Технологическая карта урока по литературе в 7 классе "В.Шукшин. "Чудик"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Карепова Юлия Григорьевна

Подробная карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudik.odt24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

Литература

Класс,

ФИ учащегося

7

Тема урока

«Да почему же я такой есть-то?» (по рассказу В. Шукшина «Чудик»)

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цель

- формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; обогащать словарный запас

- развивать устную речь учащихся, навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное

- воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

- Осмысленное восприятие произведения;

- умение анализировать произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев;

- умение аргументировать свое мнение, делать выводы и обобщения

Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, уметь планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию

П: формировать умения осознавать значимость владения текстом для дальнейшего обучения

К: формировать умение аргументировать своё мнение, убеждать и уступать; находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать учителя

- Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

- развитие нравственных качеств личности и нравственного поведения;

- развитие мышления, внимания; - развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности

Коррекция нарушений развития ребенка

Расширять пассивный и активный словарь, формировать диалогическую речь; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие.

Основные понятия и термины

Чудик, чудак

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Толковый словарь С.И. Ожегова

Презентация

https://learningapps.org

Методы обучения

Слово учителя, прогнозирование с помощью открытых вопросов, беседа, обучение через Интернет

Организационная структура урока

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

Организационный момент

Приветствие

Настраиваются на работу, концентрируют внимание.

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня у нас необычный урок. Урок-презентация творчества знаменитого писателя, своеобразного драматурга, удивительного артиста – В.М.Шукшина. Очень хочется, чтобы ты заинтересовался творчеством этого разносторонне одаренного человека и не ушел с сегодняшнего урока равнодушными.

- Посмотри на фотографию В.М.Шукшина. Как ты думаешь, какой характер скрывается за этой внешностью? (Слайд1)

Б., всмотрись в его лицо на портрете. Лицо обыкновенное, из тех, что мы называем простым. Только вот глаза печальные, задумчивые, да жёсткие складки у рта свидетельствуют о громадном душевном напряжении. Шукшин пристально вглядывается в человека: как он живет на земле, чувствует ли кровную связь со старшим поколением, преумножает ли их добрые дела, или он из тех, кому безразличны и прошлое, и настоящее.

- Каких рассказов ты ждешь от него?

Сегодня на уроке мы с тобой выпустим «живую» литературную газету.

Каждый из нас будет специальным корреспондентом этого выпуска.

Помни, что любая газета читаема тогда, когда в ней интересная и полезная информация.

Целеустремленный; очень простой, открытый человек; любящий жизнь; работоспособный; любящий одиночество.

Правдивых; ярких; непохожих один на другой; может быть грустных и даже смешных

Л- смыслообразование,

П-общеучебные универсальные действия,

К-уметь формулировать собственное мнение и позицию,

Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Первичная актуализация знаний.

Постановка темы, целей, задач урока.

Итак, начинаем нашу работу.

Б., посмотри, пожалуйста, на слайд2. На нем даны слова «Да почему же я такой есть-то?» Скажи, какому герою Шукшина принадлежат эти слова?

Так какова же тема нашего урока? О чем или о ком мы будем говорить?

А какие цели нашего урока?

Хорошо, спасибо. Значит и выпуск  «живой»газеты будет называться «Шукшинские чудики».

Эти слова принадлежат герою Шукшина Василию Князеву из рассказа «Чудик».

Мы сегодня будем говорить о людях, которых называют чудиками. Мы постараемся выяснить, почему они такие и как им живется в нашем мире.

К-уметь формулировать собственное мнение и позицию,

Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Актуализация знаний.

Первая рубрика нашей газеты «Жизнь и творчество В.Шукшина».

Б., твоим домашним заданием было исследование жизни и творчества писателя, прослушивание рассказа «Чудик».

Расскажи, пожалуйста, что ты узнал о писателе.

Рассказ о писателе

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, доказательство;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия

Вторая рубрика «Необычайный герой - чудик»

В.М.Шукшин жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что видим и слышим мы. Но там, где мы равнодушно скользим глазами, слушаем вполуха, скучаем,- именно там писатель видел и слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное. С Шукшиным в литературу пришёл необычный герой, его называют “чудиком”.

Есть люди, которые окружающим кажутся странными. Их называют «чудаками». А они не странные и не чудаки. Они украшают жизнь своим характером, своей наивностью, своей непосредственностью. С их появлением, где бы они ни были, изгоняется скука.

Герои В.М.Шукшина не выдуманы, они взяты из живой жизни. Про них нельзя сказать: этот только нравственный, а другой безнравственный. В них, как и во всяком человеке «намешано разного: и хорошего и плохого».

Как ты понял, кто такой герой «Чудик»?

Третья рубрика «Рассказ «Чудик» .

А теперь мы познакомимся с рассказом, который так и называется — «Чудик». Этот рассказ стал «визитной карточкой» Шукшина.

Рассказ назван “Чудик” по прозвищу главного героя. Почему “чудик”, а не “чудак”?

Слайд3. Если мы обратимся к толковому словарю, то разницы особой и не видно. Он производит самые разные впечатления.

Правда?

А внимательно ли ты читал рассказ? Вдруг упустил что-то важное? Посмотрим. Проведем мини брейн -ринг

(https://learningapps.org)

Каким вы увидели главного героя?

– Чем Чудик выделялся из своей среды?

Приведите примеры таких происшествий и оплошностей.

Б., чтобы  понять какой Чудик человек, мы ставим перед собой цели познания. И это будет четвертая рубрика «Герой рассказа Чудик».

Работа со словарной статьей

Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих.

Чудик – (прост) – то же, что и чудак. (по словарю С. И. Ожегова)

- Да, действительно, и смешно, и жалко. Ведь это вроде бы не человек, а сплошное недоразумение, “22 несчастья”. Чудик постоянно попадает в нелепые ситуации.

Прежде всего «с ним постоянно что-нибудь случалось», «он то и дело влипал в какие-нибудь истории». Это не были общественно значимые поступки или авантюрные приключения.

«Чудик» страдал от мелких происшествий, вызванных его собственными оплошностями.

Ситуация

Поведение чудика

Отношение окружающих

1

Потеря

денег

стеснительный,

совестливый,

рассеянный

жена назвала

ничтожеством,

даже ударила

2

Поезд

рассказал историю какому-то интеллигентному товарищу, пристает с разговорами к незнакомым людям

отвернулся, не разговаривает

3

Самолет

невоспитанный, назойливый,

не обращают не него внимания

4

История с челюстью

желание пошутить, помочь

кричит, удивленно

5

Телеграмма

пишет телеграмму с веселым текстом

строгая сухая женщина, не понимает

6

Встреча со снохой

желание сделать приятное, робость

злость, непонимание

Физминутка

Цель познания - понять, каким предстаёт перед нами Чудик?

- Как ты можешь охарактеризовать героя?

- Какова портретная характеристика Чудика?

- Почему лицо и глаза у Чудика именно круглые?

- Почему главный герой «постоянно влипает в разные истории»?

- Что добавляет характеру Чудика высказывание о том, что он не любит хулиганов и продавцов?

- Итак, каким предстаёт перед нами Чудик? Как он живет?

- Б., поставь себе отметку за свою работу на этом этапе

Добрый, непосредственный, чувствительный.

«Круглое мясистое лицо», круглые глаза.

Как у детей, он готов познавать мир и удивляться.

Он не способен подумать, как его поступок будет воспринят, не умеет анализировать, как ребёнок.

Хулиган может побить, а продавец нахамить, он, как ребёнок, их боится.

Вывод: Чудик – добрый, ранимый человек. Он, как ребёнок, инфантилен.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок

Цель познания– понять, как складываются отношения Чудика с близкими?

- Какие отношения складываются у Чудика с женой?

- А что именно в характере Чудика не нравится его жене?

- Как складываются отношения у Чудика с братом и со снохой? - Почему Софья Ивановна невзлюбила своего деверя? (Словарная работа: Деверь – брат мужа)

Мне бы хотелось адресовать этот вопрос нашему гостю. Взгляните на это чудо-коляску (Слайд 4) поделитесь своими мыслями. Какой была бы ваша реакция, смогли бы вы понять подобное “народное творчество”?

- “Да почему же я такой есть – то?” - рассуждал Чудик. Какой?         

- Итак, как складываются отношения Чудика с близкими?

- Б., поставь себе отметку за свою работу на этом этапе

Его поступки её раздражают, она даже бьёт его шумовкой.

Он непрактичный, похож на ребёнка, а не на главу семьи. Жена в доме главная.

Сноха его не любит, т.к. он деревенский, не приспособлен к городской жизни, её раздражают его поступки: громко разговаривает, испортил коляску. А с братом у него хорошие отношения, их сближают воспоминания о детстве. Они похожи, брат тоже не противится жене, занявшей в семье главную позицию.

Вывод: Чудик, как ребёнок, открыт для людей, он не может понять, что он делает не так.

Цель познания – как Чудик относится к окружающим его людям?

- Почему Чудик обращает внимание на деньги в магазине? Как это его характеризует? (Слайд5)

- Почему он не возвращается за деньгами?

Знакомо ли тебе чувство неловкости, боли и стыда?

- Как Чудик ведёт себя в самолёте? (Слайд6)

- Что удивляет его в соседе по самолёту?

- Как Чудик относится к жене брата?

- А какие у Чудика мечты?

- Итак, как Чудик относится к окружающим его людям?

- Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

Б., выставь себе отметку за работу на этом этапе

Он хотел доставить людям радость, у него даже не возникает мысли забрать деньги себе, пока никто не видит.

Ему стыдно – вдруг не так поймут, подумают, что решил прикарманить. Ребята выясняют, что происходит это в городе, где никто его не знает, таким образом, в характере они обнаруживают стыдливость, совестливость – это одна из его основных черт.

Вдруг все подумают, что он решил прикарманить чужие деньги, что он нечестный.

Он из-за любопытства хочет поесть, хочет упасть в облака.

Что он интересуется газетой, а не живым общением. Сочувствие, желание помочь).

Он даже не понял, что она невзлюбила его, хочет ей угодить – разрисовывает коляску.

Он мечтает, чтобы все были дома, вместе пили чай, чтобы всем было хорошо.

Вывод: Для Чудика очень важны семейные отношения и отношение к нему окружающих. Он открыт для людей, хочет, чтобы всем было хорошо. (Чудик ратует на добро, за правду, взаимопомощь, за все прекрасное, в душе его живет музыка, он постоянно напевает, то есть он человек, отстаивающий народную правду).

Цель познания – отношения Чудика с миром.

- Какие отношения у Чудика с миром?

- До чтения последнего абзаца как вы думали, сколько лет Чудику?

- Чудик чувствует свою непохожесть на других?

- Как автор относится к своему герою?

(Слайд6)

Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

Б., выставь себе отметку за работу на этом этапе

Гармоничные, мир его принимает, ему хорошо на природе (бежит босиком по лужам), он уже не думает о плохом.

Что ему примерно 17-20 лет.

Да, он несколько раз задаёт себе этот вопрос, а ещё вопрос «почему они стали злые», его сердце болит от непонимания окружающих, было «горько»).

Он любуется его непосредственностью, желанием жить в добре, тем, что он живёт не разумом, а сердцем.

Включение в систему знаний и повторение

«Чудаки украшают мир», - эта фраза М. Горького стала крылатой. Василий Шукшин сам говорил о героях своих рассказов: «Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы то ни было, изгоняется скука». Но Шукшин подчёркивал в характерах таких людей другое: «Есть люди в городе ли, на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость в радости и беде. При всей простоте и непритязательности их жизни на поверку они оказываются душевнее, чище и скромнее, чем те, кто любит посмеяться над их «странностями» и «чудачествами».

- Как ты думаешь, изменится ли когда-нибудь Чудик? Почему ты так решил?

- Парадокс: человек стремится помочь другому, порадовать его, и натыкается на непонимание, на грубость. Не случалось ли тебе бывать в такой ситуации?

- А встречал ли ты подобных “чудиков” в реальной жизни? Расскажи о них. – Есть ли в наше время такие люди как Чудик? Каково к ним отношение окружающих? Как ты думаешь, почему?

Всегда ли по-человечески мы поступаем? Неразделённая любовь, обманутые надежды, несбывшиеся мечты, разочарования, обиды... Сколько всего предстоит увидеть и пережить! Всегда ли мы справедливы и милосердны?

А что же такое «Милосердие»?

Не равнодушны ли мы по отношению к близким? Ведь “любовь к ближнему” — не пустые слова. Именно о любви к ближнему, о человеческом милосердии рассказы Шукшина.

Писатель подводит нас к мысли, что не вина этих героев, что они становятся изгоями в современном обществе. Это наша беда, что мы отвергаем лучшее, что есть вокруг.

П- использование символических средств для решения задач;

Р- вносить необходимые коррективы в действие;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию

Подведение итогов

Душа человеческая … Порой, взглянув на нашу жизнь, убеждаешься в том, что забыли о ней. Немодно это, некрасиво – душа. А ничего прекраснее в мире нет, и ничто нам так сейчас не нужно, как простое человеческое тепло и доброта.

Нужно быть добрыми, неравнодушными к людям. Ведь самый страшный человек – это равнодушный человек. И очень хочется верить, что ты смотришь на мир неравнодушными глазами и видите то, о чём должна болеть душа у любого нормального человека.  

Я согласна, ребята, с вами, что человек приходит в мир радоваться и удивляться жизни: небу, людям, песням. Приходит, чтобы творить добро. Это только кажется, что доброта - неотъемлемое качество каждого человека. В жизни это далеко не так. И когда с грубостью, чванством сталкиваются герои Шукшина, нормальные люди, в которых еще не иссяк запас теплоты, честности, любви, жалости, которые привлекают своей незащищенностью, даже робостью перед хамством, то со стороны они кажутся странными, чудиками. Это они, чудики, люди, для которых жизнь – чудо, время добра и только миг – зла, заставляют нас жить по совести, повелевают почаще заглядывать в свою душу: не стали ли мы равнодушными, жестокими, расчётливыми? Не черствеем ли мы, взрослея…?

– Чему пытался нас научить В.М.Шукшин данным рассказом?

Писатель подводит нас к мысли, что не вина этих героев, что они становятся изгоями в современном обществе. Это наша беда, что мы отвергаем лучшее, что есть вокруг.

Рефлексия

– Как ты себя чувствовал на уроке?

– Было ли тебе комфортно?

– С каким настроением ты работал?

– Доволен ли ты собой?

– В чем затруднялся?

Отметки выставляет в лист оценивания

– На этом наш урок окончен спасибо за внимание.

Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,

П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;

Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс

Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...