Реферат "Тургенев и театр"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Насонова Светлана Ивановна

Реферат "Тургенев и театр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тургенев и театр17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Полянская основная общеобразовательная школа

муниципальный этап регионального конкурса

«Литературный лабиринт»

Реферат: « И.С. Тургенев и театр».

Выполнила ученица 8 класса

                                                                  Евгениади Анна

                                                                                   Руководитель: Насонова С.И

с.Поляна

2018г

     Когда мы говорим об Иване Сергеевиче Тургеневе, мы вспоминаем прежде всего его «Записки охотника», повести «Ася» и «Первая любовь», романы «Отцы и дети», «Накануне». Вспоминаем десятки других названий его рассказов, повестей, романов и часто забываем о его пьесах: как драматург он известен нам несравненно меньше.

Театр привлекал Тургенева с детства- и как зрителя, и как участника домашних спектаклей, и как автора. Будучи студентом Петербургского университета, он присутствовал в Александринском театре на первом представлении комедии Гоголя «Ревизор». В 1840-е годы, выступая иногда в журналах как критик, молодой писатель в своих статьях выражал глубокую неудовлетворенность современным состоянием русского театра, отсутствием в его репертуаре самобытных национальных произведений.

Во второй половине 40-х- начале 50-х годов Тургенев интенсивно и с увлечением работает в жанре драматургии, создает одну за другой свои произведения: «Безденежье», «Где тонко там и рвется», «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне». И в драматургии Тургенев оставался Тургеневым-художником, глубоко и тонко постигающим современную жизнь, правдиво и поэтично воспроизводящим её в своих произведениях.

Тургенева всегда влекли к себе люди, духовно и эмоционально одаренные, честные и искренние. Такие люди живут и на страницах его произведений, и живут, так же как бывает и в действительности, очень непросто, потому что это люди высоких моральных принципов, высокой требовательности к себе и к другим. И в этом отношении пьеса «Месяц в деревне» не является исключением.

Действие комедии развертывается в помещичьей усадьбе, с ее привычным, устоявшимся бытом, который, казалось бы, прочен и надежен.

«Месяц в деревне» - это пьеса о любви, об испытаниях и муках, которые она, счастливая и несчастная несет тем, кто умеет по-настоящему любить.

Тургенев,  поставил себе в этой пьесе «довольно сложную психологическую задачу». Эта задача была под силу далеко не каждому даже и большому писателю, не говоря уже о том, что Тургенев задавался ею в драматургическом жанре, возможности которого для её решения несравненно более ограниченны, чем скажем, возможности повести или романа. Ведь речь идет о человеческих чувствах, непосредственное проявление которых для героев пьесы было почти полностью исключено жизненными обстоятельствами. А между тем по законам драматургического жанра, где роль автора сводится к скупым ремаркам для актеров, только сами герои могли и должны были говорить об этом. И Тургенев, как истинный мастер, справился с этой никогда до него не решавшейся и даже не выдвигавшейся в русской драматургии проблемой.

От начала до конца пьеса читается с неослабевающим интересом, и интерес этот предопределен напряженным драматизмом душевных переживаний ее главных героев. Искусством большого художника Тургенев не только посвящает нас в эти переживания, но и возбуждает в нас глубокое и активное сочувствие к ним. Уже первый диалог Натальи Петровны и Ракитина, происходящий на угнетающем фоне реплик матери её мужа, её компаньонки, немца-гувернера, занятых игрой в карты, передает нам душную атмосферу летнего помещичьего времяпровождения, с его бездельем, праздными разговорами и скукой. Не одни только подавленность и тоска звучат в этих словах Натальи Петровны, есть в них и живая нота ещё не угасших в ней молодости и надежд. Эта нота слышится и в её сообщении Ракитину о Беляеве, новом учителе, взятом для сына.

Вместе с проницательным Ракитиным, который любит Наталью Петровну, мы следим за развитием её любви к Беляеву, сочувствуем ей и не перестаем сочувствовать даже тогда, когда она, движимая ревностью, почти решается на жестокий поступок, желая выдать Верочку замуж за Большинцова.

Любовь Натальи Петровны гибнет, хотя она и не была безответной. Неразделенным осталось пылкое и непосредственное чувство Верочки, полюбившей в первый раз. Грустна и горька участь умного и тонко-проницательного Ракитина, давно и глубоко любящего Наталью Петровну. И Наталья Петровна, и Верочка, и Беляев, и Ракитин—все они способны на большое чувство, достойны его и находятся в его власти, но никому из них любовь не принесла счастья, ибо сложна жизнь, сложны и запутанны человеческие отношения, в которых любовь далеко не всегда играет свою главную и великую роль. Да и сама любовь сложна и непредсказуема и часто не находит себе отзвука.

Герои пьесы заняты своей жизнью, они не рассуждают на общественные и политические темы, не возмущаются современными порядками, и тем не менее вывод о глубокой общественной неустроенности русской жизни, о крайнем неблагополучии взаимоотношений в дворянском сословии, опоре русского самодержавного государства, напрашивается сам собой по мере развития событий в пьесе.

Пройдет полвека, и начнет создавать свои психологические пьесы А.П. Чехов, прямой наследник и продолжатель Тургенева в драматургии. Тургенев закончил работу над пьесой весной 1850 года. Однако на пути её к читателю, как это не однажды бывало с тургеневскими произведениями, встала цензура, которая запретила ее печатание в «Современнике». Однако пьеса читалась в Петербурге по рукописи и писатель, живший тогда в Париже, получал в письмах одобрительные отзывы о ней от почитателей своего таланта. Это побудило Тургенева сделать еще одну попытку напечатать комедию уже не в Петербурге, а в Москве.

Создавая драматическое произведение, каждый писатель видит конечное воплощение своего замысла в сценической постановке. Для сцены писал и Тургенев. Его комедий ждал великий русский актер М. С. Щепкин, для которого были предназначены главные роли в «Холостяке» и «Нахлебнике». В главных ролях тургеневских пьес появлялись такие замечательные русские актеры, современники Тургенева, как А.Е. Мартынов, П. М. Садовский, С.В. Шумский, игравшие на сценах петербургского Александринского и московского Малого театров.

«Месяц в деревне» имел успех на сцене. Это случилось в 1879 году, когда молодая и малоизвестная актриса Александринского театра, в будущем знаменитая М.Г, Савина, решила взять для своего бенефиса «Месяц в деревне». Спектакль, по словам одного из рецензентов, стал «действительным праздником для всех любящих дело русского театра». Тургенев не был в числе первых зрителей своей комедии: он приехал в Петербург уже после того, как она несколько раз прошла на сцене, и присутствовал на одном из её последующих представлений. В своих воспоминаниях М.Г. Савина так рассказывала об этом спектакле: «С каким замиранием сердца я ждала вечера и как играла—описать не умею; это был один из счастливейших, если не самый счастливый спектакль в моей жизни. Я священнодействовала… Мне совершенно ясно представлялось, что Верочка и я—одно лицо… Что делалось в публике—невообразимо! Иван Сергеевич весь первый акт прятался в тени ложи, но во втором публика его увидела, и не успел занавес опуститься, как в театре со всех сторон раздалось: «Автора…!»

27 сентября 1883 года Петербург, а с ним и весь мир хоронил Тургенева, а вечером в этот день на Александринской сцене шла его комедия «Месяц в деревне», и снова Савина играла Верочку: тургеневское искусство утверждало свою победу над смертью.

Более чем вековая сценическая биография комедии «Месяц в деревне» содержит много ярких и светлых страниц, и среди них—постановка её в Московском Художественном театре в 1909 году, осуществленная К.С. Станиславским и И.М. Москвиным. Станиславский был исполнителем роли Ракитина, и в первую очередь ему, режиссеру и актеру, спектакль был обязан своим успехом. Десятки раз «Месяц в деревне» ставился на советской сцене, как в Москве и Ленинграде, так и во многих других городах нашей страны. Его постановки предпринимались также в Вене и Копенгагене, Берлине и Гамбурге, Лондоне и Париже, Варшаве, Нью-Йорке и Риме.

Комедии Тургенева суждена долгая жизнь. В каждом новом поколении она найдет своих многочисленных читателей и зрителей, всех, кто стремится постичь сложный и многогранный мир человеческих отношений, воспитать в себе культуру чувств.

Литература: Н. Никитина «Послесловие» Ленинград 1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр. Зачем ребёнку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?...

Театр яши, театр яшәячәк

Тема: «Театр жил и будет жить…»Класс: 7Цель:1. Развитие творческих способностей учащихся; развитие эстетических представлений и актёрских способностей у детей;2. Познакомить учащихся с некоторым...

Образовательная программа «Театр и мы» для дополнительного образования детей (объединения «Детский театр»)

Программа «Театр и мы» рассчитана на три года обучения:  для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет. Коллектив формируется с уч...

Программа спецкурса "Театр и литература "(От уроков литературы к истории театра)

Программа спецкурса ориентирована на формирование у учащихся эстетической культуры, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого....

интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр"

Презентация по МХК  "Азбука театра  (часть1)  Виды театра. Античный театр" Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована на уроках изобр...

Час общения на тему "Театр, театр, театр"

2019 год объявлен годом Театра. Но сельские жители и, в том числе, дети имеют  узкое представление о  театре. Для того , чтобы расширить представление о театре, как об удивительном и древнем...