ползучей жизни», т.е. жить «изо дня в день: школа, футбол, кино, девочки, а там видно будет»)

    Поступок Юры на уроке немецкого языка Павлик расценивает как предательство. Это потрясло его: «У него были какие-то странные глаза: красные и налитые влагой». «Он и сейчас не давал слезам пролиться, но, конечно же, он плакал». Этот случай характеризует и автора: не каждый сможет рассказать о низком поступке, за который спустя годы испытываешь стыд. Юра приходит к мысли, что совершил предательство. Он понимает, что будь на его месте Павлик, он бы никогда не выдал друга. Павлик дал время Юре осознать низость поступка. И через год в ответ на записку Юры, «он без всяких церемоний... поднялся ко мне, как делал это прежде»: «не хотел, чтобы я нес ответственность за себя прежнего. Он понял, что во мне стала другая кровь, вот и пришел».

     2.  Эпизод 2. Смерть Павла.

    - Как погиб Павлик?

    Погиб Павлик во время Великой Отечественной войны. Отделение, которым командовал Павлик, было сожжено немцами в здании сельсовета. Никто из его отделения не вышел с поднятыми руками. Автор испытывает и нежность и вину, вспоминая друга: детское — «Павлик» никак не сочетается со словом «командовал».

    - Почему рассказчик связывает смерть Павлика со всей его жизнью? Перечитайте соответствующий отрывок.

    «Если мерить жизнь последним поступком Павлика, разве могу я считать, что ни в чем не виноват?» — задается вопросом автор. Это наша вина живых перед павшими, погибшими: «Каждый погибший откупает у гибели другого. Павлик дал себя сжечь, чтобы жил я. А я плохо распорядился его подарком. Надо все время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта — вернуть к жизни погибших.

    Стадия рефлексии

    Подведение итогов урока

    - Подведём итог. Назовите нравственные проблемы в рассказе, которые поднимает автор. (проблема истинной и мнимой дружбы) 

    Как связан рассказ Ю. Нагибина с нашим временем? Какие чувства волновали вас при его чтении?

    Ребята, как вы думаете, а есть ли какие-то правила, законы дружбы. (Учитель организовывает работу в группах по составлению плана на тему «Правила дружбы»)
    Кодекс дружбы.
    *Будь верным в дружбе.
    *Делись с другом своими успехами и неудачами.
    *Умей слушать друга
    *Оказывай другу моральную поддержку.
    *Сохраняй тайны своего друга.
    *Доверяй другу и будь уверен в нем..
    *Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
    *Радуйся успехам своего друга.
    Рефлексия деятельности

    • Сегодня мне было сложно (легко)..
    • Урок помог мне понять…
    • Я впервые задумался

    В заключение можно обратить внимание шестиклассников на строки из рассказа Ю. Нагибина: «Когда мы недавно собирались в нашем старом дворе… вспоминали Ивана, вспоминали Арсенова, Толю Симакова, Борьку Соломатина…» О судьбе этих и других ребят, с кем прошло детство писателя, можно прочитать в «Книге детства» Ю. Нагибина: это рассказы «Дом № 7», «Иван», «Непобедимый Арсенов», «Ливень

    Дифференцированное домашнее задание: 

     - выучить стихи о дружбе;
    – подготовить презентацию о своем друге;
    – Написать сочинение Что такое дружба?

    Приложение к уроку

    1 ряд -  Карточка 1

    - Каким впервые увидел своего друга Юра?    Чем поражает Юру  Павлик?

    Для ответа на данные вопросы найдите и перечитайте отрывок со слов  «В Телеграфном я и приметил… и до слов…. народ моего детства неполон».

    2 ряд - Карточка 2

    Почему свою дружбу с Митей Гребенниковым рассказчик назвал мнимой дружбой? Что такое мнимая дружба? Расскажите об опыте дружбы Юры с Митей.

    Для ответа на данные вопросы найдите и перечитайте отрывок со слов  «Поначалу наше знакомство больше значило для Павлика… до слов  …. Сблизившись с Павликом, я долго не понимал, что нашел иную, настоящую дружбу»

    3 ряд - Карточка 3

     Дайте  цитатную  характеристику Павлику.

    Заполните блок-схему

    Приложение к уроку

    1 ряд -  Карточка 1

    - Каким впервые увидел своего друга Юра?    Чем поражает Юру  Павлик?

    Для ответа на данные вопросы найдите и перечитайте отрывок со слов  «В Телеграфном я и приметил… и до слов…. народ моего детства неполон».

    2 ряд - Карточка 2

    Почему свою дружбу с Митей Гребенниковым рассказчик назвал мнимой дружбой? Что такое мнимая дружба? Расскажите об опыте дружбы Юры с Митей.

    Для ответа на данные вопросы найдите и перечитайте отрывок со слов  «Поначалу наше знакомство больше значило для Павлика… до слов  …. Сблизившись с Павликом, я долго не понимал, что нашел иную, настоящую дружбу»

    3 ряд - Карточка 3

     Дайте  цитатную  характеристику Павлику.

    Заполните блок-схему


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11 Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

    Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11. Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, м...

    Презентация к уроку литературы "Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный".

    Данная презентация  может быть использована учителем при проведении урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе....

    Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Старая черепаха" (6 класс)

    Урок предназначен для проведения по внеклассному чтению в 6 классе общеобразовательной школы. Цель урока: воспитание в подрастающем человеке лучших духовных качеств....

    Конспект урока 5 класс по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"

    Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" предназначен для учащихся 5 класса.В форме беседы о прочитанном тексте...