Главные вкладки

    К юбилею Эдуарда Успенского. Сценарий мероприятия для учащихся 4-5 классов.
    книга (5 класс) по теме

    Беседа о творчестве Э.Н.Успенского с элементами игры и викториной по книгам о дяде Фёдоре и его друзьях. Требует предварительного чтения детьми произведений писателя.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon yubiley_eduarda_uspenskogo.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

                                  Иркутская область


    Г.Братск

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №36»

               Литературные развлечения для учащихся 3-5 классов

                                         

                                               Сценарий составлен

     заведующей библиотекой МБОУ «СОШ №36»

     Дегтярёвой Натальей Николаевной

                       

               

                     2012


                   


                  Эдуард Успенский


    К 75-летию писателя

    Час литературных развлечений

       Цель мероприятия: познакомить ребят с творчеством Эдуарда Успенского.

       Оборудование: книжная выставка;

                                     проектор, экран.

       Ход мероприятия:

     Слайд 1.  Библиотекарь: В декабре отмечает день рождения знаменитый, великолепный, любимый детский писатель Эдуард Николаевич Успенский. Родился он 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области.

      Слайд 2. Интересно, что в школе Эдик учился плохо: ему всегда не хватало времени на уроки. И каждый понедельник он собирался взяться за ум.  Но ему все время что-то мешало!  И вот однажды мальчик неудачно спрыгнул с крыши и сломал себе ногу. Его привезли в больницу, и тут он внезапно понял, что не хочет оставаться невеждой.

        С этого времени Эдик стал хорошо учиться и после окончания школы поступил в авиационный институт.
      Но со временем Эдуард Успенский понял, что хочет стать писателем и начал писать юмористические рассказы. А чуть позже - также детские книжки. Кстати, пришла к нему эта идея случайно. Однажды Эдуард Успенский устроился работать вожатым в пионерский лагерь. Там он читал своим воспитанникам книжки, а иногда и сам выдумывал захватывающие истории. Так  появились первые произведения  писателя. И сегодня мы вспомним книги Эдуарда Успенского.

       Слайд 3. Эдуард Успенский не просто писатель, а сценарист, драматург; режиссер, он – автор нескольких телепередач для детей. Например, АБВГДейка. Она появилась на телеэкранах в далёком 1975 году. Автором идеи, названия, сценариев первых десяти программ был Эдуард Успенский, он же предложил и первый состав клоунов-учеников: Сеня, Саня, Таня и Владимир Иванович. Общими усилиями было сделано около 20 выпусков, которые показывались с повторениями примерно три года.

     Передача была развлекательной, и в то же время познавательной. Сложные правила грамматики русского языка, правила поведения в общественных местах или правила дорожного движения преподносились детям в игровой форме  и даже  в песнях.

       Слайд 4.  Из учебной телепередачи «АБВГДейка» родилась книга «Школа клоунов», полностью построенная на игре. Придуманные, немного нелепые, озорные клоуны-волшебники помогают освоить реальным малышам реальную азбуку, реальные правила грамматики. Клоуны вместе с читателями, как бы проходят программу первого класса. Но читают книгу с восторгом и третьеклассники, и пятиклассники, и их родители.

    Слайд 5.Давайте познакомимся с учениками этой необычной школы.

          Клоун Шура обладает особым даром – переносить предметы (и людей) из одного города в другой и передавать мысли на расстоянии.

       Клоун Наташа – вечная выдумщица. Рядом с ней вы видите юбку её собственной конструкции и туфли с надувной подошвой. Хочешь – будь маленькая, хочешь – как каланча.

       Клоун Саня – охотник, дрессировщик, путешественник. С ним его верный сторожевой Полкан. Полкан – это коза охотничья, служебная и сторожевая. А ещё ездовая и следопытная.

       Товарищ Помидоров – завхоз. В школу клоунов его затолкала судьба. И он стал наполовину завхоз, наполовину клоун.

       Однажды на уроке клоуны заспорили со своей учительницей Василисой Потаповной, что им совсем необязательно уметь писать, ведь письмо другу можно и нарисовать. Тут пришла директор Ирина Вадимовна и предложила клоуну Сане нарисовать телеграмму, которую он прислал в школу из тайги.

       Слайд 6. У Сани получилось вот что.  Давайте попробуем прочитать.

                                                     (ответы детей)

       Вот сколько вариантов у нас получилось. А что же было в телеграмме на самом деле? «Встречайте меня. Я уже вылетел. Клоун Саня из тайги и его верный Полкан». А вот объяснение:

                                                        (цитата. С.13)

       Слайд 7. Э. Успенский много внимания уделяет образованию своих героев. У него даже звери учатся.

    …Совершенно случайно на заброшенной даче третьеклассница Люся обнаруживает интернат «меховых зверей». И даже становится преподавательницей. Директор интерната – барсук -  по совместительству дворник, а также - буфетчик.

       У каждого из воспитанников девочки Люси своя улыбка, своя озабоченность, свой характер движений и своя повадка. Э. Успенский придумал им необычный язык. Он вообще любит придумывать слова. Этакие «объяснялки».

       Слайд 8. Попробуйте объяснить,  что такое:

    1. Большой бумажный Получальник
    2.  Начинальник
    3.  Большая разлинованная Хвалюндия  (её вручают в конце учебного года)
    4.  Папо-мамовское собрание
    5. Листалки  (бывают в клеточку, в ромбик  и горошек).

    Слайд 9. Ещё одна детская развлекательно-познавательная  передача, придуманная Эдуардом Николаевичем Успенским – «Радионяня». 

    Эдуард Успенский придумал идею радиопередачи, и был первым ее автором. «Весёлые уроки радионяни» в шутливой музыкальной форме помогали детям запомнить правила русского языка, объясняли законы математики, физики, биологии, правила дорожного движения, правила поведения, вежливости и т. п.

        Передача начиналась с песенки-заставки. Текст написал Эдуард Успенский, а музыку — Владимир Шаинский.

       Слайд 10. Сейчас мы её послушаем - музыкальная пауза.

       Слайд 11.Однажды ещё молодой Эдуард Успенский работал вожатым в пионерском лагере. И тут с удивлением и огорчением заметил, что ребята плохо знают героев русских народных сказов. Это и послужило толчком к созданию веселой сказки «Вниз по волшебной реке». Сказка необычная. Главный герой - обыкновенный мальчик Митя, который приехал погостить на каникулы в деревню к бабушке. А у бабушки есть сестра, Егоровна. Она живет одиноко в лесу и от одиночества превратилась в Бабу Ягу, водит дружбу с Кикиморой Болотной, имеет волшебное блюдце с яблочком. Но от Бабы Яги из народной сказки Егоровна отличается добрым нравом и справедливым характером. В сказке много приключений. Мите приходится искать выход из разных затруднительных ситуаций. Читатель встречает на страницах книги старых знакомых-героев русских сказок.

       Слайд 12 - 14. Попробуйте их узнать. Кто они?

         Слайд 15. А теперь поговорим о всеми любимой книжке «Дядя Фёдор, пёс и кот». В ней все возможно: и появление кота, умеющего говорить, и трактора, заправляющегося не бензином, а картофелем

     и сосисками, и поющей романсы коровы с кошачьим именем. Вот об именах героев книги мы и поговорим.

       Слайд 16. Турнир знатоков по книгам Эдуарда успенского о дяде Фёдоре, псе и коте.    Дяде Фёдору посвящены несколько книг: «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Зима в Простоквашино», «Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашина», «Новые порядки в Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино».

    Слайд 17 -24.  Вопрос-ответ.

    1. Почему мальчика назвали дядей Фёдором?
    2. Почему дядя Фёдор ушёл из дома?
    3. Что общего  у котов и матросов?
    4. Как у дяди Фёдора, Шарика и Матроскина появился галчонок Хватайка?
    5. Из-за чего перед Новым годом поссорились Шарик с Матроскиным?
    6. Почему в конце концов все сбежали из Простоквашина?
    7. Какие документы у кота Матроскина?

    Слайд 25. Чем заправляли Тр-тр Митю?

    Керосином

    Подсолнечным маслом

    Котлетами

    Бензином.

    Слайд 26-30. Чьи это вещи?

    Концертное платье (мамино)

    Автомобиль (папин)

    Шапка-ушанка (Печкин)

    Валенки (Кот Матроскин)

    Фоторужьё (Шарик).

    Слайд 31. Закончить нашу встречу сегодня я хочу словами Эдуарда Николаевича Успенского: «Если вы хотите узнать, насколько умнее и лучше становится человек, прочитавший тысячу книг, прочитайте тысячу книг».

    Слайд 32 . Спасибо!

    Слайд 33. Источники.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" для учащихся 4-5 классов по предмету: "Физическая культура"

    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" направлена на пропаганду здорового образа жизни...

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 4-5-х классов по теме:"Агрессия, способы её проявления, причины, последствия"

    Одно из занятий по развитию  и коррекции социальных навыков по программе "Я и МЫ". Цикл занятий включает 15 занятий....

    Внеклассное мероприятие для учащихся 4-5 классов

    Беседа с учащимися.2 слайд- Как называется страна, в которой мы живём?- Кто является главой государства?- Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории, какие реки, моря, озёра, горы...

    Сценарий мероприятия для учащихся 9-11 классов «Литературный бал»

    Сценарий для учащихся 9-11 классов «Литературный бал» разработано для проведения традиционного мероприятия  "Осенний бал".В ходе вечера учащиеся рассказывают о правилах проведения ...

    Методическая разработка занятия «Моя семья» (доп. образование) для учащихся 4,5,6 класс Люди в интерьере и в пейзаже.

    Тема: Портрет в интерьере и в пейзажеЦель: Закрепление умений, необходимых при изображении людей в пространствеЗадачи:образовательные:- учить правильной композиции в листе;- дать представление о свойс...

    Внеклассное мероприятие для учащихся 4 – 5 классов. «Русской речи Государь по прозванию Словарь»,подготовлен учителем английского языка Сиволаповой Р. А.

    Интересное мероприятие, способствующее привитию навыков  пользования словарями. Учит самостоятельно получать ответы на вопросы, что играет огромную роль в самообразовании читателя....