Интегрированный урок как способ формирования межпредметных связей
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Статья предназначена для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и практикующих интегрированные уроки. Главная идея работы – идея метапредметности. Такой подход к обучению позволяет педагогу формировать у обучающихся критическое мышление, способствует развитию коммуникативной компетенции и является залогом успешной социализации детей с ОВЗ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок как способ формирования межпредметных связей

Статья предназначена для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и практикующих интегрированные уроки. Главная идея работы – идея метапредметности. Такой подход к обучению позволяет педагогу формировать у обучающихся критическое мышление, способствует развитию коммуникативной компетенции и является залогом успешной социализации детей с ОВЗ.

             Интегрированный урок как способ формирования межпредметных связей (из опыта работы Седякиной Е. А., Сергеевой О.С., учителей ГКОУКО «Калужская школа-интернат №5 имени Ф. А. Рау»).

Современная школа непрерывно изменяется. Возникает  вопрос: «Каким должен быть   современный учитель?» Главное умение современного учителя — он должен быть готов ко всему новому.

Основной формой общения учителя и ученика был и остаётся школьный урок. Наш любимый традиционный комбинированный урок был изобретён Яном Каменским более четырёхсот лет назад. Педагогика — самый консервативный институт, который складывался десятилетиями. А  сегодня мы за сутки узнаём столько нового, сколько взрослый человек за всю свою жизнь в Средневековье. Надо понимать, что изменение информативного пространства диктует изменение содержания урока.

Сегодня как никогда актуальна идея метапредметности. ФГОС определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений. Метапредметный подход предполагает такую переорганизацию образования, при которой получилось бы транслировать необходимое содержание не как сведения для запоминания,а как знания для осмысленного использования. Задача учителя — не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни. Такой подход позволяет человеку успешно учиться в течение всей жизни.

Современное образование требует преодоления разрозненности учебных предметов. Эффективной формой реализации межпредметных связей является интегрированный урок, потому что на таком уроке формируется одно из главнейших умений: перенос знаний из одной отрасли в другую, что позволяет развивать критическое мышление.

 Чтобы  интегрированный урок был результативным, нужно, во-первых, найти себе единомышленника. Так уже три года вместе с учителем истории Сергеевой О. С. мы проводим такие уроки в ГКОУКО «Калужская школа-интернат № 5 имени Ф. А. Рау».

 Во-вторых, интегрированный урок должен быть актуальным, содержать проблему, подразумевать межпредметные связи.

Проведение интегрированного урока предполагает увеличение объёма самостоятельной работы обучающихся, так как расширяется тематика изучаемого материала по предметам.

При проведении интегрированного урока реализуется дифференцированный подход в обучении. Такой урок открывает возможности для разных категорий обучающихся с ОВЗ. У нас учатся дети с нарушением слуха, со сложной структурой дефекта. В школе увеличивается число имплантированных детей. Уровень их речевого развития зависит от индивидуальных особенностей ребёнка (сохранный интеллект или нет).Организуя работу на интегрированных уроках, мы побуждаем детей говорить, учим выступать публично, учим слушать собеседника, учим работать в группах, проявлять эмпатию. Развитие коммуникативной компетенции — залог успешной социальной адаптации выпускников нашей школы.

 Часто интегрированному уроку предшествует опережающее домашнее задание, которое обучающийся с ОВЗ выполняет совместно с воспитателем, родителями, учителем индивидуальной работы.

Интеграция развивает творческие способности обучающихся с ОВЗ.

Итак, интегрированные уроки

1. повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

2. способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

3. способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

4. позволяют систематизировать знания;

5. способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

6. обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте и способствуют творческому подходу к выполнению учебных заданий;

7. способствуют повышению, роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

Считаю, что использование интегрированных уроков в преподавании литературы сказывается и на качестве обучения.

Система интегрированных уроков позволяет учителю формировать комплексное гуманитарно-эстетическое мышление. Такие уроки стимулируют активную познавательную деятельность учащихся на уроке и при подготовке к нему, формируют общеучебные навыки, помогают решить задачу воспитания активного читателя.

Конспект интегрированного  урока по истории и литературе в 7 классе по теме «Эпоха Ивана Грозного»

Цель урока: дать оценку личности Ивана Грозного как реформатора и человека.

Задачи урока:

- развитие слухового восприятия и контроль за звукопроизношением;

- воспитание ответственности обучающихся за общий результат деятельности;

- введение обучающихся в героический мир прошлого, в эпоху Ивана Грозного.

Планируемые результаты:

- предметные: описывать реформы Ивана Грозного; описывать детские годы Ивана IV; владеть приёмами языковой компрессии; уметь вступать в диалог с автором;

- метапредметные: умение работать с информацией, развитие интереса к предметам гуманитарного цикла;

- личностные: воспитание патриотизма, чувства товарищеской взаимовыручки, формирование культуры речи.

Форма урока — виртуальная экскурсия.

Оборудование: проектор, мультимедийная установка.

Наглядность: опорные схемы, презентация.

Ход урока

1)Мотивация

Маленький учитель (приглашает обучающихся 7 «А» класса):

Я экскурсовод. Я приглашаю вас  в исторический виртуальный музей. Всем ребятам я даю билеты. На каждом билете исторический термин той эпохи, с которой мы будем работать.

Словарная работа: работа с терминами

Опричник

Трапеза

Тиран

Судебник

Гусляры

Панихида

Земский собор

2) Погружение в тему

Маленький учитель: Ребята, раз вы пришли в музей, помогите мне определить историческую эпоху. Будем составлять предложения:

Собрать, русских, всех, представителей, земель, на, Земский собор, в 1549 году, царь повелел.

Приближённых, Избранная Рада, совет, название, получил.

В годы, закончилось, формирование, правления, приказов, Избранной рады.

Казань, 2 октября, взята, была,1552 года.

Книга, первая, появилась, печатная.

На, царство, венчание, произошло.

Маленький учитель: К какой исторической эпохе относятся все события?

Назовите тему экскурсии. Итак, мы начинаем экскурсию в эпоху Ивана Грозного.

Какой поэт размышлял над образом Ивана Грозного?

3) Драматизация

Ох ты, царь Иван Васильевич! (Потапов А.)

Про тебя нашу песню сложили мы, (Лысов К.)

Про твово любимого опричника (Махова Д.)

Да про смелого купца, про Калашникова (Никушина А.)

№1 Гусляр - Иван Грозный — Кирибеевич (Лысов К., Жигарев А., Савченко А.)

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит в златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие своё и веселие.

Царь:

Вдруг замечаю я, что мой любимый слуга Кирибеевич в золотом ковше не мочил усов.

Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися.

Да и об чём тебе, молодцу, кручиниться?

Кирибеевич:

Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу чёрную не запотчевать!

На Руси святой не найти такой

Красавицы, как Алёна Дмитриевна.

Как увижу её, я и сам не свой:

Опускаются руки сильные.

Гусляр:

И сказал, смеясь, Иван Васильевич:

Царь:

Ну, мой верный слуга!

Я твоей беде, твоему горю постараюсь помочь.

Ты пошли дары драгоценные своей Алёне Дмитриевне.

Гусляр:

А ведь скрыл Кирибеевич одну деталь:

Алёна Дмитриевна уже давно в церкви венчана с молодым купцом.

№2 Степан Парамонович — Еремеевна — Алёна Дмитриевна (Потапов А,. Махова Д., Никушина А.)

Степан Парамонович:

Ты скажи, скажи, Еремеевна,

А куда девалась в такой поздний час Алёна Дмитриевна?

Еремеевна:

Господин ты мой, Степан Парамонович!

Я скажу тебе диво дивное:

Что к вечерне пошла Алёна Дмитриевна

И до сих пор из церкви не вернулась.

Степан Парамонович:

Уж ты где, жена,жена, шаталася?

Что растрёпаны твои волосы,

Что одежда твоя вся изорвана?

Уж гуляла ты, пировала ты,

Чай, с сынками всё боярскими!..

Как запру я тебя за железный замок,

За дубовую дверь...

№3 Кулачный бой (демонстрация фрагмента мультфильма)

4) Диалог по проблемным вопросам.

Маленький учитель:

Как вы думаете, ребята, казнь Калашникова – это казнь преступника или героя?

Вариант ответа (Я думаю, что купец – герой, он защитил честь своей семьи. Только смерть обидчика может смыть позор, так написано в Судебнике).

Слайд Судебник

Маленький учитель:

Похоронили Калашникова не на кладбище, (ведь он убийца), а между трёх дорог. Старики крестятся у его могилки, а девушкам жаль его. Он стал народным героем.

Царь поступил жестоко, недаром его прозвали Грозным. Он добр к опричникам, но казнит тех, кого считает своими врагами. Откуда такая жестокость? Кто он: тиран или реформатор?

 Слайд Николай Иванович Карамзин «Курс русской истории»

5) Работа с историческими документами, энциклопедиями: продолжает экскурсию ученик, который рассказывает о детстве Ивана Грозного.

Ученик:

Вот что пишет о  детстве царя историк Николай Иванович Карамзин.

Я выбрал ключевые слова из этого документа, где говорится о детстве Ивана, о чертах его характера:

«От природы царь получил ум бойкий и гибкий. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие.

 Иван рано осиротел. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества, о чём он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера».

В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он вспоминал, как его с младшим братом в детстве притесняли во всём: держали как убогих людей, плохо кормили и одевали. Всё заставляли делать насильно и не по возрасту. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребёнка».

Ученица:

Слайд Казанского собора.

В энциклопедии, которую мне подарила бабушка, я прочитала, что территория страны при Иване Грозном увеличилась более чем в 10 раз. В состав России вошли земли Поволжья, Западной Сибири. Возникла новая система управления государством - приказная. Россия обрела боеспособное войско. Царь стал называть Великий царь всея Руси. Иван Грозный очень много подарков делал монастырям.

При Иване Грозном появилось книгопечатание. Реформы укрепили страну.

6) Рефлексия.

Маленький учитель: Ребята, наша экскурсия подходит к концу.

Сегодня мы на примере оценки личности Ивана Грозного попытались понять, чему учит нас история  одной эпохи - эпохи Ивана Грозного.

Чему учит история одной эпохи?

Варианты ответа (надо уважать законы, надо любить Родину и уметь её защищать, любовь не должна нести зло).

7) Домашнее задание. Напишите заметку об уроке в школьную газету.

Используемая литература:

1) Н. М. Карамзин. История Государства Российского (Ивану Грозному посвящены тома VIII и IX)

2) М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

3)http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_IV_%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B9

4)https://yandex.ru/video/preview?filmId=13244606644587980485&text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%BA%D1%83%D0%BF%D1%86%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D1%8E%D1%82%D1%83%D0%B1&noreask=1&path=wizard&parent-reqid=1572422210915705-1539573822702917474700102-sas1-1638&redircnt=1572422220.1


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок- проект как интерактивная форма обучения (на примере изучения эпохи Ивана Грозного и поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про купца К алашникова» Из опыта работы учителей Седякиной Е.А., Сергеевой О.С., Шатас М.В., ГКОУКО «Калужская школа-интернат №5 имени Ф.А. Рау »

Слайд 2

Урок-проект- это форма урока, которая предполагает проработку изучаемой темы путём выполнения логически последовательного ряда творческих заданий, предлагаемых учителем, обсуждение и материализацию результатов (изготовление альбомов, журналов и т. п.), представление их участникам проекта. Цель урока - проекта в активной самореализации уникальных возможностей личности каждого ученика.

Слайд 3

Урок-проект- концептуальная целостность (композиционная, содержательная, идейная):он должен обладать логической завершенностью, в ходе проекта обязательно реализуется так называемая Я-концепция (через призму изучаемого материала выход на личность ученика), позволяющая говорить о проекте как интерактивной форме обучения. Личность ученика не менее важна, чем предмет изучения, и столь же интересна.

Слайд 4

Урок- проект может быть : - предметным межпредметным - над - или внепредметным По времени: -длительным (предполагающим домашнюю, внеурочную деятельность ), - собственно урок-проект (1-2 урока). Диалог. Иван Грозный и Кирибеевич

Слайд 5

Погружение в эпоху: костюмы, рисунки,энциклопедии , старинные книги, исторические песни, предметы быта, изучение исторических документов. «Стрелец» Рисунок Алексея Потапова

Слайд 6

Виртуальная экскурсия

Слайд 7

Драматизация. Степан П арамонович и Алёна Дмитриевна

Слайд 8

Царь читает Евангелие

Слайд 9

Рефлексия Старшеклассники делятся своими размышлениями и эмоциями 6 класс Над проблемным вопросом надо подумать

Слайд 10

Проект удался! Следующий этап - создание буктрейлера и урок-проект «Книга на сцене».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология интегрированного урока как средство осуществления межпредметных связей"

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.  Проблема интеграции обучения и воспитани...

Формирование межпредметных связей на интегрированных уроках географии и биологии в специальной коррекционной школе – интернат VI вида

 В последнее время изменились цели общего  образования, разрабатываются новые учебные планы, создаются новые концепции образования. Принято второе поколение стандартов, в которых разъ...

«Интегрированные уроки - эффективное средство укрепления межпредметных связей в современной школе»

В статье речь идет об эффективном методе укрепления межпредметных связей. Даны методические рекомендации по проведению нестандартных интегрированных уроков....

"Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей".

quot;Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей"....

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ХИМИИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициац...

Интегрированные уроки русского языка, литературы и истории как способ формирования межпредметных связей в современной школе

Статья в" " science and education" Современное образование. Актуальные вопросы, достижения и инновации"...

Интегрированный урок – эффективное средство реализации межпредметных связей ОБЖ с другими школьными дисциплинами

Школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»  уже по своей сути призван отражать современные насущные проблемы человечества. Именно поэтому, а также  в соответствии с...