Литература - 8 класс
рабочая программа по литературе

Ишмакова Эльвира Ренадовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8-2019.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Рабочая программа  учебного предмета «Литература», 8 класс обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

Личностные результаты 

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  •  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Ученик научится

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;
  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • работать с книгой
  • владеть различными видами пересказа;
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  • писать развернутый ответ на вопрос;
  • письменно составлять план сочинения;
  • писать рассказ-характеристику;
  • свободно владеть письменной речью.
  • понимать образную природу словесного искусства;
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • знать наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных

направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

Ученик получит возможность научиться:

• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
• понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное  восприятие;
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Содержание учебного предмета «Литература»

Литература и время. Г.Х.Андерсен. «Калоши счастья» - произведение, которое поможет обучающимся осознать связь времен.

Фольклор. Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Народная историческая песня. «Правеж».

«Петра 1 узнают в шведском городе».Особенности изображения царя. Художественные приемы, помогающие отличить былинного героя от героев исторической песни.

«Как француз Москву брал».Отношение народа к историческим событиям.

Литература эпохи Возрождения

М.де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Древнерусская литература. Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. «Повесть временных лет». «Смерть Олега от своего коня». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Сказание о житии Александра Невского».

Б. К. Зайцев.«Преподобный Сергий Радонежский».Качества, характеризующие человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси.

Литература 18 века. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».

Литература 19 века. Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века.А. К. Толстой. «Илья Муромец» «Правда».

Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». В. Скотт. «Айвенго» (Обзор). И. А. Крылов. «Волк на псарне». А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «Полтава». «Борис Годунов». «Капитанская дочка».М.Ю.Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». А. Дюма. «Три мушкетера» (обзор). А. К. Толстой. «Василий Шабанов», «Князь Серебряный».

Мотивы былого в лирике поэтов 19 века. В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Д. В. Давыдов, И. И. Козлов, Ф. Н. Глинка, А. Н. Апухтин. Л. Н. Толстой. «После бала». Сложная композиция рассказа. «Рассказ в рассказе», в чем сила рассказа. Контраст как композиционный прием. Время и пространство в тексте.

Литература 20 века. Автор и время на страницах произведений. Былины и их герои в поэзии 20 века. И.А.Бунин «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья».К.Д.Бальмонт «Живая вода». Е.М.Винокуров «Богатырь». Ю.Н.Тынянов. «Восковая персона». М.Алданов. «Чёртов мост». Б.Л.Васильев «Утоли моя печали».

Великая Отечественная война в лирике XX века. А.А.Ахматова «Клятва», «Мужество». А.А.Прокофьев «Москве». К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Ю.Н. Друнина «Зинка». М.А.Дудин «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…» А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…», М.В.Исаковский «Огонёк». Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики». Е.М. Винокуров «В полях за Вислой сонной…»В.С.Высоцкий «Штрафные батальоны». Л.М.Леонов «Золотая карета»

Мотивы былого в лирике поэтов XX века. В.Я.Брюсов «Тени прошлого». З.Н.Гиппиус «14 декабря». Н.С.Гумилёв «Старина», «Прапамять». М.И. Цветаева «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года». Е.А.Евтушенко «Когда звонят колокола». В.С.Высоцкий «Зарыты в нашу память на века»

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов, отводимое на изучение темы

общее

развитие речи

внеклассное чтение

Контрольные работы

1

Литература и время.

1

-

-

2

Фольклор. Отражение жизни народа в произведениях фольклора.

2

-

-

1

3

Литература эпохи Возрождения

2

-

-

4

Древнерусская литература.

5

-

1

5

Литература эпохи Просвещения

2

-

-

6

Литература 18 века.

6

1

-

1

7

Литература 19 века. Проблема человека и времени в произведениях 19 века.

40

4

2

1

8

Литература 20 века.

12

-

1

1

Итого:

70

5

4

4

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Дата

план

факт

Введение (1 час)

1

Литература и время.Х.К.Андерсен. Философская сказка Х.К.Андерсена «Калоши счастья».

1

01.09

Фольклор (2 часа)

2

Народная историческая песня. «Правеж», «Петра I узнают в шведском городе».

1

05.09

3

Народный театр. «Как француз Москву брал». Входная контрольная работа.

1

08.09

Литература эпохи Возрождения. (2 часа)

4-5

Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» – вечная книга, вечный герой.

2

12.09-15.09

Древнерусская литература (5 ч.)

6

Особенности жанра летописи. «Повесть временных лет»

1

19.09

7

Воинская повесть. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

1

22.09

8-9

Житие. Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского.

2

26.09-29.09

10

Б. К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».

1

03.10

11

Вн/чт. Литературная игра по теме «Древняя Русь».

1

06.10

Литература эпохи Просвещения (2 ч.)

12

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

1

10.10

13

Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве». Насмешка над тщеславием.

1

13.10

Литература XVIII века (6 ч.)

14

XVIII век в истории России. Д.И.Фонвизин «Недоросль».

1

17.10

15

Речевая характеристика героев комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1

20.10

16

Драматургический конфликт и композиция пьесы. Традиции и новаторство в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1

24.10

17

Д.И.Фонвизин «Недоросль». Урок-дискуссия на тему «Значение комедии для современников и следующих поколений».

1

27.10

18

РР.Устное сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1

07.11

19

Контрольный урок по теме «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века».

1

10.11

Литература XIX века (40 ч.)

20

Былины и их герои в поэзии XIX века. А.К.Толстой «Илья Муромец».

1

14.11

21

Г.Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Качества героя

1

17.11

22-23

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

2

21.11-24.11

24

Проверочная работа по роману В.Скотта «Айвенго»

1

28.11

25

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне» и её историческая основа.

1

01.12

26

А.С.Пушкин. Песнь о вещем Олеге».

1

05.12

27

А.С.Пушкин «Полтава»

1

08.12

28

Анализ поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Особенности звукописи и их роль

1

12.12

29

А.С.Пушкин «Борис Годунов». Контрольная работа.

1

15.12

30

Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва (анализ глав I-II)

1

19.12

31

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора. Гринёв и Швабрин

(разбор глав III-V).

1

22.12

32

Пугачёв и народ в романе (разбор глав VI-VII)

1

26.12

33

Средства характеристики героев романа на примере глав VIII-XII.

1

29.12

34

Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа. Анализ эпизода.

1

12.01

35

Подведение итогов изучения романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

1

16.01

36-37

Р/р Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

2

19.01-23.01

38

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». История создания поэмы

1

26.01

39

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

30.01

40

Н.В.Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Проблема национального самосознания, веры и гуманизма.

1

02.02

41

Система образов в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

06.02

42

Приёмы создания героического характера. Герои Н.В.Гоголя и древнеэпические герои.

1

09.02

43

Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести.

1

13.02

44

Художественные особенности повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа в повести.

1

16.02

45

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Проверочная работа.

1

20.02

46

Р/р Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

27.02

47-48

Мотивы былого в лирике поэтов XIX века

1

02.03

49

А.К. Толстой «Василий Шибанов»

1

06.03

50-51

А.К.Толстой «Князь Серебряный». Царское окружение

2

09.03-13.03

52

А.К.Толстой «Князь Серебряный».

1

16.03

53

Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте.

1

20.03

54

Р/р Устное сочинение по роману А.Н.Толстого «Князь Серебряный»

1

23.03

55-56

Вн/чт.А.Дюма «Три мушкетёра».

2

03.04-06.04

57

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. История рассказа «После бала».

1

10.04

58

«После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём в рассказе.

1

13.04

59

РР. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее. Подготовка к домашнему сочинению.

1

17.04

Литература XX века (12 ч.)

60-61

Былины и их герои в поэзии XX века.

2

20.04-24.04

61

Ю.Н.Тынянов «Восковая персона»

1

27.04

62

Вн/чт.М.Алданов «Чёртов мост»

1

04.05

63-64

Б.Л.Васильев «Утоли моя печали…».

2

08.05-11.05

65-66

Великая Отечественная война в лирике XXвека.

2

15.05-18.05

67-68

Л.М.Леонов «Золотая карета»

2

22.05-25.05

69

Мотивы былого в лирике поэтов XXвека.

1

25.05

70

Итоговый тест.

1

29.05

Приложение 2

 Лист корректировки учебной программы

№ урока

Тема

Причина изменения в программе

Способ корректировки