Сценарий политинформации для учащихся 5-7 классов «Холокост. Праведники мира».
классный час по литературе (5, 6, 7 класс)

Заневская Татьяна Александровна

Сценарий политинформации для учащихся 5-7 классов «Холокост. Праведники мира».

Цель.

Сформировать представление о Холокосте как величайшей трагедии 20 века

Задачи.

ознакомление школьников с фактами по истории Холокоста; формирование представления о Праведниках мира; воспитание у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире; сохранению памяти о тех, кто спасал людей еврейской национальности во время войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_politinformatsii_dlya_sayta.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 среднего  общего образования «Школа №5» г. Биробиджан

Сценарий политинформации для учащихся 5-7 классов «Холокост. Праведники мира». 

Автор:

Заневская Татьяна Александровна

 учитель русского языка

и литературы

e-mail: kons_tant@mail


Сценарий политинформации для учащихся 5-7 классов «Холокост. Праведники мира».

Цель.

Сформировать представление о  Холокосте как величайшей трагедии  20 века  

Задачи.

  • ознакомление школьников с фактами по истории Холокоста;

  • формирование представления о Праведниках мира;

  • воспитание у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;
  • воспитание у школьников  стремления сохранить  память о тех, кто спасал  людей еврейской национальности во время войны.
  •  Оборудование .

Презентация «Это не должно повториться», видеофрагменты фильма Ю. Малюгина «Подвиг политрука Киселева» (2008г.), свечи, аудиофрагмент «Часы» для «Минуты молчания» , песня А. Розенбаума «А может, вовсе не было войны?».

Ход мероприятия.

Песня Александра Розенбаума «Я может, вовсе не было войны?»

1 ученик Все можно сокрушить,

Смести, предать забвенью,

Заасфальтировать и заковать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

Все можно растерять, что собрано веками,

Все может замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя.   

2 ученик Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны.

3 ученик Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года   последующая волна расовых законов. Евреям не разрешалось работать на государственной службе, они должны были носить желтые нашивки в виде звезды на одежде.  В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии произошли массовые погромы, вошедшие в историю как «Хрустальная ночь». Были разбиты магазины, дома, где живут евреи.

4 ученик  Ба́бий Яр урочище близ Киева. Бабий Яр - место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, и советских военнопленных. Всего было расстреляно свыше ста тысяч человек. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тысяч, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Спаслось из Бабьего Яра всего лишь 29 человек.

5 ученик

Я сегодня  на одежду пришиваю

Желтую звезду шестиконечную,

Я сегодня тоже умираю

Там, в Яру, под ливнями картечи

Под последний флейлехс скрипок боли

Стон - молитва та, что от Исхода

Я сегодня истекаю кровью.

В общей яме со своим народом.

Киев. Осень. Бабия яр. Менора.

6 ученик. Самым страшным было попасть в гетто. Это было огороженное колючей проволокой пространство. Выходить оттуда евреи не могли. Гитлеровцы охраняли с оружием, и любой человек мог быть застрелен.  Мужчин и подростков  выводили на принудительные трудовые работы. Немцы намеренно морили жителей голодом, разрешая им покупать лишь немного хлеба, картофеля и масла. Некоторым удавалось сохранить немного денег или ценностей, и они обменивали их на еду, тайком проносимую в гетто; другим приходилось нищенствовать или воровать, чтобы выжить. В долгие зимы не хватало топлива и теплой одежды. Голод и холод унесли жизни десятков тысяч жителей гетто. Самые крупные гетто были в Варшаве и Минске.

7ученик Воспоминия  Абрахама Левента,  узника  Варшавского гетто.

Голод в гетто был такой, что люди просто падали на улицах и умирали, маленькие дети попрошайничали, и каждое утро, выходя из дома, ты видел покойников, накрытых газетами. Каждый день тысячи и тысячи людей погибали от недоедания, потому что немцы просто не снабжали обитателей гетто продовольствием. Продуктов не было. Ты был обречен. Если у тебя не было еды, тебя ждала голодная смерть, вот и все.

8 ученик. Воспоминания Фриды Кисель узницы Минского гетто: 20 ноября 1941 года был новый погром, охвативший  часть гетто. Он начался ранним–ранним утром, еще было совершенно темно. Мы едва успели спуститься в «подвал». Дедушка отказался прятаться с нами, он замаскировал лаз и лег в постель. Пришли двое карателей. Они подняли дедушку с кровати и заставили выйти на улицу, но он наотрез отказался, и они застрелили его прямо в комнате. Ценой своей жизни дедушка спас семью. Каратели ушли. Мы остались живы. 

  1. ученик. С этого времени Освенцим стал «фабрикой смерти». Его узники были обречены на уничтожение голодом, тяжелой работой, «медицинскими» экспериментами, а также на немедленную смерть в результате расстрелов и удушья газом. Большинство узников погибло сразу же после прибытия без регистрации и обозначения лагерными номерами. Именно поэтому очень сложно установить точное число убитых. Главные ворота концлагеря Освенцим-I с надписью: «ARBEIT MACHT FREI» («Работа делает свободным»).

2 ученик   Циничный лозунг на воротах призван был убедить прибывающих заключенных в том, что нацисты не питают никаких злых намерений по отношению к ним. В действительности подавляющее большинство людей, которые читали эту надпись, были убиты в первые же 24 часа. Через эти ворота заключенные ежедневно отправлялись на работу и возвращались 10 часов спустя. В маленьком скверике рядом с лагерной кухней лагерный оркестр играл марши, которые должны были бодрить заключенных и облегчать эсэсовцам их пересчёт. Лагерный оркестр играл, когда узники шли на работу, когда возвращались с работы… Играл, когда колонны узников шли в газовые камеры. Условия обитания для узников в бараках были катастрофическими. Заключенные спали на соломе, разбросанной по бетонному или земляному полу. В помещении, в котором едва умещалось 40—50 человек, находилось около 200 заключенных.

  1. Ученик Малярийный климат Освенцима, плохие жилищные условия, голод, скудная одежда, не стиранная и не защищающая от холода, крысы и насекомые приводили к массовым эпидемиям, которые резко сокращали ряды узников.

4 ученик. Но находились люди, которые спасали евреев. Один из них — Николас Уинтон (1909-2015), который перед началом Второй мировой войны в конце 1938 года организовал спасение 669 детей в возрасте от двух до семнадцати лет из оккупированной немцами Чехословакии, вывезя их в Великобританию. Он находил для детей приют с помощью своей  матери, живущей в Англии. Она подыскивала там семьи, готовые принять к себе еврейских детей. В течение многих лет он хранил тайну спасения детей, но в 1988 году жена Уинтона обнаружила его записную книжку 1939 года с адресами английских семей, принявших спасённых детей. В 1994 году Николас Уинтон получил благодарственное письмо от президента Израиля.  

5 ученик Особое место занимает подвиг Ирены Сендлер — польской активистки движения Сопротивления, спасшей 2500 еврейских детей из Варшавского гетто. Работая в Управлении больницами  Ирена Сендлер часто посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Используя свое служебное положение, смогла вывезти из гетто 2500 детей, которые далее были переданы  в польские детские дома и семьи. Маленьким детям давали снотворное, помещали в небольшие коробки с дырками, чтобы они не задохнулись, мешки и корзины, детей постарше прятали под брезентом в кузовах грузовиков и вывозили на машинах, которые доставляли в лагерь медицинские средства.20 октября 1943 года она была арестована по доносу. После пыток её приговорили к смерти.  Но Ирену спасли подкупленные охранники, которые сопровождали её к месту казни. До конца войны Ирена Сендлер скрывалась, но продолжала помогать еврейским детям.

6 ученик После войны она раскопала свой тайник с данными о спасённых детях и передала их в комитет польских евреев. Сирот поместили в еврейские детские дома. В 1965 году израильский музей Холокоста "Яд ва-Шем" присудил Ирене Сендлер звание Праведник мира.

7 ученик Политрук Николай Киселёв попал в немецкий плен, бежал, а затем в 1942 был принят в отряд «Мститель» В 1941 году село Долгиново в Белоруссии оказалось на территории, оккупированной немцами. В селе жило 5000 евреев. Массовое уничтожение евреев началось сразу после оккупации Белоруссии. К лету 1942 года в Долгиново в живых осталось 278 человек . Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти.

У партизанского отряда «Месть», к которому прибились уцелевшие евреи и где служил Киселёв, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны получили приказ вывести  оставшихся евреев через линию фронт. Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним пошло 270 человек, большая часть которых — старики, женщины и дети. Переход длился больше месяца, дважды отряд попадал на немецкие засады, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались 50 человек, что с ними произошло — неизвестно. Двух раненых — пожилую женщину и мальчика — пришлось оставить в лесу, но они выжили.

8 ученик Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось всё более опасным. Во время одного из таких опасных моментов родители Берты пришли в такое состояние, что в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти всю группу. Тогда Николай Киселёв взял ребёнка на руки, успокоил её и нёс до конца похода на руках. Берта была спасена.

Учитель. О подвиге Николая Киселёва в 2008 году был снят Юрием Малюгиным документальный фильм «Список Киселёва» Спасти от Освенцима. Подвиг политрука Киселева». Документальный фильм получил гран-при XII международного фестиваля телевизионных программ и фильмов "Золотой бубен".

(ФРАГМЕНТ НАЧАЛА ФИЛЬМА «Список Киселёва» Спасти от Освенцима. Подвиг политрука Киселева» )

1 ученик После более чем 1500-километрового перехода по оккупированной территории Киселёв вывел за линию фронта 218 человек. В 2005 году Николаю Киселёву израильским институтом Яд ва-Шем было присвоено звание Праведник народов мира.

2 ученик Из 218 спасённых им людей к 2008 году в живых осталось всего 14 человек. Его память чтят более 2200 их потомков, которые ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня в день последнего расстрела в гетто.

 (ФРАГМЕНТ окончания документального фильма  «Список Киселёва» Спасти от Освенцима. Подвиг политрука Киселева» )

Учитель. Сейчас объявляется минута молчания, давайте стоя отдадим дань памяти ушедшим из  жизни тысячам людей, в том числе и детям. И. Бауэр сказала: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”. Представители классов, просим зажечь свечи памяти.(Музыка )

Учитель Сейчас, в начале XXI века, когда мир гудит от потрясений – национальных взрывов, религиозной нетерпимости, мы обязаны говорить о Холокосте – самом страшном проявлении античеловечности, заживо уничтожившем 6 миллионов людей.


Почему мы должны знать о Холокосте? (Ответы учащихся)

-Чтобы мы помнили, какие страдания выпали на долю наших отцов и дедов.
-Чтобы никогда больше не повторилось то, что пришлось им пережить.
-Чтобы никогда и нигде людей не убивали за их национальность.
-Чтобы дети не становились до поры взрослыми.
-Чтобы взрослые не убивали детей.
-Чтобы мы помнили...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К юбилею Эдуарда Успенского. Сценарий мероприятия для учащихся 4-5 классов.

Беседа о творчестве Э.Н.Успенского с элементами игры и викториной по книгам о дяде Фёдоре и его друзьях. Требует предварительного чтения детьми произведений писателя....

Сценарий КВН для учащихся 7-9 классов “Travelling into English”

Сценарий КВН для учащихся 7-9 классов   “Travelling into English” 2012 год                              ...

"В нашем доме Новый год" сценарий новогоднего праздника учащихся 8-11 классов

Этот сценарий публикуется в помощь к проведению праздников для учащихся 8-11 классов...

Разработка сценария праздника для учащихся 5 - 7 классов "Осень снова к нам пришла..."

Осенний бал в школе для учащихся 5-7 классов «Осень снова к нам пришла…» Подготовила и провела классный руководитель 5 класса МОУ «СОШ с. Березина Речка Саратовского района Саратовской области» Бабаки...

Элективный курс по географии для учащихся 10 – х классов «Политическая карта мира»

Рабочая программаЭлективный курс по географиидля учащихся 10 – х классов «Политическая карта мира»...

Профилактическое мероприятие для учащихся 5 - 11 классов "Подросток в мире закона"

Профилактическое мероприятие "Подросток в мире закона"...