Музыкально-поэтическая композиция, посвященная 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне, "Дорогами войны…»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Дремова Татьяна Николаевна

Класс: 10-11

Тип урока: интегрированный урок.

Вид урока: урок общеметодологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogami_voyny.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-поэтическая  композиция, посвященная 75-летию со дня Победы в  Великой Отечественной войне, "Дорогами войны…»

Место проведения: ГБОУ СОШ с. Летниковов

Класс: 10-11

Тип урока: интегрированный урок.

Вид урока: урок общеметодологической направленности.

Цели деятельности учителя:

1. Образовательные:

1.1.  Познакомить учащихся со стихотворным наследием, музыкальными произведениями о Великой Отечественной войне.

1.2.  Способствовать углублению знаний обучающихся по истории Великой Отечественной войны;

2. Развивающие:

2.1.  Развивать навыки выразительного чтения текстов.

2.2.  Развивать познавательные способности учащихся.

2.3.  Способствовать развитию слуховой и зрительной памяти.

3. Воспитывающие:

3.1. Воспитывать мужество, патриотические чувства у обучающихся.

3.2.  Способствовать воспитанию чувства благодарности ветеранам за Победу в Великой Отечественной войне;

3.3.  Формировать гражданско-патриотические качества личности.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

 

Методы обучения:

1. Метод монологического изложения.

2.Диалогический метод.

3.Эвристический метод. 

4.Исследовательский метод.

Приёмы обучения: словесный, практический, наглядно-демонстрационный  

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные:

Познавательные: знакомство с поэзией войны и музыкальными произведениями о Великой Отечественной войне, развитие у школьников общеучебных, интеллектуальных и речевых умений: навыков публичных выступлений, выразительного чтения, работы в группе; сотрудничество со взрослыми и сверстниками, навыков развития правильной литературной речи,

2. Личностные:

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; уяснение мотивов учебной деятельности и понимание личностного смысла учения, проявление эмоциональной отзывчивости, проявление интереса к учебному труду, использование мотивации к работе на результат, формирование духовно-нравственной ориентации.

3.Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):

а)регулятивные: рефлексия способов и условий действия; умение понимать учебную задачу, определять тему, цели и задачи урока; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно воспринимать оценку.

а)познавательные: самостоятельное выполнение задания, знакомство с литературой, историей и музыкой о Великой Отечественной войне, расширение кругозора обучающихся, повышение интереса к литературе и  истории России; контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватно строить рассуждение.

в)коммуникативные: умение слушать, аргументированно и чётко отвечать на поставленные вопросы; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать собственную точку зрения.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозаписи песен, видеозаписи.

Ход урока:

Презентация (слайд 1)

Звучит отрывок из поэмы “Реквием” Р. Рождественского

Вспомним всех поимённо,

горем

вспомним

своим...

Это нужно -

не мёртвым!

Это надо -

живым!

Разве для смерти

          рождаются дети,

Родина?

Разве хотела ты

              нашей

                смерти,

Родина?

Пламя

    ударило в небо!—

ты помнишь,

Родина?

Тихо сказала:

     «Вставайте

          на помощь...»

Родина.

Славы

    никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

я

 или

   Родина.

Ой, зачем ты,

        солнце красное,

все уходишь —

не прощаешься?

Ой, зачем

        с войны безрадостной,

сын,

не возвращаешься?

Из беды

      тебя я выручу,

прилечу

      орлицей быстрою...

Отзовись,

моя кровиночка!

Маленький.

Единственный...

Однажды

     мы вас потревожим во сне.

Над полями

      свои голоса пронесем в тишине.

Мы забыли,

     как пахнут цветы.

Как шумят тополя.

Мы и землю

         забыли.

Какой она стала,

              земля?

Как там птицы?

       Поют на земле

без нас?

Как черешни?

        Цветут на земле

без нас?

Как светлеет

          река?

И летят облака

над нами?

Без нас.

Помните!

Через века,

       через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет

              никогда,—

помните!

Не плачьте!

В горле

     сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

     павших

          будьте

               достойны!

Вечно

достойны!

Люди!

Покуда сердца

          стучатся,—

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста,

     помните!

Песню свою

        отправляя в полет,—

помните!

О тех,

кто уже никогда

          не споет,—

помните!

Детям своим

          расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям

    детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Презентация (Слайд 2)

Вальс (Т.Гвердцители «Ты же выжил, солдат» (танцуют три пары старшеклассников).

Презентация (Слайд 3)

 Ведущий 1: Прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память.

Ведущий 2: Мы не имеем права забыть ужасы этой войны… Мы не имеем права забыть тех, кто погибал ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить…

Ведущий 1: «О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли». К.Симонов

Ведущий 2: Перелистаем же страницы Великой Отечественной войны и вспомним, как все это было…

НАЧАЛО ВОЙНЫ

Презентация (Слайд 4,5)

Ведущий 1. Мир. Чистое небо над головой. Полноценная хорошая жизнь. Полная уверенность в завтрашнем дне. Беззаботное и счастливое детство. Спокойная и достойная старость. Что еще нужно человеку? Но к сожаленью, в нашей жизни не все так просто. Война...

Ранним утром в воскресенье 22 июня 1941 года мирную тишину городов и сел разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе по своим размахам и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная.

Презентация (Слайд 6)

Песня: “До свидания, мальчики” (поют девочки 11 класса)

/Булат Окуджава/

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте не пуль, не гранат,

И себя не щадите, но все-таки,

Постарайтесь вернуться назад!

(девочки медленно уходят, прощаясь)

Презентация слайд 7 (Родина-мать зовёт)

Ведущий 1 :

Война! Жесточе нету слова!

Война! Страшнее нету слова!

И на устах у всех иного

Уже не может быть и нет!

А. Твардовский

Ведущий 2 : 1941 год. Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены каземата. С потолка посыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где-то совсем рядом.

- Война! – крикнул кто-то

- Война это, товарищи, война!

…Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые всполохи пожаров.

Тяжко вздрагивает каземат. Все вокруг выло и стонало. И было это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени”.

(Б. Васильев. “В списках не значился”)

Чтецы 1 и 2 (поочерёдно):

Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слезы да страдания несет она

И счастье разбивает у людей,

Любимых, разлучая и друзей

Как смерч, врываясь в мирные дома,

Их разрушает яростно, не ведая сама,

Ч то веру в разум убивает

И души пламенем отчаянья сжигает.

Чем оправдать детей невинных муки,

Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,

Надежд, ласкавших жизнь, крушенье

И мира варварское разрушенье?

А сколько в том огне жестокости,

Не избежав безжалостного рока,

Сердец сгорело молодых,

Мечтавших заглянуть в глаза родных!

Слайд 8

Чтец 3 / В.Соловьёв. “Полустанок”. 

Вокзал был тихим, маленьким и грустным.

Жевали с хрустом лошади овес.

Но вот под шпалой резко гравий хрустнул,

И задрожали рельсы от колес.

И к полустанку выплыли теплушки.

Березы у перрона встали в строй.

И запоздало охнула частушка,

Наполненная болью и тоской

И лопнуло мгновенно напряженье,

Хлестнуло в сердце жарким и тугим,

И с дрожью взвился женский голос:

- Женя! А как же мы… Себя побереги! –

А он пошел, уже солдат России,

К теплушкам, к погрустневшим землянкам,

И сыновья с ним рядышком босые

По взрослому шагали по бокам.

А женщина осталась не большая, -

С нее печаль бы русскую писать!

Она в карманах суетливо шарит

И все платка не может отыскать.

И в толкотне ей удалось всмотреться –

Целует муж заплаканных ребят…

И сквозь поселок, словно через сердце,

Ушел состав в пылающий закат.

БИТВА ПОД МОСКВОЙ

Слайд 9,10

Ведущий 2: В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители.

Ведущий 1: Было создано многотысячное народное ополчение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод ,в голод , нередко под огнём противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.

Чтец 4 Читает стихотворение Шубина Павла

За Москву

Есть в этой бронзовой медали

Синь затемненных фонарей

И отраженный в грозной дали

Огонь тяжелых батарей.

И ярость та, что клокотала

В атаках русских штыковых,

Упругий,

чистый звон металла,

Как перестук сердец живых.

Она свидетельствует миру

О нашей доблести в бою...

Солдаты, дети, командиры

В крови, у смерти на краю.

Забыв в дыму, в окопной глине,

Что сон бывает наяву, —

Мы беспощадный путь

к Берлину

Открыли битвой за Москву.

Вокальная группа исполняет песню “Им нет двадцати пяти”.

О ЛЮБВИ

Слайд 11

Ведущий 1: Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но ещё высшие взлёты человеческого духа. Высшее мерило мужества, благородства, верности… Образы далёких любимых помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжёлых боях; придавали им сил и мужества.

Ведущий 2: Поколение сороковых прошло страшную войну: страдания и смерть. Но люди не переставали быть людьми. Конечно, научились ненавидеть, но не разучились любить. Любовь и верность были так необходимы солдату. Символом веры, надежды, любви стало стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь…»

Стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь…» читает ученик 11 класса

Вокальная группа исполняет песню

К. Листов (музыка), А. Сурков (слова) - В землянке

БЛОКАДНЫЙ ЛЕНИНГРАД

(Фоном детский хор Ленинградского радио и телевидения «Медаль за оборону Ленинграда»

Ведущий 2: В те грозные военные времена судьба Ленинграда стала предметом непрестанной тревоги всей страны. Многое оказалось связано с этим городом: воспоминания юности, образы мощной красоты, воплощенные в граните, мраморе и бронзе, любимые строки Пушкина и Блока, памятники русской воинской славы… И рядом с этим величием и красотой стояли ленинградцы – рабочие, студенты, прославленные и ещё не известные учёные, артисты, художники, поэты…

Ведущий 1:

О, какая отрада,

Какая великая гордость

Знать, что в будущем каждому скажешь в ответ:

– Я жила в Ленинграде

В декабре сорок первого года,

Вместе с ним принимала

Известия первых побед.

Из «Писем на Каму»

Ведущий 2: Ольга Бергольц была не просто поэтом: она стала голосом блокадного Ленинграда, духовным символом Победы, живущей в глубинах душ измученных голодом и бомбежками ленинградцев. И время выбрало именно её говорить со всем миром по «праву разделенного страданья».

Ведущий 1:

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна.

Ведущий 2: Из сжатых и выстраданных строк возникает образ Женщины – Матери, Жены, Сестры. В её лицо бьет ветер, «злой, неукротимый ветер» трагических дней.

Ведущий 1:

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады, –

Мы не покинем наших баррикад.

Ведущий 2: Ольга Бергольц! Она стала живой легендой, символом стойкости, и её голос был для ленинградцев воздухом мужества и уверенности, мостом, перекинутым через мертвую зону окружения, – он помогал соединять пространства и души. Опыт всеобщей трагедии заставлял находить безошибочно точные слова – слова, равные по своей необходимости пайке блокадного хлеба. Они не утоляли голод, но они были спасением.

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

Слайд 13-17

Фоном звучит музыка из фильма «Битва за Сталинград»

Ведущий 2: В середине лета 1942 года началась историческая Сталинградская битва, которая продолжалась больше полугода.

Ведущий 1: К Сталинграду была стянута огромная армия фашистов, было сброшено около миллиона бомб. Израненный, обугленный город продолжал сражаться.

Ведущий 2: Из воспоминаний члена Военного совета Сталинградского фронта Чуянова: «С правого берега привезли раненых. Один из них обратился к бойцам с просьбой закурить. Ему протянули несколько кисетов с махоркой. Кто-то спросил: «Что там в городе делается?» – «Да сам черт не разберёт. Видишь? – раненый хмуро показал рукой в сторону Волги. – Весь город в огне. Немец забрался на Мамаев курган, туго нашим приходится. Все горит: заводы, земля, металл плавится…» – «А люди?» – «Люди? Стоят!..»

Ведущий 1: В уличных боях и в небе Сталинграда советские воины проявили солдатскую доблесть и самопожертвование во имя Родины. Город был превращен в груду развалин, погибли сотни тысяч людей, но враг был остановлен. А в ноябре 1942 года началось контрнаступление наших войск, в результате чего 22 дивизии фашистов к февралю 1943 года были уничтожены.

Ведущий 2: Победа на Волге переломила ход войны. Наша армия начала наступать.

Ведущий 1: Вечная слава!

ПОБЕДА

Слайд 18-29

Фоном песня «Журавли» муз. Я. Френкеля

Ведущий 1: В ночь на 1 мая 1945 года Красное знамя Победы было над Рейхстагом и гордо развевалось над поверженным Берлином.

Ведущий 2: То, чего так долго ждали, к чему непреклонно шли тяжелой солдатской дорогой войны, свершилось!

Чтец 6. Стихотворение А. Ахматовой «Прошло пять лет – и залечила раны…»

Ведущий 1: Да, мы победили, мы принесли свободу и своему народу, и многим народам Европы. Мы утвердили мир на Земле… Но какой дорогой ценой! Сколько героев не дожило до светлого праздника Победы!

Чтец 7. Стихотворение А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины»

Ведущий 2: Они не забыты, они всегда в наших сердцах – люди одной героической судьбы.

Человеческая память! Время не властно над ней! И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

Ведущий 2:

Помните!..

Через века, через года, –

Помните!

О тех, кто уже не придёт никогда...

Ведущий 1: Двадцать семь миллионов потеряла наша Родина в этой битве… Пусть каждый из вас осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, ощутит ответственность перед памятью этих людей, и пусть этот вопрос будет волновать нас: достойны ли мы памяти павших? Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не вернувшихся с войны. Дорога памяти должна быть вечной.

Слайд 30(Минута молчания. Звучит метроном)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа естественно-научного направления к конкурсу «Бородинское поле русской славы», посвященного 200-летию со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812 года

Тема: «Медицинская служба русской армии в Отечественную войну 1812 г.»Проект выполнили суворовцы: Гришанов Д., Черненко Д., Гуров Г.  Руководители:  преподаватель химии Баси...

План мероприятий посвященный 70-летию со дня победы в Великой Отечественной войне.

В данном плане перечислены все мероприятия, намеченные на 2015-2016 год в связи с юбилейной датой. К данным мероприятиям привлечены учителя, воспитатели и ученики школы....

Сценарий праздника, посвященного 70-летию со Дня Победы в ВОВ «По страницам Великой Отечественной войны»

1: 9 мая 2014 года 70  раз прогремит салют Победы. Фронтовики наденут ордена. И уже не внуки, а правнуки будут расспрашивать их о суровых и страшных годах Великой Отечественной войны.2: Все меньш...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 70-ой годовщине великой Победы в Отечественной войне

Внеклассное мероприятие проводится в преддверии праздника Победы.Актовый зал гимназии украшен цветами и плакатами времён войны.В зале ученики гимназии 5-6 классов, гости - ветераны войны, родители.С п...

Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»

Методическая разработка урока Победы,  посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»      Цель: формировать...

"Диктант Победы" - викторина для 9-11 классов, посвященная 75-летию годовщине Великов Победы

Документ содержит вопросы, которые помогут в подготовке "Диктанту Победы"...