конспект урока по литературе 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

тема урока :Я. Полонский"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polonskiy.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока. Литература. 6 класс.

Урок № 58

Тема. Я.Полонский  «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Цель урока: способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтом.

Планируемые результаты:

Предметные умения: научиться различать стихотворную и прозаическую речь; уметь воспринимать и анализировать текст, определять ритм и рифму стихотворного произведения; научится определять строфу стихотворения; уметь составлять рифмованные строки.

Метапредметные

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы продолжаем цикл уроков, посвящённых пейзажной лирике.

II. Повторение изученного материала.

  1. Каких поэтов, чьи произведения раскрывают образы родной природы, вы знаете?
  2. Кто из поэтов 19 века «часто изображал природу в её промежуточных состояниях»? (Тютчев)
  3. Какой автор считает, что «вечны на этой земле… боль и страдания, скорбь и потери»? (Фет)

Яков Полонский продолжает тему природы. Его произведения дают возможность почувствовать красоту родного края через поэтическое слово.

III. Изучение нового материала.

  1. Сведения о жизни Я. Полонского.

 Я. П. Полонский прожил долгую и не очень счастливую жизнь. Родился и вырос в Рязани. Небогатая дворянская семья. Двадцати лет без гроша в кармане, но с заветной тетрадью стихов, в ямщицкой телеге Полонский приезжает в Москву. Поступает в Университет на юридический факультет, чтобы стать чиновником и зарабатывать хлеб насущный. Но в душе – поэт. Среди его друзей – Афанасий Фет.

Пять лет живёт в Грузии. Грузия – источник новых тем и сюжетов. Позже переезжает в Петербург. Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Мой костёр в тумане светит…», «Вечерний звон».

Свой долгий век Полонский прожил нелегко. Хотя его оценили по достоинству и Тургенев, и Некрасов, он с горечью говорил: «Не велика моя нива, не весела моя жатва».

2. Подготовка к восприятию.

Пейзажная лирика Полонского наполнена восхищением и какой-то неземной печалью. Особое внимание поэт уделял деталям, точно подмечая неуловимые черты сходства природы и состояния человеческой души. Природа у Полонского одухотворена, жива. Особенность лучших стихов поэта в глубине и искренности чувства, в проникновенном лиризме. Это неуловимая грань реального и фантастического, будничных подробностей и волшебных видений. Светлая часть года не интересна поэту. Лирический герой Полонского, печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.

Во многих стихотворениях поэта звучит мотив неясной надежды, и это сближает образ природы с человеческими переживаниями, с состоянием души человека.

3.Первичное чтение стихотворений учителем.

Обратите внимание на типичные черты лирики Полонского. 

  1. Пейзаж – ночь, глухая осень, беззвёздное небо, пасмурный призрак луны, костёр в ночи.
  2. Лирический герой – печальный, унылый, замирает перед величием природы, её тайнами.
  3. Мотив неясной надежды.

    Послушайте стихотворения поэта и определите, нашли отражения эти черты в данных стихотворениях: «По горам две хмурых тучи…» и «Посмотри – какая мгла…».

4. Проверка восприятия.

  1. Чтение стихотворения лучшими учениками и анализ.

«По горам две хмурых тучи…».

  • Какая картина предстаёт перед вами? 
  • Каким настроением проникнуто это стихотворение? 
  • Какие чувства испытывает лирический герой в этом произведении? 
  • Вспомним стихотворение Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» (чтение подготовленным учеником)
  • Сравните изображение грозы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело…» с образом грозы в стихотворении Полонского.

Какой художественный приём позволяет зримо представить эту картину?

«Посмотри – какая мгла…»

  • Какие две картины можно выделить в этом стихотворении?
  • Какие слова передают мглу долин? 
  • Какое чувство передаётся в первой части стихотворении? 
  • Объясните выражение «В тесном сонме сизых туч». 
  • О чём говорит выражение «Фосфорический свой луч». 
  • Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать картину? 
  1. Итог урока.

Совпадают ли ваши представления с теми чертами лирики, которые были обозначены в начале урока?

V. Домашнее задание: выразительное чтение стихотворений Полонского; сделать иллюстрации к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В. Я. Коровиной. Древнерусская литература.

Конспект урока по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной. Древнерусская литература....