Рабочая программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс)

Оксана Петровна Козлова
Рабочая программа соответствует ФГОС, опирается на УМК В.Я. Коровиной и рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю). Программа содержит пояснительную записку, цели изучения учебного предмета, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, учебно-тематический план и тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literatura_6_kl.docx110.37 КБ

Предварительный просмотр:

          Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовавательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г № 1897( с изменениями и дополнениями), примерной программы основного общего образования по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Литература 5 – 9 класс» М.: Просвещение, 2015 г.,  с учетом требований и  рекомендаций авторской программы В. Я. Коровиной 2015 года. Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в ОУ, примерного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области в 6 классе на 2016 -17 учебный год, учебным планом МБОУ Колюдовская СОШ, с учетом преемственности с программами начального общего образования .

Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Изменения, внесённые в авторскую программу, не затрагивают изучаемые дидактические единицы (содержание предмета) и распределение количества часов на изучаемые разделы, а также порядок изучения материала. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.

     Целями изучения предмета «Литература» в 6 классе являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых    для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  Реализациия указанных целей достигается при помощи следующих задач:

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  • использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  •       1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  •      2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений Брянской области и учебный план МБОУ Колюдовская СОШ на изучение литературы в 6 классе отводят 2 часа в неделю, всего 70 уроков в год.

Для реализации данной программы используется комплект учебных и методических пособий:

  • Полухина В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература: 6 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.
  • Полухина В.П., Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 6 кл. – М.: Просвещение, 2016.
  • Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 6 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2016.
  • Егорова Н. В. ФГОС Поурочные разработки по литературе, 6 класс Москва, «ВАКО», 2016..
  • Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2009.
  • Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2014. – 96 с.
  • Программа общеобразовательных учреждений  5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2016.

 

                                                         Интернет  -  ресурсы

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»

 www.slovari.ru Электронные словари.

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» 6 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения литературы являются:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

К концу 6 класса обучающиеся научатся:

- работать с книгой

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

Обучающиеся получат возможность научиться:

- понимать ключевые проблемы изученных произведений;

- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них всевременные ценности;

- читать научно – популярные и художественные тексты (выразительно, с остановками, выборочно, с комментарием и др.);

-  пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко – культурного характера фрагмента текста и др.;

- формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

- анализировать художественные произведения разных родов и жанров, выбрав собственный алгоритм для осуществления анализа;

- на практике определять стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

- писать отзывы на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений), так и развернутое сочинение (не менее 120 слов) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов;

- писать и защищать рефераты;

- исследовать художественное произведение, выявляя понимание позиции автора, сопоставляя  с произведениями других авторов;

- характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;

- уметь характеризовать темы (вечные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские и др.);

- на практике узнавать приемы создания художественного образа  (портрет,  авторская характеристика,характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.).

2.Содержание  учебного предмета «Литература» 6 класс

Введение. 1 час

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 2 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)

P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. (1 ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). 

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (33 ч)

Иван Андреевич Крылов. (1 ч)

Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Александр Сергеевич Пушкин. (10 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа  по повести АС. Пушкина «Дубровский».

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное  чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов. (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи».  Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.

Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р.Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р.Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

К.Р. Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века.

Николай Семенович Лесков (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Р.Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

Антон Павлович Чехов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (3 ч)

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;  А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Р.Р. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА (21 час)

Александр Иванович Куприн (2 ч)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).

P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне (2 ч)

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P.P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь  с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

P. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин. (2 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века (4 ч)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов  XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием.

выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов.  

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия) 

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются (4 ч)

Василий Макарович Шукшин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер.(2 ч)

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

 Р.Р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России (2 ч)

Габдулла Тукай (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье,  традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга – «отрада из отрад, путеводная звезда, бесстрашное сердце, радостная душа».

Кайсын Кулиев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 ч)

Мифы Древней Греции (2 ч)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот (1 ч)

«Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. 

Гомер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель  де Сервантес Сааведра (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Подведение итогов за год (2 ч)

Итоговый тест и его анализ.

                                        Учебно – тематический план

Раздел

Количество часов

Проверочные

     работы

  Развитие

      речи

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

2

3

Из древнерусской литературы

1

4

Из русской литературы XVIII века

1

1

5

Из русской литературы XIX века

33

2

8

5.1

Иван Андреевич Крылов

1

1

5.2

Александр Сергеевич Пушкин

10

1

1

5.3

Михаил Юрьевич Лермонтов

3

1

5.4

Иван Сергеевич Тургенев

3

1

5.5

Федор Иванович Тютчев

2

1

5.6

Афанасий Афанасьевич Фет

2

1

5.7

Николай Алексеевич Некрасов

3

1

5.8

Николай Семенович Лесков

3

1

5.9

Антон Павлович Чехов

3

5.10

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

3

            1

6

Из русской литературы XX века

21

1

5

6.1

Александр Иванович Куприн

2

1

6.2

Андрей Платонович Платонов

1

6.3

Александр Степанович Грин

2

6.4

Произведения о Великой Отечественной войне

6

2

6.5

Родная природа в русской поэзии XX века

4

1

6.6

Писатели улыбаются

4

1

6.7

Из литературы народов России

2

7

Из зарубежной литературы

10

7.1

Мифы Древней Греции

2

7.2

Геродот

1

7.3

Гомер

1

7.4

Мигель де Сервантес Сааведра

1

7.5

Фридрих Шиллер

3

1

7.6

Проспер Мериме

1

7.7

Антуан де Сент-Экзюпери

1

8

Подведение итогов за год

                  1

           

             

Всего:

                 70

            3

            13

 

Произведения для заучивания наизусть:

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.

Произведения для самостоятельного чтения:

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Гомер. «Илиада». «Одиссея».

Русские народные сказки. Сказки народов мира.

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь».

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».

Д. В. Давыдов. «Партизан».

Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва».

А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».

К. Ф. Рылеев. «Державин».

Е. А. Баратынский. «Родина».

Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».

А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».

Н. А. Некрасов. «Влас».

Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».

Н. С. Лесков. «Человек на часах».

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».

А. А. Лиханов. «Последние холода».

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».

В.   П.   Крапивин.  «Брат, которому семь».   «Звезды под дождем».

Из зарубежной литературы

Э. По. «Овальный портрет».

М. Твен. «История с привидением».

О. Генри. «Вождь краснокожих».

А. Конан Дойл. «Горбун».

Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

                                   III. Тематическое  планирование  учебного предмета  «литература»  6 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

по плану

фактически

Введение (1 ч)

1.

1.Художественное произведение. Содержание и форма.

           1

пользуютсяся учебником, определяют композиционно-сюжетные особенности произведения;

 ищут и выделяют необходимую информацию из учебника, определяют понятия, создают обобщения;

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

ставят вопросы и обращаются за помощью к учебной литературе;

Устное народное творчество (2 ч)

2.

1.Обрядовый фольклор.

            1

 различают произведения жанров фольклора, используют их в устной и письменной речи;

 осмысленно читают и объясняют значение прочитанного, выбирают текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определяют понятия;

  выполняют учебные действия в громкой речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий, устанавливают причинно-следственные связи;

строят монологические высказывания;

 овладевают умениями диалогической речи;

создают целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

3.

Пословицы и поговорки. Загадки.

           1

           

истолковывают прямой и переносный смысл пословиц, поговорок;

устанавливают аналогии, ориентируются в разнообразии способов решения задач;

формулируют и удерживают учебную задачу, планируют и регулируют свою деятельность;

формулируют собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, овладевают устной, письменной и монологической контекстной речью;

приобретают мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

Из древнерусской литературы (1 ч)

4.

Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

 Отражение истори- ческих событий и вымысел в летописи.

            1

 пользуются изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составляют пересказы эпизодов;

 выделяют и формулируют познавательную цель;

 применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

вырабатывают внутреннюю позицию школьника на основе поступков положительного героя, нравственно-этическую ориентацию, обеспечивающую личностный моральный выбор;

                                                                                                         Из русской литературы XVIII века (1 ч)                                                                                                                                                                                                                                                                                

5.

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противо- поставление труда и безделья.

           1

находят цитатные примеры из басни, иллюстрирующие понятия «аллегория» и «мораль»;

ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах;

планируют алгоритм ответа, определяют общую цель и пути ее достижения;

приобретают навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

                                                                                                         Из русской литературы XIX века (33 ч)

6.

Басни И.А. Крылова. «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».

           1

понимают смысл произведения и видят смешное (юмор);

извлекают  необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста;

анализируют стихотворный текст;

читают вслух и понимают прочитанное;

приобретают навык самоанализа и самоконтроля, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

                                                                                                   Александр Сергеевич Пушкин (10 ч)

7.

1.«Узник» А.С. Пушкина. Вольнолюбивые устремления поэта.

           1

анализируют стихотворный текст;

извлекают необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста;

 приобретают навык самоанализа и самоконтроля, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

8.

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы Стихотворение "И.И. Пущину". Светлое чувство товарищества и дружбы в стихо- творении.

           1

правильно и четко дают ответы на поставленные вопросы;

синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

определять меру усвоения изученного материала;

анализируют текст, используя изученную терминологию и полученные знания;

приобретают навык самоанализа и самоконтроля;

9.    

3.Вн. чт. Лирика А.С. Пушкина.

           1

обобщают и систематизируют полученные знания,

 закрепляют умения и навыки;

 синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

 выполняют учебные действия (отвечают на вопросы теста), планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно;

строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения, используя различные речевые средства для решения коммуникативных задач;

приобретают навык самоанализа и самоконтроля;

10.

4.Вн. чт.А.С. Пушкин. Цикл "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". "Барышня-крестьянка".

           1

определяют особенности повествования;

ищут и выделяют необходимую информацию из учебника, определяют понятия, создают обобщения, устанавливают аналогии;

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, классифицируют, самостоятельно выбирают основания и критерии для классификации;

11.

5.«Барышня-крестьянка». Образ автора в повести.

          1

ставят вопросы и обращаются за помощью к учебной литературе, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делают выводы;

приобретают навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

12.

6.Изображение русского барства в повести А.С. Пушкина "Дубровский".

          1

анализируют эпизод;

самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию;

планируют алгоритм ответа;

формулируют и высказывают свою точку зрения на события и поступки героев;

приобретают навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

13.

7.Протест Вла- димира Дубров- ского против беззакония и несправедливости в повести А.С. Пушкина "Дубровский".

          1

овладевают изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи;

выделяют и формулируют познавательную цель.

оценивают то, что уже усвоено;

моделируют монологическое высказывание, аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

14.

8.Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С. Пушкина "Дубровский".

            1

учатся характеризовать героя повести;

ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах;

осознают усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения;

ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения;

приобретают навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

15.

9.Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С. Пушкина "Дубровский".

             1

выполняют индивидуальное задание в проектной деятельности группы;

узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием;

формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формируют операциональный опыт;

читают вслух и понимают прочитанное;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

16.

10.Контрольная работа  по повести А.С. Пушкина   "Дубровский (тест)

            1

правильно и четко дают ответы на поставленные вопросы;

синтезируют полученную информацию д ля составления ответа (тест);

определяют меру усвоения изученного материала;

анализируют текст, используя изученную терминологию и полученные знания;

приобретают навык исследовательской деятельности, приемов самодиагностики;

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч)

17.

1.Чувство одиноче- ства и тоски в стихотворении "Тучи" М.Ю. Лермонтова.

            1

анализируют стихотворный текст;

синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

 планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно;

строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения, адекватно используют различные речевые средства для решения коммуникативных задач;

приобретают мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

18.

2.Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова "Листок",              "На севере диком..."

            1

анализируют стихотворный текст;

ищут и выделяют необходимую информацию из учебника, определяют понятия, создают обобщения;

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

ставят вопросы и обращаются за помощью к учебной литературе;

приобретают навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи;

19.

3.Р/р. Особенности выражения темы одиночества в стихворениях М.Ю.Лермонтова «Утес» и «Три пальмы».

            1

анализируют стихотворный текст;

ищут и выделяют необходимую информацию из учебника, определяют понятия, создают обобщения;

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

ставят вопросы и обращаются за помощью к учебной литературе;

приобретают навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи;

Иван Сергеевич Тургенев (3 ч)

 20.

1.И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя. Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".

            1

 составляют характеристику героя (-ев);

самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию;

планируют алгоритм ответа;

формулируют и высказывают свою точку зрения на события и поступки героев;

приобретают навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

21.

2.Портреты и рас- сказы мальчиков в произведении И.С. Тургенева "Бежин луг".

            1

пользуются  изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи;

выделяют и формулируют познавательную цель;

применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствовуют продуктивной кооперации;

приобретают навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

22.

3.Р/р. Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг". Проект.

            1

определяют роль изображения природы в рассказе И.С. Тургенева;

ищут и выделяют необходимую информацию тексте;

планируют алгоритм ответа;

определяют общую цель и пути ее достижения;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

Федор Иванович Тютчев (2 ч)

23.

1.Федор Иванович Тютчев. Литературный портрет поэта Передача сложных состояний приро- ды, отражающих внутренний мир поэта, в стихотво- рениях Ф.И. Тют- чева "Листья", "Неохотно и несмело".

            1

анализируют стихотворный текст;

узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием;

создают ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. операциональный опыт;

читают вслух и понимают прочитанное;

приобретают мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

24.

2.Р/р. Противопоставле- ние судеб человека и  коршуна: земнная обреченность 3.человека в стихотворении «С поляны коршун поднялся».

           1

анализируют стихотворный текст;

узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием;

формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. операциональный опыт;

читают вслух и понимают прочитанное;

приобретают мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

Афанасий Афанасьевич Фет (2 ч)

25.

1.Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А. Фета "Ель рукавом мне тропинку завесила", "Ещё майская ночь", "Учись у них..."

            1

определяют черты пейзажной лирики;

синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

 определять меры усвоения изученного материала;

анализируют текст, используя изученную терминологию и полученные знания;

формируют мотивацию к самосовершенствованию;

26.

 2.Р/р. Краски и звуки в пейзажной лирике А.А. Фета.

            1

анализируют стихотворный текст;

узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием;

формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. операциональный опыт;

читают вслух и понимают прочитанное;

приобретают мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

Николай Алексеевич Некрасов (3 ч)

27.

1.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

            1

анализируют стихотворный текст;

синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно;

строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения, адекватно используют  различные речевые средства для решения коммуникативных задач;

формируют мотивацию к самосовершенствованию;

28.

2.Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога".

            1

определяют тему и идею стихотворения;

осмысленно читают и объясняют значение прочитанного, выбирают текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определяют понятия;

выполняют учебные действия в громко речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий, устанавливают причинно-следственные связи;

строят монологическое высказывание, овладевают умениями диалогической речи;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

29.

3.Контрольная работа по произведениям поэтов XIX в. (тест)

           1

проектируют и корректируют индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах;

самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию;

планируют алгоритм ответа;

формулируют и высказывают свою точку зрения на события и поступки героев;

приобретают мотивацию к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности;

Николай Семенович Лесков (3 ч)

30.

1.Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. «Человек на часах». Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения.

            1

пользуются изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составляют  литературный портрет писателя;

выделяют и формулируют познавательную цель;

применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают  и способствуют  продуктивной кооперации;

приобретают навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

31.

2.Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе "Левша". Особенности языка сказа.

            1

аргументируют свой ответ;

выделяют и формулируют познавательную цель;

оценивают то, что уже усвоено;

 моделируют монологическое высказывание, аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

приобретают навык исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

32.

3.Р/р. Сказовая форма. Проект

            1

ищут и выделяют необходимую информацию тексте;

планируют алгоритм ответа;

определяют общую цель и пути ее достижения;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

Антон Павлович Чехов (3 ч)

33.

1.А.П. Чехов. Литературный портрет писателя.

Рассказы Антоши Чехонте. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и др. Способы выражения комического

           1

составляют литературный портрет писателя;

узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием (приобретают умения работать по алгорит- му).

применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

приобретают  навык выразительного чтения, коллективного взаимодействия;

вырабатывают мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

 34.

2.Речь героев рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий". Юмористическая ситуация.

            1

правильно и четко дают ответы на поставленные вопросы;

синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

определяют меры усвоения изученного материала, выполняют анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания;

приобретают навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

35.

3.Вн. чт. Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова.

            1

учатся правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы;

 синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

 определяют меры усвоения изученного материала, делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания;

формируют навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (3 ч)

36.

1.Я.П. Полонский. "По горам две хмурых тучи...", "Посмотри - какая мгла..." Особенности пейзажной лирики.

            1

применяют алгоритм проведения анализа поэтического текста;

синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

 планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно;

строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения,  используют различные речевые средства для решения коммуникативных задач;

приобретают навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

37.

2.Е.А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист!..", "Чудный град порой сольется...". Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.

            1

определяют особенности пейзажной лирики;

 ищут и выделяют необходимую информацию из учебника, определяют понятия, создают обобщения;

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

ставят вопросы и обращаются за помощью к учебной литературе;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

38.

3.Р/р. А.К. Толстой. "Где гнутся над омутом лозы..." Проект. 

            1

выполняют индивидуальное задание в составе проектной группы;

осмысленно читают и объясняют  прочитанное, выбирают текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определяют понятия;

выполняют учебные действия в громко речевой и умст- венной формах, используют речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи;

строят монологические высказывания, овладевают умениями диалогической речи;

приобретают навык исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Из русской литературы XX века ( 21 ч)

Александр Иванович Куприн (2 ч)

39.

1.А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рас- сказа "Чудесный доктор".

            1

выявляют характерные особенности содержания рассказа строят сообщение исследовательского характера в устной форме, создают ситуацию рефлексии и самодиагностики;

проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

40.

2.Р/р. Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна "Чудесный доктор».

            1

составляют устную и письменную характеристику героя;

самостоятельно делают выводы, перерабатывают информацию;

планируют алгоритм ответа;

формулируют и высказывают свою точку зрения на события и поступки героев;

приобретают навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

Андрей Платонович Платонов (1 ч)

41.

1.А.П. Платонов. Литературный портрет писателя. "Неизвестный цветок" А.П. Платонова. Прекрасное вокруг нас.

            1

пользуются изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи;

выделяют и формулируют познавательную цель, оценивают и формулируют то, что уже усвоено;

 моделируют монологическое высказывание, аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

Александр Степанович Грин (2 ч)

42.

Жестокая реаль- ность и романти- ческая мечта в повести А.С. Грина "Алые паруса".

            1

определяют жанрово-композиционные особенности рассказа;

извлекают необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста;

анализируют текст;

читают вслух и понимают прочитанное;

формируют навыки исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

43

Душевная чистота главных героев в повести "Алые паруса" А.С. Грина. Отношение автора к героям

            1

учатся выразительно читать текст по ролям (инсценированное чтение), анализировать текст;

узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием;

формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формируют операциональный опыт;

 читают вслух и понимают прочитанное;

формируют навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

Произведения о Великой Отечественной войне (6 ч)

44.

К. Симонов. "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщи- ны...". Солдатские будни в стихотво- рениях о войне.

            1

 правильно и четко дают ответы на поставленные вопросы, синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

определяют меру усвоения изученного материала;

анализируют текст, используя изученную терминологию и полученные знания;

приобретают мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

45.

2.Р/р. Д.С. Самойлов. "Сороковые". Любовь к Родине в годы военных испытаний.

            1

систематизируют и обобщают теоретический материал;

синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно;

строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения,  используют различные речевые средства для решения коммуникативных задач;

приобретают  навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

46.

3.Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

            1

определяют идейно- художественное своеобразие прозаического текста, синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно;

строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения, используют различные речевые средства для решения коммуникативных задач;

приобретают навык индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи;

47.

4.Р/р.Нравственные проблемы  рассказа В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"-честность, доброта, понятие долга.  Юмор в рассказе.

            1

анализируют эпизод по алгоритму выполнения задачи;

ищут и выделяют необходимую информацию из учебника, определяют понятия, создают обобщения;

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

ставят вопросы и обращаются за помощью к учебной литературе;

приобретают навык аргументации собственного мнения в диалоге со сверстниками;

48.

5.Отражение труд- ностей военного времени в повести "Уроки француз- ского" В.Г. Распу- тина.

            1

анализируют прозаический текст;

устанавливают аналогии, ориентируются в разнообразии способов решения задач;

формулируют и удерживают учебную задачу;

формулируют собственное мнение и свою позицию;

приобретают навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

49.

6.Душевная щед- рость учительницы в рассказе В.Г. Рас- путина "Уроки французского".

            1

пересказывают текст с диалоговыми включениями;

строят сообщение исследовательского характера в устной форме;

создают ситуацию рефлексии и самодиагностики;

проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

Родная природа в русской поэзии XX века (4 ч)

50.

1.А.А. Блок. "Летний вечер", "О, как бе- зумно за окном...". Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине.

            1

выразительно читают стихотворный текст;

узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием;

создают ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. операциональный опыт;

читают вслух и понимают прочитанное;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

51.

2.С.А. Есенин. "Мелколесье. Степь и дали...", "Пороша". Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лири- ческого героя.

            1

выразительно читают стихотворения, определяют роль изобразительно- выразительных средств;

узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием ( используют умение работать по алгоритму);

применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

приобретают навык выразительного чтения, коллективного взаимодействия;

52.

3.А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие» Поэтизация родной природы.

            1

выразительно читают стихотворения, определяют роль изобразительно- выразительных средств;

узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием (используют умение работать по алгорит- му);

применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

приобретают навык выразительного чтения, коллективного взаимодействия;

формируют навыков взаи- модействия в группе по алгоритму выполнения задачи при кон- сультативной помощи учителя;

53.    

4.Р/р. Человек и природа в "тихой" лирике Н.М. Рубцова.

            1

выразительно читают стихотворения;

выделяют и формулируют познавательную цель;

оценивают то, что уже усвоено;

моделируют монологическое высказывание, аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

приобретают навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

                                                                                                                 Писатели улыбаются (4 ч)

54.

1.В.М. Шукшин. «Критики». Особенности шукшинских героев-"чудиков" в рассказе "Критики"

            1

характеризуют литературного героя;

ищут и выделяют необходимую информацию из учебника, определяют понятия, создают обобщения;

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

ставят вопросы и обращаются за помощью к учебной литературе;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

55.

2.Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина.

Рассказы «Чудик», «Срезал».

            1

анализируют прозаический текст;

выделяют и формулируют познавательную цель;

оценивают и формулируют то, что уже усвоено;

моделируют монологическое высказывание, аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

приобретают навык аргументированного мышления и речи с использованием алгоритма выполнения задания;

56.

3.Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла".

            1

аргументируют собственное  мнение в диалоге со сверстниками;

ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах;

выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа;

определяют общую цель и пути ее достижения;

приобретают навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

57.

4.Р/р. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла".

            1

сопоставляют мифологические образы в классической и современной литературе;

ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах;

осознают усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения, ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения;

пробретают мотивацию к самосовершенствованию;

                                                                                                    Из литературы народов России (2 ч)

58.

1.Габдулла Тукай. Стихотворения "Родная деревня", "Книга". Любовь к малой родине и своему родному краю.

            1

знакомятся с литературным наследием многонационального государства;

синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно;

строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения, используют различные речевые средства для решения коммуникативных задач;

приобретают навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

59.

2.Кайсын Кулиев. "Когда на меня навалилась беда...", "Каким бы ни был малым мой народ...". Тема бессмертия народа.

            1

обобщают и систематизируют полученные знания, закрепляют умения и навыки, синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест);

планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно;

строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения,  используют различные речевые средства для решения коммуникативных задач;

приобретают навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

Из зарубежной литературы (10 ч)

Мифы Древней Греции (2 ч)

60.

1.Подвиги Геракла. "Скотный двор царя Авгия", «Яблоки Гесперид».

            1

определяют жанрово-композиционные особенности мифа;

ищут и выделяют необходимую информацию из учебника, определяют понятия, создают обобщения;

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей;

ставят вопросы и обращаются за помощью к учебной литературе;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

61.

2.Вн. чт.Подвиги Геракла в переложении   Н.Куна. Проект.

            1

дают характеристику мифологическому герою;

осмысленно читают и объясняют значение прочитанного, выбирают текст для чтении в зависимости от поставлен- ной цели, определяют понятия;

выполняют учебные действия в фомко речевой и умст- венной формах, используют речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи;

строят монологические высказывания, овладевают умениями диалогической речи;

формируют навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

Геродот (1 ч)

62.

1.Геродот. "Легенда об Арионе."

            1

определяют особенности повествования в легенде;

устанавливают аналогии, ориентируются в разнообразии способов решения задач;

формулируют и удерживают учебную задачу;

формулируют собственное мнение и свою позицию;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

Гомер (1 ч)

63.

1."Илиада" и "Одиссея" Гомера как эпические поэмы.

            1

инсценируют эпизоды героического эпоса;

самостоятельно делают выводы, перерабатывают ин- формацию;

планируют алгоритм ответа;

формулируют и высказывают свою точку зрения на события и поступки героев;

приобретают  навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Мигель де Сервантес Сааведра (1 ч)

64.

1.Мигель де Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. "Дон Кихот"

определяют композиционные и жанровые особенности рыцарского романа;

выделяют и формулируют познавательную цель;

оценивают то, что уже усвоено,

строят монологическое высказывание, аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

Фридрих Шиллер (3 ч)

65

1.Ф. Шиллер. Рыцарская баллада "Перчатка»

            1

определяют жанрово-композиционные особенности баллады;

ищут и выделяют необходимую информацию в тексте, осознают усвоенный материал, а также качество и уровень усвоения;

ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения;

приобретают навык взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;

66.

2.Итоговая контрольная работа (тест) за курс 6 класса.

            1

проектирут и корректируют индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах;

осмысленно читают и объясняют прочитанное, выбирают текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определяют понятия; 

выполняют учебные действия в громко речевой и умст- венной формах, используют речь для регуляции своих действий, устанавливают причинно- следственные связи;

строят монологические высказывания в письменной форме;

приобретают навык исследовательской и диагностической деятельности;

67.

3.Анализ  итоговой контрольной работы. «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

            1

проектируют и корректируют индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах;

осмысленно читают и объясняют прочитанное, выбирают текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определяют понятия; 

выполняют учебные действия в громко речевой и умст- венной формах, используют речь для регуляции своих действий, устанавливают причинно- следственные связи;

строят монологические высказывания в письменной форме;

приобретают  навык исследовательской и диагностической деятельности;

Проспер Мериме (1 ч)

68.

1.Изображение дикой природы в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе"

            1

понимать смысл произведения и видят его идейно-содержательные особенности;

извлекают необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста;

анализируют стихотворный текст;

читают вслух и понимают прочитанное;

приобретают навык исследовательской деятельности, способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч)

69.

2.А. де Сент-Экзюпери. "Маленький принц" как философская сказка и мудрая притча.

            1

учатся понимать иносказательный подтекст философской сказки, выразительно читают по ролям (инсценированное чтение);

узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием;

формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. операциональный опыт;

читают вслух и понимают прочитанное;

приобретают мотивацию к самосовершенствованию;

                                                                                                          Подведение итогов за год (1 ч)

70.

1.Итоговый урок. Что читать летом?

            1

в игровой форме обобщают и систематизируют материал, изученный за год, подводят итоги курса, знакомятся со списком произведений для самостоятельногот чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...